Мотивация, её класификация




Вегетативные центры ЦНС получают информа­цию о состоянии внутренних органов: от инте­рорецепторов по дендритам биполярных аффе­рентных неироиов,-расположенных в межпозво­ночных узлах, и по ветвям аксонов интраму­ральных афферентных нейронов. Импульсы, поступающие по этим путям в ЦНС, вызывают рефлекторные ответы не только вегетативной, но и соматической нервной системы. Они могут включать также сложные поведенческие реакции организма.

Из сказанного ясно, что внутренние органы обладают богатой чувствительной иннервацией, обеспечивающей деятельность как перифериче­ских вегетативных рефлексов, так и реакций, осуществляемых вегетативными центрами мозга. Поступающая в ЦНС информация о состоянии внутренних органов необходима для возникновения мотиваций и, следовательно, участвует в формировании сложных поведенче­ских реакции организма.

Причиной таких реакции являются изменения не окружающей, а внутренней среды. Эти реакции направлены на удовлетворение той или иной биологической потребности организма.

126 Эмоции, их биологическая роль. Теории эмоций. Э моции - это реакции организма на раздражи­тели, исходящие из внешней и внутренней среды, направленные на усиление или ослабле­ние состояний, вызванных этими раздражите­лями. Эмоция развивается на основе активации специализированных структур мозга и отражает соотношение какой-либо актуальной потребно­сти (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которое субъект непроизвольно оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индиви­дуального опыта. Потребность - это специфиче­ская необходимость организмов, обеспечиваю­щая их связь с внешней средой, самосохранение и саморазвитие. У человека существует три группы потребностей: витальные (сомато-висцеральные), социальные (коммуникация, познание, деятельность) и творческие (искус­ство, наука, религия). Каждая группа потребно­стей не является изолированной. Мозговые механизмы эмоций обеспечивают интеграцию факторов организации целенаправленного поведения, причем, именно потребности явля­ются основой побуждений (мотиваций) к совер­шению тех или иных действий, направленных на удовлетворение потребностей. Эмоции зависят от индивидуальных (типологических) особенно­стей субъекта и, в первую очередь, от индиви­дуальных особенностей его мотивационной сферы, волевых качеств и т.п. Эмоциональная реакция проявляется либо быстро развиваю­щимся аффектом, либо настроением, сохра­няющимся часами, днями и неделями. Зависят эмоции и от вероятности удовлетворения потребности. Эмоции, возникающие на основе социальных и творческих, духовных потребно­стей, называют чувствами. Первая физиологи­ческая теория эмоций была предложена свыше ста лет тому назад, положив начало многочис­ленным попыткам различных авторов, физиоло­гов и психологов, ответить на вопрос "что такое эмоции?". В настоящее время принята "инфор­мационная" теория эмоций. Термин "информа­ционная" используется в данном случае по двум причинам. Во-первых, имеется в виду, что структуры мозга, активирующиеся при эмоциях, так называемые, эмоци-огенные структуры, реагируют на афферентацию из внешней и внутренней среды организма, то есть получают информацию о потребностях и имеющихся средствах их удовлетворения. Во-вторых, все сведения (информация) о необходимых и реально имеющихся в данный момент у субъ­екта возможностях для.удовлетворения воз­никшей потребности трансформируются мозгом в оценку вероятности достижения цели, то есть удовлетворения потребности. Оценка вероятно­сти (прогнозирование) является информацион­ной категорией по своей природе.

127. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Важнейшую роль в формировании эмоций играют структуры, которые в совокупности называют лимбической системой. Эта система находится между стволом и корой мозга. С эмоциями непосредственно связана также ретикулярная формация - структура моста и ствола мозга, способная активировать различ­ные области мозга и проводить к его специфи­ческим зонам ту информацию, которая является новой, необычной или биологически значи­мой.Некоторые участки ретикулярной формации выполняют специфические функции. К таким структурам относятся голубое пятно и черная субстанция. Голубое пятно представляет собой плотное скопление нейронов, продуцирующих в области синаптических контактов (к таламусу, гипоталамусу, коре больших полушарий, моз­жечку, спинному мозгу) медиатор норадреналин (вырабатываемый также мозговым веществом надпочечников). Известно, что при большом выбросе адреналина в кровь у человека возни­кают тяжелые стрессовые состояния. В то же время, при недостаточной продукции адрена­лина появляется депрессия. Черная субстанция также состоит из скопления нейронов, но выде­ляющих другой медиатор - дофамин, способст­вующий, например, созданию

эйфории - приподнятого, веселого настроения. Широко распространенным в нейронах голов­ного мозга оказалось вещество Р - медиатор, нейропептид, первоначально обнаруженный в задних рогах спинного мозга и передающий сигналы от периферических болевых рецепто­ров в центральные отделы нервной системы. Поскольку боль приводит к появлению различ­ных эмоций, то вещество Р, вероятно, участвует в их формировании. В головном мозге и в клетках задних рогов спинного мозга обнару­жены рецепторы, воспринимающие действие опия и его производных (морфина, героина) и множества веществ, вырабатываемых самим организмом, называемых эндорфинами (эндо­генные морфины). Известны эндорфинсодер­жащие клетки, причем, выделяемый ими эндор­фин действует на опиатные рецепторы мозга, блокируя передачу болевых сигналов. Особенно много таких рецепторов обнаружено в области центрального серого вещества вокруг сильвиева водопровода, относящегося к нижним уровням лимбической системы мозга. Клетки этих уров­ней содержат большое количество эндогенных опиатов. Множество аналогичных опиатных рецепторов и эн-дорфинсодержащих клеток обнаружено и в других структурах лимбической системы.

Поскольку эндорфины и наркотические веще­ства обнаруживаются в одних и тех же структу­рах мозга, очевидно, что эндорфины играют важную роль в формировании эмоций, не имеющих прямого отношения к боли (например, страха, ярости). Эмоции "запускаются" мозгом, но реализуются с участием вегетативной нерв­ной системы. Показателями эмоциональных реакций являются изменения кровяного давле­ния, частоты сердечных сокращений и дыхания, температуры, ширины зрачков, секреции слюны, электрического сопротивления кожи, пиломотор­ные реакции,.мышечное напряжение и т.д.

Память

Временная нервная связь, лежащая в основе образования условного рефлекса-лишь частный случай общебиологического свойства хранения воспринятой информации, которое в той или иной степени проявляется у всех живых су­ществ, начиная с простейших.

Временную связь оказалось возможным вырабо­тать у растений, например, на базе защитной реакции стыдливой мимозы или суточного цикла складывания листьев у бобовых. По времени сохранения различают кратковременную и долговременную память, имеющие в своей основе разные механизмы. Кратковременную память называют также оперативной, так как она обеспечивает выполнение текущих операций мышления Предполагают, что механизмом кратковременной памяти может быть циркуля­ция импульсных потоков по замкнутым кругам нейронных цепей. Этому соответствует то обстоятельство, что кратковременная память легко нарушается под действием сильных посторонних раздражении, наркозом, электриче­ской стимуляцией мозга, его гипоксией, различ­ными нейротропными ядами, которые при той же интенсивности действия не затрагивают память долговременную. В основе же долговременной памяти лежат, по-видимому, сложные процессы, связанные с активностью синтеза белковых молекул в клетках большого мозга.Сопоставление обширного материала клинических наблюдений и результатов разно­образных экспериментов на животных позволяет считать, что память как единый процесс склады­вается по крайней мере из трех взаимосвязан­ных этапов, возможно, имеющих различные механизмы: запоминания, хранения опыта и воспоминания (воспроизведение опыта).

130. Учение Павлова о типах ВНД. Генотип, фенотип. Гиппократ, исходя из учения о "соках тела", считал, что преобладание горячей крови делает человека энергичным и решительным сангвини­ком, избыток охлаждающей слизи придает ему черты хладнокровного и медлительного флегма­тика, едкая желчь обусловливает вспыльчи­вость и раздражительность холерика, а черная испорченная желчь определяет поведение вялого унылого меланхолика.

Истинная природа темпераментов открылась лишь в свете учения И. П. Павлова о ВНД Исследования условных рефлексов, объективно отражающих свойства нервной системы, вы­явили различия этих свойств у разных подопыт­ных животных и позволили их проанализиро­вать. Оказалось, что у одних собак условные рефлексы вырабатываются быстро и прочно, а у других - с трудом и легко угасают. В этом проявляется первый прямой показатель типоло­гических различий - сила процесса условного возбуждения. В свою очередь собаки с сильным возбудительным процессом разделились на таких, которые хорошо вырабатывали диффе­ренцировки, и не справляющихся с этой зада­чей. Так определился второй показатель типоло­гических различий - сила процесса условного торможения. Наконец, при сильных возбуди­тельных и тормозных процессах одни собаки лучше, а другие хуже могли переделывать сигнальное значение положительных и отрица­тельных условных раздражителей, т.е. проявляя разную способность переучивания. Отсюда третий показатель типологических различий - подвижность нервных процессов. Можно определить четыре общих для животных и человека типа высшей нервной деятельности следующим образом. Живой тип, по И. П. Павлову, соответствующий сангвинику Гиппо­крата, характеризуется хорошей силой, подвиж­ностью, уравновешенностью нервных процес­сов. Это человек, преодолевающий трудности (сила), умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность) с большим самообладанием (уравновешенность). Спокой­ный тип, по И. П. Павлову, соответствующий флегматику Гиппократа, наделен хорошей силой и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный (сила), умеющий сдерживаться (уравновешенность), но не­сколько медлительный в решениях, который не любит изменять свои привычки (инертность). Безудержный тип, по И. П. Павлову, соответст­вующий по темпераменту холерику Гиппократа, характеризуется большой силой возбудитель­ного процесса, но его неуравновешенностью. Это человек увлекающийся, который может много сделать (сила), но не знает меры как в работе, так и в отношениях с людьми, проявляя вспыльчивость по пустякам (неуравновешен­ность). Для слабого типа, по И. П. Павлову, соответствующего меланхолику Гиппократа, характерна слабость нервных процессов. Это человек слабовольный, который боится трудно­стей, легко подчиняется чужому влиянию, всегда во власти опасений, тревожного чувства и тоскливого настроения.

 

 

131.Учение Павлова о I иIIсигнальных системах. Установлено, что все описанные выше законо­мерности условнорефлекторнои деятельности являются общими для высших животных и человека. И у человека вырабатываются услов­ные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма; и у человека при соответствующих условиях возни­кает безусловное или условное торможение, и у человека наблюдаются иррадиация и концен­трация возбуждения и торможения, индукция, динамическая стереотипия и другие характер­ные проявления условнорефлекторнои деятель­ности.

Общими для животных и человека являются анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлении окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих первую сигнальную систему.

Вместе с тем у человека в процессе трудовой деятельности и социального развития появи­лась, развилась и усовершенствовалась так называемая вторая сигнальная система, связан­ная со словесными сигналами, с речью. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении). Способность понимать, а потом и произносить слова развива­ется у ребенка в результате ассоциации опре­деленных звуков (слов) со зрительными, так­тильными и другими впечатлениями о внешних объектах.

133.Динамика работоспособнсти чел-ка. Причиной возрастания нервного напряжения в современном производстве является не только уменьшение доли физического труда и мышеч­ной деятельности. Главное - это увеличение информации, которую необходимо переработать в условиях растущего дефицита времени, увеличение масштабов производства, возраста­ние скорости производственных процессов, повышение ответственности. Все это также становится причиной возрастания нервного напряжения, особенно характерного для про­фессий, требующих высокой ответственности (авиадиспетчеры, дежурные на пультах управ­ления энергосистем, администраторы, руководи­тели производства и т. д.).

Росту нервного напряжения способствует высокий ритм работы, особенно в тех случаях, когда ритм задается работнику извне и не может регулироваться им (работники связи, фарма­цевты, кассиры, продавцы и т. д.). В связи с изменением характера современного производ­ства изменяются содержание и физиология труда. Если раньше основное внимание ученых концентрировалось на энергетической стороне физической работы, то сегодня главными становятся проблемы нервного напряжения и изыскание способов предупреждения высоких степеней состо-яния напряжения, увеличиваю­щих ошибки, снижающих производительность труда приводящих к переутомлению и иногда к заболеваниям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: