Экзаменационный билет № 20




1. Психологическая составляющая структуры текста, учёт ее наличия и её качеств в процессе редакторского анализа произведения отраслевой литературы.

Цель психологической составляющей структуры текста — управление процессом чтения.

Автору любого произведения (если он хочет, чтобы его произведение было замечено, прочитано и понято, одобрено), следует представлять, для кого он пишет, кому адресует произведение. Более того, автору следует бороться за читателя, видеть те трудности, которые усложняют восприятие текста.

Прежде всего, строя произведение, автору приходится учитывать противоречия между произведением и информационной ситуацией, возникающие по разным причинам. Аудитория часто бывает не подготовлена к восприятию. Обстановка требует не просто отражения действительности, а ее специфического освещения ее. В случае неподготовленности аудитории путь к решению проблемы состоит в поэтапном влиянии на сознание читателей.

Автору приходится считаться с тем, что противоречия возникают и в сознании читателя, да и в его собственном. Предмет произведения может быть поначалу неинтересен читателю. Еще чаще отдельные стороны его (особенно в условиях служебной обязательности составления текста) могут быть неинтересны автору или читателю. Структура произведения также может оказаться не под силу тому или другому. Так, молодой автор, даже имея необходимый материал, в силу литературной неопытности обычно не справляется сразу с монографией или романом, В свою очередь, неподготовленный читатель с трудом и не полностью воспринимает схемы и таблицы, сложный учебник, глубокое теоретическое исследование.

Когда противоречия общения удается снять, чтение проходит успешно. Если не удается — оно оказывается затрудненным и малоэффективным. Поэтому-то опытные авторы столько внимания уделяют борьбе за читателя, которая ведется с помощью психологической составляющей, организующей чтение, борющейся, если надо, со сложившимся у читателя стереотипом, поддерживающей его интерес.

Задача управления ходом чтения, его организации решаются с самого начала произведения, с его заглавия, предисловия к изданию, введения и т. п.

В обязательном порядке принято осуществлять контакт и организовывать чтение вступления к крупным теоретическим произведениям.

Часто рассматриваются значение предмета, особенности постановки проблемы. Иногда в одной фразе, одном-двух абзацах описываются информационная ситуация, проблема и повод выступления.

В предисловии или введении часто даются обоснование и описание строения произведения, описывается структура явления, которому оно посвящено, уточняются используемые термины, обсуждаются вводимые понятия.

Авторы характеризуют метод и стиль изложения, предполагаемые познания читателя, дают указания о порядке чтения, обычно связываемые с пояснением особенностей и трудностей изложения.

С психологической составляющей связаны способы изложения. Они отражают психологические моменты процесса познания, лежат на поверхности произведения, ближе к внешней форме.

Первым из них следует назвать присущий популярному изложению способ начинать с простых, близких, общеизвестных фактов. В учебных произведениях полезно излагать от простого к сложному.

В популярной книге началом может быть яркий, впечатляющий интригующий факт, требующий дополнительных пояснений. Это почти посторонняя идея

С ходом познания и осмысления связаны и способы, непосредственно воспроизводящие метод построения: последовательный (логически и исторически), от внешнего вида к внутреннему устройству.

Существует ряд способов изложения, создающих «коммуникативный комфорт», делающих чтение менее напряженным и даже развлекательным. Например, способ организующего образа. Рассказ о подводной геологии членится и объединяется организующим образом: параллелью очерков об удивительных поисках и поразительных находках археологов. Здесь — история и исчезнувшие народы, потрясающие экспонаты знаменитых и малоизвестных музеев мира. (Кондратьев А. М.).

Существуют приемы эффективного управления чтением, путем приспособления изложения к особенностям мышления и восприятия читателя. Так, при пунктирном способе изложение строится на отдельных опорных пунктах, с пропуском каких-то смысловых звеньев.

Мазковый способ основан на внешне не связанных между собой рассказах, идеи которых образуют непрерывную цепь. Так построено, например, научно-популярное издание — «Слово о словах» Л. В. Успенского. При круговом способе один и тот же тезис или образ используется в начале и в конце произведения.

Логическая последовательность изложения достигается также способом кольцевания. При этом способе автор, идя от общего положения, на примерах выясняет с различных сторон глубинную сущность описываемого, затем подводит к заключению. Последнее, будучи выводом из всего накопленного материала, одновременно содержит посылку к новому ряду рассуждений, примеров. Те, в свою очередь, ведут к следующему заключению.

Одним из популярных приемов приспособления изложения к восприятию читателя является выражение структуры в форме членения. Установлено, что из числа учебников, адресованных средней и высшей школе, как учащиеся, так и студенты выбирают издания, в которых материал представлен в дробном членении.

Наряду с приспособлением к той или иной особенности мышления читателя немалую роль играет управление читательским творчеством — создание условий для этого творчества и, конечно же, условий, соответствующих ожидаемому продукту чтения. Так, не во всех случаях учебник, например, должен быть рассчитан на легкое чтение. Напротив, исследования психологов показывают, что учебник должен прививать уровень исходных знаний, чтобы обогащать школьника (студента) новым материалом.

Важную роль в том, чтобы сообразоваться с возможностями читателя, играет выбор точки зрения на описываемое. Автору популярной книги иногда приходится на время отказываться от своей точки зрения специалиста.

В тексте произведения наибольшую роль в психологической активизации чит. играет интеллектуальная насыщенность произведения. Ей способствуют: 1) выявление движения мысли в изложении, 2) четкая и определенная формулировка вводящей и заключительной фраз, абзацев, 3) обоснование положений, 4) достаточная скважистость изложения.

Но едва ли не самое сильное средство активизации читателя — создание у него ощущения сотворчества, присутствия в произведении, внутренняя диалогичность произведения.

Среди многих причин легкого восприятия текста, содержащего противопоставления, немалую роль играет наличие в нем двойника, внутреннего оппонента. В тексте воспроизводится один из важнейших элементов творческого мышления — наличествует другая точка зрения. Это активизирует читателя, настраивает его на аналитическое чтение, учит этому чтению.

Читательское восприятие активизирует скважистость текста. Не выраженные в тексте прямо предпосылки высказывания заставляют читателя проделывать самостоятельные операции. В основе этого лежит энтимема. Восстанавливай пропущенную посылку, читатель воспринимает ее как результат собственного анализа, и потому как безусловно истинную хотя с точки зрения законов логики и не имеет на это права. Правильное, но не поддающееся анализу и предугадыванию изложение становящегося знания, скучно и неэффективно.

Важная черта психологической составляющей — доступность. Ее обеспечивает конкретность изложения. Абстрактное, отвлеченное изложение, сопровождающееся обилием абстрактных существительных и пассивных глагольных форм, малодоступно. Чем выше отношение числа абстрактных существительных к общему их числу либо к числу конкретных существительных в тексте, пассивных глагольных и неглагольных сказуемых к общему числу сказуемых, тем менее доступен текст Дело редактора — предложить автору соответствующие замены.

В технической статье доступность проявляется в разумной степени формализации и стандартизации изложения, в использовании общепринятой терминологии, иллюстративного материала.

Иногда в технических и научных текстах важно подключать, наряду с речевым мышлением, и мышление пространственными представлениями. Здесь полезны образные модели явления, а затем и просто нетекстовые формы передачи информации — иллюстрации, таблицы. Во всех случаях, если модель, иллюстрация или таблица удачно построены, предмет схватывается сразу, просматривается в определенном направлении.

Энтимема — неполно (сокращенно) приведенный аргумент (рассуждение, умозаключение, вывод, доказательство и т. п.), недостающие части которого подразумеваются очевидными.

Способствует достижению доступности - краткость, которая позволяет охватить мысленным взором и расчленить отрывок, когда в ней объединяется экономность и выразительность. Краткость не в коротких предложениях или небольших размерах произведения. Идеальным представляется произведение высокоинформативное и, в то же время, легкочитаемое.

Если автор учитывает процесс общения, в его воображении присутствует не только описываемый предмет, но и читатель. Читатель с его недоумениями, сложностями восприятия, недостаточными или обширными познаниями; читатель, не терпящий ни повторений того, что ему хорошо известно, ни подробного изложения того, что он вспоминает при первом упоминании; читатель, который не в состоянии преодолеть разрыва со своими познаниями.

Процесс чтения произведения — речевой процесс, и в нем так или иначе существует диалог с присущими ему эллиптичностью и пояснениями непонятного.

Выбор соответствующего данной обстановке способа изложения, степени его конкретности, необходимой сложности, точки зрения, диалогичности и эллиптичности текста позволяет успешно бороться за читателя. Конечно, если автор постоянно видит его.

Легко заметить, что в тексте психологическая составляющая находит выражение в выявлении логических связей, в обращении на них внимания. Она — и в стремлении привлечь читателя к сотворчеству, даже в поисках совместно с ним более точного выражения. Последнее, разумеется, не допустим при непосредственной формулировке информации к действию.

Психологическая составляющая очень выразительно проявляет себя в конце произведения. Ведь конец должен запомниться, составлять венец чтения.

Итак, с учетом цели, преследуемой произведением, и особенностей сознания читателя, необходимо предупредить о цели произведения, связать произведение с информационной ситуацией. Стоит объяснить вводимые понятия, особенности-стиля и ожидаемый характер чтения. В основном тексте важно? выявлять логические связи и переходы, с одной стороны, и сохранять скважистость, — с другой, чтобы стимулировать внимание читателя, постоянно вводить новые факты. Важно делать читателя соучастником творческого процесса, всегда, когда это не вредит цели произведения, учитывать возникающие у него сомнения и возражения и отреагировать на них, — вести диалог с читателем, постоянно думать о нем, видеть его, думать вместе с ним.

Это обеспечит наличие психологической составляющей в структуре текста, и, соответственно, обусловит руководство чтением.

2. Логический анализ текста и анализ структуры как две главные основы подготовки редактора-отраслевика

Закон достаточного основания запрещает утверждать или отрицать что-либо без достаточных на то оснований. Разумеется, эти основания могут не только содержаться в тексте произведения, но и привлекаться читателем из своих познаний. Они могут даже по условию приниматься на веру, но без оснований утверждать что-либо нельзя. В процессе написания текста всегда полезно проверить себя — есть ли достаточное основание выдвигаемого положения.

Закон тождества предполагает, что в пределах одного рассуждения его предмет должен оставаться неизменным. Например, выдвинутый в начале доказательства тезис-положение, которое требуется доказать, не должен изменяться на протяжении всего доказательства. Если он изменился — перед нами уже доказательство другого тезиса, ход мысли разрушен. Если описывается один предмет, переход к описанию другого предмета должен быть определен, отделен от первого описания. Если понятие, явление, его черты делятся, это надо делать по определенному основанию (признаку). Основание деления должно сохраняться на протяжении всего деления.

Закон противоречия запрещает противоречить самому себе: утверждая об одном и том же предмете, в один и тот же момент, в одном и том же смысле противоположные положения. Из двух таких утверждений одно обязательно неверно. В явном виде и рядышком такие утверждения встречаются редко. Но на расстоянии или в скрытом виде, особенно, если противоречат друг другу не сами утверждения, а вытекающие из них выводы или предпосылки, на которые они опираются, — их можно и не заметить без специального обдумывания (Подробнее об- этом см. лекции 26 — 27).

Наконец, закон исключенного третьего, как бы продолжая закон противоречия, говорит, что из двух взаимоисключающих утверждений одно обязательно истинно. Он может использоваться как средство убедительного доказательства или опровержения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: