РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Общие рекомендации
1) Цель и задачи занятия ставятся для преподавателя.
В формулировках цели и задач занятия используются глаголы.
2) Цель занятия носит обобщающий характер и заключает в себе конечный результат, которого будет добиваться преподаватель в ходе занятия.
Задачи занятия отражают конкретные способы, которые будут использованы для достижения поставленной цели.
3) Цель лекции, семинарского и практического занятия по одной и той же теме не должна формулироваться одинаково.
Образовательные задачи лекции, семинарского и практического занятия по одной и той же теме не должны формулироваться одинаково.
Развивающие и воспитательные задачи могут различаться или совпадать (в зависимости от содержания учебного материала и используемых методических приемов).
4) Пункт 5. Технические средства обучения, используемые
при проведении занятия: персональный компьютер, проектор и т.д.
Методическая разработка лекции
1) Пункт 7 в разработке лекции «Образовательные технологии, в том числе интерактивные, используемые при проведении лекционного занятия».
Образовательные технологии могут быть следующие:
- обзорная лекция,
- проблемная лекция,
- лекция-дискуссия,
- лекция-беседа,
- лекция – пресс-конференция,
- лекция-визуализация и др.
Они представлены либо в чистом виде, либо в сочетании между собой, например:
- проблемная лекция с элементами визуализации,
- обзорная лекция с элементами визуализации,
- обзорная лекция с элементами дискуссии и др.
Этот пункт по содержанию – короткий (указывается только название образовательной технологии).
|
2) Пункт 8 в разработке лекции «Методика проведения лекционного занятия». Этот пункт должен включать поэтапное изложение хода занятия с указанием всех используемых методических приемов.
3) Пункт 9 в разработке лекции «Этапы работы и примерное распределение учебного времени: алгоритм реализации цели лекции с учетом примерного расчета времени».
Вступительная часть занятия предполагает:
· решение организационных вопросов:
· объявление темы и цели лекционного занятия; определение места и роли данного занятия в структуре курса, установление ее актуальности, теоретической и практической значимости;
определение учебных вопросов для рассмотрения на лекции; установление порядка работы; формирование у обучающихся мотивации к службе.
В таблице обязательно нужно проверить, чтобы общее время занятия составляло 90 минут.
4) Пункт 10 в разработке лекции «Конспект лекции (в виде краткого содержания учебных вопросов или в форме приложения)».
Будем делать единообразно: конспект лекции дается в форме приложения к метод. разработке.
Приложение нумеруется как самостоятельный документ.
Нумерация страниц – вверху по центру.
5) Пункт 11 в разработке лекции «Задания обучающимся для самостоятельной работы и подготовки к следующему виду занятия».
Следует указать, к какому занятию (семинарскому или практическому) нужно выполнить эти задания.
Если после лекции предусмотрено, например, два семинара по данной теме, то в разработке лекции нужно давать задание для первого из них, а в разработке этого семинара – задание для второго из них.
|
6) Пункт 12 «Учебно-методическое обеспечение лекции»:
- нормативные правовые акты;
- основная учебная литература;
- дополнительная учебная литература, в т.ч. периодическая литература;
- Интернет-ресурсы
- Литература для углубленного изучения темы.
Раздел «Основная литература» включает в себя учебные издания, причем только те, которые имеются в библиотеке института. В раздел должны входить от одного до трех изданий. Эта литература должна быть издана в течение последних пяти лет (не позднее 2011 г.).
Раздел «Дополнительная литература» включает в себя всё остальное: учебные издания, не являющиеся основными, научную литературу
(в т.ч. статьи в научных журналах), научно-популярную и справочную литературу. Количество литературы не ограничено, год издания может быть любой, но обязательное требование состоит в том, чтобы эта литература была в фонде библиотеки института (либо в печатном виде, либо в электронном виде в фонде ЭБС ZNANIUM.COM).
Раздел «Интернет-ресурсы» не является обязательным, но его при необходимости можно сделать.
Раздел «Литература для углубленного изучения темы» не является обязательным. В него включается любая литература, которой нет
в библиотеке института.
Методическая разработка семинарского (практического) занятия
1) Пункт 7 «Доклады и сообщения».
Доклад предполагает развернутое изложение того или иного вопроса. Продолжительность доклада – до 15 минут.
|
Сообщение предполагает краткое изложение того или иного вопроса. Продолжительность сообщения – 5-7 минут.
Поэтому следует учесть, что доклад как форма учебной работы в большей степени соответствует семинарскому занятию, чем практическому.
Сообщения могут быть предусмотрены в рамках и семинарского, и практического занятия. Значит, будем действовать по схеме:
- доклады – для с/з,
- сообщения – для с/з и п/з.
2) Пункт 8 «Образовательные технологии, в том числе интерактивные, используемые при проведении семинарского (практического) занятия».
Образовательные технологии могут быть следующие:
- интеллектуальная разминка,
- эвристическая беседа,
- дискуссия,
- заседание «круглого стола»,
- работа в малых группах,
- деловая (ролевая) игра,
- разбор конкретной ситуации на основе просмотра видеофрагмента (можно использовать другую формулировку – «анализ и обсуждение видеофрагмента»),
- конкурс коллективных творческих работ,
- конкурс индивидуальных творческих работ (например, эссе, электронных презентаций и др.) и т.д.
Этот пункт по содержанию – короткий (указываются только названия образовательных технологий).
3) Пункт 9 «Методика проведения семинарского (практического) занятия». Этот пункт должен включать подробное изложение хода занятия с указанием всех используемых методических приемов.
4) Пункт 10 «Этапы работы и примерное распределение учебного времени» нужно излагать подробно.
5) Пункт 11 «Оценочные средства текущего контроля успеваемости».
Оценочное средство текущего контроля успеваемости – это определенная дидактическая единица, которая позволяет преподавателю оценить знания, умения и навыки, приобретенные обучающимися в ходе освоения одной или нескольких тем дисциплины, и имеет методически оформленное материальное выражение (в виде перечня вопросов, заданий
и т.п.). К числу оценочных средств текущего контроля успеваемости относятся:
- задания на повторение пройденного материала,
- задания для работы с картой,
- письменные индивидуальные задания,
- тесты,
- диктант на основные понятия и определения (по пройденным темам),
- вопросы для интеллектуальной разминки,
- индивидуальные творческие задания (например, по написанию эссе, по подготовке электронных презентаций и др.),
- задания для конкурса коллективных творческих работ,
- вопросы для дискуссии («круглого стола») и др.
7) Пункт 12 «Задания обучающимся для самостоятельной работы и подготовки к следующему занятию».
Нужно указывать, к какому занятию.
После семинарского или практического занятия может быть предусмотрено либо еще одно семинарское или практическое занятие
по данной теме, либо занятие по следующей теме. В любом случае «Задания обучающимся для самостоятельной работы и подготовки к следующему занятию» должны быть даны.
Если после семинара или п/з тематическим планом предусмотрена лекция по следующей теме, то даются задания на повторение пройденного материала.
8) Пункт 13 «Учебно-методическое обеспечение семинарского (практического) занятия».
Пункт должен оформляться аналогично с пояснением, указанным
в методической разработке лекции.
9) Целесообразно делать приложение к методической разработке семинарского (практического) занятия.
В приложении могут быть приведены:
- перечни вопросов и заданий,
- тестовые задания,
- тексты задач и др.
Это тот материал, который отражает содержание оценочных средств текущего контроля успеваемости.
Приложение нумеруется как самостоятельный документ.