1. Вводная гимнастика. Организованное систематическое выполнение специально подобранных упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма.
Типичные черты методики:
- примерная продолжительность 5-7 мин;
- состоит из 6-8 упражнений, близких по структуре и воздействию к рабочим операциям;
- темп в соответствии с темпом рабочих движений или чуть выше.
2. Физкультурная пауза. Выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного эффекта повышения оперативной работоспособности.
Типичные черты методики:
- периодичность проведения зависит от напряженности трудовой деятельности и появления признаков утомления (обычно через 2,5-3 ч работы до обеда и 1,5-2 ч после обеда);
- комплекс упражнений, состоящий из 5-7 упражнений, подбирается так, чтобы обеспечивалось переключение деятельности на группы мышц, не принимавших участия в работе;
- если трудовые движения отличаются разнообразием, включаются растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения.
3. Физкультурные минутки. Кратковременные перерывы в работе, позволяющие расслабить мышечные группы, участвующие в работе, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела.
Типичные черты методики:
- длительность 1-2 мин, 2-3 физических упражнения;
- число и периодичность проведения зависит от способностей трудового процесса и физического состояния работающих;
- в среднем за рабочий день выполняются от 2 до 5 раз (вне зависимости от других форм производственной гимнастики).
4. Физические упражнения в режиме отдыха во время рабочего дня. прогулочная ходьба, настольный теннис, бадминтон, волейбол, общеразвивающие гимнастические и дыхательные упражнения, водные процедуры во время обеденного перерыва и сразу после рабочего дня.
|
Физическая культура в быту трудящихся
Функции:
1. Удовлетворение потребности людей в общении (коммуникативная функция)
2. Оптимизация физического состояния человека (развитие двигательных качеств, формирование телосложения, укрепление функциональных систем)
3. Организация здорового досуга и восстановление работоспособности после производственной деятельности
4. Предупреждение асоциальных привычек, таких как алкоголизм, курение, наркомания и др. (социально0профилактическая функция)
5. Воспитание культуры управления собственным психическим состоянием (психорегулирующая функция)
6. Формирование красивого телосложения и понимание эстетики движений (эстетическая функция)
7. Физическое самовоспитание и воспитание детей в условиях совместных занятий (педагогическая функция).
Направления и формы использования:
1. Базово-пролонгирующее направление. Сохранить (пролонгировать) уровень общей физической подготовленности (ОФП), который достигнут в процессе физического воспитания в государственных образовательных учреждениях.
Формы: а) секции ОФП; б) самостоятельные занятия.
2. Гигиеническое и рекреативное направление. Оперативная оптимизация состояния человека в условиях повседневного быта и отдыха.
Формы: а) утренняя гигиеническая гимнастика; б) водные процедуры; в) походы выходного дня; г) массовые игры и соревнования; д) купание и плавание; е) рыбная ловля, походы за грибами.
|
3. Оздоровительно-реабилитационное направление. Помощь средствами физического воспитания больным людям в достижении социально-профессиональной полноценности, на которую они способны.
Формы: а) группы ЛФК; б) группы здоровья; в) самостоятельные занятия.
4. Базовый спорт. Занятия различными видами спорта в коллективах физической культуры.
Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте
Задачи:
1. Содействовать творческому долголетию и сохранению здоровья (остаточного здоровья)
2. Задержать процессы старения и обеспечить сохранность работоспособности
3. Обеспечить сохранность жизненно важных двигательных навыков и умений
4. Пополнить и углубить знания, необходимые для самостоятельного применения средств физического воспитания
Средства. Применяются легко дозируемые и малоинтенсивные физические упражнения; гигиеническая и лечебная гимнастика, средства основной гимнастики; циклические упражнения, такие как дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде и др.; игры(городки, бадминтон, теннис, бильярд и др.)
Формы: коллективные (группы здоровья, секции ОФП, клуб любителей бега, туристические походы); самостоятельные занятия; труд на открытом воздухе, организованный по правилам рационального дозирования нагрузки.
Организация занятий:
1. Разница в возрасте зачисляемых в одну и ту же группу не должна быть более 5-10 лет.
2. Наполняемость группы 20-25 чел.
3. По состоянию здоровья на основе данных медицинского контроля выделяются три группы занимающихся: первая – практически здоровые и достаточно физически подготовленные, вторая – практически здоровые, но не достаточно физически подготовленные, а также те, которые имеют компенсированные функциональные отклонения или начальные формы заболеваний, третья – люди со сниженными приспособительными возможностями, имеющие отклонения в состоянии здоровья.
|
4. Третья группа должна заниматься в специальных кабинетах ЛФК.
5. Частота занятий – 2-3 раза в неделю, преимущественно на открытом воздухе.
6. Занятия подчиняются трехчастной структуре организации [9].
Содержание, организация, методика проведения спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в оздоровительном лагере
Физическое воспитание детей в лагерях - это очень сложный и многогранный вопрос. Одним из основных направлений деятельности детских лагерей является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований.
Специфичность работы оздоровительных лагерей обусловлена кратким сроком пребывания детей. Но, тем не менее, это не снимает меру ответственности за сохранение здоровья и укрепление детского организма, а, наоборот, в новой для ребенка среде следует создать все необходимые условия для улучшения его самочувствия (физического, психического) через организацию различных форм оздоровления.
При организации оздоровительной работы необходимо руководствоваться программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, в которой представлены оптимальные средства, приемы, методы и формы оздоровления детей и подростков.
Оздоровление в воспитательно-оздоровительном учреждении образования - это оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок, соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам, гигиенические навыки и правильный образ жизни (в том числе антиалкогольный и антинаркотический). Особое внимание в системе оздоровления в лагере следует уделять профилактической работе.
Общее руководство и главная ответственность за реализацию всех задач и направлений деятельности воспитательно-оздоровительного учреждения, в том числе физического воспитания детей, возлагаются на его директора (начальника лагеря).
Начальник лагеря и его заместитель обязаны создать условия для активных занятий физической культурой и спортом для всех детей; осуществлять общий контроль за работой по физическому воспитанию и обучению плаванию, четким и согласованным участием в физкультурно-оздоровительной работе лагеря всего педагогического коллектива (вожатых, воспитателей) и медицинского работника.
Непосредственную ответственность за планирование и общее руководство физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой несут инструктор по физической культуре и инструктор по плаванию (если последний включен в педагогический штат ДОЛ).
Инструктор по физической культуре:
- планирует, организует и проводит физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с обучающимися в группах, спортивных секциях, в целом по учреждению образования во внеучебное время, в период их оздоровления с учетом возраста, пола, физической подготовленности.
- принимает участие в реализации программ воспитания по направлению деятельности. Обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий и занятий избранным видом спорта.
- осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
- организует консультации и оказывает помощь обучающимся и педагогическим работникам по вопросам методики обучения двигательным умениям, навыкам и развитию физических качеств.
- осуществляет мониторинг развития кондиционных и координационных способностей обучающихся, содействует их развитию.
- формирует интерес к занятиям физической культурой и спортом.
- внедряет в практику проведения учебных занятий новые формы спортивной и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися.
- осуществляет взаимодействие с государственными и общественными спортивными и физкультурными организациями, клубами.
- строго выполняет правила безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
- участвует в обеспечении образовательного процесса при проведении занятий по физическому воспитанию необходимым спортивным оборудованием и инвентарем.
- ведет установленную документацию, отчетность.
Инструктор по физической культуре привлекает к проведению спортивно-
массовой работы инструктора по плаванию, вожатых и воспитателей отрядов.
Инструктор по плаванию:
- выявляет не умеющих плавать ребят в каждой смене, составляет их списки и на этой основе комплектует группы и составляет график их занятий по отрядам с включением мероприятий по обучению плаванию в общий план работы лагеря;
- привлекает в качестве помощников воспитателей, вожатых и совместно с ними организует и проводит занятия по обучению детей плаванию и отвечает за результаты обучения;
- проводит занятия по изучению приемов спасения и оказания первой помощи тонущим;
- организует и проводит соревнования по плаванию, общелагерный водный праздник;
- готовит инвентарь для обучения плаванию;
- ведет учет результатов работы по обучению детей плаванию, представляет отчет за смену.
Инструктор по физической культуре помогает вожатым составить план физкультурно-оздоровительных мероприятий в отряде на смену, проводит с ними инструктивные занятия по вопросам методики проведения утренней зарядки, подвижных игр, соревнований, организации купания, предупреждению травматизма при занятиях физическими упражнениям и оказанию первой помощи, оформлению спортивного уголка (газеты) в помещении отряда и др.
Вожатый отряда:
- проводит совместно с инструкторами по физкультуре и плаванию занятия по физической культуре и спорту, плаванию и туризму, внутриотрядные соревнования по программе спартакиады и различным видам спорта, комплектует команды для участия в общелагерных соревнованиях;
- обучает актив отряда играм, организует отряд на зарядку, проводит экскурсии и походы с играми на местности;
- организует и проводит совместно с врачом мероприятия по закаливанию;
- помогает инструктору при обучении детей плаванию, отвечает за порядок при купании, а также за выполнение отрядом лагерного режима.
Педагог-воспитатель:
- принимает активное участие в проведении всех массовых мероприятий по физическои культуре и спорту в отряде и лагере в целом;
- обеспечивает педагогическую направленность в самостоятельных занятиях детей играми и физическими упражнениями.
Врач лагеря
- отвечает за систематическое проведение мероприятий по закаливанию и обеспечивает медицинское обслуживание на спортивных соревнованиях, на занятиях по плаванию и купаниях;
- определяет детям режим физических нагрузок (общий или щадящий) с учетом их деления на основную, подготовительную и специальную медицинские группы (на основании медицинских справок, углубленного медосмотра в лагере), визирует допуск детей к участию в соревнованиях;
- все мероприятия физкультурно-оздоровительного и спортивного характера проводятся в лагере под контролем и постоянным наблюдением медицинских работников.
Медицинские работники оздоровительной организации совместно с педагогическими работниками, тренерами-преподавателями по спорту организуют гигиеническое воспитание детей:
- проводят мероприятия по формированию здорового образа жизни, мотивированного поведения по сохранению собственного здоровья (игры, викторины, Дни здоровья, вечера вопросов и ответов). Выбор тематики мероприятий осуществляется с учетом актуальности (предупреждение отравления ядовитыми грибами, растениями, ягодами; профилактика детского травматизма; о вреде курения, о вреде алкоголя, о вреде употребления наркотиков; гигиена юноши и девушки; о профилактике венерических заболеваний и СПИДа; правила личной гигиены);
- обучают детей навыкам слежения за состоянием функциональных систем организма и использования их на практике (определение пульса и частоты дыхания в покое, при физической нагрузке разной интенсивности), параметрами массы и роста, динамической силы мышечной системы.
Руководитель оздоровительной организации совместно с медицинскими работниками оздоровительной организации должен обеспечить разработку и выполнение комплекса мер по реализации запрета курения (потребления) табачных изделий на территории и в помещениях оздоровительной организации.
Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в лагере нельзя широко развернуть без помощи физкультурного актива и совместной работы инструкторов физкультуры, плавания с вожатыми отрядов и всего педагогического коллектива ДОЛ. Важно в начале каждой смены путем опроса во время записи при медицинском осмотре во всех отрядах выявить, кто в школе был физоргом класса, капитаном команды спортивной секции, учащихся ДЮСШ, спортсменов-разрядников. В первые два дня на сборах отрядов нужно избрать физоргов, записать кто имеет или желает получить навыки юных инструкторов и судей по видам спорта.
Физорг отряда
Помогает вожатому отряда планировать и проводить физкультурную работу. Отвечает за организацию утренней гимнастики в отряде. Организует под руководством юных инструкторов занятия спортивных секций, кружков. Готовит сборные команды отряда к лагерной спартакиаде, игре «Зарница», смотру строя. Помогает оформлять физкультурный уголок.
Ведет учет физкультурной работы и участия детей в спортивных мероприятиях отряда, лагеря. Проводит вместе с юными инструкторами, судьями различные соревнования, товарищеские встречи