техникума железнодорожного транспорта




Преподаватель Лодейнопольского, Петрозаводского

(1949 – 1980)

Михаил Христофорович Фировродился 29 декабря 1917 года, в деревне Погра Подпорожского района Ленинградской области. Практически вся его большая семья работала на железной дороге, проживали все вместе сначала в Петрозаводске, а затем - в Лодейном поле.

Отец – Фиров Христофор Трофимович– до Великой Октябрьской революции работал на Мурманской железной дороге кочегаром, а после 1917года - помощником машиниста и машинистом паровоза. С 1930 года он перешел преподавать в Лодейнопольский техникум железнодорожного транспорта, где и работал до самой смерти в 1943 году. Мать – Мария Ефимовна, была домохозяйкой. Брат – Николай Христофорович, 1922 года рождения, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. После демобилизации он работал токарем в Паровозном депо ст. Лодейное поле. Сестра – Анастасия Христофоровна, 1920 года рождения, во время Великой Отечественной войны работала на Кировской железной дороге, после войны работала старшим товарным кассиром станции Лодейное поле.

С 1927 по 1930 год Михаил Христофорович учился в семилетней школе №1 города Петрозаводска, где успешно окончил первую ступень. В 1930 году его отца по работе перевели в Лодейное поле. Там Михаил Христофорович поступил в среднюю школу, которую окончил с отличием в 1936 году. В 1936 году он поступил на физико-математический факультет Воронежского государственного университета. В 1938 году с 3-его курса университета по специальному набору ЦК ВКП (б) способный студент был направлен на второй курс факультета наземной артиллерии Московской Артиллерийской Ордена Ленина Академии Красной Армии имени Дзержинского Ф.Э.

Академия была окончена с отличием, и в мае 1941 года Михаила Христофоровича Фирова направили на службу в белорусский город Гродно. Служба проходила в 444 полку корпусной артиллерии 4 корпуса. Но началась Великая Отечественная война. В составе своего боевого подразделения он участвовал в боях с 22 июня по 3 августа 1941 года в должности помощника командира батареи, командира батареи, а затем - командира дивизиона.

В августе 1941 года Михаил Христофорович попал в плен. В том же месяце он бежал из концлагеря в районе польского города Остров-Мазовецкий и примкнул к партизанской группе политрука Матузенко в Белостокской области. В мае 1942 года, во время облавы на партизан, организованной немецкими карательными отрядами, Михаил Христофорович Фиров был пленен в районе города Чижова Белостокской области и направлен в лагерь военнопленных. Так, с 1942 по 1945 год Михаил Христофорович находился в плену сначала – в Польше (в городе Замбров, и городе Белосток), а затем – в Восточной Пруссии.

После освобождения в 1945 году он попал на проверочный фильтрационный пункт при 19-ой армии 3-его Белорусского фронта, откуда был направлен в 63-й полк резерва офицерского состава. Он вспоминал: «В июле был направлен для прохождения государственной проверки в 12-ю западную стрелковую дивизию Южно - Уральского Военного Округа. Государственную проверку прошел по I категории».

После войны, в октябре 1945 года Михаил Христофорович Фиров был направлен в распоряжение Управления НКВД по Хабаровскому краю для прохождения службы. С октября 1945 года по ноябрь 1948 года он работал в лагерях военнопленных на Дальнем Востоке. Он занимал должности старшего техника по нормированию (в лагере военнопленных японцев в Хабаровском крае), заместителя начальника Лагерного отделения лагеря военнопленных по производству, старшего инспектора по трудоиспользованию и старшего инженера планово-производственного Отдела Управления лагеря военнопленных в городе Комсомольск-на-Амуре. В ноябре 1948 года Михаил Христофорович был уволен в запас.

С апреля 1949 года по август 1957 года Михаил Христофорович Фиров работал учителем физики и математики в 8-10 классах школы рабочей молодежи №3 станции Лодейное поле Кировской железной дороги. С июля 1957 года по август 1959 года он преподавал электротехнические измерения в Лодейнопольском техникуме железнодорожного транспорта, в котором начинал работать по совместительству ещё с апреля 1949 года преподавателем физики и электротехники. В техникуме его ценили. Когда Михаил Христофорович Фиров решил вступить в коммунистическую партию, начальник Лодейнопольского Техникума железнодорожного транспорта дал ему такую характеристику: «Михаил Христофорович работал в техникуме с 1949 г. по 1957г. За этот период проявил себя дисциплинированным и аккуратным преподавателем. Постоянно много и глубоко работал над повышением своей деловой квалификации и идейно-теоретического уровня. Принимал активнейшее участие в общественной жизни техникума и района. Проявлял инициативу в вопросах улучшения учебной и воспитательной работы. Среди учащихся пользуется заслуженным авторитетом. За добросовестное отношение к делу и инициативу в работе неоднократно поощрялся руководством техникума».

В 1959 году Михаил Христофорович переехал вместе с техникумом в Петрозаводск. С 1 сентября 1959 года по 25 июля 1973 года Михаил Христофорович Фиров работал преподавателем специальных дисциплин в Петрозаводском техникуме железнодорожного транспорта. Затем, на протяжении пяти лет, с 1973 по 1978 год Михаил Христофорович был завучем ПТЖТ. С 1978 года по 1980 год он вновь преподавал спецдисциплины в Петрозаводском техникуме железнодорожного транспорта.

14 июля 1967 г. на основании Указа Верховного Совета РСФСР о распространении действия Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об установлении почетного звания заслуженного учителя школы РСФСР» на работников средних специальных учебных заведений, педагогический коллектив техникума железнодорожного транспорта ходатайствовал о присвоении почетного звания преподавателю Фирову Михаилу Христофоровичу.

Среди студентов, обучавшихся у Михаила Христофоровича Фирова, были многие замечательные люди, такие как Зайцев Анатолий Александрович, который с 1987 по 1996 год являлся начальником Октябрьской железной дороги, а с 1996 по 1997 год работал министром путей сообщения, в настоящее время он – преподаватель ПГУПС, профессор. Студентами Михаила Христофоровича были наши коллеги: Рюнтю Виктор Иванович, Прудников Владимир Алексеевич, а также Реут Чеслав Иосифович.

Умер Михаил Христофорович Фиров в 2000 году.

Награжден: орденом «Знак Почета» - 4 августа 1966 года, денежной премией МПС 21.01.62 года, именными часами начальника дороги 10.04.65 года и юбилейными медалями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: