Понятие и принципы правотворчества




Курсовая работа по курсу

Формально-юридический анализ института правотворчества и систематизации законодательства в России

 

 

студентки группы Ю-3-10

Моругиной Елены Ивановны

 

Научный руководитель

д.ю.н., профессор

Оксамытный Виталий Васильевич

 

 

Калуга 2011г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Правотворчество

1.1 Понятие и принципы правотворчества

1.2 Виды правотворчества

1.3 Субъекты правотворчества

1.4 Стадии правотворческого процесса

Глава 2. Систематизация законодательства

2.1 Понятие и характерные черты систематизации законодательства

2.2 Формы систематизации законодательства

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

В Конституции 1993 года Россия декларировала себя правовым государством, а значит актуализировалась задача практически заново сформировать правовую систему. В связи с чем правотворчество призвано обеспечить проведение целого ряда современных реформ, равноправие всех форм собственности, свободу частного предпринимательства, экологическую безопасность, установление и охрану прав и свобод граждан. Необходимо также вводить в правовое русло вопросы развития и совершенствования демократических институтов, упорядочения системы управления, борьбы с преступностью и многие другие.

Кроме того, для законодательства Российской Федерации очень актуальна потребность в систематизации, так как число действующих нормативных актов всех уровней – и федерального, и регионального, и муниципального – постоянно растёт. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства.

Обозначенные обстоятельства и обусловили актуальность выбранной темы.

Цель исследования – проанализировать, обобщить и систематизировано изложить теоретические положения о правотворчестве и систематизации законодательства.

Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать понятие, принципы и виды правотворчества.

2. Рассмотреть субъекты правотворчества.

3. Исследовать стадии правотворческого процесса.

4. Исследовать понятие и характерные черты систематизации законодательства

5. Рассмотреть формы систематизации законодательства

Теоретическую базу курсовой работы составили взгляды таких ученых-правоведов, как В.В. Оксамытный, Ю.А.Тихомиров, С.А. Комиров, В.С. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, М.М. Рассолов и т.д.

Методология проведенного исследования представлена формально-юридическим методом, методом сравнительного правоведения, а также логическими приемами анализа и синтеза.


Глава 1. Правотворчество

 

Понятие и принципы правотворчества

 

В многообразной и динамичной правовой сфере общества правотворчество занимает ведущее место, так как является одной из правовых форм функционирования государства.

Ведущее место правотворчества объясняется тем, что именно оно дает жизнь праву, порождает, формирует и оформляет право, выражая тем самым политическую волю государства и общества. В юридической литературе даются определения правотворческой деятельности в различных редакциях. Так, В.В. Оксамытный определяет правотворчество следующим образом: «Это специальная, имеющая официальное значение процедурная деятельность государственных органов или иных предусмотренных законом организаций и лиц по созданию и развитию дейстующего законодательства».[1] С.А. Комаров определяет правотворчество как «деятельность прежде всего государственных органов, по принятию, изменению и отмене юридических норм».[2] В.С. Нерсесянц определяет правотворчество как правоустановление. По его мнению «правоустановление – это форма (и направление) государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права».

Правотворчество, в силу своей практической значимости, строится на на рациональных и прагматических принципах, соблюдение которых в процессе совершенствования законодательства дает возможность избегать правотворческих ошибок, ведет к большей отдаче от применения правовых актов, оправдывает социальные ожидания, вкладываемые в новые законы. В качестве принципов правотворчества различные авторы называют законность, научность, профессионализм, демократизм, гуманизм, гласность, оперативность, исполнимость и техническое совершенство принимаемых актов.

Принцип законности означает, что нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов. Этот принцип правотворчества особенно актуален для правового государства, одним из существенных признаков которого является связанность государства правом.

Принцип научности состоит в том, что правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.

Профессионализм предполагает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей знания, имеющих профессиональную подготовку и большой опыт работы. Юристам необходимо владение общими принципами правового регулирования, понимание взаимосвязи материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных правовых норм, а также хорошие знания законодательства, взаимосвязи законов и подзаконных актов.

Принцип демократизма проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения. Однако при реализации демократических начал в правотворчестве возникает проблема соотношений юридического профессионализма и компетенции в иных областях знаний.

Принцип гуманизма предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы, должны быть в центре законодательной деятельности.

Гласность правотворчества означает открытость, “прозрачность” правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации.

Системность правотворчества требует как учета системного характера права, так и системной организации самой деятельности по изменению, обновлению и совершенствованию действующего права. В силу системности права все вновь устанавливаемые нормы должны быть надлежащим образом согласованы со всей действующей системой норм, чтобы занять в этой системе свое особое месть и осуществлять соответствующую регулятивно - правовую функцию. Для достижения этого необходимо, чтобы и вся правотворческая деятельность носила системно - упорядоченный и планово-организованный характер. Необходима согласованность и единство в целях, планах и действиях всех субъектов правотворческой деятельности, наличие соответствующих юридических механизмов и государственно-правовых институтов, обеспечивающих системную упорядоченность правотворческого процесса, соответствие его хода и результатов действующим правовым нормам.

Оперативность правотворчества предполагает своевременность издания нормативных актов.

Исполнимость закона отражает необходимость при подготовке законопроекта и принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволит закону или иному нормативно-правовому акту действовать, быть реализованным. Одним из важнейших юридических условий исполнимости закона иногда является одновременная подготовка необходимых подзаконных актов, изменений и дополнений в другие законы.

Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными условиями для законодателя.

Виды правотворчества

 

Динамизм экономических, политических и социально-культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового опосредования соответствующих общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, стоящих перед правотворчеством:

Ø необходимость исследования различных социальных факторов, обуславливающих потребность в нормативно-правовом регулировании общественных отношений;

Ø необходимость выявления и тщательного учета многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом;

Ø необходимость использования в правотворчестве соответствующих достижений науки, техники и культуры;

Ø необходимость проведения сравнительного анализа проектируемого нормативно-правового акта не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;

Ø необходимость постановки в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения;

Ø необходимость определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого нормативно-правового акта с правовой системой и, прежде всего, с конституцией;

Ø необходимость совершенствования организационных форм, процедуры создания нормативных правовых актов.

Столь серьезные и трудоемкие задачи свидетельствуют о том, что правотворчество – это многогранный процесс формирования и развития правовых актов. Эта многогранность и обуславливает существование различных видов правотворчества.

В литературе по теории права изложены различные подходы к классификации правотворчества. Так, по мнению М.М. Марченко, речь надо вести не об искусственной классификации правотворчества, поскольку в реальной жизни устойчиво существуют пять видов правотворческой деятельности: законотворчество; подзаконное правотворчество; локальное правотворчество местного самоуправления; прямое, непосредственное правотворчество; договорное правотворчество.[3]

Лазарев В.В. и Липень С.В. считают, что основная классификация проводится в зависимости от субъектов правотворчества, и соответственно выделяют: правотворческую деятельность компетентных государственных органов; непосредственное правотворчество народа в ходе референдума; правотворческую деятельность общественных организаций (санкционированное и делегированное правотворчество).[4]

Комаров С.А. и Малько А.В. в зависимости от субъектов правотворчества подразделяют его на такие виды, как непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума; правотворчество государственных органов; правотворчество отдельных должностных лиц; правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество; правотворчество общественных организаций. По их же мнению в зависимости от значимости правотворчество делится на законотворчество; делегированное правотворчество; подзаконное правотворчество.[5]

Наиболее полная классификация предложена в учебнике по теории государства и права В.В. Оксамытного. Ученый считает, что виды правотворчества можно выделить по следующим основаниям: по кругу субъектов правотворчества; по характеру правотворческих полномочий; по значимости принимаемых актов.[6]

По кругу субъектов правотворчество делится на: непосредственное правотворчество народа, правотворчество государственных органов, правотворчество органов местного самоуправления, делегированное правотворчество, договорное правотворчество, санкционированное правотворчество.

По характеру полномочий правотворчество может быть прямым (непосредственным) и опосредованным. Непосредственное правотворчество является собственно правотворчеством, поскольку осуществляется органами, для которых правотворческая деятельность – основная функция осуществления власти. Непосредственное правотворчество на коллегиальных началах осуществляют парламент (высший орган законодательной власти), правительство (высший орган исполнительной власти), граждане при голосовании решений в порядке референдума. Процедура проведения референдума обычно регулируется помимо норм конституции в специальных законах. Делегированное правотворчество осуществляется когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного самоуправления или органы управления общественных объединений). В 1991 году Государственная Дума делегировала Президенту страны сроком на 1 год издание указов, имеющих силу законов для правового обеспечения экономической реформы.

По юридической силе принимаемых актов выделяют законотворчество и подзаконное нормотворчество. Законотворчество – это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, т.е. нормативного правового акта, призванного урегулировать наиболее значимые для существования государства и общества отношения свободных лиц, следовательно это правотворчество высших представительных органов.

Подзаконное нормотворчество имеет место тогда, когда нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, губернаторами, региональными органами государственного управления. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда достаточно уровня подзаконных актов, нормативных договоров. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: