Оценка выполнения каждого задания теста производится от 1 до 5 баллов.
Задание 1— Рисунок мужской фигуры.
1. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги со ступнями. Воспроизведение одежды, фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.
2. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Могут отсутствовать некоторые части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица), но присутствуют компоненты синтетического способа изображения.
3. У изображенной фигуры должны быть голова, туловище и конечности. Руки или ноги представлены не одной линией, а объемно. Допускается отсутствие ушей, шеи, волос, одежды, пальцев и ступней.
4. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь отдельными линиями.
5. Недостает ясности изображения туловища («головоногое» изображение или «преодоление головоного изображения») или обеих пар конечностей.
Задание 2 — Подражание письменным буквам.
1. Удовлетворительное (в смысле чтения) подражсиие написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30'.
2. Еще менее разборчивое подражение написанному приложению. Величина букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
|
3. Очевидно расчленение минимум на две части. Можно разобрать, по крайней мере, четыре буквы образца.
4. На образец похожи, по крайней мере, две буквы. Целое еще образует строчку «писания».
5. Черкание.
Задание 3— Срисовывание группы точек.
1. Почти совершенное подражение образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем на половину. Рисунок должен быть параллельным образцу.
2. Количество и расположение точек должно отвечать образцу, Можно допустить отклонение даже трех на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.
3. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати и меньше семи. Допускается любой поворот – даже на 180˚.
4. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец; но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.
5. Черкание.
Общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям.
В возрасте 7-8 лет не имеет окончательной сформированности мелкая моторика кисти руки, в связи с чем отмечается быстрое развитие утомление мышц кисти. Вместе с тем, в начальной школе кисть является основным рабочим органом и подвергается большим нагрузкам. Это что ставит перед необходимостью проведения профилактических мер утомления.
|
Гимнастика для утомленных пальцев.
1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо. Упражнение повторить 4-5 раз.
2. С силой сжимать и разжимать 5-6 раз.
3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, а затем вправо (4-6 раз).
4. Выпрямить пальцы, а затем одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги (5-6 раз).
5. Развести прямые пальцы и последовательно веерообразными движениями собрать в кулак, начиная с мизинца. Затем вернуть в исходное положение, начиная с большого пальца (3- 4 раза).
6. Сжать пальцы в кулак. Сгибать и разгибать отдельно каждый палец, зажимая остальные в кулаке.
В начальной школе проведение пальцевой гимнастики является обязательным мероприятием на уроках, связанных с письмом и проводится в середине урока.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Бабаева Т.И. У школьного порога.-М.: Просвещение, 1993.
2. Петрова А.И. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1990.
3. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: Учеб. пособие для студентов биол. спец. Пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990.-239 с.
4. Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И., Бабенко Т.И. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка:Учебное пособие.- Ростов н/Д: РГПУ, 1994. 64 с.
5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-144 с.