ЭКОНОМИКА
Методические рекомендации
по выполнению контрольной работы студентов-бакалавров заочной формы обучения направления 09.03.03 «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика
в экономике»
Краснодар
КубГАУ
![]() | |||
![]() |
Составитель: Е. Б. Орлова, М. Д. Строганова
Экономика: метод. рекомендации / Е. Б. Орлова, М. Д. Строганова. – Краснодар: КубГАУ, 2017. – 44 с.
Методические рекомендации по дисциплине «Экономика» включают перечень вопросов по основным разделам и темам экономики, практические задания для самостоятельного выполнения, тесты и задачи.
Предназначены для студентов-бакалавров заочной формы обучения направления 09.03.03 «Прикладная информатика», Профиль «Прикладная информатика в экономике».
Рассмотрено и одобрено методической комиссией факультета управления Кубанского госагроуниверситета, протокол № 13 от 29.06.2016.
Председатель
методической комиссии М. А. Нестеренко
© Орлова Е. Б., Строганова М. Д., 2017
© ФГБОУ ВО «Кубанский
государственный аграрный
университет имени
И. Т. Трубилина», 2017
![]() | |||
![]() |
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экономика» является формирование компетентности студентов в различных областях педагогической и культурно-просветительской деятельности, направленной на изучение возможностей и удовлетворение потребностей различных категорий обучающихся.
Задачи:
̶ формирование у студентов системы теоретических знаний в области экономики, позволяющих ясно и последовательно объяснять процессы и явления социально-экономической жизни общества, разрабатывать принципы и методы рационального хозяйствования;
̶ развитие понимания многообразия экономических процессов в современном мире, а также умения определить их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
̶ актуализация способности студентов применять накопленные по дисциплине знания при решении профессиональных проблем в реальных (смоделированных) условиях;
̶ стимулирование студентов к самостоятельной деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.
Перечень планируемых результатов по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения дисциплины обучающийся готовится к следующим видам деятельности, в соответствии с образовательным стандартом ФГОС ВО 09.03.03 «Прикладная информатика» (уровень бакалавриата).
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.
Планируемые результаты освоения компетенций с учетом профессиональных стандартов
Компетенция | Категории | Название ОТФ | ||
знать | уметь | трудовые действия (владеть) | ||
ОК-3 | - Социально-политические и экономические этапы становления государства; - основные направления исторического развития Кубани; - этапы становления и развития экономической мысли; - движущие силы и закономерности исторического процесса; -место человека в историческом процессе; - политическую организацию общества. | - Уметь соотносить факты и явления с исторической эпохой и принадлежностью к культурной традиции; - анализировать многообразие культур и цивилизаций; - определять миссию отдельной личности и масс в историческом процессе; - выстраивать суждения о многовариантности исторического процесса; - давать практические рекомендации для использования основ знаний в области истории и исторического развития общества; - использовать полученные знания в области истории в профессиональной деятельности. | - Представлением об историческом развитии общества; - навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию, традициям; - приемами анализа сложных социальных проблем в контексте событий мировой истории и современного социума; - представлением об историческом развитии учетной мысли. |
Основные требования и методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента.Исходя из этого, предлагается десять вариантов контрольных работ от 1 до 10 варианта включительно.
Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо изучить теоретический материал, чтобы определить место предлагаемых вопросов в структуре курса экономической теории. Их логическую связь с другими темами. При изложении теоретических вопросов необходимо соблюдать логику изложения, согласно составленному плану. Сделанные выводы должны быть аргументированы, т.е. теоретически обоснованы и подкреплены статистической и фактической информацией. Обязательно указывать литературные и иные источники, из которых эта информация взята.
Список использованной литературы помещается в конце контрольной работы.
Работа выполняется рукописно.
Объем контрольной работы 18-20 листов школьной тетради.
Нумерация страниц обязательна.
Контрольная работа выполняется на основе использования рекомендованной литературы. Список рекомендованной литературы приводится после изложения вариантов контрольной работы.
В списке основной литературы указаны учебники и учебные пособия, имеющиеся в достаточном количестве в учебном отделе (для студентов отделения заочного обучения) библиотеки КубГАУ или в электронной библиотечной системе ̶ ЭБС «IPRbooks».
Список использованной литературы обязательно помещается в конце контрольной работы.
Варианты контрольных работ
Вариант 1
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы контрольной работы, который должен быть изложен не менее, чем на трех листах школьной тетради. Основной литературный источник для написания работы ̶ учебное пособие «Экономическая теория. Экспресс-курс» под ред. А.Г. Грязновой.
1. Предмет и методы экономической теории. Рыночная экономика. Факторы производства и субъекты экономики.
2. «Валовой внутренний продукт» как показатель производства и потребления. Основные макроэкономические показатели. Национальное богатство.
3. Функции государства в экономике. Система целей макроэкономического регулирования. Прикладные экономические цели.
Задание 2
Рисунок 1 – Сдвиг кривой спроса по отношению к кривой предложения
Используя приведенный график, назовите причину, вызвавшую сдвиг кривой спроса (D) влево и снижение объема продаж с Q2 до Q1:
1) рост доходов потребителей повышение цены данного товара;
2) снижение цены на товар-заменитель;
3) рост издержек производства.
Рисунок 2 - Модель IS-LM
На рисунке представлена модель IS-LM (инвестиции сбережения, ликвидность - предпочтение денег). Если Центральный банк осуществит денежную эмиссию, то кривая:
1) LM сдвинется вправо и доход увеличится
2) IS сдвинется влево и доход уменьшится
3) IS сдвинется вправо и доход увеличится
4) LM сдвинется влево и доход уменьшится
Задание 3. Дайте правильный ответ на вопросы тестов.
Tpaнсфертные платежи представляют собой выплаты:
1) транснациональными корпорациями;
2) правительству;
3) домохозяйствам за предоставление каких-либо услуг;
4) учитываемые при расчете валового внутреннего продукта;
5) домохозяйствам, не обусловленные предоставлением с их стороны товаров и услуг.
Прожиточный минимум (порог бедности) определяется как:
1) стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность;
2) доход, равный половине среднего дохода в стране;
3) стоимость жизни в условиях кризиса;
4) обеспечение нормальной жизнедеятельности среднестатистической семьи;
5) уровень дохода, обеспечивающий потребление набора товаров, входящих в потребительскую корзину.
Использование новых технологий и появление новых рынков потребительских товаров ведет:
1) к росту предложения;
2) к сокращению предложения;
3) к сохранению ставки процента на прежнем уровне;
4) к повышению ставки процента;
5) к понижению ставки процента.
Трансфертные платежи ̶ это:
1) просроченные платежи;
2) часть произведенного продукта, не имеющая форму дохода;
3) рентные доходы;
4) продукты и услуги, продаваемые безвозмездно;
5) выплаты, не обусловленные производством товаров и услуг.
Финансовая политика проявляется в:
1) стабилизации обменного курса национальной валюты;
2) развитии рыночных отношений;
3) способах распределения имеющихся денежных ресурсов;
4) взаимоотношениях между социальными группами;
5) системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов.
Динамику (увеличения или уменьшения) цен характеризуют:
1) темпы экономического роста;
2) индекс цен;
3) денежный мультипликатор;
4) мультипликатор расходов;
5) темпы роста цен.
Вариант 2
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы контрольной работы, который должен быть изложен не менее, чем на трех листах школьной тетради. Основной литературный источник для написания работы ̶ учебное пособие «Экономическая теория. Экспресс-курс» под ред. А.Г. Грязновой.
1. Закон спроса. Закон предложения.
2. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.
3. Сущность общего (макроэкономического) равновесия. Общее и частичное экономическое равновесие.
4. Государственный бюджет.
5. Федеральный бюджет России. Сущность, виды и функции налогов.
Задание 2
Рисунок 3 – Кривая производственных возможностей
На рисунке показана кривая производственных возможностей. Она иллюстрирует все варианты:
1) максимально возможного объема производства зерна и обуви
2) более высокую эффективность производства зерна по сравнению с обувью
3) не полное использование ресурсов
4) возможное изменение цены зерна и обуви.
Рисунок 4 - IS-LM (инвестиции сбережения, ликвидность-предпочтение денег)
На рисунке представлена модель IS-LM (инвестиции сбережения, ликвидность-предпочтение денег). Если Центральный банк будет скупать у частного сектора государственные облигации, то кривая:
1) IS сдвинется вправо и доход увеличится
2) LM сдвинется влево и доход уменьшится
3) IS сдвинется влево и доход уменьшится
4) LM сдвинется вправо и доход увеличится
Задание 3. Дайте правильный ответ на вопросы тестов.
Акционерное общество, число владельцев которого ограниченно является:
1) закрытым
2) обществом с полной ответственностью
3) открытым
4) минаритарным.
Общественная производительность труда измеряется:
1) объемом ВВП, приходящегося на одного занятого в экономике;
2) количеством выпущенной продукции единицей оборудования в единицу времени;
3) отношением произведенного продукта к величине использованного основного капитала;
4) величиной дополнительной продукции, созданной за определенный период;
5) стоимостью произведенного продукта за год, отнесенного к среднегодовой численности занятых в народном хозяйстве.
Финансовые отношения могут быть охарактеризованы как:
1) централизованные и децентрализованные финансы;
2) отношения эквивалентного обмена;
3) финансы домохозяйств;
4) денежные безвозмездные отношения;
5) возмездные отношения;
6) часть кредитных отношений.
Дискреционная финансовая политика предполагает:
1) саморегулирование ставок налогообложения;
2) сознательное изменение налоговой системы и государственных расходов;
3) реализацию программы занятости;
4) автоматическую реакцию бюджета на экономические колебания;
5) изменение принципов фискальной политики.
ВВП не включает:
1) продукцию, произведенную внутри страны национальным капиталом;
2) поступления из-за рубежа, связанные с факторными доходами;
3) материальные и нематериальные услуги, оказанные внутри страны;
4) продукцию, произведенную внутри страны иностранным капиталом;
5) промежуточный продукт.
Источниками финансовых ресурсов являются:
1) собственные целевые денежные средства предприятий;
2) кредиты коммерческих банков;
3) средства внебюджетных фондов;
4) средства, аккумулированные в государственном бюджете;
5) вклады населения в банках.
Вариант 3
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы контрольной работы, который должен быть изложен не менее, чем на трех листах школьной тетради. Основной литературный источник для написания работы ̶ учебное пособие «Экономическая теория. Экспресс-курс» под ред. А.Г. Грязновой.
1. Бухгалтерские и альтернативные издержки. Постоянные, переменные и валовые издержки. Износ и амортизация.
2. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение».
3. Кредит: необходимость, сущность и формы.
Задание 2
На рисунке показана модель AD-AS (совокупного спроса, совокупного предложения). Классический отрезок кривой совокупного предложения является:
Рисунок 5 - Модель AD-AS (совокупного спроса, совокупного предложения)
1. горизонтальной линией
2. линией с положительным наклоном
3. вертикальной линией
4. линией с отрицательным наклоном.
Предположим, учеба в университете вызывает положительный внешний эффект, который получает частный бизнес. Образовательные услуги предоставляют конкурирующие между собой университеты.
МРВ ̶ предельная индивидуальная полезность;
МЕВ ̶ предельная внешняя полезность;
MSC ̶ предельная общественная полезность.
Из рисунка видно, что для достижения оптимального соотношения необходимо:
1) субсидировать университеты в размере BE;
2) ввести налог в размере CF;
3) ввести налог в размере СЕ;
4) субсидировать университеты в размере АВ.
Рисунок 6 – Положительный внешний эффект и альтернативные издержки
Задание 3. Дайте правильный ответ на вопросы тестов.
В кейнсианской теории утверждается, что:
1) предложение определяется наличием ресурсов и является постоянным
2) цены и заработная плата являются гибкими
3) занятость в экономике определяется уровнем эффективного спроса
4) предложение рождает спрос.
Автоматическая финансовая политика базируется:
1) на принципе встроенных стабилизаторов;
2) на регулировании сбережений;
3) на манипулировании налогами;
4) на увеличении государственных инвестиций;
5) на изменении экономической конъюнктуры.
Реализация основных принципов социальной политики в России в начале XXI в. заключается в:
1) в росте реальных доходов так называемого среднего класса;
2) в повышении качества жизни;
3) в повышении уровня жизни подавляющей части населения;
4) в смягчении социальных противоречий;
5) в росте дифференциации доходов населения;
6) в ослаблении дифференциации доходов населения.
К социально-экономическим показателям относятся:
1) антропогенная нагрузка на биосферу, хозяйственная емкость биосферы;
2) прожиточный минимум;
3) расходы на образование и науку;
4) материалоемкость и фондоемкость;
5) производительность труда;
6) уровень бедности.
Финансовая система включает:
1) совокупность организаций и учреждений, осуществляющих операции с любыми денежными ресурсами;
2) совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность;
3) формирование и использование финансовых ресурсов;
4) финансово-кредитные учреждения и органы управления финансами;
5) совокупность всех видов кредитно-денежных отношений, регулируемых Центральным банком.
К встроенным стабилизаторам относятся:
1) учетная ставка;
2) норма амортизации;
3) норма обязательных банковских резервов;
4) тарифы, налоги;
5) пособия по безработице и социальные выплаты.
Вариант 4
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы контрольной работы, который должен быть изложен не менее, чем на трех листах школьной тетради. Основной литературный источник для написания работы ̶ учебное пособие «Экономическая теория. Экспресс-курс» под ред. А.Г. Грязновой.
1. Средние и переменные издержки Долгосрочные издержки и экономия на масштабах производства. Транзакционные издержки и природа фирмы.
2. Инфляция спроса и инфляция предложения; их взаимосвязь и взаимодействие.
3. Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты. Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики государства.
Задание 2
Рисунок 7 - Модель AD-AS (совокупного спроса,
совокупного предложения)
На рисунке показана модель AD-AS (совокупного спроса, совокупного предложения).
Рисунок 8 – Излишек потребителя
В долгосрочном периоде времени при гибкости цен повышение совокупного спроса вызывает:
1) рецессионный разрыв;
2) увеличение количества денег в обращении;
3) рост уровня цен, а объем ВВП будет соответствовать потенциальному уровню;
4) рост цен и объемов производства.
Если функция спроса на товар задана уравнением
Q•D =45-ЗР, а функция предложения ̶ Qs = 2Р +10, то излишек потребителя составит:
1) 83;
2) 110;
3) 124;
4) 96.
Задание 3. Дайте правильный ответ на вопросы тестов.
В институциональной теории фирма рассматривается как:
1) структура деятельности направленная на достижение результатов в условиях неопределенности;
2) производственный комплекс;
3) комплекс из вещественных и личных факторов производства;
4) многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий.
Бюджетная система ̶ это:
1) совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням;
2) консолидированный бюджет государства;
3) организация разработки и принятия бюджетов всех уровней;
4) финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета;
5) свод федерального бюджета и региональных бюджетов.
Социальная политика включает:
1) экономическую помощь населению;
2) социальные гарантии населению со стороны государства;
3) защиту прав человека на свободный труд;
4) создание системы жизнеобеспечения населения;
5) все вышеперечисленное верно.
Индекс Паше раскрывает динамику:
1) стоимости потребительских благ в объеме их реализации в базовом периоде;
2) изменения структуры потребительской корзины;
3) изменения структуры расходов средней семьи;
4) стоимости товаров и услуг в объеме их реализации в текущем периоде;
5) соотношение стоимости благ текущего периода в ценах текущего и базового года.
Равновесие национальной экономики может быть достигнуто, если:
1) государственный бюджет сбалансирован;
2) сбалансированы товарный и денежный рынки;
3) скорость обращения денег в стране постоянна;
4) уровень инфляции в экономике страны стабилизирован;
5) совокупное предложение равно совокупному спросу.
Экономический цикл характеризуется:
1) периодичностью повторения неравномерного экономического развития;
2) неизменностью экономических показателей;
3) неустойчивостью экономических процессов;
4) изменением характеристик экономического роста;
5) прохождение определенных фаз в своем развитии экономикой.
Вариант 5
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы контрольной работы, который должен быть изложен не менее, чем на трех листах школьной тетради. Основной литературный источник для написания работы ̶ учебное пособие «Экономическая теория. Экспресс-курс» под ред. А.Г. Грязновой.
1. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции. Принципиальные варианты поведения фирмы. Максимизация прибыли.
2. Анализ потребления, сбережений и инвестиций как составных частей совокупного спроса.
3. Банковская система и ее структура.
4. Методы и инструменты денежно-кредитной политики.
Задание 2.
На рисунке показано влияние изменения доходов потребителя на потребление товаров X и У.
Рисунок 9 – Карта кривых безразличия и бюджетных ограничений
Можно сделать вывод, что:
1) товар У является низкокачественным;
2) оба товара являются качественными (нормальными);
3) товар X является низкокачественным;
4) оба товара являются низкокачественными.
Рисунок 10 – Излишек потребителя
Если функция спроса на товар задана уравнением Qd = 50- 2Р, а функция предложения. Qs= ЗР + 5, то излишек потребителя составит:
1) 256;
2) 253;
3) 247;
4) 261.
Задание 3. Дайте правильный ответ на вопросы тестов.
В исследовании экономических процессов маржиналисты используют преимущественно метод:
1. институциональный
2. функциональный
3. каузальный
4. нормативный.
Консолидированный бюджет представляет собой:
1) свод федерального, регионального и местных бюджетов;
2) совокупность федерального бюджета и региональных бюджетов;
3) федеральный бюджет;
4) свод бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов;
5) совокупность бюджетов всех уровней.
Социальная защита малоимущих слоев населения связана:
1) с проведением антимонопольной политики;
2) с трансфертами в денежной и натуральной форме;
3) с защитой вкладов населения в коммерческих банках;
4) с осуществлением операций Центрального банка на денежном рынке;
5) с предоставлением бесплатных медицинских услуг населению.
Без помощи государства рыночная система хозяйствования не может эффективно:
1) регулировать предложение новых товаров;
2) координировать межотраслевые связи;
3) обеспечивать безопасное и устойчивое экономическое развитие страны;
4) распределять ресурсы;
5) решать проблему обеспечения относительной социальной справедливости в обществе.
В цикличности экономического развития выражается:
1) характер государственного регулирования национальной экономики;
2) способ восстановления экономической активности резидентов;
3) движение экономической системы в рамках перехода от депрессии к оживлению и обратно;
4) периодичность повторяющихся нарушений макроэкономического равновесия;
5) последовательность смены фаз цикла.
Смета доходов и расходов государства на один год, принятая высшими законодательными органами; представляет собой:
1) бюджет субъектов федерации;
2) федеральный бюджет;
3) консолидированный бюджет;
4) государственный бюджет;
5) республиканский бюджет.
Вариант 6
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы контрольной работы, который должен быть изложен не менее, чем на трех листах школьной тетради. Основной литературный источник для написания работы ̶ учебное пособие «Экономическая теория. Экспресс-курс» под ред. А.Г. Грязновой.
1. Равновесие фирмы и отрасли. Совершенная конкуренция и эффективность экономики.
2. Экономическая политика: истоки формирования. Субъекты экономической политики.
3. Основные направления экономической политики.
4. Политика экономического роста и структурных перемен.
5. Региональная политика.
Задание 2.
Рисунок 11 – Кривые предельных частных и предельных общественных издержек
На рисунке показаны кривые предельных частных (МРС) и предельных внешних издержек (МЕС), предельных общественных издержек (MSC) и предельных общественных издержек (MSB) производства химикалиев некой фирмы. Производство химикалиев сопровождается отрицательным внешним эффектом. Если рыночная цена не будет учитывать отрицательные внешние издержки, то ущерб от загрязнения составит:
1) 700000
2) 63000
3) 100000
4) 585000
Используя приведенный график, назовите причину, вызвавшую сдвиг кривой предложения (S) влево и уменьшение объема продаж с Q2 до Q1:
Рисунок 12 – Спрос и предложение
1) рост издержек производства;
2) уменьшение числа покупателей;
3) увеличение количества производителей;
4) рост доходов производителей.
Задание 3. Дайте правильный ответ на вопросы тестов.
В кейнсианской теории изменение налогообложения воздействует, прежде всего, на:
1) совокупный спрос;
2) экономический цикл;
3) совокупное предложение;
4) международное движение капитала.
Уровень благосостояния населения характеризуется:
1) темпами экономического роста;
2) величиной созданного за год ВВП;
3) совокупностью показателей, выражающих меру удовлетворения жизненных потребностей людей;
4) уровнем реальных доходов населения;
5) индексом развития человеческого потенциала.
Необходимость усиления экономической роли государства в России вызвана:
1) регулированием и управлением трансформационными процессами;
2) обеспечением высоких темпов экономического роста;
3) обеспечением рационального использования ресурсов;
4) разработкой и осуществлением хозяйственной законодательной базы;
5) необходимостью подъема наукоемких и передовых отраслей промышленности.
«Парадокс бережливости» по Дж. М. Кейнсу заключается в том, что произойдет:
1) сокращение фактического объема сбережений;
2) снижение уровня инфляции;
3) рост предложения;
4) падение совокупного спроса;
5) рост инвестиций.
Укажите правильную последовательность фаз экономического цикла:
1) подъем, оживление, депрессия, кризис;
2) кризис, депрессия, оживление, подъем;
3) кризис, оживление, подъем, депрессия;
4) подъем, оживление, кризис, депрессия;
5) подъем, кризис, депрессия, оживление.
Внешними источниками финансирования, используемыми для покрытия бюджетного дефицита, являются:
1) эмиссия денег;
2) государственные ценные бумаги;
3) кредиты от международных финансовых организаций;
4) государственные сберегательные займы;
5) кредиты, получаемые от иностранных коммерческих банков.
Вариант 7
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы контрольной работы, который должен быть изложен не менее, чем на трех листах школьной тетради. Основной литературный источник для написания работы ̶ учебное пособие «Экономическая теория. Экспресс-курс» под ред. А.Г. Грязновой.
1. Общие черты несовершенной экономики. Монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Принципы антимонопольной политики.
2. Сущность и причины экономического цикла. Фазы экономического цикла.
3. Социальная политика: понятие дохода. Распределение доходов, измерение степени их неравенства.
Задание 2.
На рисунке показаны кривые предельной индивидуальной (МРВ) и предельной общественной полезности (MSB), предельных общественных издержек (MSC), связанных с обучением. Если учеба в университете сопровождается положительным внешним эффектом, то для увеличения количества студентов необходимы корректирующие дотации университету в размере _______ млн. руб.:
1) 4
2) 5
3) 10
4) 8
Рисунок 13 - Кривые предельной индивидуальной (МРВ) и предельной общественной полезности (MSB), предельных общественных издержек (MSC)
Рисунок 14 – Спрос и предложение
Используя приведенный график, назовите причину, вызвавшую сдвиг кривой спроса (D) влево и снижение объема продаж с Q2 до Q1:
1) рост доходов потребителей;
2) повышение цены данного товара;
3) снижение цены на товар-заменитель;
4) рост издержек производства.
Задание 3. Дайте правильный ответ на вопросы тестов.
В кейнсианской теории утверждается, что:
1) цены и заработная плата являются гибкими;
2) предложение рождает спрос;
3) занятость в экономике определяется уровнем эффективного спроса;
4) предложение определяется наличием ресурсов и является постоянным.
Неравенство доходов в рыночной экономике связано:
1) с владением собственностью;
2) с циклическим характером экономического развития;
3) с частнокапиталистической формой присвоения произведенного дохода;
4) с различиями в способностях, образовании и профессиональных навыках людей;
5) с темпами экономического роста.
Общеэкономическая функция государства в рыночной экономике связана с необходимостью:
1) регулированием процесса общественного воспроизводства;
2) антициклического регулирования спроса и предложения;
3) регулирования границ валютного коридора;
4) защиты национальных границ государства;
5) планирования цен;
6) производства общественных благ.
Спрос ̶ это:
1) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей;
2) выражение функциональной зависимости величины спроса от динамики цены;
3) желание людей обладать теми или иными благами;
4) доход, связанный со сбережениями;
5) потребности населения в данном благе.
Увеличение предложения товаров и услуг приведет:
1) к росту цен;
2) к снижению цен и росту спроса на них;
3) к снижению цен;
4) к сокращению спроса на них;
5) к сокращению их производства.
При рыночной цене выше равновесной:
1) величина спроса больше величины предложения;
2) спрос меньше предложения;
3) величина предложения больше величины спроса;
4) предложение меньше спроса;
5) имеет место перепроизводство товара.
Вариант 8
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы контрольной работы, который должен быть изложен не менее, чем на трех листах школьной тетради. Основной литературный источник для написания работы ̶ учебное пособие «Экономическая теория. Экспресс-курс» под ред. А.Г. Грязновой.
1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы. Рынок труда. Рынок капитала, рынок природных ресурсов.
2. Народнохозяйственный кругооборот». Модели воспроизводства.
3. Проблемы бедности и пути ее преодоления. Социальная политика и социальная защита населения.
Задание 2.
На графике показана модель IS-LM инвестиции, сбережения, предпочтение ликвидности, деньги, характеризующая совместное равновесие товарного и денежного рынков.
Рисунок 15 – Модель IS ̶ LM
Если в результате изменения государственных расходов и количества денег в обращении процентная ставка (i) осталась неизменной, а доход (Y) увеличился, то это произошло вследствие:
1) увеличения количества денег и государственных расходов;
2) увеличения количества денег и снижения государственных расходов;
3) уменьшения количества денег и увеличения государственных расходов;
4) уменьшения количества денег и государственных расходов.
Используя приведенный график, назовите причину, вызвавшую сдвиг кривой предложения (S) вправо и увеличение объема продаж с Q1 до Q2:
1) снижение цен на товары-заменители;
2) снижение налога на прибыль;
3) снижение доходов потребителей;
4) увеличение количества потребителей.
Рисунок 16 – Спрос и предложение
Задание 3. Дайте правильный ответ на вопросы тестов.
В экономической науке физиократы пропагандировали идеи:
1) революционного преобразования общества;
2) свободы действий;
3) государственного регулирования экономики;
4) протекционизма.
Эластичность спроса по цене характеризуется отношением:
1) изменения цены к изменению спроса;
2) изменения спроса к изменению предложения;
3) процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар;
4) процентного изменения предложения товара к процентному изменению величины спроса;
5) процентного изменения цены к процентному изменению издержек.
Эластичность спроса по доходу характеризуется:
1) отношением процентного изменения величины спроса к процентному изменению дохода;
2) отношением процентного изменения дохода к процентному изменению цены;
3) отношением изменения дохода к изменению спроса;
4) реакцией спроса на изменение величины дохода;
5) изменением покупательной способности дохода.
На величину спекулятивного спроса на деньги оказывает влияние:
1) уровень цен на товары и услуги;
2) темпы экономического роста;
3) процентная ставка;
4) величина валового внутреннего продукта;
5) норма процента.
Общий спрос на деньги представляет собой:
1) сумму цен товаров и спрос на деньги, зависящий от процентной ставки;
2) операционный спрос на деньги;
3) спекулятивный спрос на деньги;
4) разницу операционного и спекулятивного спроса на деньги;
5) сумму операционного и спекулятивного спроса на деньги.
Зависимость является прямой между:
1) ценой и предложением;
2) ставкой процента и сбережениями;
3) ценой и спросом;
4) процентной ставкой и спросом на кредит;
5) заработной платой и спросом на труд.
Вариант 9
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы контрольной работы, который должен быть изложен не менее, чем на трех листах школьной тетради. Основной литературный источник для написания работы ̶