Дополнительный модуль (Нагрузка)




 

Блок ДФ. Физическая подготовка туриста.

 

Значение физической подготовки для туриста. Общая и специальная физическая подготовка. Значение закаливания организма. Утренняя зарядка. Аэробные и анаэробные свойства организма. Специальные упражнения для развития анаэробного дыхания, силовой выносливости, скорости, равновесия. Упражнения для развития мышц рук, шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Особое значение укрепления мышц спины и ног. Упражнения на расслабление.

Систематичность тренировок. Силовая и маршевая подготовка. Бег на выносливость. Кроссы, марш-броски с грузом и без груза по пересеченной местности.

Тесты физической подготовленности к туристским походам различной сложности.

 

Блок ДП. Фотография в туризме.

 

Понятие фотографии. Применение фотографии в туризме. Отличия туристкой технической от художественной фотосъемки.

Приборы и материалы, применяемые в фотографии. Устройство фотоаппарата. Объектив. Типы сменных объективов. Бленда, светофильтр, тросик, штатив, струбцина, фотовспышка, фотоэкспонометр. Типы фотоаппаратов, их возможности. Фотоматериалы. Фотопленка, фотобумага. Светочувствительность пленки. Негативная и позитивная фотопленки.

Техника фотосъемки. Понятие об оптическом рисунке. Освещение. Экспозиция кадра. Выдержка, диафрагма. Способы и средства определения экспозиции.

Практические приемы фотосъемки. Особенности различных видов съемки: пейзажа, натюрморта, портрета.

Репортажная съемка в походе. Требования к техническому фотоснимку. Особенности фотосъемки в горах. Планирование фотосъемки в походе. Расчет необходимого количества фотопленки. Панорамная фотосъемка. Репродукционная фотосъемка.

Особенности цветной и черно-белой фотосъемки.

Обработка фотоматериалов. Фотоувеличитель. Приборы и материалы для фотопечати. Фотопроцессы. Фотографические растворы.

Фотопечать. Возможности и особенности фотопечати. Экспозиция. Маскирование. Проявление фотопленок и фотобумаг. Фиксирование. Усиление, ослабление, виражирование.

Фотография как искусство. Выразительные средства фотографии. Законы композиции кадра. Ракурс. Светотень, тон, цвет.

Основные жанры фотографии. Пейзаж. Натюрморт. Портрет. Жанровая фотография.

Эстетика фотографии. Манера, стиль.

Практика фотографии. Фотосъемка в походе.

 

 

Блок ДА. Автономное существование.

 

Ситуации, когда человек оказывается в условиях автономного существования. Пять основных задач, которые необходимо решить (вода, тепло, еда, жилье, ориентирование). Первоочередность различных задач в различных климатических условиях.

Способы добычи воды в различных климатогеографических зонах. Опасность обезвоживания. Влияние стрессора жажды на психику человека. Опасность употребления морской воды.

Проблема обеспечения нормального теплового режима и пути ее решения. Опасность гипотермии (переохлаждения). Влияние стрессора холода на психику человека. Изготовление основных элементов одежды и снаряжения из подручных средств. Добыча огня без спичек.

Проблема обеспечения временным укрытием. Функция временного укрытия (обеспечение теплом, защита от животных, защита от осадков). Типы временных укрытий в условиях различных климатогеографических поясов. Технология постройки различных укрытий.

Проблема ориентирования. Ориентирование во времени и пространстве. (См. модуль Б2.)

Проблема обеспечения пищей. Влияние стрессора голода на психику человека. Воздействие голода на организм человека. Способы добычи пищи. Охота, ловушки. Способы термообработки пищи, особенности различных способов.

Факторы риска, воздействующие на человека в экстремальной ситуации. Одиночество, резкая смена временного режима, резкая смена пространственной структуры, угроза физиологической жизни. Стрессоры выживания, факторы выживания, понятие экстремальности и ее относительность.

Практические занятия. Практика выживания: выработка практических навыков по решению пяти основных «проблем выживания», моделирование различного рода экстремальных ситуаций, возникающих в походе и поиск решения.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Примерные структуры курсов.

 

Структура курса «Юный турист» (2 года)
1 год обучения
Осень Базовый модуль, ОП1 Модуль ДФ
Осенние каникулы 2-3-хдневный поход
Зима Базовый модуль, ОЛ1
Зимние каникулы 2-3-хдневный поход
Весна Базовый модуль, ОП
Весенние каникулы Поход 1-2 степени сложности
Летние каникулы Зачетный поход 3 степени сложности
2 год обучения
Осень Базовый модуль, ОП Модуль ДФ
Осенние каникулы Поход 1-2 степени сложности
Зима Базовый модуль, ОЛ
Зимние каникулы 2-3-хдневный поход
Весна Базовый модуль, ОП
Весенние каникулы Поход 1-2 степени сложности
Летние каникулы Зачетный поход 3 степени сложности

 

Структура курса «Пешеходный туризм» (4 года)
1 год обучения
Осень Базовый модуль, ОП1 Модуль ДФ
Осенние каникулы 2-3-хдневный поход
Зима Базовый модуль, ОЛ1
Зимние каникулы 2-3-хдневный поход
Весна Базовый модуль, ОП
Весенние каникулы Поход 2-3 степени сложности
Летние каникулы Зачетный поход 1к.с. по Центральной России
2 год обучения
Осень Базовый модуль, ОП Модуль ДФ
Осенние каникулы Поход 2-3 степени сложности
Зима Базовый модуль, ОЛ
Зимние каникулы Поход 1-2 степени сложности
Весна Базовый модуль, ОП, ОГ1
Весенние каникулы Поход 3 степени сложности
Летние каникулы Зачетный поход 1 к.с. по среднегорью (Хибины)
3 год обучения
Осень Модуль ОП Модуль ДФ
Осенние каникулы Поход 3 степени сложности
Зима Модуль ОЛ
Зимние каникулы Поход 3 степени сложности
Весна Базовый модуль, ОП, ОГ
Весенние каникулы Поход 1 категории сложности
Летние каникулы Зачетный поход 2 к.с.
4 год обучения
Осень ОП, ОГ, Базовый модуль (повт.) Модуль ДФ
Осенние каникулы Поход 3 степени сложности
Зима ОЛ, ОГ,
Зимние каникулы Поход 1 категории сложности
Весна ОП, ОГ, Базовый модуль (повт.)
Весенние каникулы Поход 1 категории сложности
Летние каникулы Зачетный поход 3 к.с.

 

Аналогичным образом можно спланировать структуру курсов Водный туризм, Горный туризм, Парусный туризм.


 

  Структура курса «Спортивный туризм» (6 лет) Пеший, горный и водный профили
  1 год обучения
  Осень Базовый модуль, ОП1 Модуль ДФ
  Осенние каникулы Поход 1-2 степени сложности
  Зима Базовый модуль, ОЛ1
  Зимние каникулы 2-3-хдневный поход
  Весна Базовый модуль, ОП, ОВ1
  Весенние каникулы Пеший поход 2-3 степени сложности
  Летние каникулы Зачетный пеше-водный поход 1к.с. по Центральной России
  2 год обучения
  Осень Базовый модуль, ОП, ОВ Модуль ДФ
  Осенние каникулы Поход 2-3 степени сложности
  Зима Базовый модуль, ОЛ, ДФ
  Зимние каникулы Поход 1-2 степени сложности
  Весна Базовый модуль, ОГ1, ОВ
  Весенние каникулы Поход 3 степени сложности
  Летние каникулы Зачетный пеше-водный поход 1 к.с. по среднегорью
  3 год обучения
  Осень Модуль ОП, ОВ Модуль ДФ
  Осенние каникулы Поход 3 степени сложности
  Зима Модуль ОЛ, ОГ,
  Зимние каникулы Поход 3 степени сложности
  Весна Базовый модуль, ОП, ОВ
  Весенние каникулы Поход 1 категории сложности
  Летние каникулы Зачетный пеше-водный поход 2 к.с.
  4 год обучения
  Осень ОП, ОГ, ОВ, Базовый модуль (повт.) Модуль ДФ
  Осенние каникулы Поход 3 степени сложности
  Зима ОЛ, ОГ, ОВ, Базовый модуль (повт.)
  Зимние каникулы Поход 1 категории сложности
  Весна ОП, ОГ, ОВ, Базовый модуль (повт.)
  Весенние каникулы Поход 1 категории сложности
  Летние каникулы Зачетный пеше-водный поход 3 к.с.
  5 год обучения
  Осень Модуль ОП, ОГ Модуль ДФ
  Осенние каникулы Пеший поход 1 категории сложности
  Зима Модуль ОЛ, ОВ
  Зимние каникулы Лыжный поход 1 категории сложности
  Весна Модуль ОВ
  Весенние каникулы Водный поход 1 категории сложности
  Летние каникулы Зачетный пеше-водный поход 3 к.с.
6 год обучения  
Осень ОП, ОГ, Базовый модуль (повт.) Модуль ДФ  
Осенние каникулы Пеший поход 1 категории сложности  
Зима Модуль ОЛ, ОГ, ОВ  
Зимние каникулы Лыжный поход 1 категории сложности  
Весна ОП, ОГ, ОВ, Базовый модуль (повт.)  
Весенние каникулы Водный поход 1 категории сложности  
Летние каникулы Зачетный пеше-водный поход 4 к.с.  
             

 

Приложение 2. Словарь новых слов и терминов.

 

Перечень основных понятий, представление о которых должны получить учащиеся после изучения Базового модуля программы.

 

Модуль Б1.


Виды туризма

Завпит

Завснар

Категорийный поход

Категорирование маршрута

Маршрутно-квалификационная

комиссия (МКК)

Массовые походы

Метеоролог

Многодневный поход

Норматив

Отчет о походе

План-график

Поход выходного дня

Препятствие локальное

Препятствие протяженное

Примусист

Разведка

Реммастер

Руководитель группы

Спортивный разряд

Спортивный туризм

Станция юных туристов

Степенной поход

Стратегия похода

Тактика похода

Техническое описание

Топограф

Туризм

Туристские клубы

Туристские обязанности

Туристские союзы

Фотоотчет

Хронометрирование маршрута

Хронометрист

Штурман


 

Модуль Б2.

 


Абрис

Азимут

Азимутальное кольцо

Аэрофотосъемка

Бергштрих

Болотистая местность

Вершина

Высотная диаграмма

Генерализация

Гидрография

Глазомерная съемка

Гора

Горизонталь

Горная местность

Декретное время

Заложение

Зарамочное оформление

Истинный полюс

Карта

Километровая сетка

Компас

Корректировка карты

Котловина

Кроки

Крупномасштабная

Крутизна склона

Лесистая местность

Лесисто-болотистая местность

Лощина

Магнитное поле Земли

Магнитное склонение

Магнитный полюс

Маршрутная лента

Масштаб

Мелкомасштабная

Местность

Местный предмет

Метод засечек

Номенклатура

Общегеографическая карта

Ориентирование

Отметка

Перевал

Перепад высот

План

Подошва

Поясное время

Привязка

Прокладка маршрута

Пустынная местность

Равнинная местность

Рельеф

Седловина

Сечение

Скат

Специальная карта

Среднемасштабная

Старение

Топографическая карта

Топографический знак

Урез

Формы рельефа

Холмистая местность

Хребет

Часовой пояс

Шкала заложений


 

Модуль Б3.


Адаптация

Акклиматизация

Анальгетик

Антисептика

Аптечка групповая

Аптечка индивидуальная

Артерия

Асептика

Вена

Вывих

Гигиена

Гипоксия

Гипотермия

Доврачебная помощь

Искусственное дыхание

Колотая рана

Кровотечение

Кровотечение артериальное

Кровотечение венозное

Кровотечение капиллярное

Кровотечение паренхиматозное

Намина

Непроникающее ранение

Обеззараживание воды

Обморожение

Ожог

Отравление

Перелом

Переохлаждение

Питьевой режим

Пневмония

Повязка

Порез

Пострадавший

Потертость

Проникающее ранение

Противогистаминное средство

Разрыв связки

Рана

Растяжение связки

Резаная рана

Рубленая рана

Самоконтроль

Санитарный контроль

Седативное средство

Слепота снежная

Спазмолитик

Ссадина

Травма

Утопление

Утопление бледное

Утопление истинное (синее)

Ушиб

Ушибленая рана


 

Модуль Б4.

 


Белки

Витамины

Жиры

Калорийность

Карманное питание

Меню

Микроэлементы

Норма продуктов

Пищевая ценность

Раскладка

Расфасовка продуктов

Расход продуктов

Рацион суточный

Режим питания

Термообработка

Углеводы

Энергозатраты


 

Модуль Б5.


Альпеншток

Анорак

Аптечка техническая

Ботинки «Вибрам»

Веревка вспомогательная

Веревка основная

Групповое снаряжение

Кан

Карабин

Коврик «пенка»

Костровое снаряжение

Костровой трос

Костюм штормовой

Личное снаряжение

Палатка

Палаточное снаряжение

Петля расходная

Пончо

Ремонтный набор

Рукавицы костровые

Рюкзак

Сидушка

Система страховочная

Снаряжение

Специальное снаряжение

Таганок

Тент костровой

Топонабор

Укладка рюкзака


 

Модуль Б6.


Анемометр

Атмосферное давление

Белая мгла

Ветер

Влажность

Вьюга

Гроза

Метеонаблюдения

Метеообстановка

Облака кучевые

Облака перистые

Облака слоистые

Осадки

Переменная облачность

Предсказание погоды

Приборы для метеонаблюдений

Признаки изменения погоды

Признаки устойчивой погоды

Природные условия

Природные явления

Пурга

Снег

Температура

Термометр

Туман

Ураган

Шквал

Штиль

Шторм


 

Модуль Б7.

 


Биосфера

Заказник

Закон об охране природы

Заповедник

Исчезающий вид

Красная Книга

Национальный парк

Окружающая среда

Природоохранная зона

Экологическая работа

Экология

Экосистема


 

Модуль Б8.


Краеведение

Краеведческая деятельность

Краеведческое задание

Культурное наследие

Методика

Памятник архитектуры

Памятник природы

Туристские возможности

Туристские районы

Экскурсия

Экспедиция


 

Модуль Б9.

 


Коренной конец

Прядь

Сердечник троса

Трос

Узел

Ходовой конец


 

Модуль Б10.

 


Аварийная ситуация

Авария

Безопасность

Дисциплина

Инструктаж по технике безопасности

Носимый аварийный запас

Объективные причины аварий

Плановый инструктаж

Поисково-спасательная служба

Поисково-спасательный отряд

Правила дорожного движения

Правила купания

Предпоходный инструктаж

Радиостанция

Радиочастота

Сигнал бедствия

Сигнал бедствия

Средства радиосвязи

Средства спасения

Субъективные причины аварий

Техника безопасности

Транспортировка пострадавшего


 

Модуль Б11.


Вид соревнований

Звездный поход

Класс дистанции

Кросс-поход

Контрольный туристский маршрут

Маркированная трасса

Обозначенный маршрут

Ориентирование по легенде

Разрядные требования

Ранг соревнований

Смотр готовности

Соревнования по технике туризма

Спортивный разряд

Туристский слет

Туристские соревнования

Туристское ориентирование


 

Модуль Б12.

 


Активная дневка

Базовый лагерь

Бивак

Бивачные работы

График дежурств

Дежурство на биваке

Дневка

Костер «колодец»

Костер «нодья»

Костер «шалаш»

Костер сигнальный

Костер таежный

Полудневка

Привал

Туристский костер

Хозяйственные работы

Холодная ночевка


 

Приложение 3. Поурочное планирование (календарный план) по курсу

«Спортивный туризм (пеший, горный и водный профили)»

 

Пример планирования на первый год обучения.

 

Нагрузка 9 часов в неделю. 12 часов теоретических занятий в месяц. 34 учебные недели.

Походы и практические выходы занимают 65% учебного времени, что дает возможность практического закрепления приобретенных навыков и применения их в реальных жизненных ситуациях.

 

Неделя Модуль Содержание темы Количество часов
Всего Теория Семинары Практика
             
  Б0 Набор группы        
  Б1 Введение в туризм        
ОП1 Особенности пешеходного туризма      
  Б5 Туристское снаряжение и требования к нему        
Б10 Инструктаж по ТБ в походе      
ДФ Однодневный поход. ОФП      
  Б1 Этика туризма. Законы туристов.        
Б12 Туристские биваки и требования к ним      
Б12 Двухдневный поход. Биваки, принципы организации.      
Б5 Двухдневный поход. Постановка палатки, укладка рюкзака      
ИТОГО в сентябре        
  Б2 Местность, основные понятия и определения        
Б2 Топографическая подготовка      
Б2 Практическое занятие. Работа с компасом.      
  Б12 Биваки, принципы организации бивачных работ        
Б11 Туристские соревнования, их виды и значение      
Б11 Ежегодный осенний туристский слет (3 дня)      
  Б2 Топографическая карта        
ДФ1 Значение общефизической подготовки для туриста      
  Б2 Ориентирование        
ДФ2 Общефизическая подготовка      
ИТОГО в октябре        
  Б1 Этапы подготовки туристского путешествия        
Б1 Основные туристские обязанности      
  Многодневный поход 1-2 степени сложности (4 дня)        
Б2 Работа с картой и компасом      
Б12 Костры и костровое хозяйство      
Б2 Движение на местности с помощью карты и компаса      
ОП7 Техника движения по тропам и дорогам      
  Б2 Ориентирование        
Б2 Работа с компасом и картой      
  Б3 Гигиена туриста        
Б3 Раны и кровотечения      
ИТОГО в ноябре        
  Б3 Практическое занятие. Техника наложения повязок        
  Однодневный поход. Ориентирование на маршруте      
  Б3 Практическое занятие. Техника наложения повязок        
  Однодневный поход. Ориентирование на маршруте      
  Б3 Практическое занятие. Техника наложения повязок        
ДФ2 Общефизическая подготовка      
  Б3 Походная, групповая и личная аптечки        
ДФ2 Общефизическая подготовка      
Б2 Практическое занятие. Составление плана местности      
ИТОГО в декабре        
             
  ОЛ1 Особенности лыжного туризма        
ОЛ3 Техника движения по снегу на лыжах      
Трехдневный лыжный поход (1-2 степень)      
ОЛ3 Техника движения по снегу на лыжах      
Б12 Особенности организации биваков зимой      
ОЛ3 Техника движения по снегу на лыжах      
  Б4 Организация питания в походе: его значение и особенности        
Б4 Пищевая раскладка и требования к ней      
ДФ2 Общефизическая подготовка      
  Б4 Подготовка, транспортировка и хранение продуктов        
ДФ2 Общефизическая подготовка      
  ОЛ2 Снаряжение для лыжного туризма        
ОЛ6 Особенности питания в лыжном походе      
Б2 Практическое занятие. Определение расстояний.      
ИТОГО в январе        
  Б5 Уход за снаряжением и его ремонт        
ДФ2 Общефизическая подготовка      
  Б5 Уход за снаряжением и его ремонт        
ДФ2 Общефизическая подготовка      
ОЛ3 Двухдневный поход. Техника движения на лыжах.      
  Б6 Метеонаблюдения в походе: основные принципы и правила        
  Б6 Признаки изменения погоды.        
Б6 Двухдневный поход. Метеонаблюдения в походе.      
ИТОГО в феврале        
  Б7 Охрана природы и значение окружающей среды        
ДФ2 Общефизическая подготовка      
  Б8 Краеведческая деятельность и ее значение        
Б8 Туристские возможности родного края      
  Б8 Краеведческая работа в туристском походе.        
ДФ2 Общефизическая подготовка      
  Многодневный поход 2-3 степени сложности (5 дней)        
Б10 Инструктаж по ТБ в походе и пути следования        
Б7 Экологическая деятельность в пешем походе      
Б2 Ориентирование на маршруте      
Б8 Краеведческая деятельность в походе      
Б6 Метеонаблюдения в походе      
ИТОГО в марте        
  ОВ1 Особенности водного туризма        
ДФ2 Общефизическая подготовка      
  ОВ4 Снаряжение для водного туризма        
ДФ2 Общефизическая подготовка      
  ОВ2 Теория судна. Устройство спортивного туристского судна        
  ОВ2 Теория судна. Сборка и разборка судов        
ИТОГО в апреле        
  Б9 Назначение и виды туристских узлов        
Б11 Подготовка к городским туристским соревнованиям      
  Б9 Техника вязания туристских узлов        
Б11 Участие в городских туристских соревнованиях      
ИТОГО в мае        
 
ИТОГО за год        

 

Курс можно сделать более насыщенным, если походы, проводимые в каникулярное время, вынести из сетки календарного плана. Но, по правде говоря, мне это не кажется целесообразным — объем информации, получаемой детьми и без того огромен.


 

Приложение 4. Межпредметные связи.

 

При реализации программы педагогу придется столкнуться с тремя видами межпредметных связей: предшествующими (опорными), сопутствующими и перспективными.

Предшествующие — это связи, когда при изучении материала курса опираются на ранее полученные знания по другим предметам.

Сопутствующие — это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются по нескольким предметам школьной программы.

Перспективные связи используются, когда изучение разделов программы опережает его применение в других предметах.

В качестве практического примера привожу распределение межпредметных связей при реализации Базового модуля в комплексном курсе «Спортивный туризм» (пеший, горный и водный профиль). Курс начинают изучать в 5-6 классе.

 

Блок Предшествующие Сопутствующие Перспективные  
Б2 ОБЖ 2 класс География 5 класс География 9 класс  
Простейшие способы ориентирования. План местности. Географическая карта. Географические координаты. Географическая карта — модель земной поверхности.  
Математика 6 класс Физика 8 класс.  
Прямоугольная система координат. Отношения и пропорции. Угол, величина угла, построение угла заданной величины. Координатные точки. Магнитное поле Земли. Законы отражения.  
Математика 9 класс  
Теорема Пифагора. Подобие фигур. Площади фигур.  
Геометрия 7 класс.  
ОБЖ 6 класс Начальные понятия геометрии  
Движение по азимуту. Ориентирование на местности.  
Астрономия 11 класс.  
Поясное и декретное время.  
Б3 ОБЖ 4 класс ОБЖ 5, 6 класс ОБЖ 9, 10 класс  
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и оказание первой помощи. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. Смена климатогеографических условий, акклиматизация, автономное существование человека в природных условиях. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.  
Биология 9 класс.  
Здоровье и болезнь. Здоровый образ жизни и его научные основы. Валеология.  
ОБЖ 7 класс  
Правила оказания первой помощи при травмах и ранениях.  
Биология 6 класс  
Элементарные основы гигиены. Личная гигиена. Правила асептики и антисептики  

 

Б4 ОБЖ 2 класс ОБЖ 5, 6 класс Биология 9 класс.  
Съедобные и несъедобные ягоды, грибы, плоды. Недоброкачественность продуктов и последствия для здоровья. Автономное существование в природных условиях. Питьевой режим. Рациональное питание.  
ОБЖ 4 класс  
Рациональное питание.  
 
Биология 6 класс.  
Грибы. Значение питания. Пищеварение. Рациональное питание.  
Б6   География 5 класс География 7 класс  
Элементы погоды и явления. Погода и климат. Климат, прогноз погоды.  
Физика 7 класс.  
Измерение атмосферного давления. Термометр и приемы обращения с ним.  
 
Б7   Биология 6 класс. Экология 9 класс.  
Нравственные нормы отношения к живым организмам. Биосфера, ноосфера. Типы взаимодействия организмов. Понятие экосистемы. Биоценоз. Экологические основы охраны природы.  
География 9 класс.  
Взаимодействие человека и общества с природой.  
Биология 8 класс.  
Охрана растений  
ОБЖ 8 класс  
Нарушение экологического равновесия.  
Б8     География 9 класс.  
История исследования и освоения России.  
География 7 класс.  
Особенности размещения природных зон. Характеристика природного региона. Географическое положение России. Территория и географическое положение России.  
География 8 класс.  
Общий экономико-географический обзор России.  
Б10 ОБЖ 1 класс.      
Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация.  

 

Приложение 5. Список рекомендуемой литературы.

 

 

Учебно-методическая и справочная литература по основам туристской деятельности

1. Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 1999.

2. Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 1998.

3. Балабанов И. В. Классификация маршрутов на горные вершины. — Издание 2-е, перераб. — М., 1998.

4. Балабанов И. В. Узлы. М., 1998

5. Васильев И. В. В помощь инструктору туризма. — М.: Профиздат, 1966.

6. Власов А. А. Турист. — М.: ФиС, 1974.

7. Востоков И. Е. Классификация пешеходных маршрутов: методические рекомендации. — М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1990.

8. Ганиченко Л. Котелок над костром. — М.: Издательский дом «Вокруг света», 1994.

9. Джулий А. В., Директор Л. Б., Высокогорные перевалы: Дополнения и изменения к Перечню классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. — М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992.

10. Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 1998.

11. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

12. Зоркова Е. Д. Лето, дети и туризм. Модели деятельности летних туристских профильных лагерей для детей и подростков: Методическое пособие. — М.: ЦДЮТУР РФ, 1997.

13. Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2000.

14. Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Полевой туристский лагерь школьников (опыт программирования и организации). — М., 1997.

15. Куликов В. М. Походная туристская игротека. — М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1991.

16. Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сборник № 2. — Издание 2-е. — М.: Издательство ЦДЮТ МО РФ, 1996.

17. Куликов В. М., Ротшпейн Л. М., Школа туристских вожаков. — М., 1997.

18. Леонова Л. А., Тищенко Л. Д. Туризм — лучший отдых. — М.: Медицина, 1967.

19. Наумов А. Ф. Горная альпинистская энциклопедия. Памиро-Алай. Том 1. — М.: «Инфолайн», 1995.

20. Перечень классифицированных туристских маршрутов на 1986-1988 годы. — М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1986.

21. Попадейкин В. И., Струпов В. В. В поход, друзья-туристы! — М.: Московский рабочий, 1972.

22. Потресов А. С. Спутник юного туриста. — М.: ФиС, 1966.

23. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

24. Психологические тесты. / Составитель Ахмеджанов Э. Р. — М., 1995.

25. Расторгуев М., Ситникова С. Карабинные узлы. — М.: «Кроц Лимитед», 1995.

26. Рыжавский Г. Я. Биваки. — М.: ЦДЮТ, 1995.

27. Рыжавский Г. Я. Тренировочные спортивные маршруты. — М.: ФиС, 1979. (Серия «По родным просторам»)

28. Самодельное туристическое снаряжение. / Сост. Лукоянов П. И. — Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1997.

29. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей. / Сост. Константинов Ю. С. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

30. Справочник адресов и телефонов центров и станций юных туристов, туристских баз школьников и других учреждений дополнительного образования Российской Федерации, поисково-спасательных служб и отрядов: По состоянию на 1 июля 1999 года. — М., 1999.

31. Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. — М.: Владос, 199



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: