Федеративное государство




 

В Конституции ст. 1 понятие "федеративный" следует после понятия демократический. Действительно, закрепление федеративных принципов составляющих основывается на принципе демократизма.

ü Государственная целостность РФ

ü Единство системы государственной власти

ü Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

ü Равноправие и самоопределение народов РФ

ü Равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

В составе Российской Федерации находится 21 республика,9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Россия также подразделяется на 7 федеральных округов (Центральный, Северо-западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный). В соответствии со статьей 5 Конституции РФ "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации". Это положение вызывает неоднозначное понимание у многих авторов, так как в соответствии с п. 2 ст. 5 "Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство". Республика пользуется большими правами (конституция), ее статус выше, чем у остальных субъектов, они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности исходя из этого, возникает вопрос о равноправии статусов субъектов. Ответом является то, что однопорядковые формы государственности имеют равный конституционный статус и одинаковый порядок изменения статуса. Такое же равноправие распространяется и на взаимоотношение субъектов с федеральными органами государственной власти. Ни у кого из субъектов не может быть больше прав на какие- либо преимущества по сравнению с другими субъектами. Единство системы государственной власти проявляется и в ст. 72, к совместному ведению сторон подлежит: издание федеральных законов и связанных с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч.2), обеспечение признания, соблюдения и защиту прав и свобод, единство статуса личности на всей территории РФ, защита прав национальны меньшинств, обеспечение законности, обеспечение общественной безопасности, разграничение государственной собственности, вопросы воспитания, культуры, спорта, здравоохранения, координация внешнеэкономических связей и т.д. В РФ субъекты лишены права сецессии, не могут устанавливать особые полномочия, порядок организации и деятельности судов, прокуроров, регулировать процессуальный порядок проведения суда, вопросы помилования и амнистии. Господствует верховенство законов Конституции РФ, субъекты Федерации не вправе заключать соглашения, имеющие международно-правовой характер (международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ, заключаются по согласованию с соответствующими органами власти субъекта Федерации), государственный суверенитет, единство пошли и сборов, свободное перемещение товаров и услуг, единое гражданство – все и есть государственная целостность, то есть то, что едино на все территории РФ.

Под понятием федеративное государство понимается такая территориальная организация, где есть центр и подчиненные ему части-субъекты, которые имеют независимость, но могут иметь свою законодательную систему, не противоречащую главному закону – Конституции РФ, иметь суверенитет в отдельных вопросах, находится во взаимоотношениях с центром, основываться на принципе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. (ФЗ от 04.07.2003 №93-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Способами правового разграничения являются: Конституция РФ, федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Разграничение очерчивает предметы ведения каждой из сторон-участников, обеспечивает нормальной функционирование органов государственной власти, равновесие полномочий, делает невозможным сосредоточение власти в руках одного органа власти. Ее гарантией выступает единство системы государственной власти. Ст.67 п.1 Конституции РФ "Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними".

"Одной из основ федеративного устройства России является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов". (ст. 5). Предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов нашел четкое отражение в ст. 73 Конституции РФ. "Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, этим субъектам предоставляется самостоятельность в осуществлении полной государственной власти". Такая власть выражается в: образовании субъектам органов государственной власти (п.2 ст.11 и ч.1 ст. 77 Конституции РФ), представлении в Совете Федерации (ч.2 ст.95). Необходимо согласие субъектов РФ при решении таких вопросов как: изменение границ между субъектами (п.3 ст.67), статуса субъектов (ч.5 ст. 66), делегирование полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти (ч.2 и 3 ст.78). наделение субъектов такими полномочиями не означает, что они являются суверенными и независимыми, так как источником установления полномочий является Конституция РФ. (Постановление от 07.06.2000 N 10-П). "По смыслу Преамбулы, ст. 3-5, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 65, ст. 66 и п. "б" ст. 71 Конституции в их взаимосвязи, субъекты Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях (уставах) они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным". Наличие государственной целостности провоцирует аппарат управления территорией, единой системы государственной власти, создание законодательной базы, опираясь на принцип демократии, субъекты наделены определенными правами и независимостью, ограниченной законом. Проводится разграничение компетенций государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, распределение власти помогает избежать концентрации власти в центре.

Необходимо отметить, что употреблено слово не органов, а именно власти, так как государственная власть понятие более широкое по объему, чем государственные органы, и последние входят в понятие государственная власть. Существует единый аппарат, выражающийся в наличии единого органа или системы органов, сфера действия которых исходит из единого центра, их решения не могут быть взаимоисключающими.

Суверенитет нации обеспечивает российский федерализм. "Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности".

Признается суверенное право всех наций на свободное самоопределение. Дважды говориться о самоопределении народов в Конституции. В Преамбуле и в ч. 3 ст. 5. Преамбула: многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конституцию, "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов", а в ст. 5 Конституции РФ уделяется внимание принципу равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Каждый народ имеет право на сохранение родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучений, творчества, исповедовать любую религию, быть защищенным от дискриминации по национальному признаку. Так событие на Манежной площади 11 декабря 2010 г. нарушило последнее из прав. Массовый выход людей на улицу с лозунгами "Россия- для русских". Националисты избивали и убивали людей кавказской внешности. В настоящее время мигранты не могут быть уверены в охране своих прав. Действия радикалов подрывают конституционный строй, поэтому необходимо изменения сознания людей, например, введением специальный предметов в школе. Российская молодежь нуждается в осознании того, что России исторически складывалась как многонациональная страна, не знающая различий между разницей в вероисповедании, национальности и т.д.

Мне кажется, что основываясь на принципах демократизма, народы наделены правом на самоопределение и самообразование, что обеспечивает равенство прав. Черта федерализма обеспечивает народу выбор культуры, быта, наделяет права субъекты федерации и облегчает систему управления страной, благодаря децентрализации государственных органов. По мнению М. Б. Баглая, благодаря предоставлению правовой основы для самоопределения национальности, Конституция смягчила "развитие деструктивного национализма". При анализе федеративного устройства, выделяются такие проблемы, как: " Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характеризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъектности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитет Российской Федерации неделим ("распространяется на всю ее территорию"), а значит, субъекты

Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равноправия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются государствами, а другие в лучшем случае только некими государственными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноценным конституции, и если да, то почему они по-разному называют-

ся, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин "самоопределение народов"? Означает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее законно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Конституцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что означает равноправие субъектов "между собой" во взаимоотношени-

ях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Федерации?" Путем преодоления неточностей формулировок, могут служить только толкования Конституционного Суда или введение федеральных законов, "а они будут отрегулированы путем вошедших в силу обычаев".

 

Правовое государство

 

Одним из юридических свойств Конституции РФ является ее верховенство над другими законами, которое выражается в формировании правового государства. В ст. 1 в формулировке-описании Российского государства после понятия демократическое шло понятие правовое. Это не совпадение, ведь демократия должна иметь правовую поддержку. Реализация прав, исправное функционирование государства возможно только при наличии законов, составленных с учетом интересна народа, выражения его интересов. В Конституции нет четкого представления о понятии правового государства, но в учебнике Малько выделяются следующие принципы правового государства:

ü наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальный, содержательный аспект)

ü наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридический аспект)

Первый аспект ярко выражен статьей 2 Конституции РФ. "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Гарантия прав и свобод задача такого государства. Различаются следующие виды прав и свобод: личные (жизнь, достоинство личности, на свободу и неприкосновенность, частную жизнь, неприкосновенность жилища, свобода передвижений, места жительства, свобода совести, вероисповедования, мысли и слова), политические (свобода печати и информации, право на объединение, на мирные собрания и публичные манифестации, участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе, участвовать отправлении правосудия, обращений), экономические, социальные и культурные (право на экономическую деятельность, частной собственности, трудовые права и свободы, защита материнства, детства и семьи, право на социальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, свобода творчества, право на участие в культурной жизни).

Второй аспект претворяется в жизнь, опираясь на такие принципы, как:

ü активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод

ü разделение властей

ü федерализм

ü верховенство права (господствующее положение закона, все субъекты подчиняются принятым нормам права ст. 15)

ü взаимная ответственность государства и личности и т.д.

ü соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права

ü высокий уровень правосознания и правой культуры в обществе

ü наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектам права

Верховенство права означает, что основополагающие направления общественных отношений, задаются законом. В Конституции РФ Глава 1 посвящена Основам конституционного строя. Такое свойство закона подчеркивает его всеобщность, никакие отношения не должны остаться неурегулированным. Закон должен быть напечатан. В противном случае за невыполнение или нарушение прописанных там норм права, ответственность не последует. Общедоступность- еще одна черта, без которой не может существовать правовое государство. Любой гражданин и человек должен иметь доступ применять, использовать закон, реализовывать права, независимо от расы, национальности, цвета кожи, языка и т д. Государство несет политическую, правовую и моральную ответственность за непредоставление такого права, так как цель правового государства - служение обществу. "Правовое государство в равное мере ограничивает и обеспечивает государственную деятельность, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека, cправедливость и правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и с другими индивидами". Говоря об ответственности государства перед обществом, нельзя не упомянуть про ответственность обратную, общества перед государством. Граждане обязуются выполнять принятые законы. Это относится к уровню правовой культуры и правосознанию людей. Высокий развитый уровень правосознания порождает соответствующий уровень правовой культуры. Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод объясняется тем, что своими действиями индивиды ограничивают власть государства. "Общество и каждый индивид должны поддерживать свою "правовую форму" бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать справедливость". Правовое государство существует для людей, они не должны чувствовать равнодушие, различие к закону. В государстве, где законы не работают, граждане испытывают правовой нигилизм. Они не видят смысла инициировать дела в судах, активно бороться за свои права, потому что результат не будет в их пользу. "Вторая тема – это значение Конституции для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда. Для избавления от коррупции и правового нигилизма." Государству необходимо помогать гражданам в реализации их прав, нести за это ответственность, но сами люди обязуются соблюдать закон. Корреляция прав, обязанностей граждан и государства, происходит, благодаря "наличию развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми может столкнуться гражданин. В каждом конкретном случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых гражданин мог бы с успехом защитить свои права, интересы".Привить людям доверенность к государству- ключ к претворению в жизнь прав и обязанностей обоих сторон.

Гражданское общество формируется, благодаря реализации демократических принципов и принципов правового государства:

ü верховенство закона

ü равноправия граждан

ü разделения властей

ü независимость судебной системы

ü развитие местного самоуправления

ü эффективной многопартийности

ü независимость свободных СМИ

ü демократических и свободных выборов

ü гражданских инициатив

ü защиты прав и свобод человека и гражданина

"Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между самими индивидами, не опосредованные государством. В таком обществе свободно развивается ассоциативная жизнь или, как ее называют, публичная сфера (в отличие от приватной), сфера массовых движений, партий, группировок по интересам, убеждениям, любым другим признакам. Это общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основании позиции государственных институтов и общества".Гражданское общество – система независимых от государства общественных институтов (семья, церковь), призванных обеспечивать интересы и потребностей индивидуальных граждан или коллективных образований, "Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства". Взаимодействие гражданского общества и государства раскрывается в ряде вопросов: влияние и взаимная ответственность гражданского общества на государство и наоборот, в целях эффективного функционирования государством своих функций (влияние на государство через избирательную систему, СМИ), взаимопомощь обеих сторон в правовой форме, подкрепленная справедливым правосудием, контроль гражданским обществом действий государства. Гражданское общество отстаивает права и свободы граждан (это не только обязанность государства). Государственные меры по обеспечению прав и свобод должны подкреплять инициативу граждан, а не быть основным популярным средством.

Закон, как правило, отвечает правосознанию людей на данный момент. Изменения в первом тянут за собой неразрывные последствия в преобразовании закона, из этого необходимо заключить, что еще одним признаком правового государства является целесообразность закона. "Вся система законодательных мероприятий имеет исключительно важное значение для высокого юридического статуса человека. Она призвана развивать демократию, эффективную гуманистическую организацию государственной власти". Взаимодействие государства и общества, соблюдение обоими сторонами закона и выполнение обязанностей, соблюдение прав, защита общества государством, подчинение государства праву и знание людьми законов, выражающих интересы общества, утверждение народа источником власти и есть сущность правового государства. "Нужно подчеркнуть: укрепление демократии не означает ослабления правопорядка. Любые попытки под демократическими лозунгами раскачать ситуацию, дестабилизировать государство, расколоть общество будут пресекаться. Закон один для всех: и для правящей партии, и для оппозиционных. А свобода, как известно, предполагает ответственность".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: