Задачи подготовки и представления российской бухгалтерской (финансовой) отчетности




Основными задачами учета и отчетности в РФ согласно Зако­ну определены:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходи­мой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — ру­ководителям, учредителям, участникам и собственникам имуще­ства организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

· обеспечение сведениями, необходимыми внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении орга­низацией хозяйственных операций и их целесообразностью, на­личием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обес­печения ее финансовой устойчивости.

В отечественной нормативной базе существует некоторая не­согласованность в определении основного пользователя отчет­ности. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерс­кой отчетности отдает предпочтение в этом вопросе прежде всего инвесторам, находясь, очевидно, под влиянием американской практики. Закон о бухгалтерском учете и ПБУ 4/99 называют пользователями всех юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации. Направлен­ность отчетности на удовлетворение интересов одной группы не отвечает требованию нейтрального представления и, ущемляя интересы прочих групп, может привести к снижению ее досто­верности.

Среди перечисленных причин формирования финансовой отчетности задача информирования пользователей выступает первоочередной, следовательно, информационные запросы пот­ребителей учетных данных играют определяющую роль в призна­нии элементов отчетности. Такое признание основывается на трех базовых составляющих:

Качественные характеристики информации. Сводятся к оп­ределению требований к качеству формируемых данных и высту­пают своеобразным гарантом защиты интересов пользователей в принятии решений,

Общие принципы. Составляют основу методологии учета и
ориентированы на определение, признание и оценку элементов
финансовой отчетности.

Технические приемы. Представляют методический аппарат
учета, основанный па общих принципах и позволяющий посред­ством специального инструментария свести регистрируемые в
первичных документах данные в информационную систему, ха­рактеризующую финансовое положение фирмы и эффектив­ность ее деятельности.

Таким образом, цель финансовой отчетности находится во главе концепции учета и отчетности и предопределяет методоло­гию и методику формирования данных, поэтому совершенство­вание любого из элементов методического аппарата бухгалтерс­кого учета должно осуществляться через призму интересов поль­зователей отчетности.

Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом учетного процесса, состоящего из четырех стадий (учетных про­цедур): первичная регистрация в документах, текущее отражение в ре­гистрах аналитического и синтетического учета, обобщение в Главной книге и (или) оборотных ведомостях, и, наконец, заполнение форм от­четности.

 

 

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»

Назначение ПБУ

Поскольку бухгалтерская отчетность является публичной и от достоверности ее показателей зависит правильность принятия реше­ний различными пользователями и, как следствие, финансовое благо­получие многих юридических и физических лип, правила ее составле­ния и представления регламентируются па законодательном уровне.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и бух­галтерской (финансовой) отчетности состоит из четырех уровней до­кументов.

Первый уровень (законодательный) представлен Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Зако­ном дано определение бухгалтерской отчетности, под которой понимают единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую па основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Вто­рая глава Закона о бухгалтерском учете устанавливает основные требова­ния к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской документации и ре­гистрации. Третьей главой определен состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления, порядок публикации. В одном ряду с ним стоят другие нормативные правовые акты: законы (например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208 – ФЗ «Об акционерных обществах»), указы президента Российской Федерации, которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской финансовой отчетности. Значимые нормативные акты первого уровня – кодексы Российской Федерации: Гражданский (ГК РФ), Трудовой (ТК РФ), об административных правонарушениях (КоАП) и Налоговый (НК РФ).

Вопросы бухгалтерского учета отдельных объектов и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности регулируются докумен­тами второго уровня (нормативными). Это система Положений по бух­галтерскому учету. Положения определяют правила отражения в бухгалтерском учете информации о различных объектах бухгалтер­ского учета и перечень показателей, которые должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

 

Содержание ПБУ

Основным Положением, раскрывающим содержание бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней, является ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций. Оно определяет также правила оценки статей бухгалтерской отчетно­сти и состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

· типовых форм бухгалтерской отчетности;

· упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности;

· особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

· особенностей формирования отчетности в случаях реорганиза­ции или ликвидации организации;

· особенностей формирования отчетности страховыми организа­циями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональ­ными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сфе­ры финансового посредничества;

· порядка публикации бухгалтерской отчетности.

Рассмотрим основные разделы ПБУ 4/99:

· Общие положения;

· Определения;

· Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней;

· Содержание бухгалтерского баланса;

· Содержание отчета о прибылях и убытках;

· Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

· Правила оценки статей бухгалтерской отчетности;

· Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности;

· Аудит бухгалтерской отчетности;

· Публичность бухгалтерской отчетности;

· Промежуточная бухгалтерская отчетность.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском уче­те» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в комплект годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

· бухгалтерский баланс (форма № 1);

· отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

· отчет об изменениях капитала (форма № 3);

· отчет о движении денежных средств (форма № 4);

· приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

· пояснительная записка;

· итоговая часть аудиторского заключения.

Итоговую часть аудиторского заключения в обязательном поряд­ке включают в состав годовой бухгалтерской отчетности организации, подлежащие обязательному аудиту.

Промежуточная бухгалтерская отчетность любой организации состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Однако по запросу заинтересованных лиц (например, собственника организации или банка, который рассматривает вопрос о выдаче кредита) организация может представить полный комплект отчетности.

Бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержаще­му информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представле­ние о финансовом положении организации, финансовых результатах се деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Основа достоверности бухгалтерской отчетности — соблюдение трех главных требований, предъявляемых к учетной политике хозяй­ствующего субъекта (п. 7 ПБУ 1/98):

1. полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйст­венной деятельности (требование полноты);

2. своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности
в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевре­менности),

3. большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (требование осмотрительности).

 

Требование ПБУ

Требование полноты реализуется па практике путем сплошного документирования хозяйственных операций. Требования к содержанию и Оформлению первичных документов установлены ст.9 Закона о бух­галтерском учете. Кроме того, законом определено, что оправдатель­ный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйствен­ной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Указанное обстоятельство позволяет своевременно отра­жать факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, а за­тем в отчетности. Практическая реализация требования осмотритель­ности обеспечивается путем создания оценочных резервов организации в случае обесценения материально-производственных запасов, финан­совых вложений, возникновения сомнительной дебиторской задолжен­ности, а также в случае предполагаемого прекращения деятельности или возникновения условных фактов хозяйственной деятельности,

В целях обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обяза­тельств, в ходе которой проверяются и документально подтверждают­ся их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения ин­вентаризации определяются руководителем, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Одним из таких случаев яв­ляется составление годовой бухгалтерской отчетности.

Для обеспечения целостности бухгалтерская отчетность органи­зации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на от­дельные балансы). Отчетность, включающая показатели отчетов дочер­них и зависимых обществ, называется сводной. Консолидированная от­четность включает показатели деятельности группы взаимосвязанных организаций.

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного и достоверного пред­ставления о финансовом состоянии организации и перспективах ее развития, в бухгалтерскую отчетность могут быть включены дополни­тельные показатели и пояснения, не предусмотренные нормативными документами по бухгалтерскому учету. В исключительных случаях орга­низация может отступить от требований ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», если сформировать достоверную отчетность по установленным правилам не представляется возможным.

Содержание показателей и формы бухгалтерской отчетности рас­крываются последовательно от одного отчетного периода к другому. В случае несовпадения данных на начало отчетного периода с данны­ми на конец предшествующего года, следует объяснить причину рас­хождений в пояснениях к отчетности.

В бухгалтерской отчетности приводятся показатели как минимум за два года — за отчетный период и аналогичный период, предшествовав­ший отчетному. Если данные за предшествующий период несопостави­мы с данными отчетного периода, то первые подлежат корректировке, которая должна быть раскрыта в пояснениях к отчетности с указанием причин. Таким образом обеспечивается сопоставимость показателей бухгалтерской отчетности.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах и расхо­дах должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в слу­чае их существенности. Существенным признается показатель, без зна­ния которого невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользо­вателями. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств его возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему ито­гу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

При формировании бухгалтерской отчетности должна быть обес­печена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исклю­чено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не явля­ется нейтральной, если посредством отбора и формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения пред­определенных результатов или последствий.

Сопоставимость отчетных показателей обеспечивается за счет со­блюдения в течение отчетного периода способов и приемов бухгалтер­ского учета, принятых в учетной политике (единство методологии).

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой явля­ется последний календарный день отчетного периода. Отчетным периодом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (требование отчетного периода). Первым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответству­ющего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 де­кабря следующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведен­ных до государственной регистрации юридического лица, включаются в бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год. Месячная и квар­тальная бухгалтерская отчетность является промежуточной и состав­ляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

К бухгалтерской отчетности в России предъявляются особые тре­бования по оформлению. Так, отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), с исполь­зованием типовых форм, рекомендованных Минфином России. При разработке самостоятельно форм бухгалтерской отчетности па основе образцов форм, приведенных в приложении к приказу Минфина Рос­сии от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности, установленные в ПБУ 4/99. При отсутствии числовых данных показатели, предусмотренные в типовых формах бухгалтерской отчетности, могут не пропечатываться.

Данные в бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах или миллионах рублей без десятичных знаков.

Порядок заполнения адресной (заголовочной) части форм бухгалтерской отчетности изложен в указанном приказе. Каждая форма бухгалтерской отчетности подписывается руководителем и главным бух­галтером и должна содержать в адресной части ряд данных.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких под­чисток и помарок. Если в отчетности присутствуют отрицательные по­казатели и показатели, которые должны вычитаться при подсчете ито­говых данных, то их необходимо показывать в круглых скобках (например, показатель «Непокрытый убыток» в бухгалтерском балансе или показатель «Себестоимость продукции (работ, услуг)» в отчете о прибылях и убытках).

Все организации, за исключением бюджетных, представляют го­довую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственни­кам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации (требование адресности). Госу­дарственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять госу­дарственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством. Например, обязанность пред­ставлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию по месту регистрации организаций установлена НК РФ. Указанным пользова­телям организация обязана предоставить по одному экземпляру бес­платно. Остальные пользователи могут ознакомиться с бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирова­ние.

Организации, за исключением бюджетных и общественных орга­низаций и их структурных подразделений, не осуществляющие пред­принимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего иму­щества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять в установленные сроки (требование срочности) бухгал­терскую отчетность:

квартальную — в течение 30 дней по окончании квартала;

годовую — и течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством.

Конкретная дата представления отчетности устанавливается учредителями в пределах сроков, установленных законодательством. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ра­нее 60 дней по окончании года. Если дата представления бухгалтер­ской отчетности попадает па выходной или праздничный день, то она переносится на следующий после него рабочий день.

Отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю непосредственно или переда­на через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Закон о бухгалтерском учете предусматривает два формата пред­ставления отчетности: бумажный и электронный.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и иных изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регист­рации организации для представления заинтересованным пользовате­лям.

Методика учета и отражения и отчетности отдельных операций устанавливается документами третьего уровня (методическими). К ним относят:

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н, в ред. от 07.05.03 № 38н);

О формах бухгалтерской отчетности организаций (приказ Мин­фина России от 22.07.03 № 67н);

Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (приказ Минфина России от 20.05.03 № 44н);

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от30.12.96, в ред. от 12.05.99 № З6н);

Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13.06.95 № 49) и др.

К документам четвертого уровня относят рабочие документы орга­низаций, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учета и отчетности на основе выбора одного из способов, предложенных Мин­фином России. Это в первую очередь учетная политика, разработан­ная и утвержденная в соответствии с требованиями ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Поскольку выбранные варианты оценки активов и обязательств, а также изменения могут повлиять на величи­ну показателей бухгалтерской отчетности, организации обязаны рас­крывать существенные способы и приемы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики предполагается, что орга­низация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Допущение непрерывности деятельности является основополагающим принципом бухгалтерского учета и гарантирует полноту и объективность бухгалтерской отчетности, которая позволит пользователю составить мнение о перспективах дея­тельности организации как минимум в следующем году после отчетно­го. Это обеспечивается достоверностью бухгалтерской информации и раскрытием фактов, способных повлиять на непрерывность деятель­ности компании, таких, как события после отчетной даты или услов­ные факты хозяйственной деятельности.

Требования нормативных документов по бухгалтерскому учету и раскрытию в отчетности информации об отдельных объектах и опе­рациях позволили в настоящее время перейти от набора унифициро­ванных показателей к индивидуальным, позволяющим получить пол­ное и достоверное представление об имущественном и финансовом состоянии конкретной организации. Организациям предоставлено пра­во отступать от установленных правил и включать в бухгалтерскую от­четность дополнительные показатели и пояснения.

 

 

Заключение

В условиях рыночной экономики любая коммерческая организа­ция стремится к извлечению экономических выгод. Эта целевая направ­ленность является существенной в деловой активности организации. Концептуальной основой бухгалтерской отчетности организаций в ус­ловиях рынка является формирование отчетных показателей для внеш­них пользователей. Поэтому бухгалтерская отчетность служит важной предпосылкой эффективных деловых связей всех участников рыноч­ных отношений. Недостаток информации, представляемой пользова­телям отчетности, может существенно ограничить приток дополнитель­ного капитала как одного из источников расширения деятельности организации, если деловые партнеры не могут получить интересующие их сведения о финансовой устойчивости, платежеспособности, перспек­тивах развития организации.

В принципе российские отчеты соответствуют международным, если отчет составляется методом начисления. Однако, некоторые балансовые счета российской системы учета не поддаются соотнесению к международным стандартам в зависимости от положительного или отрицательного сальдо, как, например, балансовый счет 98 "Доходы будущих периодов". Поэтому подготовка балансового отчета, отвечающего GAAP на базе российских счетов, обеспечивается при ведении главной книги, проводок и журнальных записей по международным стандартам. В соответствии с международными стандартами, затраты необходимо начислять даже при отсутствии первичных документов в отчетном периоде, к которому они относятся, а при составлении финансовой отчетности делается допущение непрерывности деятельности фирмы. Учетная политика, принимаемая в российских фирмах, исходит из того, что предприятие свои обязательства будет погашать в будущем и отсутствует намерение ликвидации, хотя это нередко не соответствует действительности. Многие требования российских стандартов учета и отчетности совпадают с международными за некоторым исключением, однако они выполняются формально потому, что отчетность, в основном, составляется для налоговых органов, которые навязывают предприятиям небухгалтерские методы формирования отчетности. Отчетность же зарубежных фирм составляется для внешних заинтересованных партнеров, инвесторов.

Переход нашей страны к рыночной экономике ведет к значительному расширению роли бухгалтерского учета и отчетности, подготовке информации в стандартах МСФО и GAAP. Американский и европейский опыт бухгалтерского дела имеет прикладное значение в привлечении инвестиций в российскую экономику и большое методологическое значение для совершенствования финансового учета в России по стандартам GAAP и МСФО.

 

 

Список используемой литературы

1. Кондраков, Н.П.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет [Текст]: учеб. пособие/ Н.П. Кондраков. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008

2. Тумасян, Р.З.Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет [Текст]: учеб. пособие/ Р.З. Тумасян. – 5-е изд. - М.: НИТАР АЛЬЯНС, 2008

3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]. М: ГроссМедиа, 2009.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]. - М.:ИНФРА-М, 2009

5. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изм..) [Текст] // Все положения по бухгалтерскому учету. -М.: ГроссМедиа, 2009

6. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на средне­ срочную перспективу: одобрена приказом Минфина РФ, 2009.

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в Российской Федерации [Текст]: утв. приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н (с изм.) // Все положения по бухгалтерскому учету. - М.: ГроссМедиа, 2009

8. Новодворский, В.Д. Бухгалтерская отчетность организации [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Новодворский, Л.В. Пономарева. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2008

9. Ларионов, А.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность [Текст] / А.Д. Ларионов, Н.Н. Карзаева, А.И. Нечитайло. – М.: Проспект, 2009

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: