Практическое занятие.
«Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных или сети Интернет».
Цель: сформирование знания о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, баз данных, компьютерных сетей); развитие навыков осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах;изучение информационной технологии организации поиска информации на государственных образовательных порталах.
Последовательность выполнения:
1. Записать дату, тему и цель практического занятия.
2. Изучить теоретические сведения.
3. Ознакомиться с содержанием работы.
4. Выполнить задания.
5. Ответить на контрольные вопросы.
6. Сформулировать и записать вывод о проделанной работе.
Теоретические сведения
В настоящее время существует множество справочных служб Интернет, помогающих пользователям найти нужную информацию. В таких службах используется обычный принцип поиска в неструктурированных документах – по ключевым словам.
Поисковая система – это комплекс программ и мощных компьютеров, способные принимать, анализировать и обслуживать запросы пользователей по поиску информации в Интернет. Поскольку современное Web-пространство необозримо, поисковые системы вынуждены создавать свои базы данных по Web- страницам. Важной задачей поисковых систем является постоянное поддержание соответствия между созданной информационной базой и реально существующими в Сети материалами. Для этого специальные программы (роботы) периодически обходят имеющиеся ссылки и анализируют их состояние. Данная процедура позволяет удалять исчезнувшие материалы и по добавленным на просматриваемые страницы ссылкам обнаруживать новые.
Служба World Wide Web (WWW)– это единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов.
Отдельные документы, составляющие пространство Web, называют Web-страницами.
Группы тематически объединенных Web-страниц называют Web-узлами (сайтами).
Программы для просмотра Web-страниц называют браузерами (обозревателями).
К средствам поисковых систем относится язык запросов.
Используя различные приёмы можно добиться желаемого результата поиска.
! – запрет перебора всех словоформ.
+ – обязательное присутствие слов в найденных документах.
-– исключение слова из результатов поиска.
& – обязательное вхождение слов в одно предложение.
~ – требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.
| – поиск любого из данных слов.
«» – поиск устойчивых словосочетаний.
$title – поиск информации по названиям заголовков.
$anchor– поиск информации по названию ссылок.
Содержание работы
Задание №1
1. Загрузите Интернет.
2. С помощью адресной строки выйдите на образовательный портал и дайте ему характеристику.
| № | Электронный адрес портала | Характеристика портала |
| www.edu.ru | ||
| www.school.edu.ru | ||
| window.edu.ru | ||
| school-collection.edu.ru | ||
| www.kidsworld.ru | ||
| https://ege.edu.ru | ||
| www.en.edu.ru | ||
| www.ict.edu.ru |
Задание №2
1. Загрузите страницу электронного словаря Promt– www.ver-dict.ru.
2. Из раскрывающегося списка выберите Русско-английский словарь (Русско-Немецкий).
3. В текстовое поле Слово для перевода: введите слово, которое Вам нужно перевести.
4. Нажмите на кнопку Найти.
5. Занесите результат в следующую таблицу:
| Слово | Русско-Английский | Русско-Немецкий |
| Информатика | ||
| Клавиатура | ||
| Программист | ||
| Монитор | ||
| Команда | ||
| Винчестер | ||
| Сеть | ||
| Ссылка | ||
| Оператор |
Задание №3
1. Загрузите страницу электронного словаря– www.efremova.info.
2. В текстовое поле Поиск по словарю: введите слово, лексическое значение которого Вам нужно узнать.
3. Нажмите на кнопку Искать. Дождитесь результата поиска.
4. Занесите результат в следующую таблицу:
| Слово | Лексическое значение |
| Метонимия | |
| Видеокарта | |
| Железо | |
| Папирус | |
| Скальпель | |
| Дебет | |
| Конъюнктура |
Задание №4
С помощью одной из поисковых систем найдите информацию и занесите ее в таблицу:
| Личности 20 века | ||
| Фамилия, имя | Годы жизни | Род занятий |
| Джеф Раскин | ||
| Лев Ландау | ||
| Юрий Гагарин | ||
| Франсуа Виет | ||
| Альберт Эйнштейн | ||
| Стив Джобс | ||
| Фон Нейман | ||
| Карл Теодор Вильгельм Вейерштрасс | ||
| Олег Даль | ||
| Альберто Франчетти |
Задание №5
Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс: www.yandex.ru.
| Слова, входящие в запрос | Структура запроса | Количество найденных страниц | Электронный адрес первой найденной ссылки |
| Информационная система | Информационная! Система! | ||
| Информационная + система | |||
| Информационная - система | |||
| «Информационная система» | |||
| Персональный компьютер | Персональный компьютер | ||
| Персональный & компьютер | |||
| $title (Персональный компьютер) | |||
| $anchor (Персональный компьютер) |
Задание № 6.
Используя поисковые системы, определите авторов следующих цитат:
1. «К добру и злу постыдно равнодушны»
2. «Двадцать три года, и ничего не сделано для бессмертия»
3. «В карете прошлого никуда не уедешь»
4. «В Москву, в Москву, в Москву!»
5. «Все жанры хороши, кроме скучного»
Укажите источник информации и через какую поисковую систему она была найдена.
Задание №7. Ответить на контрольные вопросы:
1. Дать характеристику поиска информации как информационного процесса.
2. Как осуществляется поиск информации на локальном компьютере?
3. Как осуществляется поиск информации в сети Интернет?
4. Какие требования должны соблюдать при профессиональном поиске информации в Интернет?
5. Технология поиска по рубрикатору.
6. Технология поиска по ключевым словам.
7. Что такое релевантность поиска?
8. Опишите язык запросов.
Задание №7. Сделать вывод о проделанной работе.