Философская система и диалектика Г. Гегеля




Объективный идеализм Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724 – 1804)

родился в скромной семье простого ремесленника (его отец был шорником). Всю свою жизнь он прожил на родине, в Кёнигсберге (Пруссия). По окончании школы и университета Кант 9 лет работал домашним учителем. Это время он использовал для продолжения образования. В 1755 г. он стал магистром и в том же году – доцентом Кёнигсбергского университета. Лекции Канта пользовались огромной популярностью, к тому же он вёл одновременно несколько курсов и не испытывал недостатка в средствах. В 1766 – 1722 гг. он был также библиотекарем замка. В 1770 г. Кант стал профессором. Современники признали его лучшим философом Германии. Творчество Канта делится на два периода. В первом, докритическом, он разработал гипотезу о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности, гипотезу о существовании Большой Вселенной галактик вне нашей галактики. Во втором, критическом, периоде он оформил свои философские взгляды в виде новой оригинальной теории.

Иммануил Кант критиковал метафизическую (надприродную) философию, рассуждавшей о трансцендентных (находящихся за пределами чувственного опыта) явлениях: Боге, душе, идее мира. Он отрицал возможность познания, не основанного на эмпирических данных. Наряду с эмпирическими источниками познания он признавал и априорные (доопытные). Это интеллектуальные категории (количество, качество, возможность, необходимость, причина, следствие), а также время и пространство как априорные формы чувственности. Они первичны, но не в том смысле, как врождённые идеи Локка, а потому, что упорядочивают, регулируют чувственное восприятие. Поэтому опыт делится на две части: формальную, носящую априорный характер, и содержание, исходящее из эмпирических данных. Кант считал, что любой объект не может быть достоверно познан, ведь мы воспринимаем лишь его воздействие на наши органы чувств – феномен (явление), а не сам этот объект. Поэтому он называет его «вещь в себе».

Кант отвергал противопоставление сенсуализма и рационализма, когда источником знания признавался либо чувственный опыт, либо интеллект. «Ни одну из этих способностей, – писал Кант, – нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один предмет нельзя было бы мыслить. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы».

Свободу человека Кант обосновывал его господством в предметном мире. Поскольку к свободному поведению способны все, необходимо общественное равенство. Сущность человеческой свободы состоит в том, что человек, в отличие от животных, способен сознательно управлять своими инстинктивными стремлениями, и поэтому не является пассивным природным объектом. Высшим проявлением свободы Кант считал самоограничение собственного произвола и уважение свободы других. Моральные нормы происходят не из религии, а формируются сознанием людей в ходе жизненной практики.

Нравственный закон Канта – категорический императив (безусловное повеление): «Поступай так, чтобы использовать человека для себя также, как и для другого, всегда как цель, и никогда лишь как средство». Нравственное поведение основано на ограничении личного эгоизма, происходящего из инстинкта самосохранения и вытекающего из него преувеличения личной ценности относительно других. Формула нравственного такова: «Поступай так, чтобы норма твоего поведения могла стать всеобщим законом». Незнание закона не оправдывает дурные поступки, т.к. в каждом человеке нравственный закон заложен априори, от рождения. Моральную ценность имеют лишь те поступки, которые связаны с преодолением естественного эгоизма.

Если же естественное поведение, основанное на любви, дружбе, симпатии совпадает с действием на основе закона, то оно не имеет моральной ценности.

Таким образом, свобода человека проявляется в его нравственном сознательном поведении. В то же время человек не свободен как природное существо, подчиняющееся законам природы.

Большое прогрессивное значение имело учение Канта о важности противоречий в развитии общества. Оно способствовало развитию диалектики. Прогрессивным было и учение Канта о необходимости вечного мира. Средством для установления и сохранения мира он считал развитие торговли и вообще самого разнообразного взаимовыгодного общения между государствами.

Философская система и диалектика Г. Гегеля

Георг Гегель (1770 – 1831)

самый выдающиеся представитель немецкой классической философии. Создал грандиозную философскую систему, теоретически обобщившую всё научное знание его эпохи. Родился в Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника. В молодости Гегель отличался радикальным образом мышления. Он выступал против феодально-монархических порядков Пруссии, посадил дерево свободы в честь Великой французской буржуазной революции. Философия Гегеля была господствующим идейным течением в Германии XIX в. Сложилась большая группа последователей Гегеля, развивавших его взгляды.

разработал свой диалектический метод. Он критиковал поня­тие «абстрактного тождества» и ввёл по­нятие «конкретного тождества», которое включает в себя различия. И наоборот, различие предполагает наличие сходных черт. Единство тождества и раз­личия составляет противоположность. Наличие противоположностей в едином, представляет собой противоречие. Противоречие является источником развития.

Основа системы Гегеля – принцип триады. Он раскрывает главный закон его диалектики – закон отрицания отрицания. Согласно ему, исходное положение объекта – тезис – в результате развития подвергается отрицанию, переходит в свою противоположность – антитезис, который в результате последующего отрицания (отрицания отрицания), превращается в синтез. Диалектическое отрицание включает элемент преемственности, сохранения в новом положительного содержания старого, поэтому в результате второго отрицания происходит не возвращение объекта в исходное состояние (тезис), а достижение более высокого уровня развития, синтезирующего (объединяющего) в себе положительные элементы предыдущих состояний. Т.е. отрицаемый объект не уничтожается, а частично используется. Такое отрицание Гегель обозначал термином «снятие».

Основой мира является мировой разум. Суть развития мира – самопознание мирового разума, осуществляемое через его воплощение (опредмечивание) в природе и обществе. Превращаясь таким образом в свою противоположность, в «инобытие», мировой разум может воспринять себя со стороны, раскрыть заложенные в нём потенциальные возможности и, осознав себя, обрести полноту и целостность.

Развитие происходит по принципу триады. Поэтому в системе Гегеля выделяется три части.

1. «Логика», предмет которой – сам мировой разум.

2. «Философия природы», задача которой – показать, что в каждой ступени развёртывания природы присутствует дух. Объявив природу инобытием идеи, Гегель пришёл к метафизическому утверждению о неизменно­сти материального мира и отрицал теорию эволюции. Идею развития он применял только к явлениям духовного порядка.

3. «Философия духа, или учение об обществе», где под «духом» понимается мировой разум, обогащённый в ходе своего развития. Объективный дух – это закономерность, возвышающаяся над жизнью индивидов и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Он проявляется в праве, экономике, морали, государстве и историческом процессе. Государство – это выражение народного духа. Основами государства являются семья и сословия. Гегель выделял 3 сословия:

субстанциальное (земледельцы),

промышленное (ремесленники, фабрикаты, купцы) и

всеобщее (чиновники, государственный аппарат).

Он отстаивал принцип абсолютного суверенитета государства: «Над государством нет судей». Всемирная история – это прогресс в осознании свободы. В ней выделяется:

восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет), характеризующийся отсутствием свободы;

греческий мир, в котором появилось сознание свободы, но свободными были не все;

римский мир, связанный с формированием личности как носителя правовых отношений;

германский мир, завершающий этап всемирной истории, на котором люди осознали тот факт, что человек по своей сути является свободным.

Абсолютный дух развивается от чувственного созерцания (искусства) к представлению (религии), а от него к мышлению в понятиях (философии).

У искусства, ре­лигии и философии одно н то же содержание – это «идея». Формой искусства яв­ляется чувственный образ, центральным эстетическим понятием – «идеал» (т.е. идея, воплощённая в действительности). Гегель не противопоставлял религию и философию, а говорил об их совпадении. Это позволяло исключать из религии мистические элементы и превращать религиозные догмы в философские символы. Например, христианскую догму о триединстве Бога Гегель истолковывает как символическое выражение диалектического движения идеи по принципу триады.

Гегель поставил вопрос об истории философии как науке. В истории философии он видел не просто смену различных мнений, а закономерный процесс развития, в котором внутренне связаны все философские системы.

В философии заканчива­ется процесс самопознания мирового разума. Именно философия раскрывает перед нами истинную основу мира, состоящую в самом мышлении.

Между диалектическим методом познания Гегеля и его философской системой имелось противоречие. Диалектический метод исключал какие бы то ни было законченные и завершённые формы развития, а создание системы требовало завершённости. Поэтому Гегель ограни­чил применение своего метода, объявляя современное ему прусское государ­ство высшей формой государственности и завершая процесс развития философии собственной философской системой.

Это противоречие отражало двойственную сущность философии Гегеля. Для неё была свойственна непоследовательность, свойственная немецкой буржуазии, то готовившейся к революции, то склоняющейся к консерватизму и идущей на компромиссы с монархией и помещиками. У Канта консерватизм проявился в признании современного ему немецкого государства наивысшей формой развития общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: