Экологический паспорт школы,
Обустройство и озеленение пришкольного участка
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №5» г. Канаш Чувашской Республики
Директор школы – Айнутдинов Анатолий Леонидович
Заведующая УОУ – Тимофеева Галина Арсентьевна
Год открытия школы и организации пришкольного учебно-опытного участка - 1965 год
Школа находится в центральной части города. Ближайшее окружение школы - жилые дома и Волгателеком. Расстояние от школы до жилых домов: со стороны проспекта Ленина – 50 м; со стороны ул. Московской- 62м. и Шмидта – 8м. Расстояние от школы до дороги по проспекту Ленина: 200м.
Общая площадь школьной территории: 14962,50 м2.
Школьная территория обнесена глухим бетонным забором длиной 517м.
В центре пришкольной территории – здание школы. Сама же школа - комплекс занимает площадь 3136, 3м2.
На пришкольной территории имеется спортивная площадка с игровыми площадками - 4375м2.
Центральная клумба составляет 325 м2,
клумба вдоль забора - 275м2,
клумба под окнами столовой – 104 м2.
На тротуары приходится 1047,50 м2.
Экологическое состояние пришкольной территории: удовлетворительное (в соответствии санитарно-гигиеническим нормам).
Площадь земельного участка (пришкольного участка): 500м2. Зеленые насаждения занимают 45 % участка.
План-схема пришкольного учебно-опытного участка (приложение № 1), школьного двора (приложение 2)
Количество учащихся – 405 человек. (с 4 по 9 классы)
Материально-техническая оснащенность пришкольного участка (с/х техника, инвентарь, хозяйственные постройки (приложение № 3)
Биологические отделы пришкольного участка:
1.Овощной производственный отдел с наличием опытных делянок – 1050 кв.м.
2.Коолекционный отдел – 350 кв.м.
3.Отдел цветочно-декоративных растений - 2800 кв.м.
4.Уголок лекарственных растений – 50 кв.м.
5. Дендрарий – 450 кв.м.
6. Теплица, сарай для хранения инвентаря, емкость для воды - 300 кв.м.
7. Метеорологическая площадка.
Приложение №1. План-схема пришкольного учебно-опытного участка.
Приложение №2 План-схема школьного двора.
![]() |
С –сирень | 6 -сентябрина |
1 –мальва | □- пион |
2 –топинамбур | 7 -спаржа |
Р -рябина | 8 - маргаритка 9 – бордюрная трава |
Т –тополь | 10– ромашка садовая 11 – ромашка желтая |
Б –боярышник | 12 - тюльпан 13 - крокусы |
Е –ель | 14 –лук декоративный 15 - флоксы |
В.К.-вьюнок вокруг камня | 16– ромашка мелкая 17 - первоцвет 18 - васильки |
Д.К. –декоративная капуста | 19- очиток 20 – ирис желтый |
А -береза | 21- лилия тигровая |
П -папоротник | 22 - люпин 23 – лилия белая |
Г-герань | 24 - однолетки |
Ч -чеснок | 25 – КОЛЛЕКЦИЯ ЛЕЧЕБНЫХ ТРАВ |
Л - лук | 26 – емкость для воды |
Ш- шиповник | 27 – сарай для хранения инвентаря |
К.ц. – капуста цветная | 28 - дельфиниум |
И –ирис синий | 29 – газонная трава |
3 - лилейник 4 –гвоздика турецкая | |
5 -примула |
Приложение №3.
Материально-техническая оснащенность пришкольного участка
Хозяйственные постройки: Для хранения сельскохозяйственного инвентаря и удобрений имеется сарай, площадью 9м2, где оборудованы отдельные места для лопат, вил, мотыг, граблей и других инструментов.
Наименование | Назначение | Количество |
Мотыги (с плоскими и широкими лезвиями) | Для уничтожения сорняков и рыхления почвы на широких междурядьях | |
Рыхлители (плоские, узкие) | Для уничтожения сорняков и рыхления почвы на узких междурядьях | |
Рыхлители (в виде зубьев) | Для рыхления почвы на узких междурядьях, когда нет сорняков. | |
Вилы- мотыги | Для рыхления почвы на широких междурядьях, когда нет сорняков. | |
Лопаты | Для ручной перекопки земли, выполнение глубоких лунок при высадке и посадке овощных культур. | |
Лейки со съемным ситечком. | Для ручного полива. | |
Шланги | Для полива с водопровода (25 м) | |
Насадка-ситечко к шлангам | Для распыления струи. | |
Заостренные колья с бечевкой | Для разметки клумб и разбивки грядок. | |
Опрыскиватель ручной с канистрой | Для обработки картофеля и других овощных культур от вредителей. | |
Ножницы садовые | Для стрижки декоративных кустов. | |
Секаторы | Для стрижки деревьев и декоративных кустов. | |
Ведра и ящики | Для переноса собранного урожая. | |
Носилки - сито | Для просеивания земли | |
Носилки | Для переноса тяжести и мусора | |
Лопатки | Для выполнения небольших лунок при высадке рассады на стеллажи в теплице и в открытый грунт. | |
Вилы | Для уборки ботвы овощных культур. | |
Коса | Для скашивания травы. | |
Метлы | Для подметания дорожек и площадок |
УОУ располагается на территории земельного участка, отведенного в бессрочное пользование Муниципальной общеобразовательной школе№5 г. Канаш Чувашской Республики. Участок хорошо освещен солнцем, имеет водопровод, и дополнительно емкость для воды и он примыкает непосредственно к зданию школы, что дает возможность, не нарушая расписание занятий, затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ. Поверхность участка ровная без впадин и располагается на некотором расстоянии от заборов. Серая лесная почва темно-серой лесной разновидности обладает комковатой структурой. Почва слабокислая. На территории УОУ плодородие почвы поддерживается за счет использования севооборотов, агротехнических мероприятий и внесения голубиного помета. По механическому составу среднесуглинистая. Почвообразующей породой является глина. Формировались под широколиственными лесами.
УОУ примыкает к школьному зданию с западной стороны, северной и небольшая часть – восточной сторон. Оставшаяся часть восточной стороны - к тиру, а южная – к спортивной площадке, от которой отделяется забором, вдоль которого край УОУ занимает дендрарий. Практически со всех сторон участок защищен от ветра.
Назначение объекта: УОУ используется в образовательных целях: по его территории проводятся учебные экскурсии на уроках географии, биологии, проводятся уроки технологии, заготавливаются гербарии, раздаточный материал, используемые при проведении уроков биологии и технологии. Работа на УОУ имеет большое трудовое и воспитательное значение: учащиеся приобретают трудовые навыки, учатся применять теоретические знания и выполнять необходимые агротехнические мероприятия, кроме этого дети приобретают навыки сотрудничества и взаимопомощи, ответственности за порученное дело. Работа на участке позволяет реализовать себя детям с разными потребностями и возможностями, каждому увидеть результаты своего труда. Оформление участка, проектирование цветочно-декоративного отдела, подбор культур для коллекционного отдела, озеленение территории, работа с природным материалом, позволяют увидеть и создавать красоту собственными руками. Всё это позволяет реализовывать эстетическое назначение УОУ.
Педагоги и другие работники школы с удовольствием используют излишки посадочного материала цветочных и овощных культур для оформления собственных садовых участков и общественных мест, интересуются редкими и красочными растениями и особенностями их выращивания.
Количество видов: посажено более 567 растений, определено 47 видов растений (деревья, кустарники, декоративно-лекарственные растения, сорные, дикорастущие).
Размещение травянистых растений: газоны, клумбы.
Категории зеленых насаждений: искусственные насаждения повседневного пользования при учебном заведении.
Виды использования объекта: уроки, практические занятия, экскурсии, мониторинговые наблюдения, выполнение летних заданий, летняя практика, сбор и заготовка раздаточного и демонстрационного материала.
Запрещается: въезд транспорта, вытаптывание, рубка, замусоривание, употребление в пищу некоторых растений.
Необходимые мероприятия: поддержание общего порядка, уход за растительностью, обновление ассортимента, проектирование и реализация разнообразных фитокомпозиций, систематическое наблюдение за состоянием растений, за их ростом и развитием, контроль над состоянием древесных пород и участков вытоптанной территории.
Оценка состояния древесных насаждений пришкольного участка: преобладают деревья 1 класса жизненности (здоровые деревья) – 97 %, 2 класса жизненности (ослабленные, поврежденные деревья) –3 %.
Зеленый класс.
Зеленый класс оборудован в тамбуре теплицы, где установлены шкафы для хранения семенного материала, ученические столы со стульями, ящики для хранения и сушки собранных семян и овощей. Класс оформлен демонстрационным материалом по биологии, имеется раздаточный материал.
Дендрарий.
Коллекция древесных культур. Береза бородавчатая, ель обыкновенная, сосна обыкновенная (был еловый и сосновый питомник). Сосна сибирская (кедровая), лиственница, липа, орешник, боярышник, сирень турецкая. Его цель – создание специальных коллекций для сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, на базе чего осуществляется учебная работа.
Теплица.
УОУ имеет теплицу, помещение которой не отапливается, поэтому используется в период с ранней весны до поздней осени.
Школьная теплица является базой для опытов и наблюдений, предусмотренных школьной программой по биологии, для закрепления знаний полученных на уроках биологии, формированию трудовых навыков и умений по выращиванию растений. В нашей теплице пять стеллажей, ширина которых 1,2м, а длина 12м., на которых выращивается рассада цветочно-декоративных и овощных культур, имеется емкость для воды, куда подведен водопровод.
Организовано место для отдыха детей.
Малая механизация.
Для выполнения работ по уходу за растениями на УОУ имеются приспособления для полива-1 штука, что приобретено 2007 году. Полив рассады в теплице выполняется теплой водой из емкости лейками, на участке со шланга, используя рассеиватели – 2 штуки, что приобретено в 2004 и 2005 годах.
Водоснабжение.
Поливка занимает важное место в процессе роста растений, и уход за растениями в первую очередь включает данный вид работы. Поэтому очень важно, что УОУ имеет водопровод, который выведен из здания школы и подведен к емкости в теплице и на участке. Овощные культуры как сладкий перец и другие нуждаются в поливе теплой водой.