Систематическая работа над общим развитием как сильных обучающихся, так и слабых




Это подтверждается и теорией Л.С.Выготского, который считал, что развитие происходит из сотрудничества разных по уровню развития детей. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность новой дидактической системы. Все дети, если у них нет каких-либо патологических отклонений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе. «Ведь класс – это учебный коллектив, где при правильной постановке работы каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту, свое оригинальное самобытное начало.

Поэтому такое большое внимание Л.И.Занков отводил наблюдения учителя за всеми учениками, указывая, чтобы он уделял особое внимание к проявлению даже самых маленьких ростков самостоятельной мысли, отмечал у детей самый незначительный успех в работе, вселял в них уверенность в своих силах. Учителю надо видеть детей не глазами, а сердцем. Чтобы вызвать радость успеха, надо уметь найти, за что похвалить ребенка – даже за правильно написанную букву, т.к. положительные эмоции вызывают деятельное состояние клеток коры головного мозга. Любое негативное чувство угнетает, затормаживает движение клеток, сковывает человека. Доверительная атмосфера снимает психологический барьер и между учащимися и учителем, и между самими учениками.

Дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих обучающихся. Дети не просто решают, обсуждают, как это бывает и в обычной системе, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер. Такая деятельность захватывает всю личность, напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы. Ум и душа школьника на занятиях и дома должны трудиться.

Для новой системы характерен другой путь познания – «от учеников». Идти «от учеников» в процессе познания – это значит организовать и направлять коллективный поиск. Учитель подхватывает нужную мысль, направляет и ведет учеников в их поиск. Выражая свои мысли и чувства, свое отношение к изучаемому, они проживают свое учение. Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Так ученики приучаются жить и работать не рядом, а вместе.

Предлагаемая система носит примерный характер и зависит от состава учащихся и степени выраженности дефекта, предполагает творческое использование в логопедической работе:

1. Используются нетрадиционные формы проведения урока: урок-путешествие, урок-праздник, урок-игра, урок-спектакль и др.

2. Наряду с коррекционными и развивающими задачами решаются воспитательные.

3. Участие в мероприятии принимают все учащиеся класса (или классов), где обучаются дети, занимающиеся на логопункте.

4. Проводится предварительная подготовка, которая включает организацию и проведение конкурсов по теме занятия, разъяснение детям целей мероприятия.

5. Каждый участник подготовки мероприятия получает поощрение.

6. Создаётся ситуация успеха, которая позволяет учащимся, занимающимся на логопункте, продемонстрировать свои достижения.

7. Выбирается единый сюжет, который объединяет все этапы занятия.

8. Прослеживаются все этапы работы по коррекции речи с данной группой детей.

9. Переход от одного этапа к другому осуществляется через создание проблемных ситуаций

10. Присутствует планирование деятельности и рефлексия.

Стратегия развития понимается как раскрытие творческого потенциала ребёнка, усиление заложенных в нём возможностей, стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, т.е. развитие, идущее изнутри. Формирование предполагает направленное воздействие на ребёнка, не нарушающее внутреннего развития ребёнка, учитывающие его индивидуальность, предоставлять ему право выбора.

Практика показывает, что необходимо разумное сочетание, диалектическое единство в формировании продуктивных и репродуктивных компонентов мышления. Репродуктивное мышление играет немаловажную роль в коррекционной, познавательной и в практической деятельности: хорошо осознанные и закреплённые знания составляют фонд действенных знаний. Как справедливо отмечает известный психолог З.И.Калмыкова, отсутствие в массовой школе прямой установки на прочность из-за боязни зубрёжки приводит фактически к отсутствию у школьников необходимого фонда знаний.

Выход заключается в системе личностно-ориентированного обучения, которое направлено не развитие самостоятельной познавательной активности обучающегося, изменяющей характер его деятельности при овладении умениями и навыками.

Система развивающего обучения доступна всем, кто хочет работать по-новому и не идти по наезженной колее старых приемов и методов, старых подходов. Это доказал массовый эксперимент, который проводился без отбора учителей и классов.

Используемая литература

1. Развёрнутое тематическое планирование. 1-2 классы. Образовательная система Л.В.Занкова/авт.-сост. Г.Н.Белова, Е.М.Елизарова, А.Н.Николаева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157с.

2. Стручаева Т.М. Новые технологии обучения младших школьников: Учебное пособие. – Издательство Белгородского государственного университета, 1998. – 112с.

3. Обучаем по системе Л.В.Занкова: 1 год обучения: Книга для учителя. – М.,1991.

4. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование./Под ред. Л.В.Занкова. – М.,1975.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. – М.,1986

6. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.,1979

7. КобзареваЛ.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.., 2006. – 217 с.

Автор: Шипилова Елена Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, МБОУ ОО Каплинская школа, г. Старый Оскол, стаж работы 24 года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: