СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ




 

Предлагаемая система упражнений по формированию и развитию навыков и умений диалогической речи учитывает положения, представленные выше.

 

1. Серия упражнений АВСДЕ

 

Предполагает формирование отдельных речевых действий на уровне предложения, которые подчинены решению конкретной коммуникативной задачи (например, назвать себя, представить друга и т. д.) Следующим действием, подлежащим овладению, является запрос аналогичной информации у партнера. Таким образом, происходит овладение конкретными речевыми действиями, обусловленными определенной коммуникативной задачей в рамках типичных ситуаций общения, процессом взаимодействия с партнером с позиции сообщающего информацию на позицию спрашивающего и наоборот.

 

А - обучение утверждению. Например, коммуникативная задача -

представить книгу: Dasist …..

 

В – обучение переспросу, выражению сомнения, предположения.

Коммуникативная задача – выразить сомнение, переспросить:

Istdas (wirklich)….?

С- обучение возражению, отрицанию: Nein, dasistnicht…

Д – обучение запросу информации: Wasistdas?

Е - обучение выражению волеизъявления.

Коммуникативная задача – пригласить вместе поиграть.

Wollenwir dieses Buchlesen!

 

2. Использование диалога-образца.

 

Предполагает овладение учащимися главным образом языковыми средствами ритуализованных диалогов в стандартных ситуациях общения, когда выбор реплик предписан речевым этикетом, обеспечивает тренировку коммуникативного взаимодействия участников диалога, выполнение различных трансформаций с текстом диалога, а также формирование навыков и умений составления диалога по образцу.

 

Работа с диалогом - образцом может проводиться с помощью следующей последовательности упражнений:

· Прослушайте диалог без опоры на текст и ответьте на вопросы поего

содержанию (или подтвердите/ опровергните истинные или ложные утверждения).

· Прослушайте диалог, используя визуальную опору.

· Прослушайте отдельные реплики для отработки правильного произношения и интонации и прочтите диалог хором за учителем/диктором.

· Прочтите диалог по ролям.

· Прочтите диалог с пропущенными словами.

· Прочтите диалог с опорой на ключевые слова.

· Заполните пропуски в репликах диалога.

· Раскройте скобки в репликах диалога.

· Воспроизведите диалог с опорой на реплики отдельного собеседника.

· Воспроизведите диалог, используя зачины реплик или ключевых слов, замещающих каждую реплику.

· Переведите диалог с русского языка на французкий.

· Воспроизведите в ролях весь диалог.

· Самостоятельно расширьте реплики в диалоге в соответствии с коммуникативной задачей.

· Трансформируйте диалог путем изменения одной из реплик.

· Составьте диалог по аналогии с образцом, но в иной ситуации общения.

 

3. Пошаговое составления диалога.

 

Предполагает овладение учащимися тактикой построения диалога в соответствии с речевыми намерениями общающихся и учетом складывающегося между ними взаимодействия.

· Опишите ситуацию и подберите адекватные этой ситуации реплики.

· Опишите ситуацию и подберите адекватную этой ситуации реплику

побуждения.

· Опишите ситуацию, используя определенную реплику побуждения и

подберите адекватную этой реплике реплику реагирования (например, согласия, удивления, одобрения).

· Составьте к этой же ситуации и реплике побуждения реплики иного реагирования (например, отказа).

· Расширьте реплики реагирования (например, укажите причину отказа).

· Расширьте реплики, преобразуя диалогические высказывания в монологические и включая в них объяснение своих действий, выражая желание или намерение, советуя, сообщая мнение и т. д.

· Составьте диалог на основе набора реплик, добавляя другие реплики по смыслу.

· Заполните своими репликами пробел между начальным и заканчивающим микродиалогами.

· Составьте диалог из предложенного набора разнохарактерных реплик к заданным ситуациям.

 

4. Создание ситуаций общения

 

Предполагает тренировку ситуативного употребления разнообразного

языкового материала, разных функциональных типов речевых высказываний и типов коммуникативного взаимодействия партнеров по общению.

· Составьте диалог по теме к указанной ситуации с учетом коммуникативной задачи на основе программы общения (задается в виде тактики речевого поведения,ключевых образцов, обязательных действий).

· Составьте диалог к серии картинок, используя ключевые слова.

· Составьте диалог по содержанию картинки или фотографии.

· Составьте диалог, используя данные о ситуации, зачин и концовку

 

УПРАЖНЕНИЯ

1. Двойняшки Ход игры: все играющие получают открытки и не показывают их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток.

 

2. Карта города. Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант карты города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей.

3. Инсценировки «В магазине», «Интервью», «Найди собеседника», «Прием на работу», «Заказ билетов в театр», «На экскурсии», и так далее.

4. Жмурки Играют все дети. У водящего закрыты глаза. Он ловит "жертву”, спрашивает: - AreyouLena?
- Yes, I’m (Лена стала водить) Если No, I am not водящий задаёт наводящие вопросы.

5.: Игра «бюро находок».

У тебя в бюро находок есть потерянные вещи. Будь вежлив с посетителями.

· Howdoyoudo?

· Hello!

· Have you a red glove?

· Sorry, wehaven’t.

· Haveyou a ball?

· Yes, wehave.

· Istheballblue?

· Yesitis.

· Give me my ball, please.

· Hereyouare.

· Thank you very much. Good-bye.

· Bye-bye.

6. Восстанови содержание интервью при помощи ответов.

1. I’m Boris.

2. I’m thirty years old.

3. I’m a singer.

4. I became a singer 4 years ago.

5. I live in Moscow.

6. I have a good flat.

7. I have two children.

8. My hobby is reading.

9. I likewinterbest.

Общение

По кабинету в разных местах развесить листы с разными вопросами. Учащиеся парами подходят к каждому вопросу и задают их друг другу.

Художник

Ученик 1 держит картину и не показывает её ученику 2. Ученик 1 рассказывает, что нарисовано на картине, а ученик 2 в это время задает уточняющие вопросы и пытается нарисовать. В конце ученик 1 и 2 сверяют свои картины.

9. Старше - моложе. Ход игры: играющим предлагается представить себя моложе или старше и расспросить друг друга с учётом этих возрастных особенностей.

10. Составить вопросы к утвердительным предложениям.

I’m not ready. – Are you ready?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: