Практические результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в образовательной и научной деятельности.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет»

Институт социологии и регионоведения

Зарубежное регионоведение»

МОДУЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСТНОСТИ »

Гетман Анна Витальевна

Курс магистратуры

«Кросс-культурные коммуникации и

Международный туризм»


Руководитель –
доц., канд.ист.наук
Щукина Елена Львовна

Ростов-на-Дону – 2018

 

Сегодня очень много говорят о патриотизме, много выпускают фильмов, и это необходимо для воспитания его духа. Его нужно возрождать. Патриотизм – это естественное самоощущение человека, живущего в стране, как привязанность к своей семье, родным и друзьям.

Соответствие темы специальности «Зарубежное регионоведение».

В магистерской диссертации будет рассмотрено проблема формирования патриотического воспитания, так как оно заслуживает самого пристального внимания, и от него зависит национальная безопасность нашей страны, корни которой лежат в воспитании, становлении, формировании молодого поколения и готовности служению своему Отечеству. Сегодня безопасность, являющаяся одним из основных структурных элементов международно-политического дискурса, представляет собой наиболее динамично развивающуюся область международных отношений.

Таким образом, тема данной диссертации соответствует требованиям к магистерским диссертациям по направлению подготовки.

Актуальность темы исследования определяется научно-теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с проблемой обеспечения национальной безопасности и ее влиянием на государственное и общественное развитие. Динамичное функционирование любого государства и общества возможно только в случае, когда они находятся в состоянии безопасности. Национальная безопасность – важнейшее условие функционирования и развития личности, общества и государства. Безопасность относится к числу наиболее актуальных и вместе с тем дискуссионных тем современной юридической науки. Проблемы, связанные с безопасностью и ее обеспечением приобретают все большее значение в рамках мирового сообщества.

Термин «национальная безопасность» впервые был употреблен в послании американского президента Теодора Рузвельта конгрессу США в 1904 году. В нем речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами национальной безопасности США.

В официальных американских источниках, согласно закону № 257 от 1947 года, под национальной безопасностью понимается условие функционирования государства, являющееся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от угроз извне или изнутри в открытой и подрывной форме. Такой подход к безопасности государства (в США понятие «нация» отождествляется с государством) вытекает из утверждения, что международные отношения являются результатом столкновения государств, которые, опираясь, на имеющиеся ресурсы, преследуют свои цели, как для обеспечения безопасности, так и экспансии.

Патриотизм – это норма любить свою страну, ее малую родину, где ты родился. Любовь к отчему дому, земле, очагу, городу, к народу, не более чем естественно и базируется на биологическом инстинкте. Родина – это духовная сущность страны. Патриотизм, любовь к родине исчезли, это не может всех не волновать.

Практические результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в образовательной и научной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. В качестве методологической базы исследования используются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования патриотического сознания молодежи и обеспечения национальной безопасности России.

Владимир Соловьев в своих работах пишет, что патриот – это тот человек, который хочет, чтоб его страна стала лучше, а националист считает, что его страна и так самая лучшая. У каждого народа есть свои герои, патриотизм естественное чувство человека, как любовь к матери. Владимир Соловьев считает, что люди, которые пойдут в «Бессмертном полку», очевидно патриоты, для них память семьи и родины – это неразрывное единое целое. Поэтому акция настолько важна и красива.

Николай Алексеевич Некрасов в своем произведении написал: «Не будет гражданин достойный, к отчизне холоден душой».

Исторические науки являются мощным фактором формирования патриотического воспитания. С самого рождения воспитывается патриотизм, любовь к Родине, формируется у молодого поколения под влиянием общества, окружающей среды, государства. Самым главным фактором является семья, в которой формируется гражданская ответственность. Но школа является основным институтом в воспитательном процессе.

В современной российской социальной науке вопросы патриотической идеологии, а также роль патриотизма в формировании национальной идеологии рассматривают Афанасьев[1] И.А., Дьяченко[2] А.Н., Кузнецов[3] В.Н., Тихонова С.В. и др.

Особое внимание социальные ученые уделают вопросам патриотического воспитания и развития патриотического сознания у современной российской молодежи, включая учеников средних общеобразовательных учреждений[4]. Это такие социальные ученые как Гаврилюк[5] В.В., Маленков В.В., Ковельков[6] А.А., Колева[7] Г.Ю., Лутовинов[8] В., Манузин[9] Е.В., Родионов Е.О., Стрига[10] В.В. и др.

Отдельное внимание исследователи уделяют вопросам военно-патриотического воспитания как важной составной части патриотического воспитания (Караханов[11] Ю.А., Марьин[12] В.В., Наумов[13] С., Турищева[14] С., Усманов[15] В. и др.).

Социокультурное и аксиологическое содержание патриотизма анализируют Агошков А., Иванова[16] С.Ю., Калинин[17] Б.А., Крупник[18] А.А., Пискунова[19] Т.В., Руденко[20] В.И., Червяков А.А., Яновский[21] Р. и др.

Некоторые исследователи связывают патриотизм с существующими традициями и социокультурными установками, а также общей историей развития российского государства (Нахушев[22] В.Ш., Милько[23] О.Е., Мусаева[24] М.К., Янов[25] А.Л. и др.).

Духовную и идентификационную значимость патриотизма анализируют Андреев[26] Э.М., Арапова[27] Н.П., Беспалова[28] Т.В., Малинкин[29] А.М., Синочкина[30] И. и др.

Функциональные элементы современного патриотизма, его консолидирующая роль в формировании российской государственности рассматривают Делягин[31] М., Ерзин[32] Э.А., Ореховская[33] Н.А. и др.

Некоторые исследователи (Иванова С.И., Козлов[34] А.А., Лебедев[35] С.В., Лутовинов[36] В.И. и др.) анализируют отдельные социальные и политические движения, которые позиционируют себя как «патриотические».

Если связывать понятие патриотизм и нацинальная безопасность, то нужно отметить, что концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В российской истории термин «национальная безопасность» впервые был использован в 1995 году в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Свое дальнейшее развитие понятие «национальная безопасность» получило в Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13 июня 1996 года: «…национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства»[37].

Ведущую роль в обеспечении национальной безопасности России играет военная безопасность, наряду с экономической, политической, духовно-нравственной, социальной, информационной, экологической и гуманитарной. Обеспечивая безопасность с военной мощью государства, которая представляет собой реализацию военного потенциала. Вопросами военной безопасности занимаются военные науки, теория практики проведения вооруженных борьбы на суше, в море, в воздухе, которая включает в себя три уровня: тактику, военную стратегию и оперативное искусство. Объектом национальной безопасности должна быть система народа страны, их территория с ресурсами и уклад общественной жизни страны. Национальная безопасность – это состояние защищенности личности, общества от всяких угроз. Федор Иванович Тютчев в своем стихотворении писал: «Да возвеличится Россия, да сгинут наши имена».

Безопасность, являющаяся одним из основных структурных элементов международно-политического дискуссионного курса, представляет собой наиболее динамично развивающуюся область международных отношений. За последнее десятилетие область исследований безопасности претерпела существенные трансформации, носящие парадигмальный характер в содержательном плане, так и дискурсного характера в прикладном измерении. Это поставило перед исследователями и экспертами проблему поиска определения феномена безопасности как явления, носящего комплексный характер в области международных отношений. Учитывая тот факт, что проблемное поле международной безопасности имеет тенденцию к смещению с «метауровня», обозначаемого в терминах международной системы, в субрегиональное измерение, проблема формирования субрегиональных систем безопасности, как важнейшей структурной компоненты международной системы евро-атлантической безопасности приобретает важнейшее значение в области функциональной конвергенции двух указанных уровней.

Осмысление понятия «безопасность» происходило в ходе длительной эволюции взглядов человеческого общества на происхождение и развитие

Государства, тех его инструментов, которые обеспечивают защищенное от опасности свободное развитие того или иного сообщества и его граждан. Еще Аристотель, Никколо Макиавелли. Бенедикт Спиноза, Джон Локк и другие мыслители прошлого заметили, что при сильном государстве, с мудрым руководством, надежна обеспечена его целостность, суверенность и процветание. «Безопасность – главная доблесть государства[38]» - отмечал Бенедикт Спиноза, а Руссо считал «заботу о самосохранении» само важной заботой государства[39].

Цель работы – рассмотреть формирование патриотического сознания молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности России.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

· описать теоретические подходы к определению и исследованию патриотизма;

· проанализировать механизмы формирование патриотического воспитания молодежи;

· выявить положительный пример работы по патриотическому воспитанию;

· выявить примеры патриотизма в истории России;

· рассмотреть вызовы и угрозы национальной безопасности России на современном этапе;

· проанализировать воспитание патриотизма как способ поддержания национальной безопасности России.

Методическую базу исследования составили такие общенаучные методы как анализ, метод формализации, а также методы системного и институционального анализа, статистический метод

При написании работы была использована различная литература: книги и учебные пособия, статьи, размещенные в периодической печати, а также различные электронные ресурсы.

Объектом исследования является патриотическое сознание молодежи.

Предметом исследования является процесс воспитания патриотизма в контексте национальной безопасности.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

Методологические основы исследования. При проведении исследования использованы элементы классической и неклассической моделей научного исследования. Это связана с тем, что в ходе сравнительного анализа рассматриваются многоаспектные явления и процессы, которые невозможно изучить через призму какого-либо одного фактора, а существует необходимость комплексного подхода. В исследовании также будет разработан теоретико-методологический конструкт сравнительного анализа.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу данной работы определили: анализ материалов (монографии, научные статьи, оклады, диссертации), отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблематике, а так же материалы интернет источников. Были собраны и изучены данные в виде документов, текстов, таблиц.

 

 

План

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИЗУЧЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА

1.1. Исследование патриотизма: теоретические подходы к определению понятия

1.2. Механизмы формирования патриотического сознания

1.3. Воспитания патриотизма как способ поддержания национальной безопасности России

ГЛАВА II. ПАТРИОТИЗИ, КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

2.1 Проблемы патриотического воспитания

2.2 Особенности патриотического воспитания разных возрастных категорий

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архитектура евроатлантической безопасности/ Под общей редакцией И.Ю. Юргенса, А.А. Дынкина, В.Г. Барановского. - М.: Экон-Информ, 2014. 124 с.

2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 16 – 26.

3. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. Под ред. А.Ф. Смирнова. М., 1982, – с. 226.

4. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 2009.

5. Бобкин Н. Россия – Украина: Взгляд из Тегерана [Электоронный ресурс]. URL: iran.ru/news/analytics/92861/Rossiya_Ukraina_Vzglyad_iz_Tegerana

6. Быть достойным: программа гражданского и патриотического воспитания

7. Вапилин Е.Г. Патриотическое и воинское воспитание в русской армии. –СПБ.,1994. -184С.

8. Википедия- Свободный энциклопедия. [Электоронный ресурс]. URL:htttps://ru.wikipedia.org

9. Воспитательные работы в школе. – 2009. -№5; Народное образование 2006.

10. «Война и мир», Л. Н. Толстой, Москва, изд. «Художественная литература», 1983.

11. Геополитика и национальная безопастность /А.Г. Дугин. – М.2015. 156с.

12. Горушкина Н.С. Детство опаленное войной / Н.С. Горушкина // Дополнительное воспитание и образование. -2012. -№9

13. Господство Америки и его геостратегические императивы /Великая шахматная доска // Бжезинский и Збигнев. М 2014г. 245с..

14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955. Т. 3. С. 24.

15. Демченка А. «Арабская весна» и политика России в ближневосточном регионе. [Электоронный ресурс]. URL: https://www.stoletie.ru/print.rnd

16. Дзюба А. Черноморская стратегия как пролог к мировой войне. [Электоронный ресурс]. URL: https://www. Fondsk.ru

17. Диалог у памятника // Музыкальная палитра. -2005. -№2.

18. Добаев И.П. Кавказский макрорегион в фокусе геополитических интересов мировых держав: история и современность. –Ростов н/Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010.

19. Добаев И.П. Дискурсивные практики геополитической индефикации России в условиях глобализации и регионализации [Электоронный ресурс]. URL: https://www.geopolitika.ru

20. Жижкина И.Ю. О понятии «безопастность государства» // США: Экономика. Политика. Идеалогия. -2010 -№9, с.67.

21. Касимова Т.А.. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие новой России// Педагогика. -2007. -№3.

22. Колесников А. США и Турция реализуют на Каспии концепцию передовых военных баз [Электронный ресурс]. URL: https://www.regnum.ru/news/fd-abroad/kazakhstan/1850239.html

23. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М., 2006.

24. Лопуха А.Д, Теоритические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров. –Новосибирск, 2009.

25. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. - 2007. - № 3.

26. Межнациональные отношения. Интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект. Учебно-методическое пособие для ВУЗов; Магометов А.А.; М.: 1984 г.

27. Михайлов А.Е. Правовая жизнь современной России: Теневые стороны // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 36. Тольятти, 2015. С. 75 - 88.

28. Панкратенко И. Безопасность Каспийского региона и второй этап «международной войны с терроризмом» США [Электронный ресурс]. URL: https://www.bs-kavkaz.ru

29. Пайль А.В. Программа гражданско-патриотического воспитания ущащихся

30. Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми — Пластырь. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969—1978, т. 19).

31. Периодическое издание, Ведомости [Электоронный ресурс]. URL: htttp://www.vedomosti.ru.

32. Петров И. Эхо далекой войны / И. Петров // Тамбовская жизнь. -2015. -С. 3.

33. Попов А.В. Нельза сужать сферу патриотичекого воспитания/ А.В.Попов Н.И. Попова // Народное образование. -2013. -№7. –С.3.

34. Старостина, И.А. Роль историко-патриотического наследия в духовном становлении молодежи / И.А.Старостина // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Юридическая пресса» [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». – Послед. обновление 26.05.2013.

35. Соколова Н.В. День Победы // Музыкальная палитра. -2005. -№2.

36. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 2008.

37. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).

38. Фомин А.А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. 2013. № 6. С. 93.

39. Черникова Т.В. Размышления о воспитание патриотизма в подростковом и юнешеском возрасте/Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. -2011. -№5.

40. Яницкий О.Н. Экологическая психология. – М., 2006.

 

Интернет ресурсы

1. Газета.ru - https://www.gazeta.ru/

2. Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации - https://oad.rags.ru/vestnikrags/index.htm

3. Интернет ресурсы https://www.levada.ru/

4. КоммерсантЪ- https://www.kommersant.ru/

5. Политический журнал - https://www.politjournal.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: