песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца?




Как нежишь ты, серебряная ночь,

В душе расцвет немой и тайной силы!

О! окрыли и дай мне превозмочь

Весь этот тлен, бездушный и унылый.

 

Какая ночь! алмазная роса

Живым огнем с огнями неба в споре.

Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля и теплится, как море.

 

Мой дух, о ночь! как падший серафим,

Признал родство с нетленной жизнью звездной,

И, окрылен дыханием твоим,

Готов лететь над этой тайной бездной.

 

Данные восклицания имеют эмоционально-лирический характер, так как в этих предложениях автор передаёт свои чувства к ночи, как он ею восхищается.

 

А. А. ФЕТ. «КАКАЯ НОЧЬ! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ...»

 

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:

Белей лишь блеск, чернее тень,

Лишь тоньше запах сочных трав,

Лишь ум светлей, мирнее нрав,

Да вместо страсти хочет грудь

Вот этим воздухом вздохнуть.

 

Данные восклицания имеют эмоционально-лирический характер, так как автор передаёт свои чувства в данных предложениях, чувства восхищения от этой ночи.

 

«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как

томительно-жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное...

Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!».

(Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

 

Данные восклицания имеют эмоционально-лирический характер, так как автор передаёт через предложения свои чувства восхищения лету в Малороссии.

 

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога!.. А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!..».

(Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

 

Данные восклицания имеют эмоционально-лирический характер, так как автор передаёт свои чувства через эти предложения, пытаясь ярче описать как прекрасная дорога, ночь, воздух, небо.

 

 

6. Определите функцию вопросительных предложений в следующих стихотворениях:

 

А. А. ФЕТ «В ЛУННОМ СИЯНИИ»

 

Выйдем с тобой побродить

В лунном сиянии!

Долго ли душу томить

В темном молчании!

 

Пруд, как блестящая сталь,

Травы в рыдании,

Мельница, речка и даль

В лунном сиянии.

 

Можно ль тужить и не жить

Нам в обаянии?

Выйдем тихонько бродить

В лунном сиянии!

 

Данный вопрос является риторическим, акцентирующий внимание читателя на высказывании и являющимся эмоциональным откликом на ситуацию.

 

В. А. ЖУКОВСКИЙ «ВЕСЕННЕЕ ЧУВСТВО»

 

Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелетная весна?

Я смотрю на небеса...

Облака, летя, сияют

И, сияя, улетают

За далекие леса.

Иль опять от вышины

Весть знакомая несется?

Или снова раздается

Милый голос старины?

Или там, куда летит

Птичка, странник поднебесный,

Все еще сей неизвестный

Край желанного сокрыт?..

Кто ж к неведомым брегам

Путь неведомый укажет?

Ах! найдется ль, кто мне скажет:

Очарованное Там?

Данные вопросы являются вопросами-размышлениями, благодаря которым читатель задумывается об этом.

 

«Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему

Слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по

Всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой

песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца?

Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится

между нами? » (Н. В. Гоголь. «Мертвые души»).

 

Данные вопросы являются эмоционально-экспрессивными, в этих вопросах можно разглядеть чувства автора, который проявляет влечение к Руси.

 

 

7. Найдите примеры использования синтаксических фигур в

произведениях, включенных в учебные хрестоматии по литературному чтению для начальной школы (УМК — на выбор). Определите

функцию этих фигур в тексте.

Примеры взяты из хрестоматии 1 класса Чураковой Н.А.

 

И. ПИВОВАРОВА «КАК Я СОБИРАЛА ГРИБЫ»

 

Пошла я за грибами —

Корзинку потеряла.

Пока её искала

Косынку потеряла.

Пока её искала

Ленту потеряла.

Пока её искала

Тапочка пропала.

Чтоб мама не ругала,

Пойду искать сначала.

 

Пока искала тапочку —

Нашла в траве косынку,

Пока искала ленточку —

Нашла в траве корзинку,

А вот и лента с тапочкой!

А рядом —

Три волнушки,

Два беленьких,

Два рыжика

И три больших свинушки!

И мама не ругала.

В данном стихотворении присутствуют такие стилистические фигуры, как анафора и эпифора, делающие стих более лёгким для прочтения.

 

И. ТОКМАКОВА «РАЗГОВОР ВЕТРА И ОСИНОК»

 

— Здравствуй, Ветер,

Ветер, здравствуй!

Ты куда летишь, вихрастый?

Что поднялся до зари?

Погоди, поговори!

 

— Я спешу, осинки, в город,

Я несу приветов ворох,

Должен их сегодня сам

Разнести по адресам.

 

Площадям и переулкам,

Фонарям, тоннелям гулким,

Перекресткам и домам

Я приветы передам.

 

 

От тропинок и дорожек,

От рябинок-тонконожек,

От калиновых кустов,

От малиновок, дроздов.

 

Чтобы город стал весенним,

Чтоб пришло туда веселье,

Чтоб запахло там весной,

Светлой радостью лесной.

 

В данном стихотворении имеются такие стилистические фигуры, как анафора и анадиплосис.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: