государственных стандартов




Порядок разработки государственных стандартов. В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к венных стандартов применению стандартов предусматриваются следующие стадии их разработки:

1. Организация разработки стандарта.

2. Разработка проекта стандарта (первая редакция).

3. Разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия.

4. Принятие и государственная регистрация стандарта.

5. Издание стандарта.

Разработке стандартов предшествуют подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ТК по закрепленным за ним объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта. Заявки могут представлять ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления РФ, предприятия и предприниматели.

ТК организует разработку проекта стандарта: определяет подкомитет, в котором будут разрабатывать стандарт, рабочую группу; устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта. Информацию о начале разработки стандарта ТК направляет для опубликования в специализированном издании Федерального агентства по техническому регулированию, для получения от заинтересованных предприятий заявок о направлении им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему. В пояснительной записке приводят: основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа; краткую характеристику объекта стандартизации; сведения о соответствии проекта стандарта законодательству РФ, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации, а также прогрессивным стандартам других стран; сведения о патентной чистоте проекта стандарта; сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене; сведения о рассылке на отзыв, а также краткую обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); сведения о согласовании, если оно проводилось; источники информации.

ТК (ПК) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации РФ и направляет его с пояснительной запиской членам ТК (ПК). Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта (на заседании, путем переписки, переговоров) и подготавливают свои предложения по нему. ТК (ПК) с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции и направляет его заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Федерального агентства по техническому регулированию (Госстроя России), если она не является членом ТК, а также рассылает его на отзыв с учетом полученных заявок.

Заинтересованные предприятия и специалисты, получив проект стандарта на отзыв, составляют отзывы на него и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее чем через два месяца со дня получения проекта стандарта.

ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта и направляет его членам ТК (ПК), органам государственного контроля и надзора, в научно-исследовательскую организацию, которые дают по нему заключение с обоснованными предложениями. С учетом предложений и заключения ТК (ПК) дорабатывает проект стандарта. При наличии разногласий по проекту стандарта ТК (ПК) организует рассмотрение и снятие этих разногласий и затем на заседании проводит по нему голосование. Решение заседания оформляют протоколом. Допускается не проводить заседания ТК (ПК), если члены ТК (ПК) подтвердили согласие с проектом стандарта письмом, телеграммой, телефаксом, подписанным руководителем предприятия. Одобренный проект стандарта (с проектом должны быть согласны не менее двух третей членов ТК) ТК направляет для принятия в Федерального агентства по техническому регулированию с сопроводительным письмом и соответствующей документацией и заказчику стандарта.

Федерального агентства по техническому регулированию рассматривает проект стандарта, принимает его и вводит в действие постановлением, осуществляет государственную регистрацию и издание в установленном им порядке.

С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводится проверка стандартов. С учетом результатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действующих) или отмена стандартов. Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или исключении отдельных требований стандарта.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Государственный контроль и надзор (ГК и Н) осуществляется за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности только обязательных требований государственных стандартов. Объектами ГК и Н являются продукция, в том числе импортная, услуги, техническая документация, технологические процессы.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Федерального агентства по техническому регулированию могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается и других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности – комитетов, федеральных служб инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

Федеральное агентство по техническому регулированию в соответствии со своим статусом осуществляет ГК и Н во всех областях деятельности, где применяются принимаемые им государственные стандарты, содержащие обязательные требования. Непосредственное осуществление ГК и Н от имени Федерального агентства по техническому регулированию проводится его должностными лицами – государственными инспекторами.

На основании положений Федерального закона «О техническом регулировании» и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:

– требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

– осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

– направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;

– привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

– принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

– проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

– соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

– соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

– принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

– направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;

– осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Основная форма ГК и Н – выборочная проверка, в процессе которой осуществляется технический осмотр, идентификация, испытания и другие процедуры, Обеспечивающие достоверность и объективность результатов.

Госнадзор в сельском хозяйстве осуществляется следующим образом. Государственный инспектор по проверке качества продукции в присутствии представителя предприятия отбирает пробы, которые подвергают контролю по показателям безопасности. Измерительный контроль отобранных проб проводят работники лаборатории предприятия в присутствии государственного инспектора. При необходимости анализы проводит государственный инспектор либо передает в установленном порядке их проведение другой компетентной организации (санитарно-эпидемиологическим станциям, станциям защиты и химизации объединений «Сельхозхимия» и др.) или территориальному органу Федерального агентства по техническому регулированию, имеющему надлежащую техническую базу. По результатам проверки составляется акт, который подписывает руководитель проверки и госинспектор.

При установлении факта нарушений обязательных требований государственных стандартов госинспектор выдает субъекту хозяйственной деятельности предписание о необходимости устранения выявленных нарушений и о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования продукции в качестве сырья на перерабатывающих предприятиях. Может быть выдан запрет на реализацию и импортной продукции, если она не соответствует обязательным требованиям.

За нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете или приостановке реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере стоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 тыс. руб., в случае если указанную стоимость определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена; изготовители (исполнители, продавцы) – до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Государственные инспекторы в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности могут направить необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодательством Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: