Культура. Тесты ЕГЭ – социология




 

1. О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?

1)гуманизации

2)глобализации

3)компьютеризации

4)гуманитаризации

2. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки прoявилась в этом факте?

1)культурная

2)прогностическая

3)социальная

4)мировоззренческая

3. Верны ли следующие суждения о принципах развития современного образования?

А. Активное использование дистанционных форм обучения свидетельствует о гуманитаризации

образования.

Б. Разнообразие форм общего и дополнительного образования отражает тенденцию гуманизации образования.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

4. Какая из черт отличает религию как феномен культуры?

1)описание и объяснение природных и социальных явлений

2)утверждение идеи сотворенности мира

3)достоверное долгосрочное прогнозирование развития

4)эстетическое освоение окружающего мира

5. Культура в широком смысле слова – это

1)степень воспитанности конкретного человека

2)уровень развития науки в определённый момент истории

3)все результаты деятельности в сфере искусства

4)все достижения человечества с момента его возникновения

6. Проблема социальной ответственности ученого приобрела особую остроту, так как

1)ученые подошли к открытиям, имеющим непредсказуемые последствия

2)в науку проникло много непрофессионалов и дилетантов, не способных на серьезные открытия

3)общество утратило контроль за деятельностью ученых

4)законодательная база науки постоянно обновляется

7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

1)уровень воспитанности

2)вся преобразовательная деятельность человека

3)производство материальных ценностей

4)художественное творчество

8. Искусство, в отличие от других форм духовной культуры,

1)утверждает ценность эстетического отношения к миру

2)создаёт определённый запас знаний о мире

3)формирует картину мира

4)отражает действительность в понятиях

9. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Для всех явлений массовой культуры характерно обращение к народным традициям.

Б. Для всех явлений массовой культуры характерно простое и доступное содержание.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры?

А. Получение коммерческой выгоды является непосредственной целью народной культуры.

Б. Содержание продуктов массовой культуры отражает определённые взгляды и настроения современного человека.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверн

11. Что из перечисленного ниже традиционно относится к категориям морали?

1)потребности, способности, интересы

2)традиции, обычаи, обряды

3)права, обязанности, ответственность

4)совесть, справедливость, честь

12. Верны ли следующие суждения о функциях культуры?

А. Человек становится личностью, когда овладевает системой культурных ценностей.

Б. К функциям культуры относят накопление и сохранение социальных достижений.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

13. Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?

1)образно-символическое отражение природной и социальной действительности

2)теоретическое обоснование законов развития природы и общества

3)выражение субъективного отношения к миру

4)предложение законченной мировоззренческой системы

14. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры?

А. Продукты массовой культуры со временем могут стать частью народной культуры.

Б. В массовой культуре могут использоваться идеи, художественные приемы элитарной культуры.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

15. Критик отозвался о новой музыкальной пьесе известного композитора как о произведении элитарной культуры. Что из перечисленного ниже характерно для данной культуры?

1)развлекательный характер

2)сложность форм художественной выразительности

3)ориентация на получение коммерческой выгоды

4)учёт запросов самых широких слоёв общества

16. Художественное литературное произведение N просто и понятно по содержанию, в нём присутствует национальный колорит. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что произведение N относится к народной культуре?

1)о нём не пишут в средствах массовой информации

2)оно непопулярно в стране его происхождения

3)оно передаётся от поколения к поколению

4)его исполняют по радио профессиональные актёры

17. Научные знания отличаются от обыденных тем, что они

1)отражают окружающую действительность

2)предполагают проверку истинности полученных сведений

3)формируются на основе наблюдений

4)передаются из поколения в поколение

18. Наука о нравственности и морали – это

1)философия

2)культурология

3)этика

4)эстетика

19. Какая из перечисленных характеристик отличает искусство от других областей (сфер) духовной культуры?

1)определение закономерностей развития природы и общества

2)теоретическое решение мировоззренческих проблем

3)отражение мира в художественных образах

4)возможность производственного использования результатов

20. Совокупность всех, достижений человечества, охватывается понятием

1)техника

2)прогресс

3)экономика

4)культура

21. Какой признак отличает искусство как форму (область) духовной культуры?

1)объяснение социальных явлений

2)отражение мира в художественных образах

3)решение фундаментальных мировоззренческих проблем

4)постижение мира на уровне понятий и обобщений

22. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?

1)празднование Рождества

2)ежегодный новогодний карнавал

3)просмотр кинофильма

4)изобретение вертолета

23. Мировой религией является

1)язычество

2)индуизм

3)иудаизм

4)ислам

24. Какая из перечисленных религий является древнейшей?

1)католицизм

2)ислам

3)православие

4)буддизм

25. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры?

А. Большинство произведений массовой культуры сложны для восприятия.

Б. Для авторов произведений элитарной культуры типично ориентироваться на запросы рядового потребителя.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

26. Для художественного творчества обязательно(-а)

1)стремление к точному отражению действительности

2)простота формы произведения

3)обоснованность применяемых методов

4)использование образно-символических средств

27. Верны ли следующие суждения о культурных процессах?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая подвижность населения.

Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс, развитие информационных технологий.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

28. Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1)выявление законов развития природы и общества

2)нацеленность на получение практического результата

3)прогноз последствия социальных действий

4)вера в наличие сверхъестественного

29. Какая из черт отличает религию как феномен культуры?

1)всестороннее исследование действительности

2)объективное описание явлений

3)эстетическое отражение действительности

4)теологическое объяснение событий

30. Музыкальное произведение N просто и понятно по содержанию, в нём присутствует национальный колорит. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что произведение N относится к народной, а не к массовой культуре?

1)В средствах массовой информации появилось несколько статей об этом произведении.

2)Это произведение непопулярно в стране его происхождения.

3)Это произведение в устной традиции передаётся от поколения к поколению.

4)На концертах это произведение исполняют профессиональные музыканты.

31. Эпические фольклорные произведения, песнопения, предания относятся культурологами к

1)народной культуре

2)массовой культуре

3)элитарной культуре

4)экранной культуре

32. В городе Z было открыто несколько спортивных учреждений дополнительного образования для занятий людей различных возрастов и состояния здоровья, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример?

1)гуманизацию

2)информатизацию

3)гуманитаризацию

4)интернационализацию

33. Мораль, в отличие от других форм духовной культуры,

1)регулирует общественные отношения с нравственных позиций

2)создаёт определённый запас знаний о мире

3)формирует картину мира

4)отражает действительность в понятиях

34. Какое слово пропущено в схеме?

 

35. Запишите слово, пропущенное в схеме.

36. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)премьера фильма ужасов

2)фестиваль рекламных роликов

3)переиздание детектива-бестселлера

4)выставка художников-авангардистов

5)областной смотр фольклорных коллективов

6)открытие международного конкурса пианистов

37. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Религия - Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное.

….…….. - Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире

38. Повышенное внимание к изучению наук о человеке и об обществе составляет суть

1)дифференциации образования

2)гуманитаризации образования

3)интернационализации образования

4)индивидуализации образования

39. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА ФОРМА ДУ­ХОВ­НОЙ КУЛЬ­ТУ­РЫ
Ре­ли­гия Взгля­ды и пред­став­ле­ния людей, ос­но­ван­ные на вере в сверхъ­есте­ствен­ное
... Сфера цен­но­стей (оце­нок) и норм (пра­вил), ре­гу­ли­ру­ю­щих жизнь с по­зи­ций гу­ма­низ­ма, добра и спра­вед­ли­во­сти

40. На­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

41. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

Форма ми­ро­воз­зре­ния Ха­рак­те­ри­сти­ка
Ми­фо­ло­гия Фан­та­сти­че­ское от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти в эмо­ци­о­наль­но-об­раз­ной форме.
... Осо­бая форма пред­став­ле­ния о мире, ко­то­рая обу­слов­ле­на верой в сверхъ­есте­ствен­ные силы, яв­ля­ю­щи­е­ся пред­ме­том по­кло­не­ния.

 

42. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

НАУКА ОБЪ­ЕКТ НАУКИ
... За­ко­но­мер­но­сти вза­и­мо­от­но­ше­ний со­ци­аль­ных субъ­ек­тов по по­во­ду по­ли­ти­че­ской вла­сти
Пра­во­ве­де­ние Си­сте­ма ос­нов­ных по­ня­тий юрис­пру­ден­ции и ос­нов­ные от­рас­ли рос­сий­ско­го права

43. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це

ФУНК­ЦИЯ МО­РА­ЛИ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
... Обес­пе­чи­ва­ет вза­и­мо­по­ни­ма­ние и об­ще­ние людей в со­ци­у­ме
Цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ная Фор­ми­ру­ет спо­соб­ность са­мо­сто­я­тель­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в нрав­ствен­ных цен­но­стях

 

44. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ФУНК­ЦИЯ ИС­КУС­СТВА ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
Эс­те­ти­че­ская Вос­про­из­ве­де­ние дей­стви­тель­но­сти по за­ко­нам кра­со­ты
... От­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти при по­мо­щи ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов

45. В при­ведённом ниже ряду, най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий, и за­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Со­весть; долг; зло; спра­вед­ли­вость; добро; мо­раль.

46. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

вера дог­ма­ты за­по­ве­ди
ре­ли­гия об­ря­ды паства
храмы    

47. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

ге­ро­и­че­ский эпос ано­ним­ность про­из­ве­де­ний кол­лек­тив­ность твор­че­ско­го про­цес­са
на­род­ная куль­ту­ра фольк­лор­ный кол­лек­тив  

48. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния об­ра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния цели об­ра­зо­ва­ния
функ­ции об­ра­зо­ва­ния в об­ще­стве об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы  

49. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

не­пре­рыв­ность гу­ма­ни­за­ция ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ция
об­ра­зо­ва­ние ком­пью­те­ри­за­ция гу­ма­ни­та­ри­за­ция

50. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «ис­кус­ство». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда

1) ар­хи­тек­ту­ра 2) жи­во­пись 3) театр 4) кино
5) мо­раль 6) ре­ли­гия 7) му­зы­ка  

51. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к выс­шим мо­раль­ным цен­но­стям. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда

1) добро 2) смысл жизни 3) день­ги
4) сво­бо­да 5) соб­ствен­ность 6) сча­стье

52. Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ха­рак­те­ри­сти­кам ис­кус­ства. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) на­гляд­ность; 2) про­буж­де­ние фан­та­зии и во­об­ра­же­ния; 3) об­раз­ность; 4) объ­ек­тив­ность; 5) эмо­ци­о­наль­ность вос­при­я­тия; 6) до­ка­за­тель­ность

53. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой уров­ни со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) вспо­мо­га­тель­ное; 2) до­школь­ное; 3) ба­ка­лаври­ат; 4) под­го­тов­ка кад­ров выс­шей ква­ли­фи­ка­ции; 5) сред­нее общее об­ра­зо­ва­ние; 6) ас­пи­ран­ту­ра.

 

 

54. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке при­зна­ки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие эли­тар­ную куль­ту­ру.

1) вы­со­кая со­дер­жа­тель­ная слож­ность 2) де­мо­кра­тизм
3) ори­ен­та­ция на узкий круг це­ни­те­лей 4) ши­ро­кая ре­клам­ная кам­па­ния
5) со­от­вет­ствие изыс­кан­ным вку­сам  

55. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, свой­ствен­ные на­род­ной куль­ту­ре.

1) ав­тор­ство часто не опре­де­ле­но 2) носит пре­иму­ще­ствен­но ком­мер­че­ский ха­рак­тер
3) не тре­бу­ет спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки для сво­е­го вос­при­я­тия 4) по­яви­лась рань­ше дру­гих форм куль­ту­ры
5) рас­счи­та­на на узкий круг це­ни­те­лей  

56. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ос­нов­ные при­зна­ки ми­ро­вых ре­ли­гий. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) боль­шое число по­сле­до­ва­те­лей во всем мире

2) ос­но­ва ре­ли­ги­оз­ной жизни от­дель­ных наций

3) про­по­ве­ду­ют ра­вен­ство всех людей

4) стре­мят­ся со­гла­со­вать жизнь с ре­ли­ги­оз­ны­ми нор­ма­ми

5) вера в до­сто­вер­ность и ис­тин­ность яв­ле­ний, при­ни­ма­е­мых без до­ка­за­тельств

6) носят на­д­эт­ни­че­ский ха­рак­тер, вы­хо­дя за пре­де­лы наций и го­су­дарств

57. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки про­цес­са гу­ма­ни­та­ри­за­ции об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) учёт ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей школь­ни­ков

2) со­кра­ще­ние учеб­но­го вре­ме­ни на му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние

3) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са

4) пре­по­да­ва­ние курса «По­ли­то­ло­гия» на фа­куль­те­тах по тех­ни­че­ским спе­ци­аль­но­стям

5) по­вы­ше­ние вни­ма­ния к изу­че­нию ино­стран­ных язы­ков

6) вве­де­ние до­пол­ни­тель­но­го курса по ис­то­рии куль­ту­ры

58. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке про­яв­ле­ния тен­ден­ции гу­ма­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства учеб­ных пред­ме­тов 2) со­кра­ще­ние вре­ме­ни изу­че­ния есте­ствен­ных наук
3) ори­ен­та­ция на ин­те­ре­сы и склон­но­сти уче­ни­ка 4) при­ме­не­ние тех­но­ло­гий, сбе­ре­га­ю­щих здо­ро­вье
5) осо­бое вни­ма­ние нрав­ствен­но­му вос­пи­та­нию 6) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са

59. Ху­до­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние ав­то­ра N стало пред­ме­том раз­бо­ра в ли­те­ра­тур­ном жур­на­ле. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки, сви­де­тель­ству­ю­щие о том, что это ху­до­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние от­но­сит­ся к эли­тар­ной куль­ту­ре, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Про­из­ве­де­ние слож­но по сво­е­му со­дер­жа­нию.

2) Про­из­ве­де­ние со­зда­но из­вест­ным пи­са­те­лем.

3) Про­из­ве­де­ние тре­бу­ет зна­ком­ства с со­вре­мен­ны­ми фи­ло­соф­ски­ми кон­цеп­ци­я­ми.

4) Ху­до­же­ствен­ные приёмы, ис­поль­зу­е­мые ав­то­ром, вы­зы­ва­ют не­по­ни­ма­ние мно­гих чи­та­те­лей.

5) Среди чи­та­те­лей про­из­ве­де­ния люди раз­ных воз­рас­тов и уров­ней об­ра­зо­ва­ния.

6) Про­из­ве­де­ние со­зда­ва­лось с расчётом на ком­мер­че­ский успех.

60. Раз­ви­тие науки поз­во­ли­ло со­здать новые, мо­ро­зо­устой­чи­вые, сорта пло­до­вых рас­те­ний. Какие функ­ции науки про­яви­лись в этом факте? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) со­ци­аль­ная 2) про­гно­сти­че­ская
3) ми­ро­воз­зрен­че­ская 4) по­зна­ва­тель­ная
5) про­из­вод­ствен­ная 6) об­ра­зо­ва­тель­ная

61. Ком­по­зи­тор на сюжет из ан­тич­ной ми­фо­ло­гии со­здал оперу, ко­то­рая была от­не­се­на ис­кус­ство­ве­да­ми к про­из­ве­де­ни­ям эли­тар­ной (вы­со­кой) куль­ту­ры. Что поз­во­ля­ет им сде­лать такой вывод?

1) уста­нов­ка на сле­до­ва­ние об­раз­цу

2) ком­мер­че­ская цель со­зда­ния оперы

3) ис­поль­зо­ва­ние ши­ро­ко из­вест­ных ми­фо­ло­ги­че­ских пер­со­на­жей

4) труд­ность вос­при­я­тия про­из­ве­де­ния не­под­го­тов­лен­ны­ми слу­ша­те­ля­ми

5) ори­ен­та­ция на мас­со­во­го по­тре­би­те­ля

6) слож­ность формы му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния

62. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о новых тен­ден­ци­ях в об­ра­зо­ва­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Бла­го­да­ря элек­трон­ной почте и ви­део­кон­фе­рен­ци­ям школы могут уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать меж­ду­на­род­ные связи.

2) Ди­стан­ци­он­ное обу­че­ние при­об­ре­та­ет всё более ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние среди обу­ча­ю­щих­ся людей раз­лич­ных воз­рас­тов.

3) Гу­ма­ни­за­ция об­ра­зо­ва­ния пред­по­ла­га­ет уси­лен­ное вни­ма­ние к лич­но­сти уча­ще­го­ся, его ин­те­ре­сам, за­про­сам.

4) Со­вре­мен­ное об­ра­зо­ва­ние ори­ен­ти­ру­ет­ся на ком­пе­тен­ции уча­щих­ся, и по­это­му зна­ния ста­но­вят­ся не­нуж­ны­ми.

5) Рань­ше вни­ма­ние уде­ля­лось не­пре­рыв­но­му об­ра­зо­ва­нию, а в на­сто­я­щее время пол­ная сред­няя школа обес­пе­чи­ва­ет до­ста­точ­ную об­ра­зо­ва­тель­ную под­го­тов­ку.

63. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о науке как от­рас­ли ду­хов­ной жизни.

1) Ре­зуль­та­ты на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний за­ви­сят от от­но­ше­ния ис­сле­до­ва­те­ля к об­ще­ству, при­ро­де и ду­хов­ной жизни в целом.

2) Наука даёт тео­ре­ти­че­ское обос­но­ва­ние за­ко­нов раз­ви­тия при­ро­ды и об­ще­ства.

3) Ос­но­вой на­уч­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся сбор фак­тов, их по­сто­ян­ное об­нов­ле­ние и си­сте­ма­ти­за­ция.

4) Наука не толь­ко опи­сы­ва­ет при­род­ные или об­ще­ствен­ные яв­ле­ния, но и поз­во­ля­ет по­стро­ить при­чин­но-след­ствен­ные связи между ними.

5) На­уч­ные вы­во­ды ба­зи­ру­ют­ся на убеж­де­нии и вере.

64. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ре­ли­ги­оз­ном и свет­ском со­зна­нии

1) Для ре­ли­ги­оз­но­го со­зна­ния ха­рак­тер­но вос­при­я­тие нрав­ствен­ных норм как про­из­вод­ных воли выс­ших сил.

2) Для свет­ско­го и ре­ли­ги­оз­но­го со­зна­ния не ха­рак­тер­но вза­и­мо­дей­ствие.

3) По­зи­ция ре­ли­ги­оз­но­го со­зна­ния - от­де­ле­ние церк­ви от школы и го­су­дар­ства.

4) Ре­ли­ги­оз­ное со­зна­ние может сфор­ми­ро­вать­ся у че­ло­ве­ка в зре­лом воз­расте.

5) В ре­ли­ги­оз­ном со­зна­нии может со­еди­нять­ся адек­ват­ное дей­стви­тель­но­сти со­дер­жа­ние и ил­лю­зии

65. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми фак­та­ми и фор­ма­ми куль­ту­ры: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ФАКТЫ   ФОРМЫКУЛЬ­ТУ­РЫ
А) показ мно­го­се­рий­но­го те­ле­ви­зи­он­но­го филь­ма Б) про­ве­де­ние фе­сти­ва­ля фольк­лор­ных кол­лек­ти­вов В) празд­но­ва­ние мас­ле­ни­цы Г) за­вер­ше­ние экс­пе­ди­ции по за­пи­си об­ря­до­вых песен Д) кон­церт эст­рад­ной му­зы­ки   1) на­род­ная 2) мас­со­вая

66. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми науки и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми.

  ПРИ­МЕ­РЫ   ФУНК­ЦИИ НАУКИ  
A) эко­ло­ги пре­ду­пре­ди­ли об опас­ном для живых ор­га­низ­мов за­гряз­не­нии вод Бай­ка­ла Б) учёные раз­ра­бо­та­ли новую кон­струк­цию ис­тре­би­те­ля и ор­га­ни­зо­ва­ли её се­рий­ное про­из­вод­ство B) фи­нан­со­вые ана­ли­ти­ки вы­ска­за­ли пред­по­ло­же­ния о тен­ден­ци­ях раз­ви­тия бан­ков­ской си­сте­мы на бли­жай­шие годы Г) поля аг­ро­фир­мы за­се­я­ли ку­ку­ру­зой, ко­то­рая в ре­зуль­та­те ра­бо­ты спе­ци­а­ли­стов по ген­ной ин­же­не­рии стала не­до­ступ­на для вре­ди­те­лей Д) ме­тео­ро­ло­ги вы­ска­за­ли пред­по­ло­же­ние о том, что в ре­зуль­та­те из­ме­не­ния кли­ма­та прак­ти­че­ски ис­че­за­ет весна в сред­них ши­ро­тах, после зим­них хо­ло­дов сразу на­сту­па­ет лет­няя жара Е) учёные-фар­ма­цев­ты сле­дят за ка­че­ством про­из­во­ди­мо­го ле­кар­ствен­но­го пре­па­ра­та   1) про­из­вод­ствен­ная 2) про­гно­сти­че­ская
           

67. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и функ­ци­я­ми об­ра­зо­ва­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ   ФУНК­ЦИИ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ
A) фор­ми­ро­ва­ние ин­тел­лек­ту­аль­но­го и нрав­ствен­но­го по­тен­ци­а­ла об­ще­ства и го­су­дар­ства Б) вос­про­из­вод­ство про­фес­си­о­наль­ных кад­ров B) раз­ви­тие уме­ний, спо­соб­но­стей, ин­те­ре­сов Г) осво­е­ние на­уч­ных зна­ний, при­об­ре­те­ние опыта и на­вы­ков Д) транс­ля­ция и рас­про­стра­не­ние куль­ту­ры в об­ще­стве   1) со­ци­аль­ные 2) лич­ност­ные  

68. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ти­па­ми эко­но­ми­че­ских си­стем: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ   Функ­ции науки
А) по­ка­зы­ва­ет воз­мож­ные опас­ные тен­ден­ции раз­ви­тия об­ще­ства Б) пред­ла­га­ет ре­ко­мен­да­ции по пре­одо­ле­нию угро­жа­ю­щих че­ло­ве­че­ству про­блем В) спо­соб­ству­ет по­стро­е­нию це­лост­ной си­сте­мы взгля­дов на мир и место че­ло­ве­ка в нём Г) по­мо­га­ет че­ло­ве­ку рас­смат­ри­вать яв­ле­ния окру­жа­ю­ще­го мира в их един­стве и мно­го­об­ра­зии Д) поз­во­ля­ет пред­ви­деть по­след­ствия из­ме­не­ния окру­жа­ю­ще­го мира   1) ми­ро­воз­зрен­че­ская 2) про­гно­сти­че­ская

69. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми (ти­па­ми) куль­ту­ры: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНА­КИ   ВИДЫКУЛЬ­ТУ­РЫ
А) вли­я­ние на со­ци­а­ли­за­цию ин­ди­ви­да Б) раз­но­об­ра­зие ис­поль­зу­е­мых средств В) от­сут­ствие ярко вы­ра­жен­ной ком­мер­че­ской на­прав­лен­но­сти Г) слож­ность со­дер­жа­ния Д) раз­вле­ка­тель­ный ха­рак­тер   1) толь­ко мас­со­вая куль­ту­ра 2) толь­ко эли­тар­ная куль­ту­ра 3) и мас­со­вая, и эли­тар­ная куль­ту­ра

70. Те­ле­ка­нал транс­ли­ро­вал те­ле­се­ри­ал о буд­нях го­род­ской боль­ни­цы. Что поз­во­ля­ет от­не­сти этот се­ри­ал к про­из­ве­де­ни­ям мас­со­вой куль­ту­ры? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные эле­мен­ты от­ве­та.

1) СМИ пред­ста­ви­ли те­ле­се­ри­ал как удач­ный ком­мер­че­ский про­ект.

2) Ав­то­ры ис­поль­зу­ют на­род­ную му­зы­ку и эпи­че­ские сю­же­ты.

3) Одной из глав­ных целей со­зда­те­лей те­ле­се­ри­а­ла было соб­ствен­ное са­мо­вы­ра­же­ние.

4) Те­ле­се­ри­ал рас­счи­тан на усреднённый по­тре­би­тель­ский вкус.

5) Те­ле­се­ри­ал ин­те­ре­сен кругу зна­то­ков.

6) По­ни­ма­ние те­ле­се­ри­а­ла не тре­бу­ет спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки.

71. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Уче­ные со­зда­ли не­сколь­ко клас­си­фи­ка­ций ре­ли­гий. Самая про­стая из них объ­еди­ня­ет ре­ли­гии в три груп­пы. При­ми­тив­ные родо­пле­мен­ные ве­ро­ва­ния. Они воз­ник­ли в ___________ (А), но со вре­ме­нем не ис­чез­ли из со­зна­ния людей, а со­хра­ни­лись и живут по сей день вме­сте с более слож­ны­ми ре­ли­ги­я­ми. От них про­ис­хо­дят мно­го­чис­лен­ные ___________ (Б). На­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ные ре­ли­гии, ко­то­рые со­став­ля­ют ос­но­ву жизни целых на­ро­дов и наций. Ми­ро­вые ре­ли­гии, т. е. вы­шед­шие за на­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ные пре­де­лы и име­ю­щие огром­ное число по­сле­до­ва­те­лей во всем мире. Ми­ро­вых ре­ли­гий три: хри­сти­ан­ство, ___________ (В), ___________ (Г). Все ре­ли­гии можно также объ­еди­нить в две боль­шие груп­пы ___________ (Д), т. е. при­зна­ю­щие су­ще­ство­ва­ние еди­но­го Бога и ___________ (Е), при­зна­ю­щие мно­же­ство богов».

1) мо­но­те­изм 2) по­ли­те­изм 3) древ­ность
4) ислам 5) культ 6) буд­дизм
7) ин­ду­изм 8) суе­ве­рие 9) кон­фу­ци­ан­ство

72. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Важ­ней­шим видом ду­хов­но­го про­из­вод­ства яв­ля­ет­ся ________(А). На­ря­ду с на­у­кой ис­кус­ство — один из спо­со­бов ________(Б) че­ло­ве­ком мира. Со­зда­вая ху­до­же­ствен­ные ________(В), экс­пе­ри­мен­ти­руя с ними при по­мо­щи соб­ствен­но­го во­об­ра­же­ния, люди могут лучше по­знать себя и мир, в ко­то­ром они живут. При по­мо­щи ис­кус­ства вос­про­из­во­дят часто скры­тые, не­за­мет­ные, од­на­ко весь­ма су­ще­ствен­ные сто­ро­ны окру­жа­ю­щей ________(Г). В мас­шта­бах об­ще­ства ис­кус­ство пред­став­ля­ет собой ________(Д) твор­че­ской де­я­тель­но­сти всех по­ко­ле­ний. Это одна из форм ху­до­же­ствен­ной де­я­тель­но­сти и часть ду­хов­ной ________(Е) как че­ло­ве­ка, так и всего че­ло­ве­че­ства».

1) куль­ту­ра 2) груп­па 3) дей­стви­тель­ность
4) ис­кус­ство 5) об­ще­ство 6) ре­зуль­тат
7) по­зна­ние 8) образ 9) си­сте­ма

 

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Образование в обществе

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов... участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании... Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции... Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования...

Важнейшим событием... стала промышленная революция... Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности... В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования...

Важная перемена... была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства... [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

 

73. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

74. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которое было призвано решать образование в XIX-XX вв. Назовите их.

75. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

76. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.

С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, далее в глазах далёких от неё людей.

С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <...> Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.

Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.

 

77. Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки?

78. Чем объясняется важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания обществоведческого курса, приведите три объяснения.

79. Назовите три «великие исторические религии». Используя знания обществоведческо<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: