Функции и типология коммуникаций




 

Основные функции коммуникации [5]:

информативная – передача истинных или ложных сведений;

интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;

перцептивная функция – восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Типологию коммуникаций можно представить в виде таблицы 1.

 

Таблица 1 - Типология коммуникаций

По месту возникновения По направленности По способу возникновения
Внешние горизонтальные вертикальные Формальные
Внутренние По месту По направленности Внеформальные
  Внутри подразделения Входящие Неформальные
  Между подразделениями Нисходящие  
  По составу участников По составу  
  Между руководителями Руководитель-подчиненный  
  Между сотрудниками Руководители различного уровня  

 

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынке. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа (имиджа) организации: на местном, общенациональном или международном уровне. Организациям приходится подчиняться государственному регулированию и заполнять в этой связи пространные письменные отчеты. В своих ежегодных отчетах любая компания сообщает информацию по финансам и маркетингу, а также приводит сведения о своем размещении, возможностях карьеры, льготах и т. д.

2. Информация перемещается внутри организаций с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, то есть с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п.

а) коммуникация «сверху вниз». Классическая теория менеджмента занимается в первую очередь этим типом коммуникаций. Необходимо добиваться того, чтобы сотрудники понимали смысл коммуникации и могли эффективнее работать в интересах предприятия. Это требует наличия простых, ясных и понятных коммуникационных средств. Анализ предпочтений 114 управляющих по кадрам в обрабатывающей промышленности США к наиболее эффективным коммуникациям «сверху вниз» позволил отнести совещания в малых группах (41%), внутрифирменные коммуникации (13%), беседы с непосредственным руководителем (13%), письма работникам на дом (11%), конференции рабочих и служащих (10%), информация на досках объявлений (10%). Одновременно эти респонденты к действенным каналам коммуникаций «сверху вниз» отнесли неформальные дискуссии (32%), беседы с мастерами (25%), обследование мнений персонала (12%), подачу жалоб (7%), деятельность представителей профсоюзов (6%).

Малозначимыми или неэффективными для коммуникаций «сверху вниз» были названы распространение видеоматериалов, плакаты мотивационного характера, информирование работников о финансовой ситуации компании, экскурсии по предприятиям;

б) помимо обмена по нисходящей, организации нуждаются в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Таким путем руководитель узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможности исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений, объяснительных записок.

Коммуникации «снизу вверх» связаны с коммуникациями «сверху вниз», иначе возникает опасность, что информация может быть неправильно истолкована или не принята. Важно, чтобы сотрудники были достаточно мотивированы и чувствовали уважение к себе как партнерам по дискуссии. Реализация планов и решений значительно упростится, если удастся устранить эмоциональную напряженность. Коммуникация «снизу вверх» содействует, в частности, нововведениям.

3. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организация нуждается в горизонтальных коммуникациях. организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен иформацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация − это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные звенья работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.

Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений, что является важной составляющей удовлетворенности работников. Коммуникационный процесс по горизонтали является важнейшей предпосылкой решения проблем, возникающих в организации. В плане координации необходимо искать средний путь между нулевым решением и анархией, которая возможна при горизонтальной коммуникации. Эмпирические исследования показывают, что 2/3 объема внутренней коммуникации носит горизонтальный характер, а их эффективность составляет примерно 80%.

4. Очевидным компонентом коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов, обеспечением вовлеченности в решение задач отдела, с обсуждением проблем эффективности работы, достижением признания и вознаграждения с целью мотивации, совершенствованием и развитием способностей подчиненных, со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме, оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

5. Коммуникации с рабочей группой позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку обмен информацией происходит между всеми членами группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях для этого и других отделов, о недавних проблемах и достижениях, о предложениях рационализаторского характера.

6. Неформальные коммуникации можно назвать каналом распространения слухов. Стало общепринятым квалифицировать неточные сведения и сообщения как слухи (прошедшие по системе тайного сообщения). Тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т. е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. 80-90% слухов точны в отношении информации о самой организации. Однако уровень точности не может быть таким же высоким, когда речь идет о личной или сильно эмоционально окрашенной информации.

Проявлением неформальных коммуникаций являются межличностные коммуникации. Коммуникации межличностные - это форма коммуникаций, при которой в ролях как отправителя, так и получателя выступают отдельные индивиды. Для этих коммуникаций характерен непосредственный контакт между субъектами общения, что обусловливает ряд особенностей этой формы коммуникации: тесную обратную связь, регулирующую ход общения, богатство используемых кодов, в том числе невербальных, двухсторонний обмен информацией, происходящей в виде диалога. Коммуникация между индивидами представляет собой интерактивную систему обмена информацией между отправителем и получателем сообщений в определенной информационной среде. Отправитель интерпретирует доступную ему информацию, отбирает для передачи ее важнейшие фрагменты, определяет наиболее рациональную форму представления и средства ее передачи, устанавливает руг получателей.

 

Процесс коммуникаций

 

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. [3]

Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

Идеализированный информационный процесс может быть представлен схемой рис. 1. [2]


Рис. 1 - Схема информационного процесса

 

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1.Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2.Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов. Смыслом и значением сообщения являются принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. Сообщение посылают с использованием передатчика в передающий канал, доводя его до получателя. В качестве передатчика возможно использование как самого человека, так и технических средств.

3. Канал – средство передачи информации. Каналом передачи может быть сама среда, а также технические устройства и приспособления. Выбор канала должен быть совместим с типом символов, используемых при кодировании.

4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.

Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

зарождение идеи;

кодирование и выбор канала;

передача;

декодирование;

обратная связь;

«шум».

Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, необходимо проанализировать эти этапы, чтобы показать, какие проблемы могут возникать в разных точках.

Зарождение идеи

Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Его роль заключается в проектировании и кодировании информации с последующей передачей другим участникам процесса. Очень важно правильно и тщательно сформулировать свою идею, сделать ее конкретнее, с тем чтобы она стала интересной и притягательной для получателя. Предварительно отправитель должен осуществить свою идентификацию в рамках коммуникационного процесса.

К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи.

Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов.

Существует связь между восприятием и коммуникацией. У руководителя, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего, найдутся дельные позитивные идеи для обмена информацией на указанную тему по существу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей, ждущих, чтобы их поправляли и направляли, скорее всего, заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: