Предложены практические рекомендации по совершенствованию экономического механизма в целях обеспечения экологической безопасности региона.




Загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов вызывает необходимость внедрения экономического механизма в сферу природопользования и охрану окружающей среды. Применительно к экономике природопользование – это искусство ведения хозяйства, при котором обеспечивается гармоничное взаимодействие в системе«общество– окружающая среда», т.е. решается вопрос: как рационально вести хозяйство с учетом экологических факторов и экономических интересов общества.

Проведенный анализ позволил установить прямую зависимость между экономическим ростом и ухудшением экологического состояния, что в свою очередь меняет структуру и характер статистических показателей. Без серьезных исследований эколого-экономических систем проблема охраны окружающей среды не сможет выйти за рамки осуществления отдельных природоохранных мероприятий.

Применительно к Республике Башкортостан можно сказать, что существующий экономический механизм природопользования не обеспечивает дифференциации налогов и платежей в зависимости от рентных особенностей объекта природопользования, гибкого изменения налоговых и платежных ставок в зависимости от его свойств и периода освоения. Отсутствует эффективная система применения скидок и льгот при вовлечении в освоение низкосортного и некондиционного природного сырья, отходов производства, применения экологически щадящих и ресурсосберегающих технологий. Не разработаны эффективные экономические меры воздействия при нарушении законодательства и установления величины возмещения государству ущерба, нанесенного природопользователями.

На основе вышеприведенной структуры экономического механизма природопользования и с учетом имеющихся в республике проблем, приведем направления совершенствования исследуемого механизма, способствующего экономической безопасности РБ.

1. Для создания информационной базы и обоснованности принятий решений необходимо для начала иметь правильную оценку эколого-экономического состояния природных ресурсов. Методология оценки накопленного национального богатства региона может базироваться на основе учета стоимостной составляющей с позиции полезности объекта.

Однако вопрос оценки «природной составляющей» до сих пор остается не решенным, ввиду отсутствия единой методики исчисления.

Для эффективного управления природопользованием в условиях перехода к рыночным отношениям необходима исчерпывающая комплексная информация о природных ресурсах Башкортостана, включая их экономическую оценку. Для этого предлагается ряд мер по методике экономической оценки, как отдельных видов ресурсов, так и в их совокупности (для целей комплексного использования), в том числе:

- разработать систему показателей национального богатства с учетом природных ресурсов на основе их рыночной стоимости;

- усовершенствовать систему показателей контроля экономической безопасности страны и регионов;

- внедрение экономических и программных методов управления природными ресурсами.

2. Следующим этапом должно стать изменение налоговой политики, поскольку функционирующая налоговая система в Республике Башкортостан носит чисто фискальный характер, и не играет никакой стимулирующей роли для природопользователей в вопросах рационального природопользования.

Для этого предлагаем в существующую налоговую систему Республики Башкортостан включить следующие виды налогов платежей и сборов: во-первых, это рентные платежи за пользование природными ресурсами, которые представляет собой платеж подлежащий изъятию в пользу общества в результате использования природных ресурсов, лучших по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства (например, недропользование, земельные, водные ресурсы). С введением данного вида платежа, появилась бы потенциальная возможность создания экологического фонда в республике, что могло бы стать важной частью экономического механизма природопользования, где происходила бы централизация денежных средств поступающих от платного природопользования. Накопленные средства предлагается использовать при возникновении экологических катастроф, или устранении экологического ущерба нанесенного природной среде. Также с помощью средств фонда возможно осуществление инвестиций в экологические проекты.

Во-вторых, автор считает, что существующая в республике система платежей за загрязнение окружающей среды настолько мала, что предприятиям-природопользователям выгоднее заплатить штраф за выброс сверх допустимой нормы вредных веществ, чем вкладывать средства в природоохранные мероприятия. Необходимо менять положение дел в этой области, потому что подобный характер рыночных отношений грозит экологической безопасности РБ (особенно актуально в вопросах объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, несанкционированном размещении твердых отходов, нерациональном использование природных ресурсов). Как результат мы видим высокие показатели износа основных фондов, которые только усиливают нагрузку на природную среду.

В-третьих, в республике не достаточно развита институциональная составляющая природоохранной деятельности. В данном случае речь идет о финансово – кредитных инструментах регулирования природопользования, которые можно реализовать посредством льготного налогообложения, кредитования и возможно субсидирования природоохранных проектов. Осуществление природоохранных мероприятий происходит главным образом за счет ассигнований из бюджета. Так одним из эффективных инструментов регулирования природопользования могло бы стать льготное кредитование хозяйствующих субъектов, осуществляющих природоохранные мероприятия. Но при этом система будет работать, только если данный вид кредитования будет выгоден для обеих сторон, как для предприятий, так и банков. В сложившейся ситуации как одно из условий осуществления предложенных мер для предпринимателей может стать получение кредита на льготных условиях по сниженным банковским ставкам. А для банков выдача подобного рода кредита возможна только при полной компенсации затраченных ими средств. В случаи невозможности выплаты выданного кредита, денежные средства можно было бы компенсировать за счет средств экологического фонда (при условии его создания).

Резюмируя вышеизложенное отметим, что в XXI экономический рост связан с ростом загрязнения окружающей среды, и исчерпания природных ресурсов, что ведет к ограничению возможности дальнейшего развития. Это означает, что происходит отклонение от курса на пути становления устойчивого развития системы жизнеобеспечения. Недоучет экологического ущерба, выражаемый в снижении энергоемкости и природоемкости, связан с отсутствием единой методологии оценки использования многих функций/услуг природного капитала и деградации окружающей среды. На макроуровне имеющиеся сейчас в этой сфере традиционные показатели игнорируют экологическую деградацию. Рост этих показателей в мире сегодня во многом базируется на техногенном природоемком развитии, что актуально как для России, так и Республики Башкортостан, которым характерен большой природный капитал, где увеличение объемов ВВП обусловлено за счет сырьевого сектора. В данном случае, актуальным для нашей страны является «эффект дикаплинга», отражающий рассогласование трендов роста экономических результатов и потребления природных ресурсов.

Проведенный анализ показал, что основную «нагрузку» на природные объекты оказывают регионы, в которых развит топливно-энергетический сектор экономики, а также обрабатывающие отрасли промышленности. Поэтому первоочередное реформирование налоговой базы должно происходить именно в этих регионах.

В конечном счете, совершенствование системы конечной целью

должно иметь расширенное воспроизводство природных ресурсов, как основного элемента системы жизнеобеспечения, направленного на повышение благосостояния населения. Важными чертами такой экономики должно стать: эффективное использование природных ресурсов; сохранение и увеличение природного капитала; уменьшение загрязнения; низкие углеродные выбросы; предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия; рост доходов и занятости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: