Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ




ПМ 03. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ОВЗ

МДК 03.02. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития

Раздел ПМ 2. Воспитание, обучение и развитие дошкольников с недостатками речевого развития

Тема 2.1 Теоретические основы воспитания и обучения дошкольников

с недостатками речевого развития

Самостоятельная работа

1. Логопедия как наука.

2. Анатомо-физиологические механизмы речи.

3. Закономерности развития детской речи.

Литература: Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989 с. 4, 13, 22

Материал к лекциям

1. Понятие «речь». Виды, функции и структура речи.

Виды речи

РЕЧЬ

 

Экспрессивная речь Импрессивная речь

(воспроизведение речи) (восприятие и понимание речи)

 


внешняя речь внутренняя речь

 

устная речь письменная речь

 


монолог диалог полилог письмо чтение

Структура речи

РЕЧЬ

 

Произносительная сторона Лексико-грамматическая сторона

  • звукопроизношение
  • темп речи
  • ритм речи Лексика (словарь) Грамматический строй
  • голос (высота, сила, тембр) - активный словарь
  • интонация - пассивный словарь
  • фонематические процессы

Функции речи

Этап Ведущий вид деятельности Функции речи
0-1 Эмоциональное общение со взрослым Речи как таковой нет, но складывается психологическая база речи, фонематический слух и механизм слогообразования
1-3 Предметно-манипулятивная деятельность Номинативная, индикативная, коммуникативная, когнитивная
3-7 Игровая Регулирующая
7-10 Учебно-игровая Обобщающая
10-17 Учебная, общение со сверстниками Эмотивная

2. Общая характеристика нарушений речи. Классификации нарушений речи

Нарушения речи (синонимы – расстройства речи, речевые нарушения, дефекты речи, речевые отклонения, речевая патология) – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, общепринятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются тем, что:

· не соответствуют возрасту говорящего;

· возникнув, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

· обусловлены расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речи;

· требуют того или иного логопедического вмешательства в зависимости от их характера;

· могут отрицательно повлиять на дальнейшее развитие ребенка, задерживая и искажая его.

В зависимости от причины возникновения речевые нарушения делятся на органические и функциональные. Органические - это такие нарушения речи, в основе которых повреждение структуры как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, имеющих отношение к речевой функции. Функциональными нарушениями речи счи­таются такие, при которых не отмечается никаких органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе. В зависимости от их локализа­ции нарушения речи могут быть центральными и перифериче­скими.

Клинико-педагогическаяклассификация.

Психолого-лингвистические критерии (ведущие):

· нарушения формы речи (устной или письменной);

· нарушенного вида речевой дея­тельности применительно к каждой из форм: для устной - наруше­ние говорения или слушания, для письменной - письма или чтения;

· нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи;

· нарушенных операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи;

· нарушенных средств оформления высказывания.

Клинические крите­рии (уточняющие):

· какими факторами обусловлено нарушение речи (социаль­ными или биологическими);

· на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном);

· в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или перифе­рическом);

· какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи;

· время его наступления.

Нарушения речи

 

Нарушения устной речи Нарушения письменной речи

 


Нарушения фонационного Нарушения структурно-семантического Нарушение процесса чтения

(внешнего) оформления (внутреннего) оформления высказывания Нарушение процесса письма

высказы­вания:

а) нарушения голосообразования,

б) нарушения темпо-ритмической организации высказывания,

в) нарушения интонационно-мелодической организации,

г) нарушения звукопроизносительной организации.

Психолого-педагогическаяклассификация

В основе лингвистические и психологические критерии, среди которых учитываются структур­ные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматиче­ский строй, словарный запас), функциональные аспекты речи (коммуникативная функция), со­отношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи

 

Нарушение средств общения Нарушения в применении средств об­щения


Фонетическое недоразвитие речи Заикание

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи

 

Тема 2.2. Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей

с недостатками речевого развития

Самостоятельная работа

1. Дошкольная логопедагогика: понятие; предмет; задачи; важнейшие положения дошкольной логопедагогики.

2. Система логопедической помощи

3. Особенности деятельности детей с ТНР (игровая, продуктивная, трудовая, учебная).

Литература: Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. с. 159, 169

Материал к лекциям

1. ДОУ для детей с нарушениями речи. Образовательные программы для дошкольников с недостатками речевого развития. Задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушением речи

Основная задача - коррекция речевого на­рушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе для детей с тяже­лыми нарушениями речи.

Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи определяется специальными программами.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Статья 12. Образовательные программы

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, …….

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, …..

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, ……

 

Программы для детей с нарушениями речи дошкольного возраста, которые можно использовать как парциальные, или для разработки собственных программ:

· Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.

· Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор Н. В. Нищева. — СПб., 2015. — 199 с.

· Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / автор–составитель Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – 279

В общем виде в про­граммах реализуются следующие задачи:

· структурные - осуществляется формирование разных структур­ных уровней системы языка: фонетического, лексического, грам­матического;

· функциональные - формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);

· когнитивные - формируется осознание языка и речи, последо­вательное усложнение интеллектуально-речевых действий на осно­ве усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата;

· снятие аффективной реакции на дефект;

· пре­дупреждение более глубоких вторичных проявлений дефекта;

· подготовка к обучению в школе.

Программы предусматривают два направления ра­боты:

· формирование речевых компонентов (произношение, фонема­тическое восприятие, темпо-ритмическая организация речи и т. д.).

· развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения и др.

Принципы:

· принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

· формирование речи осуществляется в определенной последовательности;

· принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;

· принцип формирования элементарного осознания языковых явлений;

· принцип обеспечения активной речевой практики.

При обучении детей с ТНР наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий использование следующих методов:

· взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности,

· ситуативно-тематическая организация языкового материала,

· концентричность в подаче и закреплении речевого материала,

· опора на высказывание и текст как основные единицы языко­вой системы,

· подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

 

2. Комплектование и наполняемость групп в ДОУ для детей с недостатками речевого развития.

Направление в ДОУ осуществляется через ПМПК.

Функционируют следующие группы:

· для детей с общим недоразвитием речи (дети принимаются сроком на 2-3 года (в зависимости от возра­ста и уровня речевого развития) в возрасте 3-5 лет, поскольку современные методы обследования речи позволяют установить это нарушение к 2,5-3 годам),

· для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (дети принимаются на один год обучения с 5 лет, так как к этому возрасту в норме заканчивается формирование звуко­вой системы речи и фонематического слуха),

· для заикающихся детей (дети зачисляются в группы с 2 лет, как правило, с момента появления дефекта (2-3 года) сроком на один год),

· для детей с нарушениями произношения отдельных звуков (дети (при наличии 4-5 де­фектных звука) зачисляются на полгода с целью их постановки и автоматизации).

«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. Регистрационный N 28564 (выдержки)

I. Общие положения и область применения

1.10. Количество и соотношение возрастных групп в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида, осуществляющей квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, определяется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;

- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;

1.12. В дошкольных образовательных организациях, комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) старше 3 лет:

- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

X. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья

10.1. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в дошкольных образовательных организациях любого вида, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе:

- компенсирующей направленности - для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опор но-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии, с иными ограниченными возможностями здоровья);

10.15.

……..

В помещениях групповых для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих) и расстройствами речи рекомендуется предусматривать: одноместные столы с индивидуальными пультами (микрофонный комплект, слуховое оборудование); стол для воспитателя с пультом управления (с усилителем и коммутатором), с подводкой слаботочной линии к пульту управления каждого стола. Слуховое оборудование монтируется на стационарно закрепленных столах для детей и воспитателя.

10.16. В помещениях медицинского блока для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии) должны быть созданы условия для организации оздоровительно-профилактических мероприятий и осуществления лечебной и коррекционно-восстановительной работы.

 

3. Характеристика контингента логопедических групп

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Фонематический слух – это часть биологического слуха, тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.

Фонематическое восприятие – это часть аналитико-синтетической деятельности, специальные умственные действия по установлению звукослоговой структуры слова.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами (дислалией, дизартрией, ринолалией) вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Особенности речи детей с ФФНр:

· Нарушение звукопроизношения.

· Нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия.

· Нарушение произношения многосложных слов и слов со стечением согласных звуков.

· Элементы недоразвития лексики и грамматики

· Общая смазанность речи, «сжатая артикуляция», недостаточная выразительность и четкость речи.

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства (алалия, афазия, дизартрия, реже - ринолалия и заикание), при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Выделяют три уровняречевого развития (по Р. Е. Левиной), отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

· Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены.

· Второй уровень речевого развития. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

· Третий уровень речевого развития. Развернутаяфразовая речь с элементами лексико - грамматического и фонетико - фонематического недоразвития.

· Многолетний опыт обучения дошкольников с недо­развитием речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи (Т.Б. Филичева). К нему были отнесены дети с остаточ­ными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой сис­темы.

По данным Е.М. Мастюковой (1991), дети с ОНР могут быть так же условно разделены на три клинические группы:

· с моторной алалией;

· с недоразвитием речи церебрально-органического генеза (осложненный вариант);

· с неосложненным вариантом общего недоразвития речи.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание


Причины

предрасполагающие («почва»)

производящие («толчки»)

Формы


невротическое (функциональное)

неврозоподобное (органическое)

Симптоматика

Физиологические симптомы Психологические симптомы

- речевые судороги - нарушения экспрессивной речи

- нарушения ЦНС - фиксированность на дефекте

- нарушения физического здоровья - логофобия

- нарушения общей моторики - уловки

- нарушения речевой моторики - психологические особенности

 

4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи

Компоненты психомоторного развития Проявления Содержание коррекционно-педагогической работы
…..    
…… и т.д.    
Особенности деятельности Проявления Содержание коррекционно-педагогической работы
     

 

Тема 2.3. Содержание коррекционно-педагогической работы в ДОУ для детей с недостатками речевого развития

Материал к лекциям

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи

Компоненты психомоторного развития Проявления Содержание коррекционно-педагогической работы
    ……
    ……
Особенности деятельности Проявления Содержание коррекционно-педагогической работы
    ….. и т.д.

 

2. Особенности работы воспитателя в группах для детей с недостатками речевого развития



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: