1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
- профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность;
- систему организации медицинской помощи детям, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья детей;
- конвенцию ООН о правах ребенка;
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- основы медицинского страхования;
- теоретические основы сестринского дела;
- философию и этику сестринского дела;
- психологию профессионального общения;
- сестринский процесс и его этапы при уходе за детьми;
- основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм у детей различного возраста;
- структуру лечебно-профилактических учреждений;
- виды, формы и методы реабилитации;
- основные лекарственные группы, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;
- основы детского питания;
- методы и средства санитарного просвещения, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;
- основы гигиенического воспитания населения по вопросам воспитания здорового ребенка и пропаганды здорового образа жизни, ухода за здоровыми и больными детьми;
- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов, персонала медицинского учреждения, систему взаимодействия медицинского учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;
- психологические основы общения с детьми, их родителями, персоналом; медицинскую этику и деонтологию;
- организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
- функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;
- основы медицины катастроф.
2. ОБЩИЕ УМЕНИЯ
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
- выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями;
- оценить состояние, выделить ведущие симптомы у детей, находящихся в тяжелом и терминальном состояниях, оказывать доврачебную помощь при не отложных состояниях;
- подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным
методам исследования;
- проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа;
- соблюдать порядок получения, хранения, использования лекарственны средств;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- вести медицинскую документацию;
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ
- основы реформы сестринского дела в педиатрии;
- основы управления сестринской деятельностью в педиатрии;
- технологии и стандарты сестринской деятельности в педиатрии;
- организацию работы младшего медицинского персонала в детских лечебно профилактических учреждениях;.
- систему инфекционного контроля в детских лечебно-профилактических учреждениях;
- подготовку детей к поступлению в дошкольные и школьные учреждения, период
адаптации.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
- обеспечить инфекционную безопасность ребенка и медицинского персонала детского лечебно-профилактического учреждения;
- соблюдать технологию выполнения манипуляций и процедур;
- проводить сердечно-легочную реанимацию при терминальных состояниях у взрослых и детей;
- подготовить ребенка к функциональным, лабораторным и инструментальным методам исследования;
- соблюдать технологию отбора и доставки биопроб для клинических исследований;
- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в педиатрии;
- владеть основными приемами массажа.
5. ОБЩИЕ МАНИПУЛЯЦИИ
- санитарная обработка больного;
- приготовление дезинфицирующих растворов;
- дезинфекция предметов ухода за больным;
- предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов;
- укладки в биксы перевязочного материала, одежды, белья хирургического персонала;
- пользование стерильным биксом;
- обеззараживание рук;
- облачение в стерильную одежду и одевание хирурга;
- накрытие стерильного стола;
- транспортировка и перекладывание больного;
- пользование функциональной кроватью;
- приготовление постели;
- смена нательного и постельного белья;
- туалет больного;
- гигиенические мероприятия в постели;
- подмывание;
- определение суточного диуреза;
- постановка банок;
- постановка горчичников;
- постановка согревающего компресса;
- применение грелки и пузыря со льдом;
- приготовление лечебной ванны;
- подача судна и мочеприемника;
- постановка газоотводной трубки;
- применение мази, пластыря, присыпки;
- закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко;
- пользование ингалятором;
- набор дозы инсулина;
- взятие мазка из зева;
- сбор мокроты;
- анализ мочи по Зимницкому;
- фракционное зондирование желудка;
- зондирование желчного пузыря;
- сбор кала на исследование.
6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ
- первичный туалет новорожденного;
- уход за пуповинным остатком и пупочной ранкой;
- антропометрия;
- пеленание ребенка;
- прикладывание ребенка к груди;
- использование приемов искусственного вскармливания ребенка;
- сделать очистительную и лечебную клизму;
- произвести осмотр кожи и слизистых оболочек у ребенка, определить жизненно-
важные показатели (температура, АД, число дыханий, число сердечных сокращений);
- определить сахар в моче ребенка;
- определить группу крови;
- подготовить систему внутривенного капельного вливания жидкости, использовать различные инфузоры и перфузоры;
- проводить внутривенные, внутримышечные, внутрикожные, подкожные инъекции;
- уметь поставить внутривенный периферический катетер (типа "бабочка", "Бронюля" и др.);
- уход за центральным и периферическим катетером;
- поставить мочевой катетер мальчику и девочке;
- пользоваться различными способами дачи кислорода ребенку (масочный, кислородная палатка, носовые канюли и др.);
- провести искусственную вентиляцию легких различными методами: дыхание «рот в рот», мешком Амбу с маской;
- уметь обеспечить свободную проходимость дыхательных путей в случае необходимости;
- провести сердечно-легочную реанимацию (дыхание «рот в рот» или маской, не прямой массаж сердца);
- использовать систему мониторирования показателей жизненно важных функций организма ребенка;
- остановить кровотечение из поверхностно расположенных сосудов;
- сделать промывание желудка;
- использовать посиндромную медикаментозную терапию при оказании доврачебной помощи на ФАПе, в поликлинике, приемном отделении больницы.