ОСНОВЫСОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Творческая работа
Работа в группах по 3 человека
Рассмотреть вопрос «Что такое кейсовая методика?»
Работа по кейсовой методике над проектом «Социальные принципы построения и функционирования образовательных стратегий на протяжении всей жизни» (подготовка аналитико-исследовательского кейсового пакета). Работа в творческих группах над проектом.
Выполнили: Гоман Анастасия, Леонова Екатерина, Акатушева Надежда
1) Понятие «кейс-метод»
Метод анализа конкретных ситуаций (МКС, case-study или в русской транскрипции кейс-метод) порожден естественной потребностью участников образовательного процесса обращаться к жизненным реалиям для их последующего осмысления и преобразования.
Метод широко вошел в современный образовательный процесс в силу своей интерактивной составляющей, опоры на позитивную мотивацию слушателей, превращающихся из учеников в творцов. Наиболее восторженное приятие метод встречает в молодежной аудитории, может быть, еще потому, что напоминает игру, пусть деловую.
В общем виде конкретные ситуации (КС) представляют собой описание действительных событий в словах, цифрах, образах, действиях. КС – это «срез» процесса, фиксация его динамика в определенных временных границах в целях постановки обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденции развития, ситуации.
Конкретная ситуация, применяемая в рамках метода, принципиально отличается как от задачи или задания учебного характера, так и от метода «постановки проблемных ситуаций»
Во-первых, кейс никогда не предлагает обучающимся проблему в открытом виде: участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
|
Во-вторых, содержащаяся в кейсе проблема не может иметь однозначного решения: суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую управленческую модель его реализации.
Таким образом, в качестве отличительных признаков хорошего кейса можно выделить: реалистичность, наличие напряжения (интриги) в сюжете, информативность, учебный характер, то есть направленность на достижение конкретных образовательных идей.
Кейсы, с которыми чаще всего приходится работать в образовательном процессе:
- классические: развернутое описание ситуаций, содержащее от 5 до 500 страниц информации (в сети Интернет имеются целые библиотеки таких классических кейсов, правда, в области образовательного менеджмента представлены пока преимущественно англоязычные версии описания кейсов).
- сокращенные описания конкретных ситуаций, в которых предельно конкретизирована учебная проблемы;
- кейсы, представленные в форме видеоматериала;
-описание случая из жизни, произошедшего с кем- либо из участников семинара;
-описание случая, возникшего в процессе обучения;
-описания принятого решения по конкретной ситуации.
Методика работы с конкретными ситуациями
Постановка проблемы
Выработка решений
Программа управленческих действий.
Таким образом, в ходе анализа конкретной ситуации слушателям предстоит оказаться включенными в следующие виды деятельности:
|
- критическое осмысление информации, вычленение проблемы для решения (информационный анализ);
- анализ, направленный на объяснение причин, возможных последствий, тенденций развития ситуации (проблемный анализ);
-выработка критериев разрешения проблемы (критериальный анализ);
- поиск идей, направленных на разрешение проблем, их оценка в соответствии с выработанными критериями (выработка конструктивных идей);
- разработка детального плана решения проблемы, его оценка (проектирование, построение плана действий).
2) В государстве Z число желающих поступить в университеты неуклонно растет, потому что наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. В условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека. Правительство государства Z активно сотрудничает с соседними государствами по вопросу объединения национальных систем образования, реализации единых учебных программ взаимного признания государствами документов об образовании. Кроме того, учащиеся и их родители отмечают тенденцию гуманизации образования. Какая тенденция образования описана в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Как может проявляться тенденция гуманизации образования? (Приведите собственное объяснение.) Почему в условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека? (Выскажите собственное предположение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта?
1) ответ на первый вопрос: интернационализация; 2) ответ на второй вопрос, например: повышение внимания школы к личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным особенностям; 3) ответ на третий вопрос, например: работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии; 4) ответ на четвертый вопрос: наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам страны Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии.