IV.Практическая педагогика




 

Тема 1. Пути и средства становления православного мировоззрения.

Целомудрие как основа православного мировоззрения. Участие в церковной жизни, следование евангельским заповедям.

Средства: чтение душеспасительной литературы, православное образование, общение с благочестивыми людьми, паломнические поездки к святым местам, в монастыри, общение с духовником, осознание смысла жизни, осознанное участие детей в богослужении, приобщение детей к православной культуре.

Тема 2. Основные особенности работы с детьми различного возраста.

Первый год жизни ребенка: создание спасительной атмосферы вокруг младенца, благочестие родителей как средство сохранения благодатной жизни детей, потребности тела у младенца, умеренность, позволительность и контроль за движением ребенка как средство укрепления воли, необходимость использования аскетических моментов воспитания с младенческого возраста, православное понятие о дисциплине, создание православной предметной среды, влияющей на развитие чувств.

Детство (1-3 года)

Влияние речи родителей на развитие речи ребенка. Развитие через организацию участия в игровой деятельности. Воспитание послушания как преодоления многожелательности в следовании доброму примеру родителей.

Отрочество.

Формирование мышления в понятиях как основа самостоятельного выбора. Влияние школьной жизни на внутренний мир ребенка.

Юношество.

Духовное руководство ребенком и благочестие семьи как духовная и деятельная помощь в преодолении беспорядочной жажды впечатлений, возможности душевредного общения, правильного отношения с другим полом. Увеличение интенсивности учебных нагрузок как средство нравственного удержания от грехопадения.

Тема 3. Проблемное обучение.

Создание проблемных ситуаций, сократическая беседа, использование технических средств в целях оптимизации процесса обучения, организация групповой познавательной деятельности учащихся, метод опорных сигналов.

Тема 4. Православное воспитание в семье.

Помощь в восстановлении и поддержании иерархического устроения семьи. Семья - малая Церковь. Ответственность перед Богом родителей за воспитание детей. Виды родительской любви к детям. Христианские обязанности детей по отношению к родителям. Семейная молитва. Соответствие семейных и церковных праздников. Православная семья как преодоление искушений современного мира. Взаимоотношение поколений в семье. Проблемы современной семьи.

Тема 5. Православное воспитание и обучение в условиях современной приходской жизни. Воскресная школа.

Приходская община как духовно-педагогическая среда.

Непрерывная система приходского образования. Создание и поддержание образовательных традиций в приходской общине. Формы и методы катехизации. Педагогическая подготовка к исповеди. Типы воскресных школ. Место воскресной школы в приходской жизни. Устройство воскресной школы. Организация работы в воскресной школе для детей, молодежи и взрослых. Цель и задачи воскресной школы. Основные предметы воскресной школы. Содержание образования в курсе Закона Божия.

Ознакомление с учебными программами для воскресных школ. Формы и методы работы в воскресной школе. Подготовка и проведение церковных праздников. Ориентация в источниках материалов для подготовки занятий в воскресной школе.

Тема 6. Организация летнего отдыха детей.

Подготовка к летнему детскому и семейному отдыху. Православный уклад летнего оздоровительного и трудового лагеря. Паломнические поездки. Труд по восстановлению разрушенных храмов и монастырей. Занятия по интересам. Общелагерное событие: заезд и обустройство лагеря, утренние и вечерние сборы, богослужение, крестные ходы, изучение духовной истории места расположения лагеря. Сбор материалов о новомучениках и благочестивых людях, святых местах, чудесных событиях, местных традициях Богопочитания, духовных песнопениях. Наблюдение ландшафта, растительности, животных, насекомых, птиц, обсуждение и оформление результатов наблюдения.

Тема 7. Духовно-просветительская деятельность в светских образовательных учреждениях и ее правовые основы.

Возможности взаимодействия церковных и светских образовательных учреждений, предоставляемая современным законодательством. Общая характеристика современной правовой базы взаимодействия. Система дополнительного образования как одна из возможностей тесного сотрудничества. Сотрудничество Русской Православной Церкви с органами управления светского образования: районными, городскими, областными, российскими по актуальным проблемам школьного образования и воспитания. Методики преподавания духовных и гуманитарных дисциплин, совместные издательские проекты, участие в образовательных выставках, аттестация, лицензирование, аккредитация православных ученых заведений и преподавателей, проведение совместных ежегодных образовательных чтений. Устроение духовного руководства общеобразовательными учебными заведениями. Многообразие типов и видов общеобразовательных учреждений в Российской Федерации. Организация православных негосударственных общеобразовательных, учреждаемых православными приходами и другими церковными структурами. Православное просвещение в государственных школах, гимназиях, вузах. Проведение уроков по курсам: “Религиоведение”, “История религий”, “основы православной культуры”, совместное проведение дней славянской письменности и культуры, начало и окончание учебного года. Совместная подготовка к проведению государственных церковных праздников: Рождество Христово, Св. Пасха. Подготовка учебников и учебных пособий для светских образовательных учреждений.

Тема 8. Социальная педагогика.

Виды церковного социального служения. Особенность педагогической деятельности пастыря в больницах, исправительно-трудовых учреждениях, домах престарелых и инвалидов, детских коррекционных учреждениях. Духовное окормление и педагогическая деятельность в центрах реабилитации детей, страдающих задержками психического развития, наркоманией, алкоголизмом, половой распущенностью, девиантным поведением. Воспитание сострадания к больным, страждущим и нуждающимся людям, стремления и навыка помогать нуждающимся: дома - родителям, в школах - учащимся и учителям, в самых обыденных и повседневных нуждах. Благожелательность ко всем людям, умение прощать личные обиды.

 

V.Педагогическая практика

 

Педагогическая практика проходит вне аудиторных занятий. Цель практики: приобретение студентами практического опыта работы с детьми разного возраста в учреждениях различного типа. Пассивную педагогическую практику желательно проводить на II курсе, она включает в себя: подготовку к посещению образовательных учебных заведений, знакомство с объективной педагогической реальностью, изучение концепции и образовательной программы воскресной школы, общеобразовательной школы, православной гимназии, коррекционных и исправительно-трудовых детских учреждений, наблюдение, анализ и обсуждение современного урока. Наблюдение и всестороннее изучение жизни ребенка и составление психолого-педагогической характеристики. Ведение педагогического дневника.

Активную педагогическую практику студентам рекомендуется проводить под руководством опытного наставника летом между III и IV годом обучения и еженедельно в IV классе.

Этапы активной практики. Помощь наставнику и педагогам, проба сил в различных видах педагогического труда, самостоятельное проведение уроков под руководством специалистов. Стажировка в одном из видов педагогической деятельности. Отчет о педагогической практике. Активная и пассивная практика должна начинаться с установочной конференции и должна заканчиваться итоговой практической конференцией студентов. Оптимальной формой прохождения педагогической практики является создание педагогических мастерских (см. Положение о педагогических мастерских, схему анализа урока, форму ведения педагогического дневника, схему написания психолого-педагогической характеристики и форму отчета о педагогической практике).

УП. Перечень контрольных работ по разделу “Основы православной педагогики”

1. Назначение человека и назначение педагогики;

2. Естественная природа человека и развитие естественных духовных потребностей детей;

3. Новозаветное учение о взаимоотношениях родителей и детей;

4. Святоотеческое учение о воспитании внешних чувств и его применение в современной педагогической практике;

5. Пути и средства воспитания добродетелей у детей;

6. Воспитание доброго ума у детей;

7. Воспитание добродетельных чувств у детей;

8. Воспитание доброй воли у детей;

9. Воспитание милосердия у детей;

10. Воспитание целомудрия у детей;

11. Воспитание кротости у детей;

12. Воспитание радости жизни у детей;

13. Воспитание смирения у детей;

14. Преодоление гнева у детей;

15. Преодоление сребролюбия у детей;

16. Преодоление тщеславия у детей;

17. Помощь детям в преодолении искушений современного мира: сквернословия, курения, употребления наркотиков, увлечения компьютерными играми;

18. Соотношение между свободой воли и принуждением в воспитании детей;

19. Православное воспитание девиц;

20. Семейный уклад как основа воспитания добродетельной души у детей;

21. Пути преодоления типичных разногласий между родителями в православном воспитании детей;

22. Решение проблемы дисциплины в учебно-воспитательном процессе: соотношение поощрений и наказаний, подчинения и ответственности;

23. Возрождение утраченных традиций воспитания благочестия в церковноприходских школах;

24. Обоснование программы курса “Основы духовной культуры” в светской школе;

25. Условия создания благоприятной духовной атмосферы на уроке;

26. Творческое преобразование современных педагогических технологий в свете задач православного образования;

27. Обоснование системы трудового воспитания детей в православной общине;

28. Возможности наполнения православным содержанием работы с детьми в летних лагерях;

29. Паломничества по святым местам как средство духовно-нравственного воспитания детей;

30. Обоснование системы уроков церковного пения;

31. Обоснование системы непрерывного православного образования;

32. Методическая разработка занятий с детьми по любому из двунадесятых праздников.

Возможен выбор темы, не указанной в данном перечне, но соответствующей интересам, опыту и возможностям студента. В таком случае перед написанием работы тему нужно утвердить на кафедре педагогики института.

 

 

Требования к написанию контрольных работ по педагогике для студентов заочного отделения:

 

Объем работы – 10-12 страниц (без приложения).

Выбор темы работы должен соответствовать педагогическому и духовному опыту студента.

Работа должна быть оформлена соответствующим образом:

- Титульный лист.

- Оглавление.

- Введение.

В этой части работы должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы основные задачи исследования, перечислены главные источники, раскрывающие сущность выбранной темы.

- Основная (теоретическая) часть работы.

При изложении материала в теоретической части работы необходима опора на тексты Священного Писания, сочинения святых отцов, труды классиков педагогики, современные научно-педагогические исследования. По окончании изложения материала должны следовать выводы, которые будут иметь непосредственное продолжение в практической части работы.

 

- Практическая часть.

- Содержит описание непосредственных педагогических наблюдений и опыта студента, а также описание опыта других педагогов, воспитателей, родителей.

- Заключение.

Должно содержать в себе теоретические и практические выводы, предложения по внедрению результатов работы в педагогическую практику. В заключительной части работы намечаются пути дальнейших исследований поставленных проблем.

- Приложение.

В этой части работы желательно представить конкретные разработки, конспекты уроков, бесед с детьми, сценарии праздников. Возможно приложение к работе методического или иллюстративного материала (созданных студентом пособий, схем, видеофильмов), аудиозаписей, диапозитивов, фотографий, перечня дидактических заданий для детей.

Исследовательский инструментарий может включать в себя анкеты, опросники для интервью, тексты, таблицы для обобщения результатов исследования, выписки из дневников педагогических наблюдений и размышлений.

- Список использованной литературы.

Количество источников не ограничено.

Список должен включать все цитируемые в работе источники и труды (после воспроизведения цитаты или изложения материала из конкретного источника в тексте должна следовать ссылка с указанием номера источника в списке литературы и номера страницы в источнике).

 

Х. Список обязательной педагогической литературы.

 

1) Православная педагогика. Свящ. Евгений ШЕСТУН.

Самара, 1998.

2) Дернов А.А. Методика Закона Божия. Спб., 1913 г.

3) Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.

4) Сурова Л.В. Православная школа сегодня.

5) Законоучитель. Сборник материалов в помощь преподавателю. Вып. 1, 2, 3, - М., 1993.

6) Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. - М., 1996, с. 344-345.

7) Опыты православной педагогики. - М., 1993.

8) Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП. - М., Педагогика, 1985 - 363 с.

9) Антология педагогической мысли России ХУШ в. - М., Педагогика, 1985.

10) Антология педагогической мысли христианского средневековья: т. 1, 2 - М., Педагогика.

11) Вопросы православной педагогики, вып. 1, - М., 1992.

Сборник педагогических материалов, опубликованных в 1998 году - Воскресная школа - М. 1999 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: