Определение ИТ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ИТ [ Information Technology, IT ] - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих создание, хранение, обработку, передачу, защиту и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
1. Энциклопедия в Интернете - Whatis (whatis.techtarget.com):" ИТ - термин, относящийся ко всем технологическим средствам, используемым для создания, хранения, обмена и использования информации в ее различных формах (деловые данные, телефонные переговоры, фотографии, видеозаписи, мультимедийные представления, а также какие-то иные, которые могут появиться в будущем) ".
2. Энциклопедия в Интернете - Wikipedia (wikipedia.org). " Информационные технологии или информационные и коммуникативные технологии (ИКТ [ Information & Communication Technology, ICT ]) - это технологии, применяемые для обработки информации. В частности, они используют компьютеры и программное обеспечение для преобразования, хранения, защиты, передачи и извлечения информации в любом месте и в любое время ".
3. " ИТ - приемы, способы и методы применения технических и программных средств при выполнении функций обработки информации".
4. " Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов".
Информационная технология является непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Развитие ИТ в современных условиях основано на применении вычислительной техники и связанных с нею методов и средств автоматизации информационных процессов. В зависимости от степени использования этих средств ИТ иногда условно разделяют на традиционную ИТ и современную ИТ.
|
Основная цель ИТ (информационных технологий) — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию, с целью ее анализа, и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
ИТ тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования.
ИС. АИС – это человеко-компьютерные системы для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующие определенные информационные технологии. Они обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений, помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты. Первые АИС появились в 50-х гг. Развитие АИС и их назначение тесно связано с развитием ИТ (но это разные понятия: ИТ могут существовать и вне АИС, а реализация функций АИС без ИТ невозможна).
Классификация АИС
Итак, автоматизированная система управления – это человеко-машинная система управления, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления объектом.
Более высокий класс систем представляют автоматические системы управления, работающие по заданной программе без участия человека. Самый высокий класс систем – это адаптивные автоматические системы управления. Участие человека в АСУ объясняется тем, что не всегда удается формализовать все операции в системе, а иногда для принятия решения необходимы элементы творчества; не всегда получаемая информация имеет машинное представление (например, речевая).
|
По характеру решаемых задач и степени автоматизации процессов управления различают следующие виды АСУ: информационные, информационно-аналитические, административно-организационного управления.
Автоматизированные информационные системы (АИС) предназначены для автоматизации процессов сбора, обработки и анализа информации о состоянии управляемых объектов в условиях их функционирования, необходимой для административных работников органов управления. Основу их составляют информационно-поисковые системы, осуществляющие сбор, накопление, хранение, обновление и выдачу по запросам информации, реализуемые на ЭВМ. Такие системы повышают оперативность управления, но не решают задачи оптимизации управления и не принимают решения.
Автоматизированные информационно-аналитические системы (АИАС) предназначены для автоматизации двух важнейших процессов: сбора и анализа информации, принятия решений и планирования. В отличие от АИС, в этих системах предусматривается обработка информации для построения вариантов решений и прогнозов, повышение оперативности управления, качества принимаемых решений и планов их исполнения.
Автоматизированные системы административно-организационного управления (АСАОУ) – комплексные системы, предназначенные для автоматизации всех основных процессов управления: сбора и анализа информации, разработки вариантов решения и планов, доведения решений до исполнения и контроля исполнения. Из этого класса систем можно выделить автоматизированные системы доведения решений (команд, распоряжений) (АСДР), предназначенные для автоматизации процесса доведения командной информации до исполнителей в условиях, требующих особой оперативности: предупреждений об авариях, пожарах и других опасных ситуациях; доведения распоряжений, требующих немедленного исполнения и т.д.
|
Техническую основу АСАОУ составляют универсальные ЭВМ со значительным набором свойств, включенные в единую автоматизированную систему связи. В таких системах математическое, программное, информационное и лингвистическое обеспечение позволяют решить все информационные задачи, задачи прогнозирования, математического моделирования, планирования, оптимизации решений, доведения решений до исполнителя и контроля исполнения. Другими словами, АСАОУ есть высший уровень сложных автоматизированных систем управления.
Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по целому ряду признаков (рис.1.3). (Существует множество классификаций (напр., см. 5).
Т.к. классификация систем по сфере управления очевидна, рассмотрим следующие признаки.
По видам процессов управления автоматизированные информационные системы подразделяются на:
АИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.
Для АИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления, в частности: банковские АИС, АИС фондового рынка, финансовые АИС, и др.
АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой – самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования.
Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
Рисунок 1.3 – Классификация АИС
Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.
Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.
Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.
Состав и задачи АСУ
Состав АСУ
АСУ состоит из функциональной части и обеспечивающих подсистем.
Функциональная часть АСУ состоит из набора взаимосвязанных программ для реализации конкретных функций управления (планирование, финансово-бухгалтерская деятельность и др.).
Функциональную часть АСУ принято условно делить на подсистемы в соответствии с основными функциями управления объектом. Подсистемы в свою очередь делят на комплексы, содержащие наборы программ для решения конкретных задач управления в соответствии с общей концепцией системы. Состав задач функциональной части АСУ определяется типом управляемого объекта, его состоянием и видом выполняемых им заданий.
Например, в АСУ предприятием часто выделяют следующие подсистемы: технической подготовки производства; управления качеством продукции; технико-экономического планирования; оперативно-производственного планирования; материально-технического обеспечения; сбыта продукции; финансово-бухгалтерской деятельности; планирования и расстановки кадров; управления транспортом; управления вспомогательными службами. Деление функциональной части АСУ на подсистемы весьма условно, т.к. процедуры всех подсистем тесно взаимосвязаны и в ряде случаев невозможно провести чёткую границу между различными функциями управления.
Обеспечивающие подсистемы:
1) организационное обеспечение (методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы, типовые пакеты прикладных программ, техническая документация, организационно-штатная структура проекта)
2) правовое обеспечение (документы, регламентирующие отношения между участниками процесса создания системы, …)
3) техническое обеспечение (КТС, предназначенный для обработки данных на ЭВМ)
4) Математическое обеспечение (совокупность матмоделей и алгоритмов для решения задач, средства матстатистики…)
5) Программное обеспечение (совокупность компьютерных программ, описание и инструкции к применению на ЭВМ)
6) Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, информационные базы)
7) лингвистическое обеспечение (традиционные языки и языки, предназначенные для диалога с ЭВМ)
8) Технологическое обеспечение (информация по этапам обработки информации различных видов, например, этапы формирования БД и БЗ)
Методы и концепции создания АИС
Разработка сложных ИС предприятий невозможна без тщательно обдуманного методологического подхода. Какие этапы необходимо пройти, какие методы и средства использовать, как организовать контроль за продвижением проекта и качеством выполнения работ – эти и другие вопросы решаются методологиями программной инженерии.
Для успешной реализации проекта объект проектирования (ИС) должен быть, прежде всего, адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС.
Для различных классов систем используются разные методы разработки, определяемые типом создаваемой системы и средствами реализации. Современные методы создания ИС разного назначения базируются в основном, на трех подходах: объектно-ориентированная технология, основанная на знаниях (интеллектуальная) технология и CASE-технология (см. рисунок 1.4).
Рисунок 1.4