Выдержки из писаний святых отцов Православной Церкви




 

В житейских делах не всегда бывает так, чтобы кто не собирает, а сидит бездейственно, уже и расточал, но в делах духовных всегда так бывает. Ибо Писание Божественное того, кто не делает добра, почитает грешником и объявляет, что он осужден будет. Не думай стяжать добродетель, не боровшись прежде за нее до крови. Надлежит, по Божественному апостолу, до смерти стоять против греха, подвизаясь, чтоб сохраниться непорочным. Следует принуждать себя к смирению, чтобы не возгордиться, необходимо склонять себя к любви, если в душе нет любви, склонять себя к кротости, если душа не обладает этим качеством, должно принудить себя к доброте и к соделыванию своего сердца милосердным, нужно приучать себя к самопрезрению и к терпению и, будучи презираемым и уничижаемым, не гневаться, по сказанному: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12:19), следует принуждать себя к молитве, если человек еще не стяжал молитвенного духа. Святой Макарий говорит: «Бог, Который добр, в крайнем Своем человеколюбии подает просящим просимое, нам же трудом и пóтом надо делать непоко-

 

 

рное сердце послушным и податливым для Бога, стараясь приобрести всю добродетель, потому что только тогда возрастет данная от Бога благодать, неся с собой в свою очередь истинное смирение, неложную любовь и все семейство добродетелей, которое человек пытался найти». Сам Дух тогда научает его истинному смирению, истинной любви, истинной кротости, к чему он себя принуждал раньше, что искал и о чем имел тщание и что в результате дано ему.

Без матери не рождается сын, и без плотского соития не производится на свет чадо — так и без рождения от Духа Святого не рождается ни один сын Божий, а не будучи сыном Божиим, никто не входит в жизнь вечную. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8:14). Итак, если мы мертвы и только Он есть вечная жизнь, то прежде чем соединимся с Ним и жить станем Им, да не говорим, что работаем Господу. Ибо как возможно, чтоб мертвые когда-либо работали кому? Душа наша, грешит ли она или не грешит, без Духа Святого мертва есть и совсем не может жить жизнью вечною. Какие бы добрые дела ни делали мы в настоящей жизни, все они обращаются нам же во благо, а Богу они ничего не дают, и Он никакой в них не имеет нужды. Итак, не думайте, будто творите какое-либо добро для Бога, — для собственного своего спасения это делаете. Кто делает добрые дела, тот должен делать их для того, чтобы обрести милость у Бога, а не для того, чтобы услужить Богу.

Все заповеди, которые Христос заповедал апостолам, равно заповедал Он и нам, чтоб мы соблюдали их все до одной. И мы можем их соблюсти, даже находясь в мире, но не хотим, потому что слабоваты в вере и любви ко Христу. По мере увеличения трудов изливается благодать, и только когда сопутствует трудам постоянство. И по мере увеличения упования на Господа уменьшаются в человеке страсти. А по мере воссияния мудрости входит человек в радость. Ибо в мудрости соединен он с Богом, и окутан любовью Его, и освобожден он от союза со страстями, и в радости преодолевает он все скорби. Как тот, кто молиться Господу — Господи Иисусе, прости меня грешного, — пятью словами объемлет всю мудрость, так тот, кто последует Господу, пятью добродетелями взращивает в себе великое благочестие, потому что добродетелей этих пять, но они объемлют собою и все прочие. Первая — молитва, потом воздержание, милостыня, нищета, долготерпение. Эти добродетели, которые есть общие для всех, являются родовыми в рассуждении о прочих. Ибо с отсутствием первой уничтожаются все, подобным образом со второю отъемлются за нею следующие и так далее. Ибо как будет человек молиться, если не воздействовал в нем

 

 

Дух? А воздерживающийся без молитвы как устоит без этой молитвенной помощи? И кто не воздерживается во всем для себя, тот как будет милостивым к алчущему или обиженному? А кто немилосерд, тот не согласится произвольно обнищать.

Как главные заповеди объемлют все заключающиеся в них частные заповеди, так и главные добродетели заключают в себе все частные объемлемые ими добродетели. Продавший, например, все свое, и раздавший то бедным, и сделавшийся сам бедным, сразу исполнил все частное, относящиеся к этой заповеди. Поэтому не имеет уже нужды просящему давать и от хотящего занять у него не отвращаться. Таким же образом и непрестанную стяжавший молитву исполненными имеет все заповеди о молитве и не состоит уже под необходимостью семь раз в день хвалить Господа, как исполненными уже имеющий в себе все молитвы, какими молимся мы и какие поем по уставу в определенные времена и часы. Итак, говорю: если из всего сказанного ты достиг того, что возлюбил врагов своих и многократно плакал о них от сердца, молясь Богу об обращении их и покаянии, то явно, что ты преуспел прежде и во всем прочем, сделался бесстрастным, стяжал сердце, чистое от страстей, и в нем и им узрел Бога бесстрастного.

 

 

Если Вам понравился этот номер альманаха, Вы можете скачать его и

переслать друзьям и знакомым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: