Натюрморт с курительной трубкой




1917, ЕМИИ

Холст, масло122,6 х 100,1 см.

 

Александр Васильевич Куприн русский художник, уроженец Воронежа, в свое время учившийся у К.Юона, а также в Московском училище живописи ваяния и зодчества у К.Коровина, входил в художественное объединение "Бубновый валет". Его картину "Натюрморт с курительной трубкой" 1917 года можно отнести к зрелому периоду творчества. Она иллюстрирует собой связь живописца с авангардом.

Перед нами очень яркий, самобытный, и даже экстравагантный, с точки зрения набора предметной составляющей, натюрморт.

По характеру он скорее сдержанный, затейливый, но не лишенный ноты торжественности. Этакий натюрморт "маска", где в очень плотной группировке сочетаются, казалось бы, не сочетаемые в обыденной действительности за раз вещи.

Данные вещи артистичны по силе своей применяемости в быту: это и чайная пара (для камерного использования) и поднос (для широкого застолья), и курительная трубка (для уединения, неспешного время препровождения), череп коня (философский элемент рабочего кабинета), и винный кувшин (для встречи гостей или особо торжественного случая). Художник как будто бы искусственно перед нами моделирует на холсте ситуацию "встречи" таких разноплановых предметов, показывая нам возможность их творческого "диалога". А.Куприн удивляет тем, что все эти вещи здесь смотрятся довольно гармонично. В этом находка данного натюрморта.

Картина интересна и по своей разнообразной сочетаемости геометрических форм. На фоне овального бархатно-синего подноса, сияет жетловато-мятными оттенками конусовидный винный кувшин, в одной стороне от него загадочный коричнево-фиолетово-жёлтый лошадиный череп, с другой цилиндрического вида алюминиевый кувшин, предположительно для молока. Почти объединяет эти точки хрупкая фарфоровая, похожая на перевёрнутый к верху колокольчик, белая чашка с парой блюдец, и наконец, миниатюрная по размерам курительная трубка, завёрнутая в виде вопросительного знака.

Художник соблюдает принцип соразмерности, от того собранные им предметы раскрываются перед нами последовательно, несколькими планами, избегая хаоса и нервозности.

Особый затейливый и даже торжественный характер натюрморта поддерживается и отчасти за счёт избранного формата - прямоугольника, вытянутого по вертикали. Линия горизонта расположена выше центра холста, тем самым мы как бы смотрим на предметы сверху, одним целостным взглядом.

Хочется выделить особую поэтику в компановке предметов.

Все предметы сгруппированы плотно, по принципу частичного наслоения один на другой, сгруппированы в виде перевёрнутой широким основанием вверх капли, в которой все линии схода стремятся к одной точке, к основанию курительной трубки, как смыслового акцента данной композиции.

Заметим, что "Натюрморт с курительной трубкой" у Куприна по характеру отнюдь не является той яркой глянцевой торжественностью, во многом из-за жёстких фактурных и колористических решений - это примеси в виде пятен голубого на белом фоне (подражание акварельному разводу), заметные области строго вертикальных, горизонтальных или наклонных мазков кистью и проч.

От своего учителя К.Коровина А.Куприну наверняка передалось особое отношение к работе с цветом, как, прежде всего, конструктивным элементом.

Именно прихотливой игрой тона, распределением цветовых пятен также интересен данный натюрморт.

Через цветовые последовательности триаду оттенков синего, мятно-изумрудного и насыщенно-коричневого Куприн достигает особой цельности композиции, её цветовой звучности. Художник старается связать все предметные элементы в логическое целое, старается как бы породнить столь не похожие изначально друг на друга предметы.

При этом логика следования того или иного цвета, из названной выше триады, организована в строго геометрическом передвижении, по очертаниям основных геометрический фигур: круга, треугольника и квадрата (пямоугольника). Схематично данную цветовую композицию можно представить себе как коричневый прямоугольник, вписанный наполовину в него синий круг и вписанный полностью в синий круг, мятно-изумрудный треугольник.

Проанализируем движения триады заявленных оттенков.

Например, движение синего тона разворачивается плавно, неспешно по кругу. Начинается оно от массивного бархатно-синего пятна, изображающего поднос, продолжается вправо, синий попадает на часть драпировки за подносом и часть тени около ручки алюминиевого кувшина, затем тон появляется на белоснежной чашке в виде синего цветка. Этот же тон художник акцентирует в широком мазке тени слева от тарелки и тени под черепом конской головы, при этом наш взгляд вновь замыкается на подносе, то есть возвращается в исходную цветовую точку.

В данный синий круг, вписан остро-динамичный треугольник мятно-изумрудных цветов. Мятный цвет дан точечно, скупо, он как бы показывает нам остов всей композиции. Вершиной этого треугольника служит мягкое мятного тона пятно - это ручка крышки вытянутого винного кувшина в форме растительного листа. Затем насыщенный изумрудный цвет появляется справа от подноса в прямоугольно очерченном куске драпировки. Далее отпечатки мятно-изумрудной гаммы мы видим слева на большой тарелке рядом с черепом. От неё художник снова показывает цветовое движение в исходную точку, это проявляется буквально в двух замыкающих треугольник мазках мятного цвета - на тулове винного кувшина и на его же горлышке.

Оттенки насыщенного коричневого совершают медленное, широкое движение по очертаниям прямоугольника. Наш взгляд начинает движение от черепа коня вниз на кусок коричневой драпировки, проходит через основание курительной трубки в правую часть холста, где вновь останавливается на более тёмной части драпировки, поднимается по ней вверх и замыкается снова на конском черепе.

Ритм цвета очень показателен в "Натюрморте с курительной трубкой", за счёт сопоставление контрастных тёплых и холодных тонов во многом раскрывается характер предметной постановки. Она затейливая по цвету и компановке предметов, в тоже время обладает некой торжественностью и театральностью.

Холодные оттенки синего, в постоянном столкновении с белым, выполняют здесь свою функцию. Они успокаювиют, разряжают зрительский взгляд, нивелируя предметную перегруженность центра натюрморта, где в единой сцепке А.Куприн показывает аж десять самостоятельных предметов: поднос, два кувшина, терелку, блюдце и чашку, череп, курительную трубку и пару бумажных листков. Примечательно, что при всей графичности в обрисовке контуров, Куприн все предметы этого натюрморта группирует плотно, но, повторимся, в виде перевёрнутой округлой капли, все линии которой сходятся на кончике тонкого основания курительной трубки. В таком каплевидном восприятии предметной компановки именно курительная трубка выходит на первый план и проявляет себя главной "героиней" данного натюрморта. Остаётся отметить, что такая компановка воспринимается очень тонко и поэтично сама по себе, вне зависимости от общего графического решения картины.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: