АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА




ВВЕДЕНИЕ


 

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

 

(1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

 

(2) Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

 

()^ Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

 

(4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

(5) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

 

(б) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях

 

(7)Автоматизация звука Л в игровых упражнениях (9^ Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях

 

(9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

 

(10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

 

В данном альбоме представлена система упражнений по автоматизации звука Ш. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

 

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и

 

соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно.

 

Автоматизация звука Ш проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука Ш изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

 

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним


 

 

из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук*. Этот приём также помогает активизировать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:

 

1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленное на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

 

2. Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, шапка — направо, шахта — направо, шайба — вниз...».

 

3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звёздочкой, — через одну.

 

4. Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок проговаривает все слова — названия картинок лабирита. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.

 

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5—10). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автоматизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рассказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас обязательно порадуют.

 

 

* На обороте обложки представлены следующие плоские игрушки: мышонок, мишка, петушок.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 2, 3, 5, 11, 12 предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 1, 4, 6—10 выполняются 10—15 раз.

 

1. НАКАЖЕМ 2. ЛОПАТОЧКА
НЕПОСЛУШНЫЙ  
ЯЗЫЧОК  
Положить широкий язык на нижнюю губу. Рот открыть. Положить широкий
Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя- расслабленный язык на нижнюю губу.
пя... Остановиться и удерживать широкий Занести «лопатку» в рот, стараясь не
язык в спокойном положении. напрягать язык.
3. ЧАШЕЧКА 4. ЛОШАДКА

 

Открыть рот. Широкий расслабленный Присасывать язык к нёбу, растягивая
язык поднять к верхней губе. Прогнуть подъязычную связку. Щёлкать языком
среднюю часть языка, загнув кверху медленно и сильно. Нижняя челюсть
боковые края. должна быть неподвижна!

 

ГРИБОК 6. ГАРМОШКА


 

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.


 

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!


 

КОНФЕТА


 

ВКУСНОЕ

 

ВАРЕНЬЕ

 


 

Губы сомкнуть. Напряжённым языком Рот приоткрыть. Широким языком
упираться то в одну щеку, то в облизывать верхнюю губу, делая движения
другую. сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

 


 

 

КАЧЕЛИ


 

ПОЧИСТИМ

 

ЗУБКИ

 


Сначала выполнять с

 

закрытым ртом, затем

 

— с открытым.


 

Открыть рот, как при произнесении звука А. «Почистить» кончиком языка верхние
Языком тянуться попеременно то к носу, то к зубы с внутренней стороны (слева —
подбородку. направо, сверху вниз). Нижняя челюсть
  неподвижна!

 

ПОГРЕЕМ

ЛАДОШКИ

 

 

Рот открыть. Губы вытянуть вперёд. Рот приоткрыть. Губы округлить и немного
Произность на выдохе звук X (х-х-х), как бы вытянуть вперёд. Упражнение делается без
согревая ладошки. напряжения, одними губами. Нижняя челюсть
  неподвижна!

Упражнение «Змейка». Помоги змейке добраться до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.)


Упражнение «Песенки». Змейка прекрасно умеет шипеть. Сегодня она решила научить тебяправильно произносить свой любимый звук Ш. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе со змейкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ш в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)


 

 

ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШИ-ШИ-ШИ ШУ-ШУ-ШУ ШЕ-ШЕ-ШЕ


 

ША-ША-ШО

 

ШО-ШИ-ШО

 

ШИ-ШУ-ШУ

 

ШУ-ША-ША

 

ШЕ-ШЕ-ШИ


 

ШО-ША-ШО-ША ШИ-ШИ-ШО-ШО ШУ-ША-ШУ-ША ШЕ-ШИ-ША-ШУ ША-ШО-ШИ-ШЕ

 


 

АШ-АШ-АШ ОШ-ОШ-ОШ УШ - УШ - УШ ИШ - ИШ - ИШ эш - эш - эш


 

 

АШ-ОШ-АШ УШ-АШ-УШ ОШ-ИШ-ОШ АШ-ИШ-ИШ ЭШ-АШ-ЭШ


 

 

АШ-ОШ-УШ-ЫШ ЫШ-УШ-ОШ-АШ ЕШ-ИШ-ЮШ-ЯШ АШ-ЯШ-ОШ-ЕШ ЫШ-ИШ-ЯШ-АШ


Лабиринт 1

 

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение/

 

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Играют в... (шахматы).

 

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5картинок.) Запомни ихи повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ш.

 

* Здесь и далее: игры, отмеченные звёздочкой, могут проводиться с любым лабиринтом.

 

Перечень картинок лабиринта: шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.


Лабиринт 2

 

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки,измени их названия по образцу. Образец: шина — шины. Какие слова не изменились?

 

Упражнение «Мой, моя, мои, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой(моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой шиповник...)

 

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинкуволшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)

 

Перечень картинок лабиринта: шина, шипы, шило, шиповник, ширма, <7>, шуба, шея, шорты.


Лабиринт 3

 

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку иназови слово. Образец: яркая, заметная... — афиша.

 

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяяколичество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

 

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: На стене висит яркая афиша.

 

Перечень картинок лабиринта: уши, мыши, камыши, галоши, <7>, каша, лапша, крыша, афиша.


Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше

 

ответов. Образец: Шкаф какой? — Большой, вместительный, деревянный...

 

Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение из двух-трёхслов с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. (Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: У Ани шляпа. — Шляпа у Ани.

 

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни)как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

 

 

Перечень картинок лабиринта: шкаф, шланг, шпага, школа, шлем, шмель, швея, шляпа, шлюпка.


Упражнение «Живое — неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, азатем — неживые предметы.

 

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец:

 

подушка — подушечка. Какие слова нельзя изменить?

 

Упражнение «Доскажи словечко»*. Я произнесу начало предложения, а ты закончи его, выбравподходящее слово-картинку. Образец: В лесу громко кукует... (кукушка).

 

 

Перечень картинок лабиринта: кошка, пушка, мишка, <7>, дедушка, бабушка, подушка, кукушка, катушка.


Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его половинку (начало). А ты добавьнедостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: ша... — -лаш, шалаш.

 

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит нужное слово.)

 

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с нимпредложения по образцу. Образец: Вчера малыш играл. Сегодня малыш играет. Завтра малыш будет играть.

 

 

Перечень картинок лабиринта: душ, мышь, малыш, ландыш, детёныш, <7>, финиш, карандаш, шалаш.


Упражнение «Четвёртый — лишний». Помоги Мишутке. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Ш.


Упражнение «Закончи предложения по картинкам». Послушай (прочитай) и закончипредложения. Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук Ш.

 

 

У Ми-ши но-ва-я Па-па е-дет на

Да-ша на-шла Ма-ша по-мо-га-ет

 

Упражнение «Новые слова». Вместе с волшебницей преврати одни слова в другие.


 

Замени в словах первый звук на звук Ш. Образец: пар —... (шар). Какие слова утебя получились?


 

 

Замени в словах последний звук на звук

 

Ш. Образец: дуб —... (душ). Какие слова утебя получились?

 


ПАР ... ДУБ —»...
ТАПКА ... ИДЕТ _...
ГУБЫ _... ПОЁТ.....
ТОПОТ —.... ЕДЕТ ...
МЫЛО —... ДЫШИТ —...
СПОРЫ—.... ПАДАЕТ....

Упражнение «Посчитай». Помоги Наташе и Паше собрать игрушки. Посчитай игрушки ребят. Образец: одно лукошко, два лукошка... Какаих игрушек больше? Каких — меньше? Посчитайигрушки в обратном порядке. Образец: четыре лукошка, три лукошка...


Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови картинки. Соедини друг с другом подходящиекартинки из красной и синей рамочек. Составь словосочетания по образцу. Образец: дедушка и бабушка (шиповник и шмель, мышь и кошка, картошка и мешок, душ и шампунь, шайба и клюшка, камыш и лягушка).


Упражнение «Какой? Какая? Какие?» Красная Шапочка не знает, как ответить на вопрос однимсловом. Помоги ей. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук Ш. Образец: Каша из пшена какая? — Пшённая.

 

Каша из пшена какая? Сок извишни какой? Слон не маленький,

 

а какой? Компот из груш какой? Конфеты из шоколада какие? Шоссе не узкое, а какое? Из шерсти шапка какая? Портфель для школьника какой?

 

Упражнение «Исправь предложение». Дедушка Ау перепутал слова в предложениях, чтобыникто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.

 

 

Письмо пишет дедушку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: