1. Мышление, интеллект:
o продуктивное (творческое) - репродуктивное;
o наглядно-образное;
o наглядно-действенное;
o словесно-логическое (вербальное и невербальное);
o практическое и теоретическое;
o интуитивное - логическое;
o общая эрудиция;
o специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.
2. Восприятие, пороги чувствительности:
o зрительное, цветоразличение;
o слуховое;
o тактильное;
o кинетическое;
o вкусовое;
o межличностное, социальное.
3. Память, объем памяти, скорость запоминания:
o произвольная и непроизвольная;
o долговременная, кратковременная;
o сенсорная (до 1 секунды): иконическая (зрительная) и эхотическая (слух);
o логическая;
o образная;
o эмоциональная;
o сенсомоторная (двигательная).
4. Внимание, переключаемость, объем внимания:
o произвольное (концентрация внимания) и непроизвольное;
o устойчивое и неустойчивое.
5. Свойства нервной системы:
o сила;
o подвижность;
o уравновешенность;
o лабильность и динамичность.
6. Двигательные характеристики:
o координация движений (по конкретным двигательным органам);
o тремор рук;
o скорость реакции.
7. Коммуникативные характеристики:
o экстравертированность - интровертированность (связано со свойствами нервной системы);
o организаторские способности, готовность к лидерству;
o коммуникативные способности, обаяние;
o речь: внешняя - внутренняя, вербальная - невербальная, устная - письменная; высота, сила, тембр голоса;
o коммуникативная воспитанность и такт;
o чувство юмора, остроумие.
8. Мотивация:
o профессиональные интересы и склонности;
o устойчивость мотивов;
o согласованность, непротиворечивость мотивов.
9. Ценностно-нравственные характеристики:
|
o соотношение профессиональных и внепрофессиональных ценностей;
o иерархия ценностей (общая и профессиональная);
o смыслы профессиональной деятельности и их соответствие общим жизненным смыслам; уровень осознания этих смыслов;
o доброта;
o бескорыстие;
o честность, порядочность;
o обязательность, ответственность, исполнительность;
o самокритичность.
10. Волевые характеристики:
o смелость, решительность;
o целеустремленность;
o осмысленность ответственных действий;
o эмоциональная устойчивость;
o склонность к риску.
11. Эстетическое чувство, художественный вкус:
o конкретные эстетические способности (музыкальные, художественные, моторные и др.);
o продуктивная и репродуктивная художественная ориентация.
12. Профессиональный и жизненный опыт:
o способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации;
o способность разумно действовать в трудных ситуациях.
13. Психофизиологические характеристики человека:
o физическая сила;
o выносливость;
o утомляемость.
Пример аналитической профессиограммы «начальника отдела кадров» | |||||
Операционно-технологическая структура труда | Психологическая структура деятельности субъекта труда | ||||
Проф. функции | Профессиональные задачи | Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач | Цели действий | Психологическая характеристика действий | Психологические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание |
прием на работу | Изучить документы поступающего на работу | Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные | Оценить | Когнитивные (составляющие) | Мышление репродуктивное, словесно-логическое (невербальное); восприятие зрительное; память долговременная и оперативная; внимание устойчивое |
Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу | Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или месте работы, семейное и социальное положение | Познать | Коммуникативные (побуждающие к действию) Когнитивные (общение) | Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие социальное, внимание устойчивое, избирательная эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость Мышление продуктивное, словесно-логическое (невербальное); память оперативная, образная | |
Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу | Нормативы: социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, микроклиматические условия труда; планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: его возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка | Спрогнозировать | Когнитивные (обобщение) | Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное (невербальное); внимание избирательное; память долговременная, образная, оперативная; эмоционально-волевая устойчивость | |
Познакомить поступающего с функциями, правилами, правами и перспективами профессии | Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данного производства и данной профессии (специальности) | Информировать | Коммуникативные (побуждение к действию) | Общение: речь; восприятие социальное; внимание устойчивое, избирательное; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия |
|