Анализ и обработка результатов исследования
Исследование завершается анализом и обработкой полученных данных, получением эмпирически обоснованных выводов и рекомендаций.
Этап анализа представляет собой соотнесение полученной информации об изучаемом объекте с уже имеющимся объемом знаний о нем. Содержание и цель этапа анализа заключается в том, чтобы объяснить смысл отдельных результатов, объединить и выделить обобщающие положения, свести их в одну систему.
Существуют как количественные, так и качественные методы анализа и обобщения информации, полученной в результате исселедований. К количественным методам относятся: группировка, расчет коэффициентов корреляции, факторный анализ. Качественными методами анализа и обобщения являются типологизация, моделирование и создание теорий. Обработка данных включает в себя:
1.Редактирование и кодирование информации с целью унификации и формализации информации, полученной в ходе исследования.
2. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Необходимо провести обратную процедуру — перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования.
3. Статистический анализ — самый важный этап в процессе анализа данных. Выявляются статистические закономерности и зависимости, которые позволяют сделать обобщения и выводы.
Для проведения статистического анализа используются различные математические методы, позволяющие всесторонне анализировать собранную информацию.
В зависимости от методов получения первичной информации применяются различные приемы обработки и анализа данных. Например, если информация была получена из документальных источников, то используются два основных метода анализа документов — традиционный анализ и контент-анализ. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др.
Ранжирование —процедура установления относительной предпочтительности исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг -показатель порядкового места оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами.
По результатам исследования пишется отчет. В него входит программа исследования, характеристика респондентов, представление, анализ полученных данных, практические рекомендации, выводы, приложения (графики, таблицы, схемы, диаграммы).
Требования к отчету:
1) в отчете должны быть отражены все группы проблем в соответствии с логикой научного поиска, что требует обобщения, анализа результатов;
2) в каждой главе отчета необходимо стремиться выделить две части:
а) проблемы и результаты, б) выводы;
3) для анализа и отчета результаты отдельных анкетных вопросов должны максимально обобщаться;
4) правильное оформление отчета.
Для того. чтобы правильно использовать полученные данные, необходимо учитывать важные методологические положения:
• характер оценки и интерпретации данных большей частью уже предопределен на стадии концептуального оформления исследования, когда выяснились качественные характеристики изучаемого явления;
• интерпретация и логическая обработка полученных данных зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета;
• большое значение для интерпретации данных имеет опыт исследователя.
Грамотно проведенный анализ результатов исследований позволяет эффективно использовать их в какой-либо деятельности, планировании, прогнозировании процессов.
Важной формой использования является защита результатов исследования пред соответствующими руководителями предприятий. Еще одной распространенной формой использования результатов является публикация материалов исследований в различных сборниках статей, научных журналах, средствах массовой информации.
Раскин В.Н. Обработка данных психологических и социальных исследований [Текст]: учебное пособие / В. Н. Раскин. - СПб: [б. и.], 2005. - 59 с.
Обработка и анализ данных; Либроком - Москва, 2008. - 368 c.
Коэффициент корреляции
Общий обзор
Коэффициент корреляции Пирсона
Свойства коэффициента корреляции
Когда не следует рассчитывать r
Общий обзор
Корреляционный анализ занимается степенью связи между двумя переменными, x и y.
Сначала предполагаем, что как x, так и y количественные, например рост и масса тела. Предположим, пара величин (x, у) измерена у каждого из n объектов в выборке.
Мы можем отметить точку, соответствующую паре величин каждого объекта, на двумерном графике рассеяния точек.
Обычно на графике переменную x располагают на горизонтальной оси, а у — на вертикальной. Размещая точки для всех n объектов, получают график рассеяния точек, который говорит о соотношении между этими двумя переменными.
Коэффициент корреляции Пирсона
Соотношение х и у линейное, если прямая линия, проведенная через центральную часть скопления точек, дает наиболее подходящую аппроксимацию наблюдаемого соотношения.
Можно измерить, как близко находятся наблюдения к прямой линии, которая лучше всего описывает их линейное соотношение путем вычисления коэффициента корреляции Пирсона, обычно называемого просто коэффициентом корреляции.
Его истинная величина в популяции (генеральный коэффициент корреляции) (греческая буква «ро») оценивается в выборке как r (выборочный коэффициент корреляции), которую обычно получают в результатах компьютерного расчета.
Пусть (x1. y1), (x2, y2),…,(xn, yn) - выборка из n наблюдений пары переменных (X, Y).
Выборочный коэффициент корреляции r определяется как
,
где ,
- выборочные средние, определяющиеся следующим образом: