И.Н. Петрова,
педагог-библиотекарь,
Новочебоксарский
политехнический техникум
Министерства образования
Чувашской Республики
РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
В настоящее время, проблема патриотического воспитания нынешнего поколения особо актуальна.
«Патриотическое воспитание детей и молодёжи имеет в наши дни не меньшее значение, чем ядерный щит страны», – это слова Инессы Николаевны Тимофеевой, старшего научного сотрудника методического отдела Российской национальной библиотеки. Вопросы патриотического воспитания среди молодежи активно обсуждаются на всех уровнях. Успешно реализуется государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Она была утверждена Правительством РФ 30 декабря 2015 года.
Библиотеки, как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями и остаются достойными хранителями патриотических традиций.
Целью библиотеки учебного заведения является, формирование общей культуры личности студентов на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных и специальных профессиональных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Соответственно, перед библиотекой стоит первоочередная задача, формирование патриотической ответственности, у подрастающего поколения через книгу, высокую социальную активность, гражданскую ответственность, развитие духовности, любви к своему Отечеству.
Воспитание патриотизма – очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.
|
Что же включает в себя патриотическое воспитание?
- формирование у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- воспитание активной гражданской позиции личности;
- военно-патриотическое воспитание;
-воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;
- формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.
И именно в этом направлении библиотека активно работает, используя современные формы и методы библиотечной деятельности. Мероприятия, проводимые библиотекой в рамках патриотического воспитания, можно разделить на семь основных направлений.
1. Духовно-нравственное воспитание.
2. Историко-патриотическое воспитание.
3. Историко-краеведческое воспитание.
4. Военно-патриотическое воспитание.
5. Социально-патриотическое воспитание.
6. Гражданско-патриотическое воспитание.
7. Героико-патриотическое воспитание.
Для реализации данных направлений, патриотического воспитания среди молодежи, библиотека использует основные формы библиотечной работы, это: книжные выставки, тематические встречи и классные часы, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, литературно-музыкальные композиции, «громкое» чтение и т.д. Мероприятия проводятся с использованием новейших информационных телекоммуникационных технологий, для более глубокого, психоэмоционального воздействия на подрастающее поколение.
|
Основным элементом любого библиотечного мероприятия является книжно-иллюстративная выставка. Она имеет обзорный, тематический, образовательный и воспитательный характер. Например, книжная выставка посвященная Дню Защитника Отечества и вывода войск из Афганистана «Держава армией крепка…», наглядно знакомит студентов с военным творчеством поэтов и писателей.
Основными направлениями в деятельности библиотеки техникума, в рамках патриотического воспитания, так же является:
- Организация и участие в мероприятиях посвященных тематике года в Российской Федерации и Чувашии, объявленные указами Президента РФ и Главой Чувашской Республики.
- Участие ребят в Межрегиональном, республиканском и городском конкурсах, например, в конкурсе чтецов «Люди главные на свете...», посвященный Году Отца и Матери в Чувашии.
- Творческие встречи с интересными людьми: поэтами-песенниками Ижедеровым Ю.Ю. и Элеонорой Архонта, детским писателем Пугачевой В. и др.
- Ежегодно библиотека проводит Неделю детской и юношеской книги и т.д.
В связи проведением месячника оборонно-массовой работы среди обучающихся состоялась встреча с участником Афганских событий В. Григорьевым, с капитан-лейтенантом в отставке М.В. Клапатюк. В библиотеку на тематическую встречу со студентами техникума была приглашена участник блокады Ленинграда Крюковская Наталья Сергеевна. Ее рассказ сопровождался историческими событиями Великой Отечественной Войны и личными воспоминаниями тех лет. Проводились классные часы, о толерантном отношении людей в мире, под названием «Толерантность» и патриотический час «Есть такая профессия – Родину защищать». Отдельным направлением в деятельности библиотеки была пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, формирования идеи «В здоровом теле, здоровый дух», для будущего защитника Отечества. Проводился классный час «Курить – уже, не модно», с приглашением врача нарколога Мустафиной Г., с ознакомительной тематической книжной выставкой «Курить - не модно».
|
Для ребят не раз было организовано выступление хора ветеранов «Серебряные годы», посвященное героическим страницам в ВОВ. Студенты просмотрели, с последующим обсуждением, художественные фильмы «Брестская крепость», «Сталинградская битва» и т.д. Была проведена литературная композиция «Идут на войну девчата, похожие на парней…», посвященная творчеству поэтессы Юлии Друниной. В стенах читального зала библиотеки техникума ведется работа дискуссионного клуба библиотеки «Диалог», с постоянным участником клуба Элеонорой Архонта. Темами клуба были, «Любовь - загадочное слово», «Вечные ценности человечества», «Мы очень любили жизнь…». Провели правовую игру «Мои права и обязанности», среди команд студентов техникума и СОШ № 9.
Уже не первый год библиотека готовит участников команды техникума к интеллектуальному конкурсу Республиканской военно-патриотической игры «Орленок».
Старинная мудрость говорит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает своего будущего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Патриотическое воспитание подрастающего поколения это наша общая задача, задача семьи, школы, библиотеки. В наших с вами силах сделать всё возможное для того, чтобы дети и молодёжь любили и ценили свою историю и свою страну.
Список источников:
1. Гаврилова, А.В. Проект «Я – гражданин России» [Текст]/А.В. Гаврилова //Классный
руководитель.–2009.– №5.–С.103-108
2. Гайворонская, Т. К Родине с любовью [Текст]: о возможности библиотек в формировании патриотических ценностей и традиций /Т. Гайворонская //Библиополе.–2006.–№1.–С. 23-26
3. Клочкова, М. Патриотическое воспитание в профессиональном формате [Текст]: консультация / М. Клочкова //Библиополе.– 2010.– №7.– С. 26-28
4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". [Электронный ресурс]. - URL: https://vpc-vympel.ru/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federatsii-na-2016-2020-gg/