ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
А.А.Зайцев
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-методическое пособие
Для студентов заочной формы обучения
По направлению 080200.62 Менеджмент
(квалификация (степень) «Бакалавр»)
Санкт-Петербург
УДК 338.4
ББК 65.3
Научный руководитель проекта:
Юрий Алексеевич КОЗЛОВ
первый проректор Института правоведения и предпринимательства,
кандидат юридических наук, доцент
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры предпринимательства и коммерции.
Рекомендован Учебно-методическим Советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического комплекса по курсу «Бизнес-планирование» для студентов всех форм обучения Факультета управления.
Зайцев А.А. Бизнес-планирование: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по направлению 080200.62 Менеджмент
(квалификация (степень) «Бакалавр»)
Факультета управления/ под общ. ред. Ю. А. Козлова. — СПб.: Изд-во ИПП, 2011. — 89 с.
Учебно-методическое пособие учебной дисциплины «Бизнес-планирование» представляет собой пособие, предназначенное для изучения данной дисциплины студентами заочной формы обучения Факультета управления Института правоведения и предпринимательства (Санкт-Петербург).
УДК УДК 338.4
ББК 65.3
©Зайцев А.А., 2014
© ЧОУ ВПО «Институт правоведения
и предпринимательства», 2014
ВВЕДЕНИЕ
Цель учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины «Бизнес-планирование» является формирование системы знаний, умений и навыков в области процессов бизнес-планирования и процессов развития бизнеса в целом в соответствии с современными требованиями к данному компоненту менеджмента.
|
Место дисциплины в структуре ОПОП
2.1 Учебная дисциплина относится к базовой части ОПОП.
2.2 Изучению студентами учебной дисциплины предшествует овладение ими экономическими знаниями в рамках дисциплин: «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Маркетинг».
2.3 Взаимосвязь с последующими дисциплинами.
Активное изучение студентами курса «Бизнес-планирование» создает у них хорошую базу знаний для изучения других экономических дисциплин: «Стратегический менеджмент», «Создание и организация малого предприятия».
3. В результате освоения учебной дисциплины бакалавр должен:
знать:
- основные бизнес-процессы в организации;
- виды управленческих решений и методы их принятия;
- методы маркетинговых исследований с целью бизнес-планирования;
- фундаментальные концепции финансового планирования;
- основные теории стратегического анализа перспектив развития организации;
- содержание и взаимосвязь основных элементов бизнес-плана;
уметь:
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации прогрессивными методами;
- планировать действия различного характера в области развития организации;
- оценивать принимаемые финансовые плановые решения с точки зрения их влияния на предприятие в целом;
- организовывать работу плановых подразделений организации;
владеть:
- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);
|
- методами формирования бизнес-плана предприятия;
- современным инструментарием планирования;
- методами разработки и реализации маркетинговых планов;
- методами формулирования и реализации положений стратегического плана развития организации.
4.В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:
способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
(ПК-2);
готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);
способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);
способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);
|
владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);
готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);
способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);
владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49).
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Бизнес-план как основа реализации предпринимательской идеи.
Понятие предпринимательской идеи. Банк идей. Этапы разработки и реализации предпринимательской идеи: генерирование идеи, деловое проектирование, подготовка бизнес-плана, принятие предпринимательского решения, управление предпринимательским проектом; реализация проекта. Понятие бизнес-плана. Его общая характеристика. Цели составления бизнес-плана. Примерный состав и структура разделов, наиболее часто встречающихся в бизнес-планах.
Тема 2. Бизнес-планирование как элемент экономической политики предприятия
Цели и планы в бизнес организации. Их уровни и значение. Этапы и сущность планирования бизнеса. Предмет и объект планирования. Бизнес - процессы и бизнес - проекты. Внутрифирменное планирование: стратегическое (перспективное); среднесрочное (бизнес-планирование), текущее (тактическое). Особенности бизнес-планирования как формы планирования. Назначение бизнес-планирование. Бизнес-план как рабочий инструмент для управления предприятием и контроля за его деятельностью.
Тема 3. Место и роль бизнес-плана при управлении бизнесом
Функции бизнес-плана при управлении бизнесом. Управление текущей деятельностью и развитием предприятия. Управленческий бизнес-план. Управление предприятием. Принятие разовых решений по отдельным вопросам управления. Типология бизнес-планов: управленческие; бизнес-планы проектов; разовые бизнес-планы. Ключевые компоненты типового бизнес-плана: анализ окружающей среды и полное описание стратегии работы компании или реализации проекта в окружающей среде. Анализ внешней бизнес-среды. Макросреда или среда косвенного воздействия. Микросреда или среда прямого воздействия. Техника анализа внешней среды. Анализ внутренней среды. Потенциал предприятия и его основные блоки: товарный, технический, кадровый, финансовый, информационный. Пример анализа внешней и внутренней среды. Описание стратегии деятельности компании (реализации проекта).
Тема 4. Организация планирования бизнеса
Масштаб и уровни бизнес-планирования. Система бизнес-планирования в крупных фирмах: корпоративный уровень и уровень отдельных подразделений (стратегических бизнес-единиц). Система бизнес-планирования в малых фирмах. Ее основные особенности, планирование бизнеса на различных стадиях развития малого (среднего) предприятия: начинающее, уцелевшее, стабильное, расширяющееся. Цикл бизнес-планирования в малом (среднем) предприятии. Организация системы бизнес-планирования. Характеристика органов планирования. Новые функции плановых служб. Коллективный подход к планированию бизнеса. Механизм планирования бизнеса. Информационные технологии в системе планирования бизнеса. Диагностика. Формирование стратегии. Планирование. Контроль.
Тема 5. Аналитические разделы типового бизнес-плана
Виды разделов типового бизнес-плана: аналитические, ключевые, приложения. Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности, резюме. История бизнеса организации (описание отрасли, характеристика объекта бизнеса организации). Правовой статус организации (юридический план). Организация и управление. Анализ финансового состояния организации. Анализ бизнес-среды организации. Анализ рынка и конкуренции. Описание рынка. Маркетинговые мероприятия и решения, принимаемые фирмой-продуцентом. Направления исследования рынка. Стратегия маркетинга. Жизненный цикл продаж. Затраты на маркетинг. Описание отрасли. Описание целевого рынка. Конкуренция.
Тема 6. Ключевые разделы типового бизнес-плана
Маркетинговый план. Его структура и содержание. Определение спроса и возможностей рынка. Стратегия маркетинга. Маркетинг-микс. Определение ценовой стратегии. Операционный план. Производство. Закупки и дистрибьюция. Производственный план. Производственная программа предприятия. Планируемый объем продаж. Потребности в основных фондах. Расчет потребности в ресурсах. Расчет потребности в персонале и заработной плате. Потребность в инвестициях. Исследовательские и внедренческие разработки. Организационный план. Разработка организационной структуры фирмы. Функциональная, дивизиональная, командная структуры. Финансовый план. Его основные разделы: инвестиционная политика; управление оборотным капиталом, дивидендная политика; ставка дисконтирования; финансовые прогнозы; учетная политика; система управленческого контроля. Оценка и страхование риска. Хеджирование. Анализ риска. Основы финансового риска.
Тема 7. Технология бизнес-планирования
Моделирование бизнес-процессов. Основные технологии продукции бизнес-планирования. Заказчики и разработчики бизнес-планов. Два подхода к разработке бизнес-плана. Техническое задание и календарный план (график работ) на разработку бизнес-плана. Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании. Модели бизнеса и их отличие от стратегий бизнеса. Особенности разработки моделей бизнес-процессов (материальных, информационных и финансовых потоков). Бизнес-процессы. Проект.
Тема 8. Основные виды бизнес-планирования
Стратегическое и инвестиционное планирование. Понятие, экономическое содержание и основные элементы стратегического планирования. Понятие и классификация стратегической цели организации (предприятия). Цели и стратегии реализации проектов. Инвестиционный план (проект). Его цель и основные задачи. Структура и содержание стандартного бизнес-плана инвестиционного проекта. Финансовое планирование. Источники информации для составления финансового плана. Назначение, структура и методика расчетов основных документов финансового планирования. План движения денежных средств. План прибыли и убытков. План распределения прибыли. Балансовый план. Требования к основным документам финансового плана. Международные стандарты финансовой отчетности. Технология финансового планирования. Стратегии финансового проекта.
Тема 9. Управленческий бизнес-план
Сущность и назначение управленческого бизнес-плана. Его функции. Структура и содержание управленческого бизнес-плана. Отличие его от типового бизнес-плана. Общая схема разработки, структура и содержание типового управленческого бизнес-плана. Общий план производства. Текущее состояние предприятия. Постановка целей компании. Постановка целей подразделения. Возможные расхождения между текущим и желаемым состоянием компании. Составление планов подразделений. План продаж. Маркетинговый план. Операционный план. План производства. План закупок, в том числе план основных закупок. План по персоналу. Финансовый план. Контроль выполнения и корректировка бизнес-плана. Содержание системы контроля и корректировка.
Тема 10. Бизнес-планы проектов и решения практических задач управления бизнесом
Бизнес-проект как инновационный замысел. Бизнес-проект. Бизнес-идея. Разработка и реализация идеи. Классификация бизнес-проектов. Особенности составления различных видов бизнес-планов проектов. Бизнес-план инновационного проекта. Его разделы. Характеристика товара (услуг). Оценка рынка. Возможности (план) производства. Организация реализации проекта. Финансовый план. Составление бизнес-плана инвестиционного проекта с учетом международных стандартов. Бизнес-планы для решения практических задач управления бизнесом (целевые бизнес-планы). Основные направления использования целевых бизнес-планов: антикризисное планирование; планирование совместной деятельности; планирование структурных преобразований. Планирование разовых финансовых операций и коммерческих сделок; и принятие других управленческих решений. Макеты некоторых видов целевого бизнес плана. Бизнес-план продажи франшизы. Бизнес-план продажи существующего предприятия. Бизнес-план финансового оздоровления предприятия. Использование бизнес-плана для роста капитала: венчурное финансирование проектов, банковское финансирование; финансовые фонды (компании). Презентация бизнес-плана.
ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ
1. Планирование как особый вид управленческой деятельности.
2. Прогнозирование социально-экономических показателей
3. Методы экономического анализа
4. Использование элементов системного подхода в стратегическом планировании.
5. Понятие о стратегическом планировании.
6. Стратегическое планирование и регулирование рынка труда.
7. Нормативный метод планирования.
8. Методология стратегического планирования, основные ее элементы.
9. Основные черты стратегического планирования в современных условиях.
10. Внутрифирменное планирование и стратегический менеджмент.
11. Балансовый метод планирования.
12. Логика процесса макроэкономического прогнозирования.
13. Отечественный и зарубежный опыт развития стратегического планирования социально-экономических систем разного уровня.
14. Понятие стратегии.
15. Программно – целевой метод планирования.
16. Методологические принципы стратегического планирования.
17. Цели, содержание и основные функции стратегического планирования.
18. Виды рыночных стратегий.
19. Организация планирования и прогнозирования
20. Система показателей стратегического планирования
21. Характеристика этапов формирования стратегического плана
22. Содержание и структура стратегического плана развития предприятия
23. Методы стратегического планирования и прогнозирования
24. Порядок разработки прогнозов и планов.
25. Классификация стратегических планов предприятия
26. Основные процедуры стратегического планирования.
27. Методы экспертных оценок
28. Сущность и содержание бизнес-планирования
29. Процедура стратегического планирования.
30. Сущность метода «Дельфи»
31. Основные макроэкономические показатели используемые для разработки социально-экономических процессов.
32. Принципы разработки бизнес плана
33. Процедура стратегического программирования.
34. Методы экстраполяции
35. Понятие стратегического проектирования.
36. Процесс разработки бизнес - плана
37. Сущность метода экстраполяции по одномерному временному ряду.
38. Основные разделы бизнес - плана
39. Методы моделирования.
40. Основные показатели эффективности производства.
ТЕМЫКУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
1. Бизнес-план как форма привлечения инвестиций
2. Основные аспекты регулирования социальной политикой.
3. Стратегические цели социальной политики государства.
4. Организационная структура планирования и прогнозирования России
5. Значение прогнозирования и стратегического планирования в государственном регулировании национальной экономики.
6. Стратегическое планирование природоохранной деятельности
7. Стратегическое планирование развития региона
8. Планирование развития предпринимательской деятельности
9. Бизнес – планирование как современная форма планирования.
10. Бизнес – планирование как закономерный этап развития планового регулирования экономики.
11. Формирование целей бизнес – планирования развития предприятия.
12. Отечественный и зарубежный опыт бизнес –планирования.
13. Основные черты бизнес – планирования в условиях глобальной конкуренции.
14. Теория риска и стратегический менеджмент.
15. Бизнес – планирование и маркетинг.
16. Бизнес – план предприятия. Процедура разработки. Характеристика системы показателей.
17. Основные черты бизнес – планирования развития национальной экономики (региона, предприятия)
18. Бизнес-планирование и местная социально – экономическая политика.
Работа выполняется и оформляется согласно Методическим рекомендациям по организации выполнения и защите курсовых работ (проектов) для студентов всех форм обучения юридического факультета и факультета управления.
Тема курсовой работы (проекта)/ работы может быть изменена на усмотрение ведущего преподавателя.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Наталья Стрекалова: Бизнес-планирование: Учебное пособие (+CD). СПб.: Питер, 2012.
2. Баринов В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Форум, 2009.
3. Ушаков И. Бизнес-план. 2009.
4. Рябых Д.А., Гладкий А.А. Бизнес-план на практике. Опыт успеха в России. 28 реализованных бизнес-планов (+CD). 2008.
5. Головань, Спиридонов. Бизнес-планирование и инвестирование: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
6. Попов В. М., Ляпунов С. И., Муртузалиева С. Ю. Бизнес-планирование. Учебник. М: Финансы и статистика, 2001.
7. Поляков О.В. Бизнес-планирование. М.: ММИЭИФП, 2003.
8. Байкалова А.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - Томск: ТГУ, 2004.
9. В.М.Попов, С.И. Ляпунов, Л.Л.Касаткин. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. Учебник. КноРус, 2003.
10. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477). М.: Экономика, 2000.
11. Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 170 с.
12. Булгакова С.В. Бухгалтерский управленческий учет для бизнес-решений: Учебное пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007.
13. Акжигитова А.Н. Налоги и налоговое планирование: Учебное пособие. - Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2008.
14. Поделинская И.А., Бянкин И.А. Стратегическое планирование. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.
15. Григоров О.С., Минин А.Ю., Круглова Э.В. Управление бизнес-потенциалом производственных систем: Учеб. пособие / под общ. ред. д.т.н., проф. В.В. Герасимова. - Новосибирск: НГАСУ, 2002.
16. Мосейко В.О. Фреймовое моделирование при управлении в структурах среднего и малого бизнеса: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.
Учебное издание
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ