ПРИМЕНЕНИЕ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ И ОГЭ С ПЯТОГО КЛАССА.




Перед каждым учителем-предметником стоит задача – грамотно выбрать технологию, которая бы помогла детям стать успешными в процессе получения знаний. Каждому преподавателю русского языка знакома проблема формирования орфографической зоркости обучающихся. Умение найти в слове «ошибкоопасное» место формируется непросто. В начальной школе много времени уделяется формированию и отработке этого навыка. В средней школе учитель-филолог сталкивается с еще одной серьезной проблемой. В средних и старших классах существенно увеличивается количество изучаемых орфограмм. Перед обучающимся стоит проблема не только найти «ошибкоопасное» место в слове, но и определить, какую из множества орфограмм необходимо применить в данном случае. На мой взгляд, количество орфограмм, изучаемых в 5-7 классах, неоправданно завышено. Поэтому я уже много лет назад выбрала для себя блочно-модульную технологию преподавания орфографии. Благодаря данной технологии я не только сократила количество изучаемых правил, но и упростила их. Рассмотрим применение блочно-модульной технологии на конкретных примерах.

Орфограмма «Ь после шипящих» в учебниках под редакцией профессора Шанского Н.М. только в 5 классе изучается в трех параграфах, в 2 параграфах в 6 классе и в одном – в 7 классе. Изучение правописания «Ь после шипящих в глаголах», в свою очередь, разбито на 3 параграфа: Ь на конце неопределенной формы глагола, Ь у глаголов 2 лица единственного числа, Ь после шипящих у глаголов в повелительном наклонении. А известны ли науке случаи, когда у глаголов после шипящих отсутствует Ь? Зачем усложнять орфограмму, разбивая её на три параграфа? Гораздо проще так: «У глаголов после шипящих ВСЕГДА пишется Ь ». С такой орфограммой справляются даже те ученики, которые не умеют определять не только наклонение глагола, но и его лицо. Также излишне усложненно звучит и орфограмма «Ь после шипящих на конце наречий». Гораздо короче и проще так: «На конце наречий после шипящих Ь пишется ВСЕГДА, кроме 3 слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж ». Таким образом, все 7 правил на данную орфограмму сводятся в следующую таблицу:

 

  существительные краткие прилагательные глагол   наречие
Ь пишется Ж.р., ед. ч. ----------- Всегда   всегда, кроме
Ь не пишется 1) муж.р 2) мн. число   всегда ------------ уж, замуж, невтерпеж

 

Данную таблицу я даю сразу целиком в 5 классе, т.к. для пользования ею достаточно лишь умения распознавать части речи (даже знание склонений существительных не нужно), а этим навыком подавляющее большинство учащихся овладевает в начальной школе.

Еще одна орфограмма, демонстрирующая эффективность и целесообразность блочно – модульной технологии – «Правописание О-Е-Ё после шипящих». Три параграфа посвящены ей в 5 классе, по два в шестом и седьмом. Стоит ли учить семь разных правил, если их можно сгруппировать в одну очень наглядную схему? Вот так выглядит таблица, группирующая и упрощающая эти довольно сложные для усвоения правила:

Орфограмма в корне слова Орфограмма за корнем
    Ё → Е О нельзя → Е   сущ., прил., наречие глагол и все, что от него образовано
  ∕ О - Е Ё под запретом Исключение: ЕЩЁ     Ё - Е О под запретом

 

 

Для многих учащихся непросто быстро отличить орфограмму в суффиксе от орфограммы в окончании (а в учебнике это два разных правила). Учитывая, что правила идентичны, я использую формулировку «ОРФОГРАММА ЗА КОРЕНЕМ». Это не только экономит время решения задачи, но и снимает страх у слабых учеников перед неминуемой ошибкой в морфемном разборе. Таблицу даю полностью в пятом классе. Даже не имея представления о причастии, учащиеся пользуются ею, т.к. причастия подходят под категорию «все, что образовано от глагола».

Одной из наиболее трудных орфограмм считается орфограмма «Правописание НЕ с разными частями речи». Как показывает опыт, три правила: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными», «Правописание НЕ с именами прилагательными» и «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями» - можно и нужно соединить в одно, которое может звучать следующим образом: «Частица НЕ с именами существительными, именами прилагательными и наречиями пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется и если к нему можно подобрать синоним. Во всех остальных случаях – пиши раздельно!». Та часть правила, в которой говорится о противопоставлении и словах «далеко не», «вовсе не» и т.п., опускается, т.к. вполне компенсируется тем, что в данных случаях нельзя подобрать синоним. В 7 классе после изучения темы «Причастие» общее правило приобретает следующий вид:

  СУЩ.,ПРИЛ., НАРЕЧИЕ ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ, ДЕЕПРИЧ.
  НЕ пишется раздельно   Нельзя подобрать синоним 1) противопоставлен 2) зависимое слово 3) краткая форма ВСЕГДА, кроме
  НЕ пишется слитно 1) без НЕ не употребляется 2) синоним 1) без НЕ не употребляется 2)нет причин для разделения 1) без НЕ не употребляется

 

Подобные обобщающие таблицы, разработанные почти по всем темам раздела «Орфография», являются хорошим помощником обучающимся при формировании устойчивых орфографических навыков, повышения грамотности. Эффективность многолетнего применения блочно-модульной технологии доказывают результаты независимой экспертизы – Единого Государственного экзамена. Так в 2015 году (мой последний выпуск) средний балл по русскому языку по Саратовской области составляет 66,5 (свыше 80 б. - 19%), по Аткарскому району – 64, по СОУ-СОШ № 9 - 72 (свыше 80 б. – 22,6%)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: