Преподаватель Лодейнопольского, Петрозаводского
(1949 – 1980)
Михаил Христофорович Фировродился 29 декабря 1917 года, в деревне Погра Подпорожского района Ленинградской области. Практически вся его большая семья работала на железной дороге, проживали все вместе сначала в Петрозаводске, а затем - в Лодейном поле.
Отец – Фиров Христофор Трофимович– до Великой Октябрьской революции работал на Мурманской железной дороге кочегаром, а после 1917года - помощником машиниста и машинистом паровоза. С 1930 года он перешел преподавать в Лодейнопольский техникум железнодорожного транспорта, где и работал до самой смерти в 1943 году. Мать – Мария Ефимовна, была домохозяйкой. Брат – Николай Христофорович, 1922 года рождения, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. После демобилизации он работал токарем в Паровозном депо ст. Лодейное поле. Сестра – Анастасия Христофоровна, 1920 года рождения, во время Великой Отечественной войны работала на Кировской железной дороге, после войны работала старшим товарным кассиром станции Лодейное поле.
С 1927 по 1930 год Михаил Христофорович учился в семилетней школе №1 города Петрозаводска, где успешно окончил первую ступень. В 1930 году его отца по работе перевели в Лодейное поле. Там Михаил Христофорович поступил в среднюю школу, которую окончил с отличием в 1936 году. В 1936 году он поступил на физико-математический факультет Воронежского государственного университета. В 1938 году с 3-его курса университета по специальному набору ЦК ВКП (б) способный студент был направлен на второй курс факультета наземной артиллерии Московской Артиллерийской Ордена Ленина Академии Красной Армии имени Дзержинского Ф.Э.
|
Академия была окончена с отличием, и в мае 1941 года Михаила Христофоровича Фирова направили на службу в белорусский город Гродно. Служба проходила в 444 полку корпусной артиллерии 4 корпуса. Но началась Великая Отечественная война. В составе своего боевого подразделения он участвовал в боях с 22 июня по 3 августа 1941 года в должности помощника командира батареи, командира батареи, а затем - командира дивизиона.
В августе 1941 года Михаил Христофорович попал в плен. В том же месяце он бежал из концлагеря в районе польского города Остров-Мазовецкий и примкнул к партизанской группе политрука Матузенко в Белостокской области. В мае 1942 года, во время облавы на партизан, организованной немецкими карательными отрядами, Михаил Христофорович Фиров был пленен в районе города Чижова Белостокской области и направлен в лагерь военнопленных. Так, с 1942 по 1945 год Михаил Христофорович находился в плену сначала – в Польше (в городе Замбров, и городе Белосток), а затем – в Восточной Пруссии.
После освобождения в 1945 году он попал на проверочный фильтрационный пункт при 19-ой армии 3-его Белорусского фронта, откуда был направлен в 63-й полк резерва офицерского состава. Он вспоминал: «В июле был направлен для прохождения государственной проверки в 12-ю западную стрелковую дивизию Южно - Уральского Военного Округа. Государственную проверку прошел по I категории».
После войны, в октябре 1945 года Михаил Христофорович Фиров был направлен в распоряжение Управления НКВД по Хабаровскому краю для прохождения службы. С октября 1945 года по ноябрь 1948 года он работал в лагерях военнопленных на Дальнем Востоке. Он занимал должности старшего техника по нормированию (в лагере военнопленных японцев в Хабаровском крае), заместителя начальника Лагерного отделения лагеря военнопленных по производству, старшего инспектора по трудоиспользованию и старшего инженера планово-производственного Отдела Управления лагеря военнопленных в городе Комсомольск-на-Амуре. В ноябре 1948 года Михаил Христофорович был уволен в запас.
|
С апреля 1949 года по август 1957 года Михаил Христофорович Фиров работал учителем физики и математики в 8-10 классах школы рабочей молодежи №3 станции Лодейное поле Кировской железной дороги. С июля 1957 года по август 1959 года он преподавал электротехнические измерения в Лодейнопольском техникуме железнодорожного транспорта, в котором начинал работать по совместительству ещё с апреля 1949 года преподавателем физики и электротехники. В техникуме его ценили. Когда Михаил Христофорович Фиров решил вступить в коммунистическую партию, начальник Лодейнопольского Техникума железнодорожного транспорта дал ему такую характеристику: «Михаил Христофорович работал в техникуме с 1949 г. по 1957г. За этот период проявил себя дисциплинированным и аккуратным преподавателем. Постоянно много и глубоко работал над повышением своей деловой квалификации и идейно-теоретического уровня. Принимал активнейшее участие в общественной жизни техникума и района. Проявлял инициативу в вопросах улучшения учебной и воспитательной работы. Среди учащихся пользуется заслуженным авторитетом. За добросовестное отношение к делу и инициативу в работе неоднократно поощрялся руководством техникума».
|
В 1959 году Михаил Христофорович переехал вместе с техникумом в Петрозаводск. С 1 сентября 1959 года по 25 июля 1973 года Михаил Христофорович Фиров работал преподавателем специальных дисциплин в Петрозаводском техникуме железнодорожного транспорта. Затем, на протяжении пяти лет, с 1973 по 1978 год Михаил Христофорович был завучем ПТЖТ. С 1978 года по 1980 год он вновь преподавал спецдисциплины в Петрозаводском техникуме железнодорожного транспорта.
14 июля 1967 г. на основании Указа Верховного Совета РСФСР о распространении действия Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об установлении почетного звания заслуженного учителя школы РСФСР» на работников средних специальных учебных заведений, педагогический коллектив техникума железнодорожного транспорта ходатайствовал о присвоении почетного звания преподавателю Фирову Михаилу Христофоровичу.
Среди студентов, обучавшихся у Михаила Христофоровича Фирова, были многие замечательные люди, такие как Зайцев Анатолий Александрович, который с 1987 по 1996 год являлся начальником Октябрьской железной дороги, а с 1996 по 1997 год работал министром путей сообщения, в настоящее время он – преподаватель ПГУПС, профессор. Студентами Михаила Христофоровича были наши коллеги: Рюнтю Виктор Иванович, Прудников Владимир Алексеевич, а также Реут Чеслав Иосифович.
Умер Михаил Христофорович Фиров в 2000 году.
Награжден: орденом «Знак Почета» - 4 августа 1966 года, денежной премией МПС 21.01.62 года, именными часами начальника дороги 10.04.65 года и юбилейными медалями.