Вегетативные центры ЦНС получают информацию о состоянии внутренних органов: от интерорецепторов по дендритам биполярных афферентных неироиов,-расположенных в межпозвоночных узлах, и по ветвям аксонов интрамуральных афферентных нейронов. Импульсы, поступающие по этим путям в ЦНС, вызывают рефлекторные ответы не только вегетативной, но и соматической нервной системы. Они могут включать также сложные поведенческие реакции организма.
Из сказанного ясно, что внутренние органы обладают богатой чувствительной иннервацией, обеспечивающей деятельность как периферических вегетативных рефлексов, так и реакций, осуществляемых вегетативными центрами мозга. Поступающая в ЦНС информация о состоянии внутренних органов необходима для возникновения мотиваций и, следовательно, участвует в формировании сложных поведенческих реакции организма.
Причиной таких реакции являются изменения не окружающей, а внутренней среды. Эти реакции направлены на удовлетворение той или иной биологической потребности организма.
126 Эмоции, их биологическая роль. Теории эмоций. Э моции - это реакции организма на раздражители, исходящие из внешней и внутренней среды, направленные на усиление или ослабление состояний, вызванных этими раздражителями. Эмоция развивается на основе активации специализированных структур мозга и отражает соотношение какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которое субъект непроизвольно оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Потребность - это специфическая необходимость организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой, самосохранение и саморазвитие. У человека существует три группы потребностей: витальные (сомато-висцеральные), социальные (коммуникация, познание, деятельность) и творческие (искусство, наука, религия). Каждая группа потребностей не является изолированной. Мозговые механизмы эмоций обеспечивают интеграцию факторов организации целенаправленного поведения, причем, именно потребности являются основой побуждений (мотиваций) к совершению тех или иных действий, направленных на удовлетворение потребностей. Эмоции зависят от индивидуальных (типологических) особенностей субъекта и, в первую очередь, от индивидуальных особенностей его мотивационной сферы, волевых качеств и т.п. Эмоциональная реакция проявляется либо быстро развивающимся аффектом, либо настроением, сохраняющимся часами, днями и неделями. Зависят эмоции и от вероятности удовлетворения потребности. Эмоции, возникающие на основе социальных и творческих, духовных потребностей, называют чувствами. Первая физиологическая теория эмоций была предложена свыше ста лет тому назад, положив начало многочисленным попыткам различных авторов, физиологов и психологов, ответить на вопрос "что такое эмоции?". В настоящее время принята "информационная" теория эмоций. Термин "информационная" используется в данном случае по двум причинам. Во-первых, имеется в виду, что структуры мозга, активирующиеся при эмоциях, так называемые, эмоци-огенные структуры, реагируют на афферентацию из внешней и внутренней среды организма, то есть получают информацию о потребностях и имеющихся средствах их удовлетворения. Во-вторых, все сведения (информация) о необходимых и реально имеющихся в данный момент у субъекта возможностях для.удовлетворения возникшей потребности трансформируются мозгом в оценку вероятности достижения цели, то есть удовлетворения потребности. Оценка вероятности (прогнозирование) является информационной категорией по своей природе.
|
|
127. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Важнейшую роль в формировании эмоций играют структуры, которые в совокупности называют лимбической системой. Эта система находится между стволом и корой мозга. С эмоциями непосредственно связана также ретикулярная формация - структура моста и ствола мозга, способная активировать различные области мозга и проводить к его специфическим зонам ту информацию, которая является новой, необычной или биологически значимой.Некоторые участки ретикулярной формации выполняют специфические функции. К таким структурам относятся голубое пятно и черная субстанция. Голубое пятно представляет собой плотное скопление нейронов, продуцирующих в области синаптических контактов (к таламусу, гипоталамусу, коре больших полушарий, мозжечку, спинному мозгу) медиатор норадреналин (вырабатываемый также мозговым веществом надпочечников). Известно, что при большом выбросе адреналина в кровь у человека возникают тяжелые стрессовые состояния. В то же время, при недостаточной продукции адреналина появляется депрессия. Черная субстанция также состоит из скопления нейронов, но выделяющих другой медиатор - дофамин, способствующий, например, созданию
|
эйфории - приподнятого, веселого настроения. Широко распространенным в нейронах головного мозга оказалось вещество Р - медиатор, нейропептид, первоначально обнаруженный в задних рогах спинного мозга и передающий сигналы от периферических болевых рецепторов в центральные отделы нервной системы. Поскольку боль приводит к появлению различных эмоций, то вещество Р, вероятно, участвует в их формировании. В головном мозге и в клетках задних рогов спинного мозга обнаружены рецепторы, воспринимающие действие опия и его производных (морфина, героина) и множества веществ, вырабатываемых самим организмом, называемых эндорфинами (эндогенные морфины). Известны эндорфинсодержащие клетки, причем, выделяемый ими эндорфин действует на опиатные рецепторы мозга, блокируя передачу болевых сигналов. Особенно много таких рецепторов обнаружено в области центрального серого вещества вокруг сильвиева водопровода, относящегося к нижним уровням лимбической системы мозга. Клетки этих уровней содержат большое количество эндогенных опиатов. Множество аналогичных опиатных рецепторов и эн-дорфинсодержащих клеток обнаружено и в других структурах лимбической системы.
Поскольку эндорфины и наркотические вещества обнаруживаются в одних и тех же структурах мозга, очевидно, что эндорфины играют важную роль в формировании эмоций, не имеющих прямого отношения к боли (например, страха, ярости). Эмоции "запускаются" мозгом, но реализуются с участием вегетативной нервной системы. Показателями эмоциональных реакций являются изменения кровяного давления, частоты сердечных сокращений и дыхания, температуры, ширины зрачков, секреции слюны, электрического сопротивления кожи, пиломоторные реакции,.мышечное напряжение и т.д.
Память
Временная нервная связь, лежащая в основе образования условного рефлекса-лишь частный случай общебиологического свойства хранения воспринятой информации, которое в той или иной степени проявляется у всех живых существ, начиная с простейших.
Временную связь оказалось возможным выработать у растений, например, на базе защитной реакции стыдливой мимозы или суточного цикла складывания листьев у бобовых. По времени сохранения различают кратковременную и долговременную память, имеющие в своей основе разные механизмы. Кратковременную память называют также оперативной, так как она обеспечивает выполнение текущих операций мышления Предполагают, что механизмом кратковременной памяти может быть циркуляция импульсных потоков по замкнутым кругам нейронных цепей. Этому соответствует то обстоятельство, что кратковременная память легко нарушается под действием сильных посторонних раздражении, наркозом, электрической стимуляцией мозга, его гипоксией, различными нейротропными ядами, которые при той же интенсивности действия не затрагивают память долговременную. В основе же долговременной памяти лежат, по-видимому, сложные процессы, связанные с активностью синтеза белковых молекул в клетках большого мозга.Сопоставление обширного материала клинических наблюдений и результатов разнообразных экспериментов на животных позволяет считать, что память как единый процесс складывается по крайней мере из трех взаимосвязанных этапов, возможно, имеющих различные механизмы: запоминания, хранения опыта и воспоминания (воспроизведение опыта).
130. Учение Павлова о типах ВНД. Генотип, фенотип. Гиппократ, исходя из учения о "соках тела", считал, что преобладание горячей крови делает человека энергичным и решительным сангвиником, избыток охлаждающей слизи придает ему черты хладнокровного и медлительного флегматика, едкая желчь обусловливает вспыльчивость и раздражительность холерика, а черная испорченная желчь определяет поведение вялого унылого меланхолика.
Истинная природа темпераментов открылась лишь в свете учения И. П. Павлова о ВНД Исследования условных рефлексов, объективно отражающих свойства нервной системы, выявили различия этих свойств у разных подопытных животных и позволили их проанализировать. Оказалось, что у одних собак условные рефлексы вырабатываются быстро и прочно, а у других - с трудом и легко угасают. В этом проявляется первый прямой показатель типологических различий - сила процесса условного возбуждения. В свою очередь собаки с сильным возбудительным процессом разделились на таких, которые хорошо вырабатывали дифференцировки, и не справляющихся с этой задачей. Так определился второй показатель типологических различий - сила процесса условного торможения. Наконец, при сильных возбудительных и тормозных процессах одни собаки лучше, а другие хуже могли переделывать сигнальное значение положительных и отрицательных условных раздражителей, т.е. проявляя разную способность переучивания. Отсюда третий показатель типологических различий - подвижность нервных процессов. Можно определить четыре общих для животных и человека типа высшей нервной деятельности следующим образом. Живой тип, по И. П. Павлову, соответствующий сангвинику Гиппократа, характеризуется хорошей силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов. Это человек, преодолевающий трудности (сила), умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность) с большим самообладанием (уравновешенность). Спокойный тип, по И. П. Павлову, соответствующий флегматику Гиппократа, наделен хорошей силой и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный (сила), умеющий сдерживаться (уравновешенность), но несколько медлительный в решениях, который не любит изменять свои привычки (инертность). Безудержный тип, по И. П. Павлову, соответствующий по темпераменту холерику Гиппократа, характеризуется большой силой возбудительного процесса, но его неуравновешенностью. Это человек увлекающийся, который может много сделать (сила), но не знает меры как в работе, так и в отношениях с людьми, проявляя вспыльчивость по пустякам (неуравновешенность). Для слабого типа, по И. П. Павлову, соответствующего меланхолику Гиппократа, характерна слабость нервных процессов. Это человек слабовольный, который боится трудностей, легко подчиняется чужому влиянию, всегда во власти опасений, тревожного чувства и тоскливого настроения.
131.Учение Павлова о I иIIсигнальных системах. Установлено, что все описанные выше закономерности условнорефлекторнои деятельности являются общими для высших животных и человека. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма; и у человека при соответствующих условиях возникает безусловное или условное торможение, и у человека наблюдаются иррадиация и концентрация возбуждения и торможения, индукция, динамическая стереотипия и другие характерные проявления условнорефлекторнои деятельности.
Общими для животных и человека являются анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлении окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих первую сигнальную систему.
Вместе с тем у человека в процессе трудовой деятельности и социального развития появилась, развилась и усовершенствовалась так называемая вторая сигнальная система, связанная со словесными сигналами, с речью. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении). Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах.
133.Динамика работоспособнсти чел-ка. Причиной возрастания нервного напряжения в современном производстве является не только уменьшение доли физического труда и мышечной деятельности. Главное - это увеличение информации, которую необходимо переработать в условиях растущего дефицита времени, увеличение масштабов производства, возрастание скорости производственных процессов, повышение ответственности. Все это также становится причиной возрастания нервного напряжения, особенно характерного для профессий, требующих высокой ответственности (авиадиспетчеры, дежурные на пультах управления энергосистем, администраторы, руководители производства и т. д.).
Росту нервного напряжения способствует высокий ритм работы, особенно в тех случаях, когда ритм задается работнику извне и не может регулироваться им (работники связи, фармацевты, кассиры, продавцы и т. д.). В связи с изменением характера современного производства изменяются содержание и физиология труда. Если раньше основное внимание ученых концентрировалось на энергетической стороне физической работы, то сегодня главными становятся проблемы нервного напряжения и изыскание способов предупреждения высоких степеней состо-яния напряжения, увеличивающих ошибки, снижающих производительность труда приводящих к переутомлению и иногда к заболеваниям.