Дополнительный профиль (Нагрузка)




Если позволяет нагрузка педагога, его уровень и материально-техническая база учреждения дополнительного образования или школы, то в планирование можно (а на самом деле желательно) включить разделы Дополнительного модуля.

Они включают в себя такие разделы, как Общефизическая подготовка, Туристская фотография и Основы выживания в условиях автономного существования.

 

Условия для реализации программы.

 

1. Опыт педагога. Для реализации программы необходимо, чтобы педагог (руководитель туристской группы) имел туристскую квалификацию, соответствующую той спортивной программе, которую он для себя наметил. Так, для подготовки группы только по Базовому модулю педагогу достаточно иметь опыт участия в пеших или водных туристских походах 1 категории сложности. Для работы по Пешеходному профилю необходимо иметь опыт руководства походом не ниже 1 категории сложности, а при включении в план тем из горного, водного и других профилей — опыт руководства походом данного вида не ниже 2 категории сложности и звание Инструктора детско-юношеского туризма или Инструктора туризма.

2. Материально-техническая и учебно-методическая база. Требования к материально-техническому оснащению учебного процесса зависят от используемых модулей. Для реализации одного Базового модуля достаточно иметь небольшое помещение для занятий с группой, комплект группового снаряжения для непродолжительных походов по Средней полосе, рассчитанный на количество занимающихся в группе и комплект наиболее дорогостоящего личного снаряжения, как-то: рюкзаки, спальные мешки, штормовки. Впоследствии дети приобретут себе личное снаряжение, но на первых порах целесообразнее ходить с казенным — не у каждой семьи есть возможность единовременно экипировать ребенка для похода. Для реализации профильных модулей требуется уже специальное снаряжение, как личное, так и групповое. Помимо снаряжения хорошо бы иметь наглядные пособия по топографии, медицине, полезно самостоятельно вместе с детьми сделать стенд по туристским узлам. Это позволит детям более подробно изучить используемые в туризме узлы. Для размещения всего этого хозяйства хорошо бы иметь небольшое подсобное помещение под склад и классную комнату с доской для постоянных занятий группы, где бы можно было разместить наглядные пособия, фотоотчеты о походах, сделанные ребятами и т.п.

3. Технические средства обучения. Оправляясь в поход, туристы обычно, помимо фотоаппарата, берут еще и видеокамеру. Поэтому полезно время от времени устраивать на занятиях групповые просмотры походных видео дневников или слайдов. Для этой цели необходимо иметь видеомагнитофон или видеоплеер с телевизором и слайд-проектор. Очень полезным может оказаться персональный компьютер, с помощью которого подготавливаются отчеты о походах, а выход в сеть Интернет позволяет находить оперативную информацию о районах путешествий, отчеты о походах других групп, связываться с туристами и туристскими организациями из других городов.

4. Связь с туристскими организациями. Педагогу, работающему в области туризма, следует наладить связь с вышестоящими туристскими и образовательными организациями. Такими организациями могут быть Окружное управление образования (в лице ответственного за внешкольную работу), Окружной центр детского туризма (это и библиотека туристской литературы, и детская МКК, и более опытные педагоги, которые могут помочь молодому руководителю в организации работы), Городская станция юных туристов, Городской Клуб туристов.

5. Финансирование походов. Очень многие, особенно дальние, походы невозможно будет реализовать без финансирования со стороны Комитета образования. Поэтому педагогу следует своевременно подавать заявку на проведение походов с детьми в Сеть оздоровительных

мероприятий Комитета образования. Возможна помощь муниципалитетов и управ, а также привлечение спонсорских средств.

 

Критерии оценки результатов

 

Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:

— сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав группы изменился менее чем на 30%);

— постоянный рост спортивно-технического мастерства (от участия в степенных походах к участию в походах 3-4 категории сложности);

— рост уровня спортивных достижений команды (выступление на соревнованиях, слетах);

— привлечение старших воспитанников к судейству на окружных и городских соревнованиях;

— сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы;

— привлечение старших воспитанников к работе в должности педагога дополнительного образования для дальнейшей реализации данной программы.

 

Способы оценки результатов.

 

Для оценки качества знаний, умений и навыков учащихся следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так, в конце каждого года обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам.

По завершении изучения Базового курса учащиеся должны уметь самостоятельно разрабатывать маршруты походов по равнинной части до 1 категории сложности, составлять и рассчитывать продуктовую раскладку, перечень группового и личного снаряжения, рассчитывать вес рюкзака.

В связи с этим целесообразно контроль практических навыков в этой области провести с использованием так называемой Проектной методики. Т.е. предложить учащимся самостоятельно разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. Нет большей награды, чем практическая реализация того проекта, который ты сам разработал. Не следует забывать, что педагог работает не для себя, а для детей, поэтому желательно, чтобы районы походов предлагались самими детьми. А для того, чтобы они имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует в рамках изучения темы «Краеведческая подготовка» провести семинар по районам путешествий. Причем, важно, чтобы дети самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала и в небольших дополнениях к сообщению.

Уровень технического мастерства проверяется на соревнованиях, которые проводят местные и городские туристские органы.

Уровень спортивного мастерства может быть оценен в присвоении очередных спортивных разрядов и званий.

Все вышеизложенные рекомендации были мной практически проверены на протяжении четырех лет при подготовке детей по некоторым разделам данной программы.

 

Прогнозируемые результаты

 

При изучении Базового модуля учащиеся могут сдать нормативы на 1, 2 и 3-й юношеские спортивные разряды по туризму, а также на значки «Юный турист России» и «Турист России»;

При изучении профильных модулей, в соответствии с Инструкцией МДО и Разрядными требованиями, учащиеся имеют возможность сдать нормативы вплоть до 1-го взрослого разряда по спортивному туризму.

Качество практических навыков проверяется на соревнованиях, проводимых ЦДЮТЭ и МосГорСЮТур. Улучшение результатов команды — критерий спортивно-технического роста учащихся. Возможна сдача нормативов на спортивные разряды по туристскому многоборью.

 

Апробация разделов программы

 

В течение 1997—2000 годов, работая с группой учащихся гимназии № 1527 ЮОУО МКО по некоторым разделам данной программы (Базис, Пешеходный и Горный профили), мы достигли следующих результатов.

— Контингент учащихся практически не изменился. Основные изменения произошли в первый год обучения, в дальнейшем команда занималась и ходила в походы постоянным составом.

— Весной 1998 года команда совершила свой первый дальний поход — пеший 3 степени сложности по Крыму. В течение 1998-2000 годов шло постепенное нарастание сложности походов, и летом 2000 года команда прошла поход 3 категории сложности по Западному Саяну в рамках 55 Первенства Москвы по туризму.

— Участвуя в окружных и городских соревнованиях, команда показала заметный рост спортивно-технического мастерства. В первый год обучения (1998) команда занимает 14 место на Первенстве Москвы по туризму, в 1999 году на Первенстве команда занимает 3 место по виду Туристский поход, в окружном слете Осенние Совы — 3 место по виду «Контрольный туристский маршрут», в 2000 году команда занимает на Первенстве 3 место по виду «Конкурсная программа», а на осеннем окружном слете двое участников занимают второе место в ночном ориентировании, проводимом Федерацией ориентирования.

— В 1999/2000 учебном году самый старший участник команды прошел поход 1 категории сложности в должности заместителя руководителя, показав тем самым достаточно высокий уровень подготовленности, некоторые члены команды были привлечены к судейству на окружных соревнованиях, проводимых Южным округом Москвы, Осенние совы-2000[2].



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Содержание темы Количество часов  
  Теория Семинары Практика
           
Базовый модуль (Базис)  
Блок Б1. Азбука туризма. Всего 44 часа        
1. Введение в туризм        
2. История развития туризма в России        
3. Этика туризма.3аконы туристов.        
4. Этапы подготовки туристского путешествия. Стратегия и тактика походов        
5. Основные туристские обязанности        
6. Практическое занятие Разработка маршрута похода        
Блок Б2 Ориентирование и топография Всего 185 часов        
1. Местность, основные понятия и определения.        
2. Топографическая подготовка        
3. Топографическая карта        
4. Ориентирование        
5. Работа с компасом и картой        
б. Ориентирование на маршруте        
7. Практические занятия по ориентированию и топографии:        
7.1. Работа с компасом, определение азимутов, движение по заданным азимутам;        
7.2. Решение задач по карте местности;        
7.3. Работа с картой и компасом (ориентирование карты, способы ориентирования карты, определение точки стояния, сличение карты с местностью;        
7.4. Движение на местности с помощью карты (подготовка маршрута, составление плана-графика движения;        
7.5. Определение расстояний на местности;        
7.6. Составление плана местности.        
Блок БЗ. Основы медицинских знаний Всего 28 часов        
1. Гигиена туриста        
2. Раны и кровотечения        
3. Основные виды травм        
4. Характерные заболевания в походе и их профилактика        
5. Уход за больным в походе        
б. Походная, групповая и личная аптечки.        
7. Практические занятия по теме "Основы медицинских знаний":        
7.1. Оказание первой помощи при ранениях;        
7.2. Оказание первой помощи при травмах.        
Блок Б4 Организация питания в походе Всего 12 часов        
1. Питание в походе: его значение и особенности.        
2. Пищевая раскладка и ее составление. Требования к раскладке.        
3. Подготовка, транспортировка и хранение продуктов в походе        
4. Практические занятия по теме «Питание»:        
5. Разработка пищевой раскладки на поход;        
6. Упаковка и подготовка продуктов к транспортировке в походе.        
Блок Б5. Туристское снаряжение Всего 62 часа        
1. Туристское снаряжение и требования к нему        
2. Уход за снаряжением и его ремонт        
3. Практические занятия по теме "Туристское снаряжение":        
3.1. Составление перечня снаряжения для похода;        
3.2. Постановка палатки;        
З.3. Укладка рюкзака.        
Блок Б6. Гидрометеорология Всего 10 часов        
1. Метеонаблюдения в походе: основные принципы и правила        
2. Признаки изменения погоды        
             

 

  Блок Б7. Экологическая подготовка туриста Всего 86 часов      
  1. Охрана природы и значение окружающей среды для человека      
  2. Заповедники и заказники России.      
  3. Экологическая работа в туристском походе      
Блок Б8. Краеведческая подготовка туриста Всего 370 часов        
1. Краеведческая деятельность и ее значение в развитии личности.        
2. Краеведческая работа в туристском походе        
3. Туристские возможности одного края        
4. Обзор туристских районов России.        
5. Работа над краеведческими заданиями, изучение районов походов.        
Блок Б9. Туристские узлы Всего 8 часов        
1. Назначение и виды туристских узлов.        
2. Техника вязания узлов.        
Блок Б10. Безопасность туризма Всего 18 часов        
1. Инструктаж по ТБ в туристском походе        
2. Обеспечение безопасности в походе и причины аварий.        
3. Обзор аварийных ситуаций и их анализ.        
4. Поисково-спасательная служба и ее деятельность        
5. Сигналы бедствия и взаимодействие со спасателями        
Блок Б11. Туристские соревнования Всего 214 часов        
1. Туристские соревнования, их виды и значение в подготовке туриста.        
2. Разрядные требования по спортивному туризму        
З. Участие в туристских соревнованиях.        
Блок Б12. Туристские биваки Всего 32 часа        
1. Туристские биваки и требования к ним.        
2. Бивачные работы, принципы организации и проведения.        
3. Особенности организации биваков зимой.        
4. Костры и костровое хозяйство.        
ИТОГО  
Теоретических занятий 79 часов      
Практических занятий в помещении   252 часа    
Практических занятий на местности     738 часов  
ВСЕГО 1069 часов  
                         

 


 

Содержание темы Количество часов
Теория Семинары Практика
         
Основной модуль (Профиль)
Блок ОП. Техника пешеходного туризма Всего: 93 часа      
ОП1 Особенности пешеходного туризма      
ОП2 Категорирование препятствий в пешеходном туризме      
ОПЗ Снаряжение для пешеходного туризма      
ОП4 Категорирование пешеходного похода      
ОП5 Страховка и самостраховка в пешем походе      
ОП6 Преодоление препятствий в пешем походе      
ОП7 Техника передвижения по тропам и дорогам      
Блок ОГ. Техника горного туризма Всего: 134 часа      
ОГ1 Особенности горного туризма      
ОГ2 Категорирование препятствий в горном туризме      
ОГЗ Снаряжение для горного туризма      
ОГ4 Техника движения по травяным склонам      
ОГ5 Техника движения по снежно-ледовым склонам      
ОГ6 Техника движения по скалам      
ОГ7 Страховка и самостраховка в горном походе      
ОГ8 Особенности ориентирования в горах      
ОГ9 Особенности питания в горном походе      
ОГ10 Жизнь гор, особенности горного рельефа, формы горного рельефа      
Блок ОЛ. Техника лыжного туризма Всего: 88 часов      
ОЛ1 Особенности лыжного туризма      
ОЛ2 Снаряжение для лыжного туризма      
ОЛЗ Техника движения по снегу      
ОЛ4 Обеспечение безопасности в лыжном походе      
ОЛ5 Страховка и самостраховка в лыжном походе      
ОЛ6 Особенности питания в лыжном походе      
Блок ОВ. Техника водного туризма Всего: 132 часа      
ОВ1 Особенности водного туризма      
ОВ2 Теория судна      
ОВЗ Категорирование препятствий в водном туризме      
ОВ4 Снаряжение для водного туризма      
ОВ5 Категорирование водного маршрута      
ОВ6 Страховка и самостраховка в водном походе      
ОВ7 Преодоление препятствий в водном походе      
ОВ8 Обеспечение безопасности в водном походе      
ОВ9 Лоция      
ОВ10 Техника управления гребным судном      
Блок ОР. Техника парусного туризма Всего: 106 часов      
ОР1 Теория судна      
ОР2 Лоция      
ОРЗ Навигация      
ОР4 Категорирование парусных походов      
ОР5 Техника управления парусным судном      
ОР6 Снаряжение для парусного туризма      
ОР7 Такелажное дело      
ОР8 Безопасность в парусном походе      
           

 

Дополнительный модуль (Нагрузка)
Блок ДФ. Физическая подготовка туриста Всего: 182 часа      
ДФ1 Значение физической подготовки для туриста      
ДФ2 Общефизическая подготовка туриста      
Блок ДП. Фотография в туризме Всего: 94 часа      
ДП1 Особенности туристской фотографии      
ДП2 Приборы и материалы, применяемые в фотографии      
ДП3 Основные понятия фотографии      
ДП4 Законы композиции кадра      
ДП5 Практическая фотография      
Блок ДА. Автономное существование Всего: 80 часов      
ДА1 Проблемы выживания человека в условиях изоляции      
ДА2 Факторы риска      
ДА3 Психология выживания      
ДА4 Практика выживания      
           


ПРОГРАММА

 

Базовый модуль (Базис)

 

Блок Б1. Азбука туризма.

Введение. Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для человека и для государства. Виды туризма; особенности пешеходных походов. Нормативы значков "Юный турист России" и "Турист России". Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ кинофильма или диафильма). Последовательность подготовки путешествия: знакомство с районом, принципы формирования туристской группы, изучение отчетов других групп, план-график похода, нормы скорости, классифицирование туристских походов по сложности. Стратегия и тактика туристских походов. Схемы построения маршрутов. Заполнение анкет (туристских паспортов) кружковцев. История туризма. Структура туристских органов. Маршрутно-квалификационные комиссии и их функции. Основные нормативные документы по спортивному туризму. Законы туристов (туристская этика). Кодекс путешественника. Права и обязанности руководителя и участников, основные туристские обязанности. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Отчет о походе, методика составления отчета, виды отчетов о походе (фотоотчет, дневник, техническое описание).

Практические занятия (семинары). Разработка маршрутов походов, способы классифицирования маршрутов, составление отчетов о пройденных походах.

Блок Б2. Ориентирование и топография.

 

Понятие местности, понятие рельефа, местные предметы, типовые формы рельефа, как-то: гора, хребет, котловина, лощина, седловина, основные разновидности местности: равнинная, холмистая, горная, лесистая, болотистая, лесисто-болотистая, пустынная.

Понятие ориентирования, необходимость ориентирования, виды топографических материалов, как-то: карта, план, кроки, абрис, аэрофотосъемка. Типы карт: общегеографические, топографические, специальные. Масштаб, масштабность карт: мелко-, средне-, крупномасштабные. Определение масштаба, номенклатура, старение карт, генерализация карт.

Содержание карты: топографические знаки, масштабы, рамка, зарамочное оформление, поле карты, сетка, магнитное склонение, шкала заложении, условные знаки, топографические знаки. Виды знаков: линейные, фигурные, площадные, пояснительные; масштабные и внемасштабные знаки. Группы знаков: дороги, населенные пункты, гидрография, растительность, рельеф, пояснительные и специальные знаки.

Сущность ориентирования, из чего складывается ориентирование, подготовка к ориентированию, стороны горизонта, азимут, отличие азимута от угла, азимутальное кольцо, средства и условия для ориентирования, измерение азимутов, способы ориентирования в пространстве: по компасу, по звездам, по Солнцу, по Луне, по местным предметам. Ориентирование во времени, определение расстояний.

История и устройство компаса, виды компасов, задачи, решаемые с помощью компаса: метод засечек, метод обратных засечек, определение точки стояния, ориентирование во времени.

Прокладка маршрута, составление плана-графика движения, высотная диаграмма маршрута, коэффициент перепада высот, дежурные проводники, протокол движения. Виды и правила разведки на маршруте. Описание местности (техническое описание маршрута), действия при потере ориентировки, съемка местности (составление плана местности).

Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение; заложение, отметка, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов.

План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Что такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная карта. Обязанности топографа тургруппы. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению.

Условия ориентирования в походе на открытой и закрытой местности (при потере обзора), при наличии и отсутствии карт, на местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы ориентирования в различных условиях летом и зимой. Обязанности проводников и разведчиков.

Магнитные свойства. Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования втуристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный, азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).

Практические занятия, семинары: работа с компасом, определение азимутов, движение по заданным азимутам; решение задач по карте местности; работа с картой и компасом (ориентирование карты, способы ориентирования карты, определение точки стояния, сличение карты с местностью); движение на местности с помощью карты (подготовка маршрута, составление плана-графика движения); определение расстояний на местности; составление плана местности.

Блок Б3. Основы медицинских знаний.

Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.

Купание в походе. Предупреждение переохлаждения и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Первая помощь при утоплении. Бледное и синее упопление. Отличия в оказании первой помощи. Причины смерти при утоплении. Содержание и комплектация групповой и индивидуальной походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка пострадавшего.

Акклиматизация и адаптация. Необходимость планирования маршрута с учетом акклиматизации группы. Последствия недостаточной акклиматизации.

Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды, Правила использования химических средств защиты от кровососущих насекомых. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль над соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.

Уход за больным в походе.

Медицинский контроль, его необходимость при подготовке похода и комплектации группы.

Практические занятия. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута.

 

Блок Б4. Организация питания в походе.

 

Значение правильной организации питания в походе. Оценка энергозатрат. Назначение питания. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. Их соотношение в суточном рационе взависимости от условий похода. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требования к разнообразию питания в походе и к весу продуктов.

Составление меню и раскладка продуктов. Учет расхода продуктов. Способы термообработки пищи, достоинства и недостатки каждого из них. Хранение продуктов впути. Способы расфасовки продуктов, их преимущества и недостатки.

Возможность пополнения пищевых запасов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений, грибов. "Неприкосновенный запас" продуктов, карманное питание.

Опасность пищевых отравлений и отравлений грибами. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

Практические занятия (семинары): Разработка пищевой раскладки на поход; способы упаковки продуктов, подготовка продуктов к транспортировке.

Блок Б5. Туристское снаряжение.

 

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске, непромокаемость. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету. Выбор снаряжения в зависимости от маршрута. Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. Ремонтный набор, его комплектация. Демонстрация снаряжения.

Практические занятия. Укладка рюкзака. Постановка палатки. Ремонт снаряжения.

 

Блок Б6. Гидрометеорология.

Необходимость ведения метеорологических наблюдений в походе, значение характера погодных условий для успеха похода. Виды простейших наблюдений. Природные условия: температура, атмосферное давление, влажность, ветер. Признаки устойчивой хорошей и ясной погоды и перемены ее на ненастную и наоборот. Признаки приближения грозы. Предсказание погоды по местным признакам. Дневник наблюдений.

Практические занятия (семинары): Отработка навыков правильной работы с метеорологическими приборами, описание местных признаков погоды, предсказание погоды.

Блок Б7. Экологическая подготовка туриста.

Законы об охране природы, охоте, рыболовстве. Значение окружающей среды для жизни человека. Памятники природы, заказники, заповедники, национальные парки. Особенности совершения туристских походов в природоохранных зонах (заповедниках, национальных парках). Красная книга природы. Исчезающие виды растений и животных родного края. Формы экологической работы в туристском походе.

Практические занятия (семинары): Изучение экологического состояния района похода; экологическая работа на маршруте.

 

Блок Б8. Краеведческая подготовка туриста.

Понятие термина "краеведение". Формы краеведческой деятельности туристов. Общественное и нравственное значение краеведческой деятельности.

Виды походных краеведческих заданий. Методика выполнения походных краеведческих заданий. Знакомство с природой, историей, культурой родного края. Туристские возможности родного края. География России. Знакомство с основными туристскими районами страны.

Практические занятия (семинары): Проведение семинара по туристским районам России (заслушивание докладов кружковцев, просмотр слайдов, фильмов), работа над походными краеведческими заданиями; изучение районов предстоящих походов.

Блок Б9. Туристские узлы.

 

Определение узла, требования к узлам, группы узлов по назначению. Основные туристские узлы: прямой, академический, шкотовый, брамшкотовый, булинь (беседочный), булинь на себе, стремя, штык простой, штык со шлагом, штык рыбацкий, встречный, проводник-восьмерка, австрийский проводник, простой проводник, ткацкий узел, грейпвайн, двойной булинь, заячьи уши, схватывающий узел (прусс); достоинства и недостатки узлов.

Практические занятия (семинары): Изучение, отработка и закрепление навыков вязания основных туристских узлов.

 

Блок Б10. Безопасность туризма.

 

Первичный и плановые (предпоходные) инструктажи по технике безопасности в туристском походе, правила купания в походе, правила передвижения по автомобильным дорогам, правила дорожного движения, поведение в поездах и общественном транспорте.

Причины аварий в туристском походе: объективные и субъективные, как-то: плохая физическая, техническая, тактическая подготовка, низкая дисциплина в группе, недостаточный опыт и низкий авторитет руководителя, перенос опыта одного района на другой, слабое знание района и условий похода, переоценка возможностей группы, резкое изменение погоды, плохо подготовленное снаряжение.

Международный свод сигналов бедствия, способы подачи сигналов в различных ситуациях, наземные сигналы для самолета (вертолета), носимый аварийный запас (НАЗ), пиротехнические сигнальные средства, правила безопасности при обращении с ними, недопустимость ложных сигналов, действия при получении сигнала бедствия. Средства радиосвязи, правила и порядок ведения радио переговоров.

Российская поисково-спасательная служба, ее задачи. Правила регистрации туристской группы в контрольно-­спасательном отряде, сообщение в ПСС (форма 6-Тур).

Практи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: