Для решения задач, определяемых компетентностно-ориентированным образованием, при изучении дисциплины «Организационное поведение» используются следующие образовательные технологии:
- «К ейс-стади »). При реализации технологии знаково-контекстного обучения происходит моделирование и реализация образовательного процесса на основе проблематизации содержания дисциплины «Организационное поведение» в контексте смыслов будущей профессиональной деятельности специалиста. Студент при этом развивает такие профкомпетенции как техника принятия решения, анализ и систематизация информации), а также происходит присвоение профессионально важных (интегральных) умений, составляющих основу профессиональных управленческих компетенций «Кейс-стади» предлагаются студентам в рамках тем № 4-8, 10-12.
-проблемное обучение (метод проектов), которое предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций в рамках тем по дисциплине «Организационное поведение» и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными управленческими знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей проектный метод используется для усвоения тем № 3 и 12.
Реализация метода проектов обеспечивает развитие таких интеллектуальных процессов, как целеполагание, планирование, предвидение, прогнозирование, моделирование, а также обусловливает развитие определенных личностных свойств – креативность, поисковая активность, рефлексивность.
- деловая и ролевая игра – в результате проведения которой у обучающихся происходит:
• активизация мышления самой технологией учебного процесса;
• ориентация на формирование профессионально-образовательной мотивации студента;
• стимуляция самостоятельного принятия студентами творческих, мотивационно оправданных действий и решений;
• коллективной организацией процесса обучения;
• повышение эффективности обучения не за счет увеличения объема информации, а благодаря глубине и скорости ее усвоения. Деловая игра проводится в рамках изучения тем № 4,6, 7.,11.
- тренинги. В зависимости от специфики формируемых умений в рамках освоения дисциплины «Организационное поведение» тренинги умений могут быть самыми разными: тренинг умений принятия решений, тренинг умений контроля, тренинг коммуникативных умений, тренинг креативности, тренинг рефлексивных умений и т. д. Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время тренинга. Тренинги предлагаются для проведения в рамках тем 3, 4, 6, 7, 11.
- коллективный способ обучения – является образовательной технологией, при реализации которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда «каждый учит каждого». В рамках данной технологии предполагаются встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Примерный тематический план курса «Организационное поведение»
№ п/п | Раздел Дисциплины | Неделя семестра | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Организационное поведение | 17 (недель) | лекции | семинары | Тестирование, домашняя работа, деловые игры, коллоквиумы, контрольные работы, экзамен | |
34- | |||||
Тема 1 | Предмет и содержание дисциплины «Организационное поведение». Основополагающие концепции организационного поведения | 2- | Тестирование Домашнее задание | ||
Тема 2 | Модели организационного поведения | 2- | Тестирование Домашнее задание | ||
Тема 3 | Личность и организация | - | |||
Лекция 1. Основные теории поведения личности | 2- | Тестирование Домашнее задание | |||
Лекция 2. Формирование и роль личности в организации. Социализация индивида в организации | 2- | Самостоятельная работа | |||
Лекция3. Взаимодействие человека и организации. | -2 | Тестирование Коллоквиум | |||
Тема 4 | Коммуникативное поведение в организации | 2- | Тестирование Деловая игра | ||
Тема 5 | Мотивация и результативность организации | - | |||
Лекция 1. Основные теории мотивации | 2- | Тестирование коллоквиум | |||
Лекция 2. Мотивация и стимулирование | 2- | Самостоятельная работа | |||
Тема 6 | Формирование группового поведения в организации | - | |||
Лекция 1. Условия и факторы эффективности групповой работы | 2- | Тестирование Домашнее задание | |||
Лекция 2. Управление групповой динамикой | -2 | Тестирование Деловая игра | |||
Лекция 3. Команды и их создани е | 2- | Тестирование Деловая игра | |||
Тема 7 | Лидерство в организации | 2- | Деловая игра | ||
Тема 8 | Персональное развитие в организации | 2- | Тестирование Домашнее задание | ||
Тема 9 | Управление нововведениями в организации | 2- | Тестирование Домашнее задание | ||
Тема 10 | Методы управления стрессом | 2- | Самостоятельная работа | ||
Тема | Поведенческий маркетинг | 2- | Тестирование Деловая игра | ||
Тема 12 | Организационное пове дение в международном бизнесе | 2- | Контрольная работа | ||
Итого | 17 нед. | 34ч. | -34 | Экзамен |
Планы семинарских занятий
Номер темы | Наименование темы | Цель работы |
Тема 1 | Предмет и содержание дисциплины «Организационное поведение» 4ч. | Цель работы:изучить понятие «организационное поведение», а также понять сущность категории «поведение» Лекции: проработка конспекта лекционных материалов. Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям: 1. Развитие организационной психологии за рубежом. 2. Становление организационной психологии в России. 3. Междисциплинарные связи организационного поведения 4. Предмет и задачи «Организационного поведения». 5. Психологические проблемы в организациях. 6. Модели организационного поведения |
Тема 2 | Личность и организация 6ч. | Цель работы: Лекции: проработка конспекта лекционных материалов. Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям: 1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «работник». 2. Основные подходы к исследованию, формированию и развитию личности. . а. - Психоаналитические теории б. Поведенческое направление в теории личности -. Классическая теория научения Б.Ф. Скиннера - Теория социального научения А. Бандуры в. Гуманистическое направление. 3. -теории черт (Кеттелл)- 4. 5 переменных У. Мичела 5. Модель К. Арджириса. 6. Личность и работа: -демографические характеристики -компетентность (склонности и способности) -психологические особенности (система ценностей, установки, отношение к работе, характер и др.) 7. Сущность Я-концепции, роль и способы ее защиты. 8. Значение, роль и ошибки процессов восприятия, их влияние на формирование организационного поведения индивида и групп. 9. Установка личности в организационном поведении: сущность, свойства, функции, способы изменения. 10. Личность и научение. 11. Сущность Я-концепции, роль и способы ее защиты. 12. Значение, роль и ошибки процессов восприятия, их влияние на формирование организационного поведения индивида и групп. 13. Установка личности в организационном поведении: сущность, свойства, функции, способы изменения. Вопрос для всех:. Какую практическую пользу менеджерам может принести знание различных теорий поведения человека в организации? Возможен письменный опрос. Также к семинару необходимо написать ответ в виде тезисов на один из следующих вопросов по выбору (примерно на одну страницу): - Отличия организационного поведения от других наук - Доказать, что менеджеру необходимо изучать организационное поведение |
Тема 3 | Коммуникативное поведение в организации 4ч. | Цель работы:.раскрыть роль и содержание коммуникационного процесса, раскрыть факторы, влияющие на них. Лекции: проработка конспекта лекционных материалов. Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям: 1. Организация как система коммуникаций. Основные цели коммуникации в организации. Структура процесса коммуникации. 2. Виды и средства коммуникации. Типы коммуникативных сетей. 3. Помехи (барьеры) коммуникаций в организациях: межличностные и организационные. 4. Совершенствование межличностного общения и информационного обмена в организации. Регулирование информационных потоков. |
Тема 4 | Мотивация и результативность организации 6 ч. | Цель работы: раскрыть функционирование механизма мотивации, рассмотреть результативность мотивации. Лекции: проработка конспекта лекционных материалов. Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям: 1. 1Понятие и механизм мотивации. Роль мотивации и стимулирования труда в современных условиях. 2. Понятия «мотивация», «побуждение», «потребность», «вознаграждение», их использование в процессе мотивации. 3. Содержательные теории мотивации. Общие черты и различия подходов к мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда. 4. Процессные теории мотивации. Теория подкрепления. Теория ожиданий. Модель Портера-Лоулера. Теория справедливости. 5. Современные теории мотивации. Практическое использование теорий мотивации.. |
Тема 5 | Формирование группового поведения в организации 6 ч. | Цель работы: раскрыть значение группового поведения в деятельности организации, рассмотреть условия и факторы групповой работы.
Лекции: проработка конспекта лекционных материалов.
Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям:
|
Тема 6 | Лидерство в организации 4ч. | Цель работы:.раскрыть особенности группового лидерства, показать властный и управленческий аспекты. Лекции: проработка конспекта лекционных материалов. Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям 1. Классические и современные теории лидерства. Природа и сущность лидерства. 2. Теории трансформационного лидерства и вертикальной парной связи, модели Фидлера, П. Херши и К. Бланшарда, Врума – Йеттона – Яго. 3. Лидерство и руководство. Руководство и управленческие роли. 4. Источники и типы власти в организации. 5. Делегирование полномочий: преимущества и недостатки. |
Тема 7. | Персональное развитие в организации. 2ч. | Цель работы:. Показать модель жизненного цикла работника и управления ею.
Лекции: проработка конспекта лекционных материалов.
Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям
|
Тема 8 | Организационное поведение в сфере международного бизнеса.2ч. | Цель работы:.рассмотреть факторы и модели межкультурных различий, влияющих на организационное поведение компаний., занимающихся международным бизнесом.
Лекции: проработка конспекта лекционных материалов.
Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям:
|