Драматургия Ф.Булякова, Г.Шафикова, Н.Гаитбая и др.





Выполнила:

студентка 3 курса ж/о

Ю.Ю. Хайруллина

Проверила:

Доцент, кандидат фил.наук

А.О. Хужахметов

 

 

Уфа, 2019

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...7

Ф.Буляков……….…………………………..........................................................16

Г.Шафиков………………..………..…………………………………………......17

Н.Гаитбая……...……………………………………………………………….…18

Заключение……………………………………………………………………….20

Библиография………………………………………………………………….…21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Слово «драматургия» происходит от древнегреческого слова «драма», что означает действие. Со временем это понятие стало употребляться более широко, применительно не только к драматическому, но и к другим видам искусства: сейчас мы говорим «музыкальная драматургия», «хореографическая драматургия» и т. д.

Башкирская драматургия ведет своё начало в башкирском народном творчестве. Изобразительные народные пляски, кубаиры, песни, эпосы, легенды и предания, обряды и народные игры удовлетворяли потребности народа в сценических действиях. Башкирский обрядовый фольклор имеет ярко выраженную драматургическую структуру. В нем, как и в театре, использовались выразительные средства: костюм, декорация, звуковое сопровождение.

Такие свадебные обряды, как выбор невесты, бракосочетание, проводы девушек и встреча её в доме жениха, создавали сложную картину драматического действия. Современные драматурги обращаются к элементам театра в свадебных обрядах и отбирают обладающие интригой сюжеты для создания яркого зрелища.

Башкирские эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу», отражающие древнейшие периоды истории башкирского народа, по содержанию и структурным особенностям являются драмами.

Сказители эпосов — сэсэны — отличались высшим мастерством исполнения. Сэсэны, рассказывая зрителям содержание эпоса, выступали в роли живых персонажей, актеров и музыканта, создавая сценический эффект. В основе каждой башкирской народной песни также лежит глубокая драма.

Таким образом, башкирское народное творчество послужило прочной основой для становления башкирской драматургии.

Зарождение и развитие башкирской драматургии как самостоятельного рода литературы относится к последней четверти XIX века, когда появляются рукописные и изданные в виде книг пьесы. Характерной чертой этих пьес является то, что они основываются на традициях дастанов, хикаятов и сказок. Так изданное в 1898 году произведение неизвестного автора «Как свободная девушка потеряла свободу» выдержано в героико-романтическом духе. Основная часть пьесы состоит из диалогов. В то же время герои часто произносят длинные монологи. Часть событий дается непосредственно для изображения на сцене, другую часть персонажи рассказывают зрителям, комментируя её при этом.

Ученый, просветитель, общественный деятель конца XIX - начала XX веков Р. Фахретдинов вел записи в виде диалога и спора. В беседах-диалогах «Я и Госман», «Хасан и Хусаин», «Сайт, Сулейман, Салим», «Закир и Шакир», «Бикбулат-мулла и Госман», «Вилдан и я» ведется острая дискуссия о самом злободневном — об образовании, о социальных проблемах, выражаются общественно-политические и философские взгляды интеллигенции.

В начале XX века в прогрессивных мусульманских учебных заведениях стало традицией проводить музыкальные вечера, ставить спектакли из одного или двух актов. Медресе «Галия», «Госмания» постепенно превращались в своеобразный национально-культурный центр города Уфы. В медресе «Галия» молодой поэт Ш. Бабич организует драматический кружок под названием «Национальная мелодия, сцена и литература».

В конце XIX века были созданы первые драматургические произведения башкирских писателей. Многие из этих пьес, ставившихся в домашних условиях и в медресе, не были опубликованными и не сохранились. В начале XX века были опубликованы первые печатные драматические произведения: «Ауыл тормошо, йәки Әҙәбиәт кисәһе» («Деревенская жизнь, или Литературный вечер») Рабти, «Май мәсьәләһе яхуд наҙан мулла» («Проблема сала, или Глупый мулла») А.М.Галимова, «Аслыҡ ҡушты» («Повелел голод») Я.Валиева и др., затрагивающие проблемы неграмотности, нравственности.

Первыми башкирскими драматургами были Бахтияр Бахтигарей-углы - драма «Ер һатыу» (1915; «Продажа земли»), Х.К.Ибрагимов, Г.Х.Ниязбаев, А.М.Тагиров, Ф.К.Туйкин и др. В комедии «Бисура» («Кикимора») Тагирова обличаются суеверия, порождённые невежеством; в драме «Янғура» («Янгура») драматург показывает национально-освободительное движение ашкирского народа. В драме Туйкина «Ватан ҡаһармандары» («Герои Отчизны»), посвященной Отечественной войне 1812, показан патриотический подъём башкирского народа в судьбоносные для России годы. Пьесой «Башмагым» Ибрагимов заложил основы башкирской комедиографии.

В 20-е годы, после революции, в драматических произведениях описывались преобразования в обществе. Революционной борьбе были посвящены пьесы Тагирова («Алатау»), Ниязбаева («Ҡыҙыл истиҡбал өсөн көрәш» — «Борьба за красное будущее», «Беренсе таң» — «Первая заря»), Д.Юлтыя («Тирмәндә» — «На мельнице»), М.Гафури («Ҡыҙыл йондоҙ» — «Красная звезда») и др.

Историческим темам были посвящены пьесы Х.Г.Габитова, Ф.М.Сулейманова, Д.Юлтыя, драмы Д. Юлтыя «Ҡарағол» («Карагул»), пьесы М. А.Бурангулова («Башкорт туйы», «Ашҡаҙар» — «Ашкадар», «Шәүрәкәй» — «Шаура» и др.). В 30-е годы в области драматургии работали Габдулла Идрис, Н.К.Карипов, С.М.Мифтахов «Һаҡмар», И.Насыри, Р.Нигмати и др.

К историческим темам обращались Б.Бикбай (драмы «Ҡарлуғас» — «Карлугас», «Салауат» — «Салават»), Мифтахов («Зимагорҙар» — «Зимогоры»), К.Даян (драма «Таңсулпан» — «Тансулпан») и др.

В 30—50-е годы башкирской драматургии был нанесен огромный урон. Были расстреляны Тагиров, Д.Юлтый, сосланы в лагеря Бурангулов, Г.Идрис и др. башкирские писатели).

Во время Великой Отечественной войны башкирские драматурги обращались к теме войны «Урман шаулай» — «Лес шумит» Р.Нигмати; «Яу» — «Битва» К.Мэргэна и В.С.Кедрова; «Бер туғандар» — «Дети одной семьи» Б.Бикбая) и к героическому прошлому народа («Ҡаһым түрә» — «Кахым-туря» Б.Бикбая; «Иҙеүкәй менән Мораҙым» — «Идукай и Мурадым» Бурангулова).

Во 2-й половине XX века работали башкирские драматурги И.А.Абдуллин, Н.Асанбаев, А.К.Атнабаев, М.Карим, А.М.Мирзагитов, Н.Наджми, Р.А.Сафин и др. Основной темой их произведений были война, переход к мирному строительству. Это пьесы-хроники «Туй дауам итә» («Свадьба продолжается») М.Карима, «Тальян гармун» («Тальянка») Г.Г.Ахметшина, «Яҡты йылға» («Светлая река») Г.Гумера, «Беҙ айырылышмабыҙ» («Мы не расстанемся») Абдуллина и др.

Творчество башкирских драматургов 50-60 - х годов характеризуется разнообразием жанров.

В начале 50-х годов в башкирской драматургии появились произведения на производственную тему («Ҡала иртәһе» — «Утро города» К.Мэргэна, «Сәғиҙә» — «Сагида» А.Г.Бикчентаева и Р.Хайруллина и др.). Драматический конфликт в них сводился к противоборству «новаторов» и «консерваторов», хорошего и лучшего, что характерно «теории бесконфликтности». В 50-е годы происходит расцвет жанра комедии: «Яҙғы йыр» — «Весенняя песня», «Хуш, Хәйрүш» — «Прощай, Хайруш» Н.Наджми, «Бажалар» — «Свояки» И.А.Абдуллина, "Ҡыҙ урлау"» — «Похищение девушки» М.Карима.

В 60-е темой драматургии становится место личности в обществе, гражданская позиция. Это драмы «Йырланмаған йыр» («Неспетая песня») и «Яңғыҙ ҡайын» («Одинокая берёза») М.Карима, «Күршеләр» («Соседи») Мирзагитова. Драма А.Х.Абдуллина «Ун өсөнсө председатель» («Тринадцатый председатель»), получила всесоюзную известность, была поставлена в 35 странах мира, включая Театр им. Евг. Вахтангова (1979)[1]. Семейной морали, взаимоотношениям родителей и детей посвящены драмы «Әсәйемдең сал сәстәре» («Седые волосы моей матери») Мирзагитова, «Балаҡайҙарым» («Дети мои») Атнабаева, взаимоотношением мужчины и женщины — дилогия Н.Асанбаева «Рәйсә» («Райса») и «Фәйзи» («Файзи») и др. Теме войны - («Ул ҡайтты» — «Он вернулся» и «Әсә хөкөмө» — «Суд матери» Атнабаева, «Айгуль иле» М.Карима, «Әсәләр көтәләр улдарын» — «Матери ждут сыновей» Мирзагитова и др.).

Проблемы современности показаны в пьесах «Ҡыңғыраулы дуга» («Дуга с,колокольчиками») Н.Наджми, «Йәнбикә» («Янбика») Сафина, «Мөхәббәт һәм енәйәт» («Любовь и преступление») Ф.В.Богданова и др. Развиваются трагедия («Ай тотолган тондэ» М.Карима, «Нәркәс» «Нэркэс» И.Х.Юмагулова и др.), трагикомедия («Күңелдәргә пәрҙә ҡормағыҙ» — «Не затмевайте души сомнениями» И.А.Абдуллина; «Ҡыңғыраулы дуға» — «Дуга с колокольчиками» Н.Наджми и др.), истеская драма («Шоңҡар» — «Шункар» Атнабаева, «Ҡыҙыл паша» — «Красный паша» Н.Асанбаева, «Зөлхизә» — «Зульхиза» З.А.Биишевой и др.).

 





Читайте также:
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.012 с.