Организация территории. В соответствии со структурой питомника и его технологическим обеспечением необходимо рационально организовать территорию по размещению отделов, школ, отделений маточно-коллекционных насаждений и участков технического обеспечения. основная схема организации территории пи- томника определяется конфигурацией территории, наличием постоянных дорог с улучшенным покрытием, открытой мелиоративной сети и защитных полос (рис. 4.2).
Наиболее приемлема с точки зрения рациональной организации территории питомника компактная прямоугольная конфигурация участка. Место для питомника предпочтительнее выбирать вблизи транзитных путей сообщения и недалеко от города.
Организация территории предполагает оптимальные размеры отделов питомников и севооборотных полей, которые являются основной структурной единицей. С их конфигурацией увязывают сеть дорог и расположение мелиоративной системы; пересечение полей дорогами допускается лишь в самых необходимых случаях. Размеры и формы полей севооборотов должны быть удобны для их обработки машинами, т.е. быть прямоугольными с соотношением сторон 1:2—1:4 и длиной одной из сторон (длина гона трактора) 250 м для средних питомников и 500 м — для крупных.
Организация территории питомника определяется расположением его отделов. Обычно основным и вспомогательным отделам, в крупных питомниках отводят постоянное место, в малых питомниках за школами в отделе формирования постоянные участки могут быть не закреплены.
Отдел размножения, как правило, располагается на постоянном участке, на наиболее плодородных почвах; он должен быть защищен от ветров и расположен близко от водоисточника. Маточные растения для получения летних черенков и привойного материала размещают вблизи отдела размножения.
Отдел формирования деревьев и кустарников (школы) в крупых питомниках также занимает постоянное место. В малых питомниках школы могут не иметь постоянного места, и это объясняется тем, что в пределах школы объединяют не только деревья и кустарники, но и на одном участке объединяют разные школы. Это позволяет укрупнить поля севооборота, а школы перемещать в пределах общего поля севооборота.
Первую школу деревьев и кустарников всегда размещают на лучших участках, так как растения пересаживают в первый раз и им нужно создать наиболее благоприятные условия для приживаемости и развития. В питомниках северо-западных и северо-восточных районов РФ I школу обычно размещают на отдельном участке, так как растения развиваются медленно. В средних и южных районах выделять I школу необязательно, она может включаться в один севооборот со II и III школами, поскольку из-за быстрого развития саженцев до кондиционных размеров уже в I школе пересадка их во II школу становится необязательной, растения готовы для озеленения.
Вторая и третья школы располагаются на остающихся площадях, отведенных под питомник.
Для сокращения транспортных перевозок I школа отдела формирования должна примыкать ко II школе, а II — к III школе.
Территорию питомника разбивают нередко не только на школы | поля севооборотов, но большие поля севооборотов делят на более мелкие участки, именуемые кварталами, в которых размещают отдельные породы. Кварталы имеют одинаковую конфигурацию и размеры, между ними прокладывают лишь временные дороги, не препятствующие обработке почвы и уходу за растениями. При использовании севооборотов с разными размерами полей разбить их на кварталы одинаковой формы и размеров бывает сложно, в этих случаях поля на кварталы не делят. До введения севооборотов в питомниках декоративных пород кварталы были основной организации территории.
Административно-хозяйственный центр располагается, как правило, у главного въезда в питомник. Подсобные помещения для хранения инвентаря, материалов и для укрытия рабочих во время непогоды необходимо иметь в каждом отделе.
Машинно-тракторный парк размещают в специальных гаражах, для живой тягловой силы имеются конюшни.
Важную роль в организации территории питомника играют дорожная сеть, мелиоративная сеть открытых канав и ветрозащитные полосы. Эти устройства относятся к капитальным и требуют вложения больших денежных средств, поэтому при устройстве питомника (как и при его проектировании) очень важно распределить их рационально. Дороги, мелиоративные канавы и защитные полосы делят площадь питомника на замкнутые участки, и их важно расположить так, чтобы они проходили по границам полей севооборотов.
Дорожная сеть должна обеспечивать доступ ко всем участкам. В зависимости от назначения дороги могут быть первого порядка — магистральные, второго порядка — внутрихозяйственные и на полях севооборотов — временные.
Магистральные дороги с улучшенным покрытием (щебеночные, асфальтовые, из плит) устраивают шириной 6—10 м. Они должны обеспечивать перевозку грузов ко всем отделам и школам питомника. Их размещение увязывается с основными осушительными канавами. Количество магистральных дорог в небольших питомниках 2—3, а в крупных — 3—5.
Внутрихозяйственные дороги второго порядка обычно грунтовые, шириной 4—5 м, предназначены для подвоза грузов к отдельным полям севооборотов. Обочины внутрихозяйственных дорог используют для временного складирования удобрений, семян, саженцев, материалов и т.п.
Временные дороги на полях севооборотов, проложенные между отделениями (участками), предназначены для обслуживания непосредственно территории под посадками. Эти дороги должны иметь достаточную ширину (обычно около 2 м) для свободного прохода почвообрабатывающих орудий. При необходимости временные дороги запахивают.
В крупных и средних питомниках может устраиваться также окружная дорога, которая связывает все дороги на территории питомника. Для возможности маневрирования техники ее ширина должна быть не менее 5 м.
Организация территории питомника предполагает наиболее рациональное размещение открытой мелиоративной сети — специальных канав, собирающих и отводящих излишнюю воду с территории, имеющей уклон менее 2 %о. Количество канав, их ширина, глубина и расположение зависят от степени заболоченности и характера грунта. Их нарезка влияет на размеры полей, направление дорог, которые обычно приурочивают именно к мелиоративным объектам. Открытые мелиоративные канавы устраивают вдоль магистральных дорог и по границам участка.
Ветрозащитные полосы обычно располагают перпендикулярно направлению господствующих ветров. Основную полосу закладывают по границе питомника, внутри территории располагают ветрозащитные полосы, приуроченные в основном к дорогам.