ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ ПИТОМНИКА




Организация территории. В соответствии со структурой питомника и его технологическим обеспечением необходимо рационально организовать территорию по размещению отделов, школ, отделений маточно-коллекционных насаждений и участков технического обеспечения. основная схема организации территории пи- томника определяется конфигурацией территории, наличием по­стоянных дорог с улучшенным покрытием, открытой мелиора­тивной сети и защитных полос (рис. 4.2).

Наиболее приемлема с точки зрения рациональной организа­ции территории питомника компактная прямоугольная конфигу­рация участка. Место для питомника предпочтительнее выбирать вблизи транзитных путей сообщения и недалеко от города.

Организация территории предполагает оптимальные размеры отделов питомников и севооборотных полей, которые являются основной структурной единицей. С их конфигурацией увязывают сеть дорог и расположение мелиоративной системы; пересечение полей дорогами допускается лишь в самых необходимых случаях. Размеры и формы полей севооборотов должны быть удобны для их обработки машинами, т.е. быть прямоугольными с соотноше­нием сторон 1:2—1:4 и длиной одной из сторон (длина гона трак­тора) 250 м для средних питомников и 500 м — для крупных.

Организация территории питомника определяется расположением его отделов. Обычно основным и вспомогательным отделам, в крупных питомниках отводят постоянное место, в малых питомниках за школами в отделе формирования постоянные участки могут быть не закреплены.

Отдел размножения, как правило, располагается на постоянном участке, на наиболее плодородных почвах; он должен быть защищен от ветров и расположен близко от водоисточника. Маточные растения для получения летних черенков и привойного материала размещают вблизи отдела размножения.

Отдел формирования деревьев и кустарников (школы) в крупых питомниках также занимает постоянное место. В малых пи­томниках школы могут не иметь постоянного места, и это объяс­няется тем, что в пределах школы объединяют не только деревья и кустарники, но и на одном участке объединяют разные школы. Это позволяет укрупнить поля севооборота, а школы перемещать в пределах общего поля севооборота.

Первую школу деревьев и кустарников всегда размещают на луч­ших участках, так как растения пересаживают в первый раз и им нужно создать наиболее благоприятные условия для приживаемости и развития. В питомниках северо-западных и северо-восточных райо­нов РФ I школу обычно размещают на отдельном участке, так как растения развиваются медленно. В средних и южных районах выде­лять I школу необязательно, она может включаться в один севообо­рот со II и III школами, поскольку из-за быстрого развития сажен­цев до кондиционных размеров уже в I школе пересадка их во II школу становится необязательной, растения готовы для озеленения.

Вторая и третья школы располагаются на остающихся площа­дях, отведенных под питомник.

Для сокращения транспортных перевозок I школа отдела фор­мирования должна примыкать ко II школе, а II — к III школе.

Территорию питомника разбивают нередко не только на шко­лы | поля севооборотов, но большие поля севооборотов делят на более мелкие участки, именуемые кварталами, в которых разме­щают отдельные породы. Кварталы имеют одинаковую конфигу­рацию и размеры, между ними прокладывают лишь временные дороги, не препятствующие обработке почвы и уходу за растениями. При использовании севооборотов с разными размерами полей разбить их на кварталы одинаковой формы и размеров бывает сложно, в этих случаях поля на кварталы не делят. До введения севооборотов в питомниках декоративных пород кварталы были основной организации территории.

Административно-хозяйственный центр располагается, как правило, у главного въезда в питомник. Подсобные помещения для хранения инвентаря, материалов и для укрытия рабочих во время непогоды необходимо иметь в каждом отделе.

Машинно-тракторный парк размещают в специальных гара­жах, для живой тягловой силы имеются конюшни.

Важную роль в организации территории питомника играют до­рожная сеть, мелиоративная сеть открытых канав и ветрозащитные полосы. Эти устройства относятся к капитальным и требуют вложе­ния больших денежных средств, поэтому при устройстве питомника (как и при его проектировании) очень важно распределить их рационально. Дороги, мелиоративные канавы и защитные полосы делят площадь питомника на замкнутые участки, и их важно распо­ложить так, чтобы они проходили по границам полей севооборотов.

Дорожная сеть должна обеспечивать доступ ко всем участкам. В зависимости от назначения дороги могут быть первого порядка — магистральные, второго порядка — внутрихозяйственные и на полях севооборотов — временные.

Магистральные дороги с улучшенным покрытием (щебеноч­ные, асфальтовые, из плит) устраивают шириной 6—10 м. Они должны обеспечивать перевозку грузов ко всем отделам и школам питомника. Их размещение увязывается с основными осушитель­ными канавами. Количество магистральных дорог в небольших пи­томниках 2—3, а в крупных — 3—5.

Внутрихозяйственные дороги второго порядка обычно грунто­вые, шириной 4—5 м, предназначены для подвоза грузов к от­дельным полям севооборотов. Обочины внутрихозяйственных до­рог используют для временного складирования удобрений, семян, саженцев, материалов и т.п.

Временные дороги на полях севооборотов, проложенные меж­ду отделениями (участками), предназначены для обслуживания непосредственно территории под посадками. Эти дороги должны иметь достаточную ширину (обычно около 2 м) для свободного прохода почвообрабатывающих орудий. При необходимости вре­менные дороги запахивают.

В крупных и средних питомниках может устраиваться также окружная дорога, которая связывает все дороги на территории питомника. Для возможности маневрирования техники ее ширина должна быть не менее 5 м.

Организация территории питомника предполагает наиболее рациональное размещение открытой мелиоративной сети — спе­циальных канав, собирающих и отводящих излишнюю воду с тер­ритории, имеющей уклон менее 2 %о. Количество канав, их ши­рина, глубина и расположение зависят от степени заболоченнос­ти и характера грунта. Их нарезка влияет на размеры полей, на­правление дорог, которые обычно приурочивают именно к мели­оративным объектам. Открытые мелиоративные канавы устраива­ют вдоль магистральных дорог и по границам участка.

Ветрозащитные полосы обычно располагают перпендикулярно направлению господствующих ветров. Основную полосу закладывают по границе питомника, внутри территории располагают ветрозащитные полосы, приуроченные в основном к дорогам.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: