ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ «ПУТЕШЕСТВИЯ» ИБН БАТТУТЫ




Содержание

Введение………………………………………………………………..1

1. Глава 1. Кёнеургенч……………………………………………2

2. Глава 2. История города……………………………………….5

3. Глава 3. Достопримечательности Кёнеургенча…………….9

Заключение ……………………………………………………….....15

Список использованной литературы………………………….....16

ВВЕДЕНИЕ

Кёнеургенч, Куня́-Урге́нч (туркм. Köneürgenç — Старый


Ургенч, перс.‎ Kuhna Gurgānj, узб. Koʻhna Urganch) — город с населением 37 тысяч жителей, административный центр Кёнеургенчского этрапа (района) Дашогузского велаята (области) Туркмении.

К его южной окраине примыкает территория национального историко-культурного музея-заповедника, располагающегося на месте древней столицы Хорезма IX—XVI веков — города Ургенч. В 2005 году памятники города включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

1.

I.ГЛАВА

КЁНЕУРГЕНЧ

Куня-Ургенч располагается на земле древнего Хорезма, в 480 км к северу от Ашхабада вблизи старого русла Амударьи, он был одним из крупных городов Великого шёлкового пути. Дата его основания неизвестна, но остатки старейшей крепости города «Кыркмолла» (туркм. KyrkmollaСорок мулл) относят к античному периоду (II-V вв. до н. э.). Город упоминается в священной книге зороастрийцев — Авесте под названием «Урва», «Урга». В кангюйский период город известен под названием «Хангирд», «Хаджирд».

В середине VIII века город попадает под власть арабов. После арабской экспансии получает название Гургандж. В X веке на правобережье Амударьи правили наместники Саманидов, постепенно отмежевавшиеся от сюзеренов. Так возникло северохорезмское государство Ургенчский эмират, столицей которого и являлся этот город. В саманидской империи он уступал по величине лишь Бухаре. В 995 году эмир Мамун ибн-Мухаммад победил Южный Хорезм, убив последнего афригида Абу-Абдаллаха Мухаммада. Объединив под своей властью весь регион, он стал править из южнохорезмской столицы Кята. В 1017 году Хорезм был завоёван Махмудом Газневи.

С возвышением новой хорезмской династии Ануштегинидов, город возвращает столичный статус и при Алауддине Мухаммаде оказывается центром огромной империи на территории Средней Азии и Среднего Востока. XII и начало XIII века были периодом расцвета Ургенча, превосходившего по численности населения и известности все города Средней Азии, кроме Бухары, он дает приют Авиценне, Аль-Бируни, Ибн-Баттуте и другим известным мыслителям того времени. В 1221 году город, носивший название «сердце ислама», Куня-Ургенч восстал против жестокого Чингизхана и был разрушен монголами.

2.

 


После похода Чингисхана Ургенч был включен в состав улуса Джучи, а затем в 1359 году стал независимым в системе золотоордынского ханства. Особую роль в его развитии в первой половине XIV века сыграли местный правитель Кутлуг-Тимур (туркм. Kutlug Timurсвятой Тимур) и его жена Тюрабек-ханым.

Очередное разрушение города в 1388 году в ходе завоевательных походов Тамерлана, а в XVI веке неожиданное изменение направление русла Амударьи на север вынудили его жителей покинуть это место навсегда. В 1646 году после построения на территории Узбекистана нового города Ургенч старый Ургенч стал называться Кенеургенч (Старый Ургенч). После этого на долгие годы Ургенч попадает в забвение, пока в 1831 году, при строительстве оросительного канала Хан-Яб, сюда снова не приходят люди. Поэтому многие великие памятники Куня-Ургенча дошли до наших дней в сильно разрушенном состоянии.

3.

Первые археологические раскопки в старом городе были проведены Александром Якубовским в 1929 году. К этому времени большинство памятников Кёнеургенча были полностью или частично разрушены.


Алекса́ндр Ю́рьевич Якубо́вский (20 января (1 февраля) 1886 г., Санкт-Петербург — 21 марта 1953 г., Ленинград) — советский историк-востоковед, член-корреспондент Академии наук СССР (1943), действительный член Академии наук Таджикской ССР, заслуженный деятель науки Узбекской и Таджикской ССР, лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Один из авторов первого издания «Энциклопедии ислама».

Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета в 1913 г., работал преподавателем истории. Наукой занялся в советское время. В 1920 г. поступил на Восточный факультет Петроградского университета и к 1924 г. получил второе высшее образование, работал под руководством В. В. Бартольда, И. Ю. Крачковского, А. А. Ромаскевича и других выдающихся ученых востоковедов. Особое влияние на его оказал академик В. В. Бартольд. Специалист по истории Средней Азии, Кавказа, Золотой Орды, стран Передней Азии. С 1945 руководил Согдийско-Таджикской археологической экспедицией.

4.

II.ГЛАВА

2. История города.

Город на севере Туркменистана, имеющий два лица — современное скромного, небольшого населенного пункта, и славное, знаменитое, представленное находящимся рядом Государственным историко-культурным музеем-заповедником, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь охраняются и реставрируются строения XII—XVI вв. древнего Ургенча — одной из столиц Хорезма, могущественного государства Центральной Азии в Средние века.

ЗВЕЗДА ХОРЕЗМА

Точка на карте Туркменистана, именуемая сегодня Кёнеургенч, имеет две ипостаси — небольшой провинциальный город и комплекс выдающихся памятников древнего города Ургенч.

Кёнеургенч, или Куня-Ургенч (Старый Ургенч), — городок ничем не примечательный, похожий скорее на большой поселок. Его обитатели живут в основном работой на ближайших хлопковых плантациях и продажей того, что выращивают на своих земельных участках, или перепродажей других товаров. А вплотную к нему находится объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — созданный в 1985 г. историко-культурный музей-заповедник «Ургенч» на месте столицы Хорезма в X—XIII и XIV вв., и вот этот Ургенч имеет уже совершенно иной масштаб в истории и в искусстве.

Когда возник древний Ургенч, точно неизвестно. Развалины крепости Кырк Молла на холме, на северо-востоке Кёнеургенча, датируются V-II вв. до н. э. Известно упоминание о городе здесь, правда, беглое. Оно принадлежит Горго Прокопию из Кесарии (Палестина), сановнику и историку Юстиниана I, императора Восточной Римской империи (VI в.). Первое пространное упоминание об Ургенче в письменных источниках относится к X в., и описывается он как уступавший только Бухаре богатый ремесленный и торговый город, главный в Ургенчском эмирате на левом берегу Амударьи. Там правили наместники Саманидов с середины VIII в.

Ургенч, который арабы называли Гургандж (Джорджаниэ), стоял на перекрестке торговых путей и на Великом шелковом пути. Столицей же Саманидов был Кят. В 995 г. эмир Ургенча Мамун ибн-Мухаммед завоевал правобережный Кят и объединил северный и южный Хорезм. В начале XI в.

5.

его на престоле сменяет сын, Мамун ибн-Мамун, просвещенный и гуманный правитель. В 1017 г. он погиб, когда город завоевал Махмуд Газневи. Еще через 25 лет Газневидов победили сельджуки. В 1096 г. приходит к власти самая яркая из династий хорезмшахов Ануштегениды. Время их правления считается самым блестящим периодом Ургенча, столицы Хорезма.

Это счастье обрушили в 1221 г. орды Чингисхана (около 1155 или 1162-1227 гг.). Город был разрушен, а его жители проданы на рынках как рабы. Вскоре Ургенч был включен в состав улуса Джучи, а затем, в 1359 г., в состав Золотой Орды, но уже на положении почти независимого города. Как мудрые и деятельные правители эмиры Ургенча проявили себя в первой половине XIV в., самую добрую память о себе оставили Кутлуг-Тимур и его жена Тюрабек-ханым. Очередной жестокий удар по Ургенчу нанесли в 1388 г. воины монгольского полководца Тамерлана, или Тимура (1336-1405 гг.). Ургенчем первые стали называть Гургандж монголы, а за ними и тюрки.

Короля, как известно, играет свита. В театре это — правило, для сильных мира сего — мировоззрение. Властители Востока всегда стремились держать при своем дворе лучшие умы и таланты своего времени. В столичном Ургенче жили и творили такие столпы интеллектуальной элиты Центральной Азии, как энциклопедист Аль-Бируни, естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн Сина, или Авиценна (980-1037 гг.), путешественник-купец Ибн Баттута (1304-1377 гг.), математик, создатель алгебры Мухаммад ибн Муса Хорезми, астроном и географ Ахмад Фергани, одним из первых доказавший, что Земля имеет форму шара, ученые-богословы Бухари и Термези.

В 1598 г. Амударья изменила свое русло, и ее воды потекли уже не в Каспийское, а в Аральское море, на север. Для Ургенча это стало катастрофой. До реки, некогда протекавшей у стен крепости Ургенча, теперь было почти 40 км. Одни жители города, влиятельные и богатые, перебрались в Хиву, новую столицу Хорезма, другие — примерно на 150 км севернее, к холму, на котором стояла небольшая крепость, а рядом был торговый кишлак. Переселенцы назвали его Ягди-Ургенч (Новый Ургенч). Оттуда до Амударьи 12 км. Теперь это просто Ургенч, административный центр Хорезмской области Узбекистана.

Город Кёнеургенч (Старый Ургенч) находится на севере Туркменистана, на окраине пустыни Каракумы, вблизи от границы с Узбекистаном, в 40 км от реки Лмударъи и в 105 км на северо-запад от Дашогуза, административного центра Дашогузского велаята (области). Рядом с Кёнеургенчем расположен Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ургенч».


ОСТАВЛЕННЫЙ, НО НЕЗАБВЕННЫЙ

Памятники древнего Ургенча, сохраненные или частично реставрированные, производят грандиозное впечатление, свидетельствующее о высочайшей культуре Центральной Азии в эпоху Средневековья.

6.

В XIX в. Ургенч возродился, точнее, не тот, прежний, блистательный Ургенч, что был столицей Хорезма в 1097-1220 гг., владения которого в этот период простирались от Аральского моря и низовьев Сырдарьи на севере до Персидского залива на юге, от Памира на востоке и до Ирана на западе, а просто небольшой поселок, добавивший к своему названию приставку Куня. Произошло это благодаря тому, что от Амударьи в 1836 г. русскими инженерами был проведен оросительный канал Хан-Яб. В середине XIX в. хивинский хан Мухаммед Эмин попытался перенести сюда столицу своего государства и даже начал возводить стены крепости, но пал в сражении с туркменами, и все в Куня-Урген-че опять замерло. Развитие его началось уже при советской власти, в 1924 г. В 1986 г. поселок Куня-Ургенч получил статус города. Рассказывать о заповеднике древнего Ургенча можно, кажется, бесконечно, его настоящее исследование началось только в XIX в., и до сих пор здесь остаются еще неисследованные курганы, развалины и культурные слои. Самый знаменитый его объект — минарет Кутлуг-Тимура (XIV в.) — самый высокий в Центральной Азии (60 м). На его вершину ведет винтовая лестница из 145 ступенек, по ней можно подняться до отметки на высоте 51 м, где оборудована смотровая площадка.

Мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана, называемый также мавзолеем Фахред-дина Рази, — другое знаменитое здание заповедника, одно из первых монументальных строений Центральной Азии, возведенное во второй половине XII в., известное также своим великолепным рельефным орнаментом главного фасада, вырезанным по терракоте, и уникальным шатром с 12 гранями. Фахреддин Рази был ученым-богословом.

Другое здание домонгольского периода в заповеднике — мавзолей хорезмшаха Текеша (Султан-Текеша), сына Иль-Арслана, именуемый также Шереп-Баба и Гёк-Гумбез (вторая половина XII в. — начало XIII в.). Ала ад-Дин Текеш был талантливым и удачливым полководцем. Это при нем Хорезм кардинально расширил свою территорию; дело отца продолжил сын Текеша. Этот мавзолей считается символом абсолютной власти хорезмшахов.

Мавзолей Наджметдина Кубры (XIII в.), основателя дервишского ордена «кубравийа» в исламе, суфийского шейха, — главный памятник и объект паломничества на некрополе «360 святых», где, по преданию, захоронено 360 праведников, учеников Кубры, оказавших героическое сопротивление монголам. По преданию, Кубра проклял Хорезм, после того как шах Мухаммед II наказал его ученика без вины, по ложному доносу. И проклятие сбылось, считали в Ургенче: пришли монголы. В XX в. частично обрушился купол этого мавзолея, сейчас он отреставрирован.

Самым изящным памятником заповедника считается мавзолей Тюрабек-ханым (XIV в.), дочери правителя Золотой Орды Узбек-хана и супруги наместника Золотой Орды в Хорезме Кутлуг-Тимура. Тюрабек-ханым была

7.

красива, добра, умерла молодой, и народ Хорезма считал ее святой, что отразилось и в облике мавзолея. Он не очень хорошо сохранился, разрушился его глазурованный купол бирюзового цвета, но даже по сохранившимся фрагментам внутренней отделки купола — а это тонкая мозаика со звездами и цветами — видно, какой любовью народа пользовалась эта женщина.

На территории заповедника есть и еще памятники, в том числе мавзолеи, минареты, ворота караван-сарая, мечети и другие строения. Археологические раскопки здесь были начаты в 1929 г., до этого все исследования велись в основном по древним рукописным источникам, что тоже позволило сделать немало интереснейших открытий, касающихся того, чем был в художественном отношении и какую роль в истории сыграл древний Ургенч.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Когда речь заходит об ариях, первое, что вспоминается, — это теория времен нацистского Третьего рейха об «истинных арийцах» с «историческими данными», фальсифицированными для того, чтобы обосновать «чистоту расы» наследников по крови и духу благородных ариев, к которым были отнесены северные европейцы, прежде всего немцы. Это была далеко не первая подобная попытка в истории, начиная с античности. Опираясь на Авесту, собрание священных текстов зороастрийцев, дошедшее до нашего времени (в неполном варианте), эпохи Сасанидов (III-VII вв.), многие историки пробовали выстроить неопровержимую систему доказательств того, откуда точно происходят арии, вернее, арии-индоиранцы; само понятие «арии» — гораздо шире. Безупречной системы доказательств так и не сложилось. И все же древний Хорезм наряду с Согдианой (Хваиризем и Гава-Сугду) остается не единственным, но одним из самых вероятных мест, где, согласно списку Авесты, точнее, ее гимну «Михр-яшт», находилась Айрьянемваэджо — страна ариев, а ее город Урга или Урва — это впоследствии Ургенч. К такому выводу пришел на основе анализа многих древних текстов виднейший австрийский специалист XIX в. К. Э. Захау.

■ В июне 1998 г. в 5 км от Кёнеургенча упал один из самых больших астероидов, посетивших Землю в XX в. Образовалась воронка диаметром 6 м, небесное тело врезалось в землю на глубину 4 м. Судя по найденным осколкам (а найдены не все), общая его масса могла составлять около 1000 кг.

■ В крепости Кырк Молла, что означает «40 мулл», размещались Академия и библиотека эмира Мамуна ибн-Мамуна. По местному преданию, во время монгольского нашествия там забаррикадировались 40 ученых мулл, моля

 

8.

Аллаха о спасении древних рукописей. Как только враги подошли к холму, здание Академии перевернулось и ушло под землю. У подножия холма расположен старинный некрополь, место паломничества. Опять же по преданию, здесь похоронено 360 праведников. На холме бесплодные женщины молят Аллаха о ниспослании им детей. Произнеся молитву, они, закутавшись с головой в покрывало, скатываются с холма вниз.

■ Аль-Бируни, врач и мыслитель, автор фундаментальных для раннего Средневековья трудов по философии, истории, географии, языкознанию, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии и другим наукам, когда умирал и понимал это, призвал к себе друзей. Спокойно попрощался со всеми, а последнего попросил: «Напомни, пожалуйста, что ты толковал мне однажды о методах подсчета неправедных прибылей». «Как вы можете думать об этом сейчас?» — изумился тот. «Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой...» — произнес тихо Бируни.

III.ГЛАВА

3.Достопримечательности Кёнеургенча

Древнейшим сооружением городища является крепость «Кыркмолла», на месте которой в XI веке была построена так называемая «Академия» султана Мамуна ибн-Мамуна, где обучались энциклопедист Абу Рейхан аль-Бируни (973—1048) и естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн-Сина, известный на Западе как Авиценна (980—1037). По народной легенде, во время нашествия Чингисхана в этом здании спряталось сорок мулл и в результате их молитв оно перевернулось вверх дном.

В древнем городе находится ряд памятников, относящихся в основном к периоду ХI-ХVI веков, включая мечеть, ворота караван-сарая, крепости, мавзолеи и минарет. Они свидетельствуют о выдающихся достижениях в архитектуре и ремеслах, влияние которых проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в ХVI веке — и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.

В настоящее время на территории города расположены три небольших мавзолея XII века и более совершенный мавзолей Тюрабек-ханым ХIV века, который был почти полностью восстановлен в 1990-е годы. Наиболее известным мавзолеем «Старого Ургенча», прежде всего среди исламских паломников, является мавзолей Наджм ад-дин ал-Кубра (наджм ад-дин (араб.) — «Звезда религии (веры)») — суфийского подвижника XIII века, который считается основоположником суфизма в Хорезме.

Главная достопримечательность Куня-Ургенча — 60-метровый минарет Кутлуг-Тимура, построенный в середине XIV века. В настоящее время это

 

9.

самый высокий кирпичный минарет в Средней Азии. Следует также отметить самый старый из уцелевших памятников — мавзолей Иль-Арслана (1157—1172), который увенчан 12-гранным коническим куполом, облицованным глазурованным кирпичом.

К северу от города находится обширный средневековый некрополь «360 святых». По одной народной легенде, в нём находятся тела 360 исламских святых, в основном учеников пророка Мухаммеда, которых он послал во все концы света для проповедования ислама и велел вернуться обратно в Ургенч. По другой легенде, эти тела принадлежат исламским святым, принявшим мученическую смерть во время разрушения города войсками Чингисхана.

К другими памятниками Куня-Ургенч относятся:

Мавзолей Тюрабек-ханым

Минарет Мамуна (X—XI вв. н. э.)

Мавзолей Кыркмолла (II в до н. э. — III в н. э.)

Медресе ибн-Хаджыба (XIV—XVI вв.)

Мавзолей Арслан II (самое старое здание в городе — дата его закладки ориентировочно оценивается XI веком)

Мавзолей Фахр ад-Дин Рази (XIII в.)

Мавзолей Азизан Аль-Раматани (XIII—XIV вв.)

Мавзолей Сейд Ахмеда (XII—XIV вв.)

Мавзолей Пирярвели (XIV—XVII вв.)

Мавзолей Гулигердан (XII в.)

Мавзолей Хорезимбаг (XIII—XVIII вв.)

Мавзолей Дашгала (XIV—XVI вв.)

Мавзолей Маткарим-Ишан (XIX—XX вв.)

Мавзолей Султан Али (1580 г.)

Мавзолей Текеш-Хорезмшах (XIII в.) с минаретом XIV века

Мавзолей Дашмеджет (1903—1908 гг.)

Крепость Ак-Кала (Акгала, I—XIII вв.)

Архитектурные шедевры Куняургенча внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ «ЗАПИСКИ» ИБН ФАДЛАНА
по мешхедской рукописи
(Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Л., 1939) Перевод под редакцией акад. И. Ю. КРАЧКОВСКОГО
Хорезм
Он (Ибн Фадлан) сказал: Я видел диргемы Бухары разных сортов (цветов), из них диргемы, называемые ал-гитрифи.1 Они состоят из меди, красной меди и желтой меди, из которых берется количество без веса. 100 из них (диргемов) равны диргему из серебра. А вот условия их относительно калымов (махр) за их женщин (говорят): женится такой-то сын такого-то на такой-то дочери такого-то за столько-то и столько-то тысяч диргемов гитрифских. И тоже

 

10.

таким же образом (происходит) покупка их недвижимых имуществ и покупка их рабов: они не упоминают других (сортов) диргемов. У них есть (еще) диргемы, (для которых) взята только одна желтая медь. 40 из них равны (одному) данаку. У них также есть диргемы желтой меди, называемые самаркандскими. 6 из них равны данаку. Итак, когда я услышал слова Абдаллаха ибн Башт2 и слова других, предостерегавших меня от неожиданного наступления зимы, мы выехали из Бухары, возвращаясь к реке, и наняли корабль до Хорезма. А расстояние до него от места, от которого мы наняли корабль, более 200 фарсахов, так что мы ехали несколько дней. Для нас путешествие по ней (реке), все в целом, не было одинаково, вследствие холода и его силы, пока мы не прибыли в Хорезм.3Мы явились к его (Хорезма) эмиру. Это Мухаммед ибн Ирак хорезмшах.4 Итак, он почтил нас, одарил нас и устроил нас, давши жилье. По прошествии 3 дней, он велел нам придти, обсудил с нами (вопрос) о (нашем) въезде в страну тюрок и сказал: «Нет для вас соизволения на это, и не годится (мне) оставить вас, чтобы вы вслепую рисковали вашей кровью. Я знаю, что (это) хитрость, которую подстроил этот гулям, то есть Такин,5 так как он был у нас кузнецом, и он уже прежде ознакомился с продажей железа в стране неверных, и он был тот, который обманул Надира6 и побудил его обратиться к повелителю правоверных и передать ему письмо царя славян.7 Великий эмир, то есть эмир Хорасана,8 имел больше прав воздвигнуть проповедь за (в пользу) повелителя правоверных в этой стране, если бы он нашел возможность, потому что вы далеко и так как между вами и этой страной, о которой вы говорите, (есть) тысяча племен неверных. И это (все) искажение правды в отношении султана. Итак, я советую вам: необходимо (отправить) письмо к великому эмиру, чтобы он снесся с султаном9 путем переписки, а вы останетесь (здесь) до того времени, как возвратится ответ». Итак мы ушли от него в этот день. Потом мы снова пришли к нему и не переставали подлаживаться к нему и льстить ему, говоря: «Вот это приказ повелителя правоверных и его письма, какой смысл сноситься с ним по этому поводу», так что он дал нам разрешения. Итак, мы спустились из Хорезма в ал-Джурджанию. Между ней и Хорезмом по воде 50 фарсахов.10 Я видел хорезмские диргемы, обрезанные и свинцовые и неполновесные и медные. И они называют диргем «тазиджа», когда вес его 4 данака с половиной. Менялы из них (из их среды) продают кости (для игры) и чернильницы и диргемы. Они (хорезмийцы) самые грубые из людей по разговору и по природе. Их разговор похож вроде как кричат скворцы. Около же (ал-Джурджании) есть селение на (расстоянии) дня (пути), называемое Ардаку. Население его называется ал-Кардалия (Кардалийцы). Их разговор похож вроде как на кваканье лягушек. Они отрекаются от повелителя правоверных Али ибн Абу-Талиба в конце каждой молитвы. Итак, мы остались в ал-Джурджание (много) дней. И замерзла река Джейхун от начала до конца11 ее, и была толщина льда 17 четвертей12 и лошади и мулы и верблюды и повозки проходят через него, как проходят по дорогам, а он был тверд, не потрясался.

 

11.

И он оставался в таком виде три месяца. И мы увидели страну (такую), что подумали, это ни что иное, как врата аз-Замхарира,13 открывшиеся из нее на нас. Снег не падает в ней иначе, как с порывистым сильным ветром.14 Если человек (муж) из (числа) жителей ее (страны) сделает подарок своему приятелю или захочет (сделать) ему благодеяние, то он говорит ему: «Поднимемся ко мне, чтобы нам поговорить, ведь действительно у меня хороший огонь». И вот он (тем самым) оказывает ему наибольшее свое благодеяние и свою благосклонность. Но только аллах великий был милостив к ним относительно дров, — он сделал их дешевыми для них: повозка дров (дерева) ат-таг15 стоит каких-нибудь 2 диргема, вес её составляет три тысячи ратлей.16 Обычай нищих у них (таков), что нищий не останавливается у дверей, но входит в дом кого-нибудь из них и сидит некоторое время у его огня, греясь. Потом говорит: «паканд», что значит «хлеб».17Наше пребывание в ал-Джурджании затянулось, а именно, действительно, мы оставались в ней дни (месяцев) раджаба, ша'бана, месяца рамадана, шавваля (=ХI 921 — II 922), и продолжительность пребывания нашего была в зависимости от холода и его силы. Действительно, до меня дошел рассказ, что двенадцать верблюдов (отправились), чтобы двое (человек) привезли на них дров из некоторых плавней, и эти оба забыли взять с собою огниво и трут. И вот они оба заночевали без огня. Когда же они утром встали, то верблюды были мертвы от сильного холода. И действительно, я видел у воздуха его холод и (то), что базар при нем (таком воздухе) и улицы действительно пустеют до того, что человек обходит большую часть улиц и базаров и не находит никого, и его не встречает ни один человек. Как-то выхожу я из бани, и когда я вошел в дом и посмотрел на свою бороду, она — один сплошной кусок из снега, пока я не приблизил ее к огню. И действительно, я находился целые дни в самой середине дома, а в нем юрта (кубба — купол) из турецких войлоков, и я устраиваю себе гнездо из одежд и мехов. И иногда приклеивалась моя щека на подушке. И действительно, я видел, как цистерны, покрытые шубами из шкур овец, ночью раскалывались и разбивались, так что это (покрывание) совершенно не помогало. И действительно, я видел землю, которая растрескалась, и в ней (образовались) большие овраги от силы холода, и что огромное древнее дерево действительно раскололось на две половины от этого. Когда же прошла половина шавваля 309 г. (=II 922), время начало меняться, река Джейхун растаяла, и мы принялись за необходимые принадлежности для путешествия. Мы купили тюркских верблюдов и велели сделать дорожные мешки из верблюжьих кож для переправы через реки, через которые нам нужно будет переправляться в стране тюрок. Мы запаслись (в дорогу) хлебом, просом, сушеным мясом на три месяца. Мы попросили тех из жителей (этой) страны, с кем мы дружили, о содействии относительно одежд и в получении их в большом количестве, и они ужаснули нас этим предприятием и преувеличили рассказ о нем, но когда мы это увидели, то оно оказалось вдвое больше того, что нам было описано.

 

12.


ПРИМЕЧАНИЯ
1Диргемы, которые чеканил Гитриф ибн Ата, правитель Хорасана при халифе Харуне ар-Рашиде, весьма ценившиеся в Бухаре.
2По прозванию ал-Хазари (хазарец) — посол булгарского царя к халифу, возвращавшийся с посольством в Булгар.
3 Под словом «Хорезм» автор подразумевает столицу южного Хорезма — г. Кят на правом берегу Аму-дарьи, на месте современного селения Шейх Аббас-Вели.
4 Мухаммед ибн Ирак хорезмшах был правителем южного Хорезма, подчинявшимся саманидским эмирам; он, по ал-Бируни, был двадцатым государем туземной династии; сын его Ахмед ибн Мухаммед в 952 г., через 7 или более лет после возвращения из заключения, в Бухаре провел реформу хорезмийского календаря.
5 Полностью — Такин ат-Турки, «Такин (читай Тегин) тюрк». Он входил в сюстап посольства халифа к булгарскому царю. Посольство состояло из посла — Сусана ар-Расси, Такина ат-Турки, Барса ас-Саклаби (славянина) и Ибн Фадлана, автора записки.
6 Надир ал-Харами был посредником между халифом и булгарским посольством в Багдаде. Он вел все это дело, но сам к булгарам не поехал.
7 Так в сочинении Ибн Фадлана постоянно называется царь волжских булгар.
8 Т.е. Наср ибн Ахмед — саманидский эмир (301-331 = 914-943), которого посольство посетило в Бухаре.
9 Под султаном здесь подразумевается халиф ал-Муктадир; для начала X в. употребление этого термина в смысле <халиф> весьма редкое; «султан» почти всегда в это время обозначает власть вообще.
10 Выписавши это место в своем географическом словаре, Якут замечает: «Он говорит, а я не знаю, что он разумеет под Хорезмом, так как Хорезм — это имя страны без всякого сомнения». Это разногласие зависит от того, что в X в. ал-Джурджания составляла особое княжество, отдельное от Хорезма, а также, что в то время именем Хорезм, как выше было указано, часто называли его главный город Кят (В.Р.Розен. Пролегомена к новому изданию Ибн Фадлана, стр. 59. — В. Barthold. Khwarizm, El).
11 Т.е. от поверхности до дна.
12 Примечание Якута: «а это ложь с его стороны, так как самое большее (насколько) она (река) замерзает, это пять четвертей, и это бывает редко, а обычно это две четверти или три. Это я сам видел и спрашивал жителей этой страны» и т. д.
13 По учению ислама отделение ада, отличающееся страшным холодом.
14 Замечание Якута: «и это также ложь; действительно, если бы не неподвижность воздуха зимой в их стране, каким образом мог бы в ней кто-либо жить?»
15 В выписке этого места у Якута добавлено: «а это гада» (род тамариска). Вероятно, это саксаул.

 

13.


16 Замечание Якута: «это также ложь, потому что самое большее, что свезет повозка, — как я это испробовал сам, когда вез на ней для себя красный товар, — тысяча ратлей, потому что все их повозки везет одна голова (скота): или бык, или осел, или лошадь. Что же касается дешевизны дров, то можно допустить, что в его время они были так дешевы, но когда я был у них, то, действительно, 100 манов стоили 3 динара рукнийских». Ратл — мера веса со значением колебавшихся по месту и времени, чаще всего от 300 до 500 г (Sauvaire. Materiaux pour servir etc., II, pp. 81-112).
17 Замечание Якута: «это (сообщение) об их обычае правильно, но только в действительности это так в деревне, а не в городе. Я это сам видел».

 

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ «ПУТЕШЕСТВИЯ» ИБН БАТТУТЫ

по изданию Voyages d'ibn Batoutah, texte arabe, accompagne
d'une traduction par C.Defremery et B.R.Sanguinetti. T. 1-4.
Paris, 1853-1858, 1874-1879.
Перевод Н.ИБРАГИМОВА

Путешествие в Хорезм
Через десять дней после отъезда из Сара1 мы прибыли в город Сараджук2, джук значит «маленький». Они таким образом хотели выразить, что это Сара Малый. Город этот расположен на берегу полноводной, крупной реки, называемой Улусу3, значение чего «великая вода». Через неё переброшен мост из лодок4, такой же, как в Багдаде. В этом городе наше путешествие на лошадях, тянувших арбы, закончилось. Там мы продали их по четыре динара денег5 за лошадь и меньше этого, ввиду их слабости и дешевизны в этом городе, и наняли верблюдов, чтобы тянуть арбы. В этом городе находится завия6 праведного старца из тюрков, которого называют ата, что значит «отец». Он угостил нас в завии и благословил. Принимал нас также кади этого города, имени которого я уже не помню.

Оттуда мы ехали тридцать дней, торопясь, останавливаясь в день не более двух раз — поздним утром и на заходе солнца. Привалы занимали столько времени, сколько требовалось для того, чтобы приготовить суп из дуки и съесть его, а варится он, вскипев один раз. У них с собой бывает сушеное мясо, которое кладут в него и поливают кислым молоком. Каждый путешественник даже на время еды и сна не прерывает езды на арбе. У меня в моей арбе было три невольницы.

Обычно те, кто едут по этой степи, торопятся из-за недостатка корма. Большинство верблюдов, пересекающих эту пустыню, гибнут, а остальных можно использовать через год, после того как они нагуляют жир. Вода в этой пустыне встречается в известных водопоях на расстоянии двух или трех дней: это дождевая и колодезная вода7.

14.

15.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Учебник история Туркменистана 7


Извлечения из «Записки» Ибн Фадлана 15

Извлечения из «Путешествия» Ибн Баттуты 38


16.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: