Перед каждым учителем-предметником стоит задача – грамотно выбрать технологию, которая бы помогла детям стать успешными в процессе получения знаний. Каждому преподавателю русского языка знакома проблема формирования орфографической зоркости обучающихся. Умение найти в слове «ошибкоопасное» место формируется непросто. В начальной школе много времени уделяется формированию и отработке этого навыка. В средней школе учитель-филолог сталкивается с еще одной серьезной проблемой. В средних и старших классах существенно увеличивается количество изучаемых орфограмм. Перед обучающимся стоит проблема не только найти «ошибкоопасное» место в слове, но и определить, какую из множества орфограмм необходимо применить в данном случае. На мой взгляд, количество орфограмм, изучаемых в 5-7 классах, неоправданно завышено. Поэтому я уже много лет назад выбрала для себя блочно-модульную технологию преподавания орфографии. Благодаря данной технологии я не только сократила количество изучаемых правил, но и упростила их. Рассмотрим применение блочно-модульной технологии на конкретных примерах.
Орфограмма «Ь после шипящих» в учебниках под редакцией профессора Шанского Н.М. только в 5 классе изучается в трех параграфах, в 2 параграфах в 6 классе и в одном – в 7 классе. Изучение правописания «Ь после шипящих в глаголах», в свою очередь, разбито на 3 параграфа: Ь на конце неопределенной формы глагола, Ь у глаголов 2 лица единственного числа, Ь после шипящих у глаголов в повелительном наклонении. А известны ли науке случаи, когда у глаголов после шипящих отсутствует Ь? Зачем усложнять орфограмму, разбивая её на три параграфа? Гораздо проще так: «У глаголов после шипящих ВСЕГДА пишется Ь ». С такой орфограммой справляются даже те ученики, которые не умеют определять не только наклонение глагола, но и его лицо. Также излишне усложненно звучит и орфограмма «Ь после шипящих на конце наречий». Гораздо короче и проще так: «На конце наречий после шипящих Ь пишется ВСЕГДА, кроме 3 слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж ». Таким образом, все 7 правил на данную орфограмму сводятся в следующую таблицу:
существительные | краткие прилагательные | глагол | наречие | |
Ь пишется | Ж.р., ед. ч. | ----------- | Всегда | всегда, кроме |
Ь не пишется | 1) муж.р 2) мн. число | всегда | ------------ | уж, замуж, невтерпеж |
Данную таблицу я даю сразу целиком в 5 классе, т.к. для пользования ею достаточно лишь умения распознавать части речи (даже знание склонений существительных не нужно), а этим навыком подавляющее большинство учащихся овладевает в начальной школе.
Еще одна орфограмма, демонстрирующая эффективность и целесообразность блочно – модульной технологии – «Правописание О-Е-Ё после шипящих». Три параграфа посвящены ей в 5 классе, по два в шестом и седьмом. Стоит ли учить семь разных правил, если их можно сгруппировать в одну очень наглядную схему? Вот так выглядит таблица, группирующая и упрощающая эти довольно сложные для усвоения правила:
Орфограмма в корне слова | Орфограмма за корнем | |
Ё → Е О нельзя → Е | сущ., прил., наречие | глагол и все, что от него образовано |
∕ О - Е Ё под запретом Исключение: ЕЩЁ | Ё - Е О под запретом |
Для многих учащихся непросто быстро отличить орфограмму в суффиксе от орфограммы в окончании (а в учебнике это два разных правила). Учитывая, что правила идентичны, я использую формулировку «ОРФОГРАММА ЗА КОРЕНЕМ». Это не только экономит время решения задачи, но и снимает страх у слабых учеников перед неминуемой ошибкой в морфемном разборе. Таблицу даю полностью в пятом классе. Даже не имея представления о причастии, учащиеся пользуются ею, т.к. причастия подходят под категорию «все, что образовано от глагола».
Одной из наиболее трудных орфограмм считается орфограмма «Правописание НЕ с разными частями речи». Как показывает опыт, три правила: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными», «Правописание НЕ с именами прилагательными» и «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями» - можно и нужно соединить в одно, которое может звучать следующим образом: «Частица НЕ с именами существительными, именами прилагательными и наречиями пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется и если к нему можно подобрать синоним. Во всех остальных случаях – пиши раздельно!». Та часть правила, в которой говорится о противопоставлении и словах «далеко не», «вовсе не» и т.п., опускается, т.к. вполне компенсируется тем, что в данных случаях нельзя подобрать синоним. В 7 классе после изучения темы «Причастие» общее правило приобретает следующий вид:
СУЩ.,ПРИЛ., НАРЕЧИЕ | ПРИЧАСТИЕ | ГЛАГОЛ, ДЕЕПРИЧ. | |
НЕ пишется раздельно | Нельзя подобрать синоним | 1) противопоставлен 2) зависимое слово 3) краткая форма | ВСЕГДА, кроме |
НЕ пишется слитно | 1) без НЕ не употребляется 2) синоним | 1) без НЕ не употребляется 2)нет причин для разделения | 1) без НЕ не употребляется |
Подобные обобщающие таблицы, разработанные почти по всем темам раздела «Орфография», являются хорошим помощником обучающимся при формировании устойчивых орфографических навыков, повышения грамотности. Эффективность многолетнего применения блочно-модульной технологии доказывают результаты независимой экспертизы – Единого Государственного экзамена. Так в 2015 году (мой последний выпуск) средний балл по русскому языку по Саратовской области составляет 66,5 (свыше 80 б. - 19%), по Аткарскому району – 64, по СОУ-СОШ № 9 - 72 (свыше 80 б. – 22,6%)