Армянская диаспора в России




 

Этот раздел написан на основе данных специальной исторической и историко-этнографической литературы, этнографических экспедиций, текущей статистики, периодических изданий и посвящен истории формирования наиболее крупных армянских общин в различных районах России. Особое внимание я уделяю современным этнокультурным характеристикам отдельных групп армянского этноса, проживающих как дисперсно (преимущественно в городах), так и компактно (преимущественно в селах), исследуя степень прочности и сохранности тех или иных элементов национальной специфики и их взаимодействие с общероссийскими, что позволяет судить о глубине адаптации армян к иноэтнической среде.

Первые сведения. На территории России в разные исторические периоды было создано несколько армянских поселений', большинство из которых постоянно пополнялось соотечественниками из Армении. Напомню, что в 1801-1828 гг. Восточная Армения вошла в состав Российской империи.

До первой мировой войны подавляющая часть армян (около 4 млн. человек) жила компактно на территории исторической Армении: около 1,5 млн. человек в России, остальные - в Турции. После жесточайшего геноцида, учиненного в 1915-1916 гг. и длившегося вплоть до 1922 г. османскими властями, когда свыше 1 млн. западных армян было истреблено и почти столько же насильственно выселено, главным образом в бесплодные районы Месопотамии, где большинство их погибло, свыше 300 тыс. из уцелевших армян нашли убежище в России, в том числе в Восточной Армении.

Первые сведения об армянах, обосновавшихся в Древней Руси, относятся к X-XI вв., когда начали устанавливаться торговые и культурные связи между Русью и Закавказьем. Немалую роль в этом сыграли армянские общины, самая древняя из которых была в Киеве. Об этом имеются сведения как в армянских источниках, так и в древнерусских летописях. Более прочными связи армян с Киевом становятся после принятия Русью христианства в 988 г. Расцвету армянской общины здесь способствовала и женитьба великого князя Владимира Святославича на Анне - сестре византийского императора Василия II, армянина по происхождению. По данным переписи 1989 г., численность армян в Москве составляла 44 тыс., а в Московской области - 9,2 тыс. человек, но, судя по оценочным данным последних лет, фактически она стала значительно выше. Исследования московских этносоциологов, проведенные в 1987-1989 гг. в рамках общесоюзной программы <Оптимизация социальных условий развития наций> под руководством Ю.В.Арутюняна, показали, что из общего числа вошедших в представительную выборку взрослых армян, постоянно проживающих в Москве, около четверти были местными уроженцами, а остальные - мигранты, приехавшие в столицу преимущественно в молодом возрасте из городов Армении (44%), Грузии и Азербайджана (31%), России и других мест (25%). Для успешной адаптации к иноэтнической и новой социально продвинутой столичной среде, чтобы выдержать определенную социальную конкуренцию, мигранты должны были соответствовать жестким социально-этническим характеристикам. Прежде всего это касалось знания русского языка. Армянские мигранты в подавляющем большинстве - выпускники русских школ у себя на родине и поэтому свободно владели русским языком. Что касается армян-москвичей, то, согласно переписи 1989 г., более половины из них (56,7%) считают русский язык родным.

Для социального продвижения мигрантов важен соответствующий уровень образования. Обследование показало, что среди армян, прибывших в столицу за последние 9 лет, к моменту опроса высшее образование имели 50%, среди старожилов - 69%, а среди уроженцев Москвы - 72%. В целом в Москве среди взрослых армян 65% были с высшим образованием (среди основного населения Москвы - русских высшее образование имели 46%). При этом наибольший удельный вес армян с высшим образованием был отмечен среди лиц 60 лет и старше (76%), уже полностью реализовавших свой потенциал в иноэтнической среде, а наименьший - среди молодежи 18-29 лет (57%), которой еще только предстояло это сделать. У русских, в большинстве своем местных уроженцев, как и в целом у всего населения бывшего Советского Союза, наблюдалась иная закономерность: чем моложе были люди, тем они были образованнее (в данном случае соответственно 26 и 53%).

Армяне выделялись среди москвичей знанием иностранных языков: среди русских 10% свободно или прилично знали какой-нибудь иностранный язык, среди армян таких лиц было 19%, при этом среди уроженцев Москвы это отмечалось в два раза чаще (38%).

Об интенсивной социальной динамике армян свидетельствует и то, что у более половины опрошенных положение на работе за последние 10 лет к моменту исследования стало выше. Среди новоприбывших 40% были заняты в промышленности, на транспорте, в строительстве, 18% - в сфере обслуживания и только 13% работали в научных и творческих организациях. Среди старожилов это соотношение было равно 13, 10 и 38%, т.е. по мере адаптации и с ростом образования удельный вес рабочих среди армян резко сокращался и росло число лиц, занятых умственным трудом. Среди армян - уроженцев Москвы разрыв между физическим и умственным трудом был еще больше: только 15% были заняты в промышленности, на транспорте и в строительстве, 9% - в сфере обслуживания и 43% работали в научных и творческих организациях.

Условия мегаполиса, каким является Москва, делают затруднительным вступление в предпочтительные (как правило, для большинства армян) однонациональные браки. В результате 70% семей московских армян - национально смешанные, преимущественно армяно-русские (60%). Естественно, что национальная специфика, сохраняющаяся в той или иной мере, как правило, лишь в пище, особенно в праздничной, а также в семейно-бытовой сфере, сильнее проявляется в однонациональных семьях, причем чаще среди новоприбывших мигрантов, в первую очередь из Армении. Сравнительный анализ структуры семей у армян и русских показал, что у армян семьи более многочисленны, чем у русских (свыше половины из них состояли из четырех и более человек), чаще двухдетные (58%) и преимущественно полные (80%), включающие обоих супругов. Своеобразным индикатором устойчивости национальной специфики в семейном быту могут служить и ответы на некоторые вопросы анкеты, касающиеся взаимоотношений супругов, родителей и детей. Например, на вопрос: <Надо ли спрашивать согласия родителей на брак? > - положительно ответили в однонациональных армянских семьях 69%, в армяно-русских семьях - 46%, а среди русских - 38%. Армяне реже (25%), чем русские (35%), предпочитают, чтобы домашние обязанности в их семьях распределялись между супругами поровну.

Заметнее национальные вкусы проявлялись в сфере духовной культуры, хотя в целом, как показало обследование, художественные вкусы армян-москвичей, особенно интеллигенции, вовсе не ограничивались <национальным> набором, а их культурные интересы были достаточно широки. Например, более половины из опрошенных армян (53%) ответили, что любят классическую музыку, тогда как среди русских такой выбор сделали 38%. В то же время свою народную музыку армяне и русские предпочитали практически в равной степени: 46 и 48%. Следует отметить, что по мере адаптации вкусы армян существенно менялись: если среди новоприбывших любители классической и народной музыки составляли 35 и 60%, то среди армян - уроженцев Москвы - соответственно 67 и 24%.

Активная социальная жизнь армян-москвичей в условиях многонационального города в определенной мере сопровождается ослаблением их контактов с людьми своей национальности, а также, по мере их адаптации к новой среде, довольно быстрым исчезновением этнических черт в их культуре, чему во многом способствуют дисперсное расселение и высокая доля национально смешанных браков. Однако, несмотря на это, для каждого из них, независимо от степени знания языка, связей с Арменией, внутриэтнических контактов, характерно, как подчеркивает Ю.В.Арутюнян, четкое национальное самосознание, самоидентификация с собственной нацией. Как показало обследование, доля армян-москвичей, ощущавших свое родство с армянским этносом, была почти одинаково высокой и у новоприбывших армян (97%), и у старожилов (90%), и у армян - уроженцев Москвы (88%).

С конца 80-х годов общественная жизнь московских армян значительно активизировалась. Было организовано несколько центров армянской культуры: <Маштоц>, Московское армянское культурное общество, армяно-русское просветительное общество <Юсисапайл>, открылись воскресные классы и школа для детей, курсы по изучению армянского языка для взрослых, в 1992 г. - армянская гимназия, в 1993 г. - государственная русско-армянская школа, в 1997 г. при школе № 1224 был открыт русско-армянский культурно-образовательный центр. Развернулась благотворительная деятельность, прежде всего для оказания помощи Нагорному Карабаху, армянским беженцам из Азербайджана и пострадавшим во время землетрясения в Армении. В 1988 г. был создан Московский армянский театр, в 1989 г. - Московский армянский камерный хор. В 1989-1995 гг. на русском языке издавалась ежемесячная газета <Армянский вестник>, широко информировавшая своих читателей как об истории и культуре армянского народа, так и о современных проблемах Армении и армянской диаспоры. В 1991-1994 гг. на русском языке печатался всероссийский журнал <Pro Armenia>, названный так в память журнала, издававшегося с 1900 по 1914 г. в Париже с участием видных представителей французской интеллигенции - А.Франса, Ж. Клемансо и других. В 1994-1996 гг. в Москве издавали журнал <Новый Вавилон>, страницы которого были в основном посвящены межнациональным проблемам в разных регионах и России, и ближнего зарубежья. Кроме перечисленных изданий выходит несколько журналов и газет: с 1996 г. - информационно-аналитический бюллетень <Диалог>, <Информационный бюллетень> (публикуется общественной организацией Армянская община Москвы); с 1997 г. - газета для армянской диаспоры в России <Анелик>. С 1994 г. возобновлено издание армяно-русского христианского вестника <Юсисапайл> (<Северное сияние>), издававшегося в середине XIX в. в Москве, с 1998 г. вновь выходит журнал <Армянский вестник>, печатавшийся, как было отмечено, в Москве в 1916-1918 гг.

Большую роль в социально-политической и культурной жизни московских армян в конце XX в. играют общественные организации, среди которых наиболее массовой и эффективной является Армянская община Москвы. В Москве действуют также Международный гуманитарный фонд арменоведения им. академика Ц.П. Агаяна, Международное общественное объединение <Центр русско-армянских инициатив>, Союз армяно-российского сотрудничества и возрождения. Армянский институт политологии и международного права. Международная армянская ассоциация медиков, Фонд поддержки русско-армянского содружества. Армянский клуб, Армянское студенческое землячество. Фонд им. Арно Бабаджаняна, аккредитовано представительство Общеармянского фонда <НАйастан>^. В начале 90-х годов на средства членов армянской общины на кладбище, рядом с церковью, был воздвигнут памятник-xawca в память всех погибших во время землетрясения и войны в Карабахе. Сюда ежегодно в скорбные для армянского народа дни собираются представители общественности, возлагают цветы, под звуки траурной мелодии слушают рассказы очевидцев, выступления уважаемых представителей народа, читают стихи. В 1995 г. Советом Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви при поддержке правительства Москвы было принято решение о строительстве в Москве Кафедрального собора Сурб Хач вместо Церкви Святого Креста, построенной в 1779 г. в Столповом переулке и взорванной в 1947 г. После конкурса был принят проект, авторы которого предложили воспроизвести в Москве одну из жемчужин армянского зодчества - храм Ахтамар, сооруженный на острове посреди озера Ван в 915 г. и впоследствии утраченный. Осенью 1997 г., накануне 850-летнего юбилея Москвы, у Никитских ворот был открыт подаренный армянской общиной городу монумент, посвященный дружбе народов России и Армении.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: