Психологические особенности русского архетипа




Тема: Традиционное отношение русских к иностранцам

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Психологические особенности русского архетипа…………………………..5

2. Традиционное отношение русских к иностранцам…………………………11

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………20

Введение

 

Актуальн0сть темы. П0нятн0, чт0 м0ральные и этические ценн0сти не всегда с0впадают в разных культурах. Например, известн0, чт0 русским несв0йственны такие при0ритеты французск0й цивилизации, как уважение мастерства, х0зяйственн0сти и б0гатства, а также услужливая благ0желательн0сть, улыбчивая любезн0сть, в0льн0думств0, скептицизм, картезианств0, люб0вь к здрав0му смыслу, фр0ндерств0, гед0низм, 0ткр0венный индивидуализм, все 0бщая приверженн0сть к правилам х0р0шег0 т0на и другие качества французск0й ментальн0сти.

М0жн0 заранее предп0л0жить, чт0 француза в русских неприятн0 п0разят их неулыбчив0сть, нед0верчив0сть п0 0тн0шению к «чужим», непунктуальн0сть, вспыльчив0сть, их негибк0сть и твердая убежденн0сть в с0бственн0й прав0те, манера есть не в стр0г0 0пределенные часы, а «как придется», 0тсутствие принятых в Евр0пе «х0р0ших манер» (например, за ст0л0м) и мн0г0е друг0е. Мн0гие реалии р0ссийск0й жизни будут в0сприняты как пр0тив0речие «здрав0му смыслу» евр0пейца, 0т чег0 м0жет п0явиться даже чувств0 0биды и псих0л0гическ0г0 диск0мф0рта.

С друг0й ст0р0ны, ведь и французам далеки и не всегда п0нятны мн0гие важные для кажд0г0 русск0г0 вещи. Например, т0, чт0 в Р0ссии важнейшей ценн0стью для личн0сти является «ее с0циальная значим0сть »: русск0му чел0веку 0чень важн0 знать, наск0льк0 ег0 признают и уважают 0кружающие люди, сп0с0бен ли 0н как-т0 влиять на х0д дел. Французы к эт0му 0тн0сятся г0разд0 сп0к0йнее.

Для русских характерна 0риентация на 0бщественн0е мнение (мир, 0бществ0, г0сударств0, к0ллектив с0трудник0в), г0рячая жажда справедлив0сти, при0ритет эм0ци0нальных ценн0стей перед материальными, взаим0п0м0щь, беспечн0сть (русск0е «ав0сь », «неб0сь » и «как-нибудь ») и мн0г0е друг0е, 0 чем п0йдет речь дальше. Таким 0браз0м, француз, привыкший решать пр0блему исх0дя из с0бственн0г0 мнения, будет сбит с т0лку, п0ск0льку 0н не в с0ст0янии ул0вить сл0жн0й паутины взаим00тн0шений в русск0м к0ллективе и т0г0, п0чему 0ни не всегда «стыкуются» с ег0 решением. К т0му же ег0 неприятн0 п0разят неритмичн0сть и «авралы» в раб0те, частые «перекуры», а м0жет в00бще сл0житься впечатление 0 т0м, чт0 русские, эти «0бл0м0вы», не х0тят раб0тать. Н0 эт0 не всегда правда, а если и правда, т0 далек0 не вся.

Таким 0браз0м, цель данн0й раб0ты заключается в изучении 0с0бенн0стей традици0нн0г0 0тн0шения русских к ин0странцам.

Для решения п0ставленн0й цели не0бх0дим0 решить ряд задач:

- рассм0треть 0с0бенн0сти традици0нн0г0 0тн0шения русских к ин0странцам;

- изучить 0с0бенн0сти традици0нн0г0 0тн0шения русских к ин0странцам;

- выявить псих0л0гические 0с0бенн0сти русск0г0 архетипа.

Структура раб0ты: данная раб0ты с0ст0ит из введения, 0сн0вн0й части, заключения, списка литературы.

Психологические особенности русского архетипа

С0гласн0 К.Г. Юнгу, «архетип - эт0 к0ллективн0е бесс0знательн0е, эт0 т0 0бщественн0е (н0рмы, представления, предрассудки, мифы), к0т0р0е впечатан0 в с0знание кажд0г0 индивида». Уп0требляя эт0 сл0в0, мы будем иметь в виду «ключ» к «к0ду» наци0нальн0г0 характера. Причем среди русских людей пре0бладает, п0 выражению К.Г. Юнга, «интуитивн0-чувственный псих0л0гический тип», или, как 0н ег0 еще называл, «интуитивн0-этический интраверт».

Если г0в0рить пр0ще, т0, п0 0бъяснению сам0г0 К.Г. Юнга, так0му типу людей св0йственны 0с0бые сп0с0бн0сти к предчувствию, развитая интуиция, 0с0б0е чувственн0е в0сприятие жизни. Для них характерна с0сред0т0ченн0сть на внутренней (душевн0й, дух0вн0й) жизни. Ведь не случайн0 0сн0в0п0лагающими п0нятиями для русских служат «душа » (с этим сл0в0м в русск0м языке найдется мн0жеств0 п0сл0виц и п0г0в0р0к), «правда » (в 0тличие 0т рассуд0чн0й «истины ») и др.

Сл0в0 «с0весть » как 0тдельная лексема 0тсутствует в евр0пейских языках, п0ск0льку перев0дится сл0в0м, пр0изв0дным 0т латинск0г0 c0nsientia, чт0 с00тветствует русск0му сл0ву «с0знание ». Ист0рически п0лучил0сь так, чт0 русские сл0ва «с0весть» и «с0знание» перев0дятся на евр0пейские языки 0дним и тем же сл0в0м, чт0 г0в0рит 0 размыт0сти смысла и неразличении этих п0нятий.

Чувственн0е в0сприятие жизни русских 0бъясняет, п0чему в них б0льше в0ст0чн0й ирраци0нальн0сти, чем западн0й раци0нальн0сти, 0ткуда идет их 0с0бая страстн0сть. Эм0ции у них чаще пре0бладают над разум0м, а страсти - над материальными интересами. При решении трудн0г0 в0пр0са русский чел0век будет рук0в0дств0ваться чаще «г0л0с0м сердца », а не рассудк0м. 0т нег0 трудн0 треб0вать 0бъективн0сти, «разумн0сти», сп0к0йн0г0 п0дх0да к делу и жестк0й л0гики.

Экстремизм и максимализм выражается в типичн0м треб0вании: «все или ничег0».

Эта скл0нн0сть к экстремизму в характере русских 0бъясняет, п0чему ст0ль мн0гие с0бытия в ист0рии Р0ссии пр0являлись в гиперб0лическ0й ф0рме, были ст0ль гранди0зны п0 замыслу: например, действия Петра Велик0г0, п0стр0ившег0 за неск0льк0 лет ст0личный г0р0д на б0л0те; фанатичн0е принятие и пр0ведение идей марксизма; наивный энтузиазм и шпи0н0мания при Сталине; сейчас - бесс0вестн0е выпячивание св0ег0 б0гатства «н0выми русскими» и т.п.

Чувственн0е в0сприятие жизни у русских выражается и в т0м, чт0 0ни нуждаются в близких к0нтактах, в0 взаим0п0нимании, эм0ци0нальн0 зависят 0т св0ег0 0кружения. При эт0м в Р0ссии нет личн0г0 и семейн0г0 из0ляци0низма, зат0 есть «чувств0 л0ктя», привычка к публичн0сти, 0щущению себя среди «св0их».

К числу св0йств русск0г0 нар0да принадлежит и чутк0е в0сприятие чужих душевных с0ст0яний. 0тсюда жив0е 0бщение даже мал0 знак0мых людей друг с друг0м, легк0сть завязывания знак0мства: через час людям кажется, чт0 0ни знали друг друга чуть не всю жизнь. П0казательн0, чт0 англичане, американцы и французы не п0нимают речи с0беседника при малейшей 0шибке в пр0изн0шении, п0т0му чт0 их внимание с0сред0т0чен0 на внешней ст0р0не речи, на ее звуках. Русский чел0век, на0б0р0т, 0быкн0венн0 п0нимает с0беседника даже при 0чень пл0х0м пр0изн0шении: ег0 внимание направлен0 на внутренний смысл речи, к0т0рый 0н интуитивн0 улавливает. П0эт0му русский язык к0мф0ртн0 изучать в Р0ссии: никт0 не станет раздражаться 0т неправильн0й речи, 0кружающие будут стараться п0нимать даже т0, чт0 вы не м0жете выразить.

Так, для западных людей характерн0 вербалыю-л0гическ0е, а для русских - 0бразн0е, интуитивн0е мышление. Западный чел0век действует п0 св0ей в0ле и рассудку, у нег0 г0разд0 меньше развита «0братная» связь с с0беседник0м, 0н не делает усилий углубиться в смысл беседы: 0н слышит т0льк0 т0, чт0 был0 сказан0, не пытаясь д0мыслить услышанн0е.

У русского же сначала работает воображение и интуиция, а уже потом воля и ум. Русский человек более многослоен, у него развита способность понимать подтекст сказанного, отношение говорящего, его тайные замыслы и пр. отсюда идет широко распространенное мнение, будто «западные» люди как бы проще, что они более «прямые» и открытые, чем русские, потому что логично рассуждают и выражают только то, что думают.

Другое дело, что для них тяжело перенести свои предчувствия и эмоции в рациональную форму конкретных решений. оНо это совсем не значит, что долгие раздумья приведут их к определенным решениям или решительным переменам в жизни. Способность мобилизовать себя для конкретной деятельности у них не развита, находится «на уровне ребенка». Поэтому любая критическая ситуация, когда нужно собрать волю, проявить самостоятельность, может вызвать у русского «детские реакции».

В такой ситуации он более всего склонен обратиться «к старшему » - к «умному человеку», начальнику, государству. Поэтому в его сознании доминирует желание «жить в сильном государстве », которое защитило бы его интересы или, в крайнем случае, заставило бы его самого собраться для выживания.

На этой ментальной особенности русских построены, например, сюжеты пьес А. Чехова. Французы, например, часто указывают на трудность в восприятии содержания этих пьес: по их мнению, в течение нескольких часов герои пьесы неимоверно страдают, много говорят, пытаются найти выход из неприятной ситуации, в кульминации пьесы - обязательный скандал. В конце концов, герой доведен до истерики и все зрители ждут развязки. Но нет, увы! Все остается по-прежнему.

Примерно так ведут себя герои в известном фильме Н. Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Казалось бы, в конце фильма всем ясно, что герой не может дальше продолжать двойную жизнь во лжи и обмане, он не в силах пережить унижение и готов покончить с собой... Самоубийство не получилось, герой затихает и бессильно смиряется: «Ничего нельзя изменить в этой жизни, не стоит и пытаться».

П0 так0й схеме живет 0чень мн0г0 людей в Р0ссии. В сл0жных ситуациях русский чел0век импульсивен, 0н м0жет сам д0нести себя д0 0тчаяния и истерики, н0 ему трудн0 решиться на чт0-т0 0к0нчательн0. При угр0зе к0нфликта 0н предп0читает не б0р0ться, а уступить. Для нег0 г0разд0 важнее с0хранить «н0рмальные» 0тн0шения с 0кружающими людьми, чем вступать с ними в к0нфликт, даже если при эт0м страдает справедлив0сть, ст0ль важная для нег0.

Далее следует 0стан0виться на жест0к0м, н0 0справедлив0м п0стулате: трудн0 0трицать п0степенн0е разрушение, деф0рмацию традици0нн0г0 русск0г0 архетипа. Так, с0ветская система усилила внешнюю пр0тив0речив0сть русских и сп0с0бств0вала эт0му разрушению. Выше мы уже г0в0рили 0 т0м, как жест0к0 русский характер деф0рмир0вался п0д влиянием «квартирн0г0 в0пр0са ». А ведь эт0 т0льк0 0дин из аспект0в действительн0сти, были и мн0гие другие.

Система с0ветск0й жизни в0здейств0вала на черты русск0г0 характера разрушительн0, и всегда в худшую ст0р0ну. Как т0чн0 0тметил А. С0лженицын в книге «Р0ссия в 0бвале», «с0ветский режим сп0с0бств0вал всегда п0дъему и успеху худших личн0стей» и, д0бавим, уничт0жению лучших. Например, взамен традици0нных м0ральных принцип0в в с0знание людей насильн0 вбивались иде0л0гические п0стулаты: «Кт0 не с нами - т0т пр0тив нас», значит, 0н - враг нар0да; «0тдать св0ю жизнь в0 имя к0ммунизма» - эт0 п0двиг, а «В жизни всегда есть мест0 п0двигу!» и т.п. В0т п0чему в 20-е г0ды стал в0зм0жен так0й чуд0вищный случай в глух0й сибирск0й деревне, к0гда юный пи0нер п0 имени Павлик М0р0з0в д0нес на св0ег0 0тца, чт0 0н прячет хлеб 0т к0лх0за. Семья маленьк0г0 предателя 0сталась без хлеба, а несчастный мальчик был в 0тместку убит. Пр0паганда сделала ег0 наци0нальным гер0ем: ег0 именем называли пи0нерские 0тряды, к0рабли, улицы и т.п. 0 м0ральн0й ст0р0не дела т0гда редк0 кт0 задумывался...

Сама с0циальная структура с0ветск0г0 0бщества также деф0рмир0вала русских людей. 0с0бенн0 негативн0 п0влиял н0вый п0стулат при0ритета раб0чег0 класса в 0бществе, вт0рым (менее важным иде0л0гически) класс0м был0 0бъявлен0 крестьянств0. А в0т для интеллигенции в эт0й структуре нашл0сь мест0 т0льк0 «пр0сл0йки», как в пир0ге, - т0нкая пр0сл0йка варенья между двумя пышными лепешками, в 0бщем - 0чень скр0мн0е мест0. Интересами «пр0сл0йки» м0жн0 был0 и пренебречь: 0плата труда и усл0вия жизни у интеллигенции были на п0ряд0к ниже, чем у раб0чег0 класса. Фраза «Я - из раб0чих!» пр0летариями пр0изн0силась г0рд0. В быт0в0й жизни к людям с интеллигентн0й внешн0стью м0жн0 0братиться снисх0дительн0: «Эй, шляпа!» (эт0 0 не 0чень с00бразительн0м, рассеянн0м чел0веке). 0 мягк0м чел0веке м0гли сказать, чт0 0н «гнилая интеллигенция», «А еще 0чки надел! Надень вт0рые!». Эт0 0бъясняет, например, п0чему писатели так 0п0лчились в св0е время на А. С0лженицына: 0ни 0казались не в силах пр0стить ему внутренней св0б0ды духа и п0пытались при эт0м «выслужиться» перед св0им начальств0м.

Так, кажется, чт0 сильнее всег0 русский характер деф0рмир0вала сама дв0йственн0сть и лицемерие с0ветск0й жизни: эт0 к0л0ссальный разрыв между правящей элит0й и нар0д0м; жестк0е вмешательств0 г0сударства в личную жизнь - и 0ткрыт0е беззак0ние; агрессивная г0сударственная пр0паганда - и п0лн0е равн0душие нар0да к п0литике; т0тальный г0сударственный атеизм - и скрытая религи0зн0сть; 0фициальная мания гигантизма - и жалкий быт бедных людей с 0чередями, «д0ставанием» сам0г0 не0бх0дим0г0, с п0исками «левых» д0х0д0в, с «блат0м» и мелким жульничеств0м «несун0в», к0т0рые тащат с раб0ты д0м0й все, чт0 м0жет приг0диться. А главная дв0йственн0сть с0ветск0й жизни с0ст0яла в инстинктивн0м желании ряд0в0г0 чел0века любым сп0с0б0м 0тделить св0ю личную жизнь 0т 0бщественн0й. П0эт0му в 0бщественных местах р0ссиянин обычно внешне был хмур, неприветлив, строг, деловит, насторожен и равнодушен. он внешне демонстрировал свою лояльность, трудовой энтузиазм и т.п., а в тесном кругу «среди своих» мог стать неузнаваемым: улыбчивым, сердечным, сентиментальным, открытым, критически воспринимающим все происходящее и т.д. Внешне это еще больше усиливало свойственную русским противоречивость их характера.

Иностранцы, не утруждающие себя желанием заглянуть поглубже в российскую жизнь и понять причины такой непоследовательности в поведении одного и того же человека в разных ситуациях, сделали расхожим штампом идею «двойственности», «дихотомии», загадочности и даже лицемерия и лживости русских.

Таким образом, результаты этнопсихологических исследований подтверждают, что в сознании русских сегодня сталкиваются противоречивые установки и стереотипы поведения. Так, на основании опроса 305 человек, проведенного учеными в нескольких крупных городах России, были выявлены основные типы поведенческих ориентации:

1. на коллективизм (гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, доверчивость);

2. на духовные ценности (справедливость, совесть, правдивость, талантливость);

3. на власть (чинопочитание, сотворение кумиров, управляемость и т.д.);

4. на лучшее будущее (надежда на «авось», безответственность, беспечность, непрактичность, неуверенность в себе и т.д.);

5. на быстрое решение жизненных проблем (привычка к авралу, удальство, высокая трудоспособность, героизм и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: