Прочтите текст и выполните задания.
(1)Как различны по возрастам впечатления прочитанного, слышанного и виденного! (2)Я помню, как в детстве меня возили в цирк. (3)Сколько радости и удовольствия! (4)В юности я тоже посещал его часто: меня тянули туда грация движений наездниц, смелость акробатов, торжество дрессировки животных венцом творения — человеком...
(5)Наступили более зрелые годы — я изредка и лишь случайно заходил в цирк.
(6)Теперь я не хожу туда вовсе. (7)Почему?
(8)Я помню, когда последний раз был я там, меня посетили очень странные мысли...
(9)На арену вывезли на колесах громадную железную клетку. (10)В ней быстро ходили взад и вперёд, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва. (11)Они как будто рассуждали сами с собой, и мне казалось по разнообразному тону их рычания, что эти рассуждения были на разные темы.
(12)Один говорил:
(13) — Кто смеет приказывать мне? (14)Перед кем склоню я голову и на кого не выпущу когтей? (15)Я сломаю все запоры, я пробегу неизмеримые пространства и достигну моей далёкой родины — тихой пустыни. (16)Там, где газели, которыми я полакомлюсь, пьют у ручья, где и я утолю свою жажду, меня ждут, нежась на раскалённом песке, прекрасные молодые львицы с шелковистой шерстью, с глазами, горящими зелёным огнём. (17) Я испущу радостный крик любви, и на мой зов откликнется та, которая любит меня. (18)Мы пойдём с ней вдвоём по обширной пустыне, опаляемые солнцем, счастливые, свободные.
(19) Другой более резким тоном строил другие планы:
(20) — Кто думает подчинить меня? (21)Перед кем склонится моя гордая воля? (22)Сейчас схвачу я зубами решётку, замки и разгрызу их легче, чем ребёнок щёлкает орехи. (23)Но я не удалюсь в тишину и покой пустыни, а побегу в города, где мои собратья изнывают в неволе, где их осмеливаются выставлять напоказ для забавы.
|
(24)Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. (25)Нас будут десятки, сотни, тысячи, и только тогда, когда на всём земном шаре не будет ни одного льва в заключении, возвращусь я в родные страны, как подобает царю-победителю.
(26)Третий мечтал об ином:
(27) — Пусть не стараются поработить меня! (28)Одним ударом моей могучей лапы я сломаю вдребезги и дерево, и железо моей тюрьмы, всё превращу в щепки и в прах. (29)Я уйду в самую отдалённую страну, не известную ни людям, ни львам. (30)Там я буду жить один, созерцая вокруг себя лишь безграничные пространства: пустыню, море и небо — и, состарившись, умру в виду заходящего солнца.
(31)Так, казалось мне, думали эти три молодых льва, заключённые в клетке, стоявшей на арене, когда в быстро отворённой дверце появлялась укротительница. (32)В правой руке она держала небольшой бич, которого едва ли бы испугалась и маленькая собачка.
(33)Но как только они, эти три диких льва, её увидали, так перестали рычать и, поджав хвосты, сбились в кучу в противоположном углу клетки. (34)Под взмахами бича она заставила их прыгать через барьеры и в кольца.
(35)Тот, влюблённый в дикую львицу, лизал руки укротительницы. (36)Замышлявший освободить всех львов, укусил, подобно хорошо дрессированной собаке, одного из своих товарищей, замедлившего дать лапу, а мечтавший умереть, созерцая заходящее солнце, задрожал всем телом при холостом выстреле пистолета.
(37)Представление кончилось, и укротительница, выходя из клетки, бросила львам по куску мяса, а они, зажав его в лапы, стали пожирать, видимо довольные, с потухшим взором.
|
(38)Не то же ли бывает с людьми? (39)Эти три льва — не чудные ли мечты юности: страстной любви, жажды славы, возвышенных стремлений? (40)Но есть хочется... (41)Укротительница — это жизнь.
(42)Вот каковы были мои мысли — и я перестал ходить в цирк.
(По Н. Гейнце)
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор перестал ходить в цирк?»
1) Он уже перестал получать удовольствие от акробатов, гимнастов, дрессировщиков.
2) В цирке он не смотрел представление, а думал о своём.
3) Он проводил параллель между миром дрессированных животных и миром людей, и это вызывало у него грустные мысли.
4) Он не любил дрессированных животных.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мечты» (предложение 39).
1) идеалы
2) фантазии
3) сны
4) принципы
4. Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
5. Из предложений 12—18 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
6. Из предложений 13—18 выпишите слово, в приставке которого слышится глухой согласный звук, но пишется буква звонкого согласного звука, потому что эта приставка всегда пишется единообразно.
7. Из предложений 1—11 выпишите слово, в котором правописание буквы А в суффиксе определяется тем, что это слово имеет приставку ИЗ-.
8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.
|
Сейчас схвачу я зубами решётку,(1) замки и разгрызу их легче,(2) чем ребёнок щёлкает орехи. Но я не удалюсь в тишину и покой пустыни,(3) а побегу в города,(4) где мои собратья изнывают в неволе,(5) где их осмеливаются выставлять напоказ для забавы.
9. Выпишите из предложений 17—18 словосочетание, в котором слова соединяются способом примыкание.
10. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
11. Среди предложений 1—10 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 12—25 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 31.
14. Среди предложений 1—11 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.