ПМ 03. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ОВЗ
МДК 03.02. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития
Раздел ПМ 2. Воспитание, обучение и развитие дошкольников с недостатками речевого развития
Тема 2.1 Теоретические основы воспитания и обучения дошкольников
с недостатками речевого развития
Самостоятельная работа
1. Логопедия как наука.
2. Анатомо-физиологические механизмы речи.
3. Закономерности развития детской речи.
Литература: Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989 с. 4, 13, 22
Материал к лекциям
1. Понятие «речь». Виды, функции и структура речи.
Виды речи
РЕЧЬ
Экспрессивная речь Импрессивная речь
(воспроизведение речи) (восприятие и понимание речи)
внешняя речь внутренняя речь
устная речь письменная речь
монолог диалог полилог письмо чтение
Структура речи
РЕЧЬ
Произносительная сторона Лексико-грамматическая сторона
- звукопроизношение
- темп речи
- ритм речи Лексика (словарь) Грамматический строй
- голос (высота, сила, тембр) - активный словарь
- интонация - пассивный словарь
- фонематические процессы
Функции речи
Этап | Ведущий вид деятельности | Функции речи |
0-1 | Эмоциональное общение со взрослым | Речи как таковой нет, но складывается психологическая база речи, фонематический слух и механизм слогообразования |
1-3 | Предметно-манипулятивная деятельность | Номинативная, индикативная, коммуникативная, когнитивная |
3-7 | Игровая | Регулирующая |
7-10 | Учебно-игровая | Обобщающая |
10-17 | Учебная, общение со сверстниками | Эмотивная |
2. Общая характеристика нарушений речи. Классификации нарушений речи
Нарушения речи (синонимы – расстройства речи, речевые нарушения, дефекты речи, речевые отклонения, речевая патология) – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, общепринятой в данной языковой среде.
Речевые нарушения характеризуются тем, что:
· не соответствуют возрасту говорящего;
· возникнув, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;
· обусловлены расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речи;
· требуют того или иного логопедического вмешательства в зависимости от их характера;
· могут отрицательно повлиять на дальнейшее развитие ребенка, задерживая и искажая его.
В зависимости от причины возникновения речевые нарушения делятся на органические и функциональные. Органические - это такие нарушения речи, в основе которых повреждение структуры как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, имеющих отношение к речевой функции. Функциональными нарушениями речи считаются такие, при которых не отмечается никаких органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе. В зависимости от их локализации нарушения речи могут быть центральными и периферическими.
Клинико-педагогическаяклассификация.
Психолого-лингвистические критерии (ведущие):
· нарушения формы речи (устной или письменной);
· нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной - нарушение говорения или слушания, для письменной - письма или чтения;
· нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи;
· нарушенных операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи;
· нарушенных средств оформления высказывания.
Клинические критерии (уточняющие):
· какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими);
· на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном);
· в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом);
· какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи;
· время его наступления.
Нарушения речи
Нарушения устной речи Нарушения письменной речи
Нарушения фонационного Нарушения структурно-семантического Нарушение процесса чтения
(внешнего) оформления (внутреннего) оформления высказывания Нарушение процесса письма
высказывания:
а) нарушения голосообразования,
б) нарушения темпо-ритмической организации высказывания,
в) нарушения интонационно-мелодической организации,
г) нарушения звукопроизносительной организации.
Психолого-педагогическаяклассификация
В основе лингвистические и психологические критерии, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи (коммуникативная функция), соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).
Нарушения речи
Нарушение средств общения Нарушения в применении средств общения
Фонетическое недоразвитие речи Заикание
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи
Тема 2.2. Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей
с недостатками речевого развития
Самостоятельная работа
1. Дошкольная логопедагогика: понятие; предмет; задачи; важнейшие положения дошкольной логопедагогики.
2. Система логопедической помощи
3. Особенности деятельности детей с ТНР (игровая, продуктивная, трудовая, учебная).
Литература: Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. с. 159, 169
Материал к лекциям
1. ДОУ для детей с нарушениями речи. Образовательные программы для дошкольников с недостатками речевого развития. Задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушением речи
Основная задача - коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи определяется специальными программами.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Статья 12. Образовательные программы
2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, …….
3. К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, …..
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, ……
Программы для детей с нарушениями речи дошкольного возраста, которые можно использовать как парциальные, или для разработки собственных программ:
· Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
· Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор Н. В. Нищева. — СПб., 2015. — 199 с.
· Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / автор–составитель Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – 279
В общем виде в программах реализуются следующие задачи:
· структурные - осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;
· функциональные - формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);
· когнитивные - формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально-речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата;
· снятие аффективной реакции на дефект;
· предупреждение более глубоких вторичных проявлений дефекта;
· подготовка к обучению в школе.
Программы предусматривают два направления работы:
· формирование речевых компонентов (произношение, фонематическое восприятие, темпо-ритмическая организация речи и т. д.).
· развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения и др.
Принципы:
· принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
· формирование речи осуществляется в определенной последовательности;
· принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;
· принцип формирования элементарного осознания языковых явлений;
· принцип обеспечения активной речевой практики.
При обучении детей с ТНР наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий использование следующих методов:
· взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности,
· ситуативно-тематическая организация языкового материала,
· концентричность в подаче и закреплении речевого материала,
· опора на высказывание и текст как основные единицы языковой системы,
· подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.
2. Комплектование и наполняемость групп в ДОУ для детей с недостатками речевого развития.
Направление в ДОУ осуществляется через ПМПК.
Функционируют следующие группы:
· для детей с общим недоразвитием речи (дети принимаются сроком на 2-3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития) в возрасте 3-5 лет, поскольку современные методы обследования речи позволяют установить это нарушение к 2,5-3 годам),
· для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (дети принимаются на один год обучения с 5 лет, так как к этому возрасту в норме заканчивается формирование звуковой системы речи и фонематического слуха),
· для заикающихся детей (дети зачисляются в группы с 2 лет, как правило, с момента появления дефекта (2-3 года) сроком на один год),
· для детей с нарушениями произношения отдельных звуков (дети (при наличии 4-5 дефектных звука) зачисляются на полгода с целью их постановки и автоматизации).
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. Регистрационный N 28564 (выдержки)
I. Общие положения и область применения
1.10. Количество и соотношение возрастных групп в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида, осуществляющей квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, определяется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
1.12. В дошкольных образовательных организациях, комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:
а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
б) старше 3 лет:
- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
X. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья
10.1. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в дошкольных образовательных организациях любого вида, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе:
- компенсирующей направленности - для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опор но-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии, с иными ограниченными возможностями здоровья);
10.15.
……..
В помещениях групповых для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих) и расстройствами речи рекомендуется предусматривать: одноместные столы с индивидуальными пультами (микрофонный комплект, слуховое оборудование); стол для воспитателя с пультом управления (с усилителем и коммутатором), с подводкой слаботочной линии к пульту управления каждого стола. Слуховое оборудование монтируется на стационарно закрепленных столах для детей и воспитателя.
10.16. В помещениях медицинского блока для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии) должны быть созданы условия для организации оздоровительно-профилактических мероприятий и осуществления лечебной и коррекционно-восстановительной работы.
3. Характеристика контингента логопедических групп
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонематический слух – это часть биологического слуха, тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.
Фонематическое восприятие – это часть аналитико-синтетической деятельности, специальные умственные действия по установлению звукослоговой структуры слова.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами (дислалией, дизартрией, ринолалией) вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Особенности речи детей с ФФНр:
· Нарушение звукопроизношения.
· Нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия.
· Нарушение произношения многосложных слов и слов со стечением согласных звуков.
· Элементы недоразвития лексики и грамматики
· Общая смазанность речи, «сжатая артикуляция», недостаточная выразительность и четкость речи.
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства (алалия, афазия, дизартрия, реже - ринолалия и заикание), при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Выделяют три уровняречевого развития (по Р. Е. Левиной), отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.
· Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены.
· Второй уровень речевого развития. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
· Третий уровень речевого развития. Развернутаяфразовая речь с элементами лексико - грамматического и фонетико - фонематического недоразвития.
· Многолетний опыт обучения дошкольников с недоразвитием речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи (Т.Б. Филичева). К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
По данным Е.М. Мастюковой (1991), дети с ОНР могут быть так же условно разделены на три клинические группы:
· с моторной алалией;
· с недоразвитием речи церебрально-органического генеза (осложненный вариант);
· с неосложненным вариантом общего недоразвития речи.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание
Причины
предрасполагающие («почва»)
производящие («толчки»)
Формы
невротическое (функциональное)
неврозоподобное (органическое)
Симптоматика
Физиологические симптомы Психологические симптомы
- речевые судороги - нарушения экспрессивной речи
- нарушения ЦНС - фиксированность на дефекте
- нарушения физического здоровья - логофобия
- нарушения общей моторики - уловки
- нарушения речевой моторики - психологические особенности
4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи
Компоненты психомоторного развития | Проявления | Содержание коррекционно-педагогической работы |
….. | ||
…… и т.д. | ||
Особенности деятельности | Проявления | Содержание коррекционно-педагогической работы |
Тема 2.3. Содержание коррекционно-педагогической работы в ДОУ для детей с недостатками речевого развития
Материал к лекциям
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи
Компоненты психомоторного развития | Проявления | Содержание коррекционно-педагогической работы |
…… | ||
…… | ||
Особенности деятельности | Проявления | Содержание коррекционно-педагогической работы |
….. и т.д. |
2. Особенности работы воспитателя в группах для детей с недостатками речевого развития