Предлагаемая система упражнений по формированию и развитию навыков и умений диалогической речи учитывает положения, представленные выше.
1. Серия упражнений АВСДЕ
Предполагает формирование отдельных речевых действий на уровне предложения, которые подчинены решению конкретной коммуникативной задачи (например, назвать себя, представить друга и т. д.) Следующим действием, подлежащим овладению, является запрос аналогичной информации у партнера. Таким образом, происходит овладение конкретными речевыми действиями, обусловленными определенной коммуникативной задачей в рамках типичных ситуаций общения, процессом взаимодействия с партнером с позиции сообщающего информацию на позицию спрашивающего и наоборот.
А - обучение утверждению. Например, коммуникативная задача -
представить книгу: Dasist …..
В – обучение переспросу, выражению сомнения, предположения.
Коммуникативная задача – выразить сомнение, переспросить:
Istdas (wirklich)….?
С- обучение возражению, отрицанию: Nein, dasistnicht…
Д – обучение запросу информации: Wasistdas?
Е - обучение выражению волеизъявления.
Коммуникативная задача – пригласить вместе поиграть.
Wollenwir dieses Buchlesen!
2. Использование диалога-образца.
Предполагает овладение учащимися главным образом языковыми средствами ритуализованных диалогов в стандартных ситуациях общения, когда выбор реплик предписан речевым этикетом, обеспечивает тренировку коммуникативного взаимодействия участников диалога, выполнение различных трансформаций с текстом диалога, а также формирование навыков и умений составления диалога по образцу.
Работа с диалогом - образцом может проводиться с помощью следующей последовательности упражнений:
· Прослушайте диалог без опоры на текст и ответьте на вопросы поего
содержанию (или подтвердите/ опровергните истинные или ложные утверждения).
· Прослушайте диалог, используя визуальную опору.
· Прослушайте отдельные реплики для отработки правильного произношения и интонации и прочтите диалог хором за учителем/диктором.
· Прочтите диалог по ролям.
· Прочтите диалог с пропущенными словами.
· Прочтите диалог с опорой на ключевые слова.
· Заполните пропуски в репликах диалога.
· Раскройте скобки в репликах диалога.
· Воспроизведите диалог с опорой на реплики отдельного собеседника.
· Воспроизведите диалог, используя зачины реплик или ключевых слов, замещающих каждую реплику.
· Переведите диалог с русского языка на французкий.
· Воспроизведите в ролях весь диалог.
· Самостоятельно расширьте реплики в диалоге в соответствии с коммуникативной задачей.
· Трансформируйте диалог путем изменения одной из реплик.
· Составьте диалог по аналогии с образцом, но в иной ситуации общения.
3. Пошаговое составления диалога.
Предполагает овладение учащимися тактикой построения диалога в соответствии с речевыми намерениями общающихся и учетом складывающегося между ними взаимодействия.
· Опишите ситуацию и подберите адекватные этой ситуации реплики.
· Опишите ситуацию и подберите адекватную этой ситуации реплику
побуждения.
· Опишите ситуацию, используя определенную реплику побуждения и
подберите адекватную этой реплике реплику реагирования (например, согласия, удивления, одобрения).
· Составьте к этой же ситуации и реплике побуждения реплики иного реагирования (например, отказа).
· Расширьте реплики реагирования (например, укажите причину отказа).
· Расширьте реплики, преобразуя диалогические высказывания в монологические и включая в них объяснение своих действий, выражая желание или намерение, советуя, сообщая мнение и т. д.
· Составьте диалог на основе набора реплик, добавляя другие реплики по смыслу.
· Заполните своими репликами пробел между начальным и заканчивающим микродиалогами.
· Составьте диалог из предложенного набора разнохарактерных реплик к заданным ситуациям.
4. Создание ситуаций общения
Предполагает тренировку ситуативного употребления разнообразного
языкового материала, разных функциональных типов речевых высказываний и типов коммуникативного взаимодействия партнеров по общению.
· Составьте диалог по теме к указанной ситуации с учетом коммуникативной задачи на основе программы общения (задается в виде тактики речевого поведения,ключевых образцов, обязательных действий).
· Составьте диалог к серии картинок, используя ключевые слова.
· Составьте диалог по содержанию картинки или фотографии.
· Составьте диалог, используя данные о ситуации, зачин и концовку
УПРАЖНЕНИЯ
1. Двойняшки Ход игры: все играющие получают открытки и не показывают их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток.
2. Карта города. Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант карты города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей.
3. Инсценировки «В магазине», «Интервью», «Найди собеседника», «Прием на работу», «Заказ билетов в театр», «На экскурсии», и так далее.
4. Жмурки Играют все дети. У водящего закрыты глаза. Он ловит "жертву”, спрашивает: - AreyouLena?
- Yes, I’m (Лена стала водить) Если No, I am not водящий задаёт наводящие вопросы.
5.: Игра «бюро находок».
У тебя в бюро находок есть потерянные вещи. Будь вежлив с посетителями.
· Howdoyoudo?
· Hello!
· Have you a red glove?
· Sorry, wehaven’t.
· Haveyou a ball?
· Yes, wehave.
· Istheballblue?
· Yesitis.
· Give me my ball, please.
· Hereyouare.
· Thank you very much. Good-bye.
· Bye-bye.
6. Восстанови содержание интервью при помощи ответов.
1. I’m Boris.
2. I’m thirty years old.
3. I’m a singer.
4. I became a singer 4 years ago.
5. I live in Moscow.
6. I have a good flat.
7. I have two children.
8. My hobby is reading.
9. I likewinterbest.
Общение
По кабинету в разных местах развесить листы с разными вопросами. Учащиеся парами подходят к каждому вопросу и задают их друг другу.
Художник
Ученик 1 держит картину и не показывает её ученику 2. Ученик 1 рассказывает, что нарисовано на картине, а ученик 2 в это время задает уточняющие вопросы и пытается нарисовать. В конце ученик 1 и 2 сверяют свои картины.
9. Старше - моложе. Ход игры: играющим предлагается представить себя моложе или старше и расспросить друг друга с учётом этих возрастных особенностей.
10. Составить вопросы к утвердительным предложениям.
I’m not ready. – Are you ready?