1) Письменно ответьте на один из вопросов:
4. Совокупность индивидуальных качеств руководителя для управления людьми.
Один человек не может быть компетентен одновременно во всех вопросах и задачах, особенно когда речь идет о крупной организации. К личным качествам идеального руководителя относятся:
· Адекватная самооценка. Невозможно анализировать способности и корректировать работу других людей, если человек не умеет объективно оценивать и контролировать себя.
· Самоконтроль и самокритика – качества, необходимые руководителю для создания четкого взаимоотношения внутри коллектива.
· Высокие амбиции, целеустремленность. Руководитель, который нацелен на успех, стремиться к развитию компании и создает не только собственный настрой, но и цели всей команды.
· Решительность и настойчивость. Принятие нестандартных и иногда рискованных решений, упорство в достижении поставленных целей – отличительные черты успешных людей.
· Уравновешенность, выдержка и стрессоустойчивость. Человек, склонных к субъективному эмоциональному восприятию препятствий, не способен принимать взвешенные решения и брать ответственность на себя.
· Коммуникабельность, тактичность и уважение к подчиненным. Создание комфортных условий для работы, умение конструктивно высказывать критику, уважительное отношение к членам коллектива формируют главную базу для успеха – командную работу.
· Требовательность. Требовательность и авторитет руководителя гарантируют дисциплину и в коллективе, слаженность работы, исполнение должностных обязанностей.
· Новаторство и креативность. Стремление к преобразованиям, готовность пробовать и внедрять новые методы работы, умение идти на риск и увлекать за собой других – качества настоящего лидера.
В управлении организацией на первый план выступают управленческие качества руководителя, так называемая «деловая хватка». Под деловыми качествами подразумеваются:
· умение быстро и объективно оценивать, анализировать информацию;
· способность принимать самостоятельные обоснованные решения;
· умение оперативно мыслить и действовать;
· способность быстро ориентироваться в сложной ситуации;
· навыки многозадачности; умение разумно использовать различные ресурсы;
· способность грамотно оценивать и распределять роли;
· умение четко ставить задачи и координировать действия сотрудников;
· способность налаживать контакты с вышестоящим руководством и партнерами;
· способность выстраивать стратегии развития;
· умение налаживать коммуникации с партнерами и контрагентами различного уровня.
Практическое задание:
№1. Охарактеризуйте стили управления по предложенным параметрам
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Стили руководства | |||
Авторитарный (директивный, диктаторский) | Демократический (коллегиальный) | Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) | Смешанный | |
Методы принятия решений | Единолично решает все вопросы | Принимая решения, советуется с коллективом | Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных | Единолично или коллегиально в зависимости от ситуации |
Способы доведения решения до исполнителей | Приказывает, распоряжается, командует | Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных | Просит, упрашивает | Исходя из ситуации приказывает, предлагает, согласовывает |
Распределение ответственности | Полностью в руках руководителя | В соответствии с полномочиями | Полностью в руках исполнителей | Чаще всего распределяет ответственность между собой и подчиненными |
Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Поощряет, использует в интересах дела | Отдает инициативу в руки подчиненных | Подавляет, когда уверен в правоте; поощряет, если нужно коллегиальное решение |
Отношение к подбору кадров | Боится квалифицированных работников, старается от них избавится | Подбирает деловых, грамотных работников | Подбором кадров не занимается | Нерегулярно занимается подбором кадров и без четкой системы |
Отношение к недостаткам знаний | Считает, что все сам знает | Постоянно учится и требует того же от подчиненных | Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных | Старается быть в курсе современных проблем, периодически, повышает квалификацию |
Стиль общения | Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию | Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты | Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение | Чаще всего зависит от темперамента, преимущественно общительный |
Характер отношений с подчиненными | По настроению, неровное | Ровное, доброжелательное, требовательное | Мягкое, нетребовательное | Преимущественно доброжелательное |
Отношение к дисциплине | Жесткое, формальное | Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям | Мягкое, формальное | Поддерживает формальную дисциплину, хотя, иногда «покрывает нарушения» |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных | Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам | Постоянно использует разные стимулы | Использует поощрение чаще, чем наказание | В зависимости от ситуации и уровня подчиненных применяет разные способы |