Разграничение компетенции в РФ. Предметы ведения субъектов РФ




Суверенные права РФ

Государственный университет РФ реализуется через суверенные права.

Суверенные права РФ – права России как государства, которые может реализовывать только она (Россия).

Суверенные права:

1. Право осуществлять верховную суверенную власть на всей территории, защиту суверенитета и территориальной целостности

2. Право принимать и изменять конституцию

3. Право устанавливать официальное наименование государства. У нашего государства их три: РФ; Россия; Российская федерация-Россия. РФ – нет такого названия государства, говоря так, мы нарушаем Конституцию.

4. Право принимать и изменять ФЗ в соответствии с Конституцией, формировать единую правовую систему.

5. Право в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства

6. Право регулировать экономику страны (экономический суверенитет). Действует принцип единого экономического пространства, который обеспечивается:

· Единая, национальная валюта (российский рубль). ФЗ «О центральном банке РФ (банке России)». ЦБ Подотчетен Государственной думе РФ. Организация со своим уставным капиталом в 3 миллиарда рублей, но получение прибыли не является целью деятельности. Целями ЦБ является:

§ Защита и обеспечение устойчивости рубля;

§ Развитие и укрепление банковской системы РФ;

§ Развитие финансового рынка РФ;

§ Устанавливает ученую ставку

§ Обеспечивает стабильность финансового рынка

· Нет внутренних таможенных границ и пошлин

· Регулирование единого рынка

· Денежно-кредитное и валютное регулирование

7. Право устанавливать государственный язык. ФЗ «О государственном языке РФ».

8. Право вступать в международные отношения, заключать международные договоры

9. Право устанавливать официальные государственные символы. Государственный герб (ФКЗ «О Государственном гербе РФ»), Государственный флаг РФ (ФКЗ «О Государственном флаге РФ»), Государственный гимн (ФКЗ «О Государственном гимне».

Государственная территория

4 статья Конституции

Территория РФ включает в себя (статья 67 Конституции):

§ Территории ее субъектов

§ Внутренние воды и территориальные воды

§ Воздушное пространство над 1 и 2

Территории, на которых у РФ есть исключительные права, и на которых она осуществляет юрисдикцию, но они не входят в территорию государства:

§ Континентальный шельф (ФЗ «О континентальном шельфе РФ»)

§ Исключительная экономическая зона РФ (ФЗ «Об экономической зоне РФ»)

Государственная граница – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие приделы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный придел действия государственного суверенитета РФ (ст.1 ФЗ «О государственной границе РФ»).

Разграничение компетенции в РФ. Предметы ведения субъектов РФ

Разграничение компетенции включает в себя два элемента:

§ Разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ

§ Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

Разграничение предметов ведения:

§ Ведение РФ (статья 71 Конституции РФ)

§ Совместное ведение РФ и субъектов РФ (статья 72 Конституции)

§ Ведение субъектов РФ (статья 73 Конституции)

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Субъект РФ – это публично-территориальное (или государственно-территориальное) образование, входящее в состав РФ в качестве составной части ее территории, обладающее отдельными признаками государственности (территория, население, система ОГВ, учредительный акт, законодательство, официальные символы) и поименованное в 65 статье Конституции РФ.

Признаки:

1. Территория субъекта РФ является частью территории РФ

2. Субъект РФ самостоятельно разрабатывает свои конституции (уставы), которые не должны противоречить Конституции РФ.

3. Статус субъекта РФ может быть изменен только по взаимному согласию с РФ; Территория субъекта может быть изменена только с согласия субъекта РФ.

4. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают собственное наименование (см.: Постановление КС по делу об изменении ст. 65 Конституции!!!)

5. В пределах своих полномочий субъекты РФ самостоятельны (самоуправляемы)

6. Субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и принимают собственное законодательство в пределах своих полномочий

7. Субъекты РФ принимают участие в осуществлении государственной власти на федеральном уровне.

v Посредством механизмов представительства (Совет Федерации; места в Государственной Думе)

v Посредством участия в федеральном законодательном процессе по предметам совместного ведения (согласование законопроектов)

8. Субъекты РФ самостоятельно формируют собственную систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти

9. Субъекты РФ обладает ограниченной международной правосубъектностью.

10. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают собственную официальную символику (которая не должна воспроизводить официальную государственную символику РФ)

11. Республики наделены правом установления собственного государственного языка

Субъекты РФ не являются суверенными и не обладают правом сецессии! Суверенитет на всей территории РФ принадлежит исключительно РФ.

Постановление КС по «делу о республиканском суверенитете» (ПКС от 07.06.2000 № 10-П)

Система ОГВ субъекта РФ – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ

Постановление КС по «Алтайскому делу» (ПКС от 18.01.1996 № 2-П)

ОГВ субъектов РФ формируются на тех же принципах что и федеральные, в соответствии с единой системой государственной власти.

Постановление КС по «делу о назначении губернаторов» (ПКС от 21.12.2005 № 13-П) – изменена правовая позиция по сравнению с «Алтайским делом»

Ограниченная международная правосубъектность субъектов РФ – ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» от 04.01.1999 № 4-ФЗ

v Субъект РФ с субъектом другого государства

v Возможность участия в международных организациях (которые специально созданы для участия субъектов) – Конгресс местных и региональных властей.

v Взаимодействие с органами иностранных государств, но только с согласия Правительства РФ.

Субъект РФ может заключать соглашения (но он не имеет силы международных договоров).

Виды субъектов:

1. По способу образования:

v С одной «титульной нацией» (Татарстан, Адыгея, Чеченская республика)

v С несколькими «титульными нациями» (Карачаево-Черкесская республика, Кабардино-Балкарская республика)

2. Территориальные (край, область, города федерального значения)

3. Национально-территориальные (автономные округа, автономная область)

4. По характеру вхождения в состав РФ:

· Непосредственно входящие в состав РФ

v Простой (Свердловская область)

v Сложноустроенная (в составе которых находятся другие субъекты РФ автономные округа (Тюменская область, Архангельская область))

· Входящие одновременно в состав территории РФ и территории другого субъекта

5. По географическому положению:

v континентальные (Свердловская область)

v островной (Сахалин)

v полуостровной (Крым)

v смешанные (Архангельская область)

v анклавный (Калининградская область)

6. По особенностям конституционно-правового статуса:

v Республики (государства)

v Края

v Области

v Автономные округа

v Автономная область

v Города федерального значения

Республики:

v Национально-территориальные образования

v Имеют свои конституции (могут приниматься любым демократическим способом – является отличием от устава других субъектов, которые принимаются законодательным органом субъекта)

v Могу устанавливать собственные государственные языки (наряду с русским). ФЗ «О языках народов РФ»; Постановление КС по «делу о языках народов РФ» (ПКС от 16.11.2004 № 16-П)

Края и области:

v Статус определяется Конституцией РФ и их уставами

v Территориальные субъекты РФ

Автономные округа и автономная область:

v 3 из 4 автономных округов входят в состав другого субъекта РФ, оставаясь при этом равноправными с другими субъектами РФ

v Смешанный национально-территориальный способ образования

v Статус определяется Конституцией РФ, уставом автономного округа/автономной области (принимается его/ее законодательным органом), а также дополнительно может регулироваться федеральным законом + договор.

Постановление КС по «делу о непосредственном нахождении Чукотского автономного округа в РФ» (ПКС от 11.05.1993 №9-П)

Постановление КС по «делу о толковании части 4 статьи 66 Конституции» (ПКС от 14.07.1997 № 12-П).

Города федерального значения:

v Территориальный способ образования

v Статус определяется Конституцией РФ, уставом города федерального значения

v Москва и СПБ являются административными центрами московской и Ленинградской области

v Статус города Москвы как столицы дополнительно регулируется ФЗ «О статусе столицы РФ» от 15.04.1993 №4802-1

Несмотря на различие в статусе, субъекты РФ являются равноправными (во взаимоотношениях с федеральным центром, равенство конституционных гарантий), но не означает фактического равенства.

Постановление КС по «делу о дорожных фондах» (ПКС от 15.07.1996 № 16-П)

Способы изменения субъектного состава РФ:

1. Принятие в состав РФ нового субъекта РФ

2. Образование в составе РФ нового субъекта РФ – путем объединения нескольких субъектов.

ФКЗ «О порядке принятия в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001 № 6-ФКЗ.

Процедура принятия в состав РФ нового субъекта:

1. Инициатива (предложение) о принятии. Инициатором может выступать иностранное государство.

2. После получения предложения, президент уведомляет о нем Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство РФ и проводит с ними консультации

3. Заключение международного договора между РФ и иностранным государством.

4. Проверка заключенного, но не вступившего в силу договора Конституционным судом РФ

5. Внесение Президентом РФ в Государственную Думу проекта ФЗ о ратификации данного международного договора и одновременно – проекта ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта.

6. Ратификация международного договора и принятие ФКЗ

7. Вступление в силу международного договора и ФКЗ

8. Внесение изменений в 65 статью Конституции на основе ФКЗ

В случаях принятия в состав РФ в качестве нового субъекта иностранного государства, ему предоставляется статус республики, если иное не установлено международным договором.

Порядок образования в составе РФ нового субъекта:

1. Инициатива (совместная инициатива законодательных органов и высших должностных лиц, заинтересованных субъектов РФ) направляется Президенту, вместе с сопроводительными материалами

2. Президент уведомляет Совет Федерации, Государственной Думу и Правительство и при необходимости проводит с ними консультации

3. Поддержка инициативы Президентом РФ

4. Референдумы в каждом заинтересованном субъекте по вопросу об образовании нового субъекта. Важное правило: Если вопрос не получил поддержки на референдуме хотя бы в одном из объединяющихся субъектах, то процедура прекращается, а повторная инициатива может быть выдвинута теме же заинтересованными субъектами не ранее чем через год.

5. Внесение Президентом РФ проекта ФКЗ об образовании нового субъекта

6. Принятие ФКЗ, его вступление в силу и внесение изменений в статью 65 Конституции РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: