Исследование особенностей нейродинамики.




Патопсихология

Лекция 1

У нас в стране понятие медицинской психологии является более широким, чем понятие клинической психологии, так как оно включает не только изучение стационарных больных, но и другие вопросы, например профилактику. В западных странах всё наоборот. Одно из определений клинической психологии Пере и Бауман: «Клиническая психология – это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психологические расстройства и психологические аспекты клинических расстройств. Включает акмеологию, диагностику, вмешательство». Клиническая психология опирается на био-психо-социальную модель.

Методологические проблемы клинической психологии и патопсихологии. Мясищев писал, что чем более важны проблемы болезни и здоровья, тем более важны методологические основания.

1)Психика и сознание изучаются во взаимосвязи с поведением. Сознание является не только объектом, но и средством психологического исследования.

2)Поскольку психическое и физическое едины, но не тождественны психологически могут исследоваться психофизиологические процессы.

3)Исследование человека в историческом контексте.

4) Принцип индивидуализации исследования.

5)Психологические особенности изучаются в результате их развития.

6)Принцип педагогизации психологического изучения ребёнка. Он означает включение принципов педагогической работы в сам эксперимент.

7)Исследование продуктов деятельности, так как в них материализуется сознательная деятельность (принцип исследования конкретного человека в конкретной ситуации).

Патопсихология – это наука, изучающая закономерности распада психической деятельности в сравнении с формированием и протеканием психических процессов в норме. Предмет – изучение распада психической деятельности. Патопсихология изучает анормальную личность в нормальных условиях. Кризисная психология изучает нормальную личность в анормальных условиях.

Одна из основных теоретико-методологических проблем заключается в вопросе о том, что такое психика: способность живых существ реагировать на биологически нейтральные процессы или просто метафора для отображения нейрофизиологических процессов. Отличительной чертой человека является наличие сознания и высших психических функций.

Понятия болезни и здоровья тоже неоднозначны. Норма связывается с состоянием здоровья, а отклонения от нормы считаются болезнью. Норма бывает статистической и основанной на оценке содержания (стремление к совершенству). Нормы также бывают социальные, функциональные (оценка состояний человека с точки зрения их последствий или возможности достижений целей) и индивидуальные (сравнение со своим обычным состоянием). Здоровье, по мнению ВОЗ, включает в себя психическое, физическое и социальное благополучие.

Коморбидность – это появление различных психических (или физических) расстройств у одного лица.

Факторы влияния в диагностическом процессе:
- вариативность (изменение расстройства с течением времени может даже изменять диагноз)кратковременная и долговременная перспектива.

Методы:

- беседа (сбор анамнеза)

- экспериментально-психологические

- наблюдение

F00-09 органические, включая симптоматические психические расстройства

F10-19 расстройства вследствие употребления ПАВ

F20-29 шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F30-39 аффективные расстройства настроения

F40-49 невротические, связанные со стрессом и соматофорные расстройства

F50-59 поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F60-69 специфические расстройства личности (психопатии)

F70-79 умственная отсталость

F80-89 расстройства у детей

F90-98 расстройства поведения, начинающиеся преимущественно в детском возрасте

В МКБ-10 используется синдромальный подход.

Лекция 2

Патопсихология – это описательная область, которая занимается описанием патопсихологических или аномальных явлений. К аномалиям относят те явления, которые формально не являются патологией (например, психопатия, так как она не имеет начала, течения и исхода).

***Экзоцербация – усиление течения хронического заболевания.

Все психические заболевания делятся на эндогенные и экзогенные заболевания. Экзогенные заболевания бывают органическими и психогенными (неврозы).

Невротический уровень: - сохраняется критичность - отсутствие бреда, галлюцинаций - наличие контроля за своими действиями (вменяемость) - максимальный уровень душевного страдания - наличие понегативной симптоматики. Психозы: - отсутствие формальной декларативной критики - наличие выраженной позитивной симптоматики (кататонические или волевые нарушения, бред, галлюцинации) Психопатия: - не имеет начала, течения и исхода
Невротические расстройства. В основе его формирования лежит внутренний конфликт – это внутренне неразрешимое субъективное противоречие. шизофрения Личность сформирована неправильно. Отсутствует критика к заболеванию. Бывает врождённой (генуинной, ядерной) или является исходом других психических расстройств.
ПТСР отличается от невроза тем, что психотравма связанна с витальной угрозой. МДП. Во время интерофаз человек возвращается в состояние фактического здоровья. Психологическое исследование должно проводиться после того как закончится острая фаза.  
Истерия может продуцировать и симулировать симптоматику практически любых психических расстройств. В основе лежит стремление оказаться в центре внимания.    
Психосоматические расстройства делятся на три группы: соматофорные расстройства (человек высказывает жалобы исключительно соматического характера), нозогенные (психотравмирующим фактором является не связанное с нервной системой) и реакции по типу психопатической лабильности(заболевания, манифестация и экзоцербация которых зависит исключительно от нервно-психических функций, например нейродермит, язвенный колит, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка).    
Невротическая депрессия имеет невысокий суицидный риск, а имеющиеся суицидные попытки являются попыткой привлечения внимания. Психотическая депрессия в рамках МДП отличается стр  
Психопатоподобные расстройства являются пограничными между неврозами и психозами. Шизотипические расстройства имеют в основном невротическую симптоматику, сохранены критичность к заболеванию и мышление, характеризуется сильным переживанием заболевания и активным поиском помощи. При этом может присутствовать позитивная симптоматика. Психотическая триада: открытость мыслей, внушённость мыслей (голоса), внушённость действий (автоматизмы).  
 

 

***Синдром Бунке – отсутствие реакции на болевое раздражение
***Тест Бека (исследование суицидальной активности)

Методики позволяют (задачи):
- дифференциальная диагностика
- определить путь психокоррекционной работы, направленной на улучшение качества жизни
- эксперимент, направленный на изучение функционирования психики.

Результат – экспериментально-психологическое заключение.

Виды данных:

1) L-данные (данные анамнеза). Они являются наиболее достоверными и наименее информативными.
- Клиническая беседа (используется для составления экспертного мнения, которое пишется в шапке заключения). Наличие вредных привычек, суицидных попыток. Не вносится в шапку заключения.
- Клиническое интервью

2) E-данные(экспериментальные данные). Проективные методики или иные методики, в которых человек не может сознательно изменять результаты.

3) T(S)-данные. Исследование воли, мышления, суицидальной активности, личности. Следует выбирать опросники со шкалой лжи.

4) O-данные (данные наблюдения). Являются достаточно информативными, но весьма субъективными.

Лекция 3

Проективные методики:
- тест Роршеха
- хэнд тест
- дом, дерево, человек
- несуществующее животное

В рамках проективных методик сам психолог выступает специалистом-экспертом.

Патопсихологическое исследование включает в себя:

  1. Особенности нейродинамики (органический фон находится в норме или повреждён, то есть признаки стигматизации)
    - внимание
    - гнозис (тесты на узнавание)
    - праксис (элементарные навыки, целенаправленность действий)
  2. Мышление
  3. Личность
  4. Особенности фона настроения

Исследование особенностей нейродинамики.

  • MMSE – шкала лобной деменции. Даёт однозначный ответ о наличие у больного умственной отсталости.
  • Тест «Часы». Больного просят на листе бумаги изобразить циферблат, а затем изобразить время в 24-часовом формате.
  • Проба Попенрейтора включает в себя 2 серии карточек: 1 – выделение предметов их фона, 2 – достраивание предметов по неполному контуру.
  • 10 слов. Больному даётся список из 10 слов связанных по смыслу. В норме человек может их повторить через 3-4 повторения.
  • Повторение цифр в прямом и обратном порядке (из батареи Векслера)
  • Шкала памяти Векслера: ориентировка во времени, месте и пространстве; на психический контроль (счёт по Крепелину); логический контроль
  • Субтест на логическую память

Тесты на интеллект:

  • Батарея Векслера (ориентироваться на шкалу самого теста)
    Представляет сборник их 12 субтестов:
    1 – субтест осведомлённости
    2 – субтест понятливости (например, объяснение пословиц)
    3 – арифметический (все задания должны выполняться УСТНО)
    4 – сходства/различия
    5 – словарный субтест (дать определения словам)
    6 – повторение цифр
    7 – недостающие детали
    8 – последовательные картинки (что произошло и каков порядок картинок)
    9 – кубики Коса (применяется отдельно для выявления нарушений праксиса и гнозиса)
    10 – складывание фигур
    11 – шифровка
    12 – лабиринты Мира-Лопеца
  • Вербальные (на основе опыта)
  • Невербальные (врождённые)
  • Существует также флюидный интеллект (креативность, склонность к поиску новых нестандартных решений)
  • По МКАБ-10 норма=более или равно 70 баллов (по методике Стенфорд-Бине, 100-бальная шкала)
    - олигофрения или умственная отсталость является врождённой (до 3 месяцев)
    - интеллектуальные дефекты, появившиеся после 3 месяцев, называются слабоумием
  • Деменция бывает тотальной (снижение всех функций) и локунарной (снижение какой-то одной функции, например, Корсаковский амнестический синдром)
  • Матрица Равена.
    + низкая задействованность вербального и культурального барьера
    - трудоёмкость обработки, направленность на тонкую градацию нормы (выявление интеллектуально одарённых)
  • Методика Кетелла. В основном для выявления одарённых людей. Выделяет вербальное и невербальное IQ. Имеют пользу отдельные субтесты.

Тесты на сферу мышления

Существует несколько сфер расстройств мышления:

Операциональная – использование абстрактно-логических понятий, применение анализа и синтеза.
- нарушение по типу коррекции
- нарушение по типу искажения
Нарушения операциональной сферы.

Снижение уровня обобщения Искажения (иногда их называют структурные нарушения мышления)
У больных шизофренией в состоянии глубокого дефекта, иногда у невротиков 80% случаев – шизофрения истерия (может симулировать симптоматику любого другого заболевания)
Уровни обобщения: 1. Предметно-ситуативный (предметы неотделимы от ситуации) уровень 2. Конкретно-ситуативный уровень (невозможно перенести опыт на ситуацию другого типа) 3. Абстрактно логический 4. Абстрактный (шизофрения) Паралогика Логические связи входят в конфликт сами с собой Актуализация латентных признаков предмета (проба на исключение четвёртого)
   
ü Метод классификации. ü Метод пиктограмм (Лурия, Зейгарник)Испытуемому даются словосочетания, он зарисовывает их в виде пиктограмм, через 15 минут его просят назвать их. Методика производится с помощью карандаша на листе А4. - тёмная ночь - весёлый праздник - тяжёлая работа - вкусный ужин - смелый поступок - дружба - любовь - последствия - развитие - голодный ребёнок - ядовитый вопрос - хромая учительница Стандартный образ Конкретные образы стереотипия образов образы с элементами актуализации латентного признака псевдоабстрактные образы отказ от выполнения, эмоциональная реакция

Нарушения мотивационной сферы.

- целенаправленность мыслительного процесса
- обстоятельность мыслительного процесса (застревание на малозначительных или незначительных деталях)
*депрессивная ненасыщаемость (избегание контакта при депрессии или невозможность остановить поток речи)
- ригидность мышления (трудность переключения)
- разноплановость мыслительного процесса (больной говорит параллельно о двух не связанных и почти не связанных вещах)
- резонёрство (бессмысленное мудровствование)
- расстройство по типу смысловых соскальзываний
- по типу аддактических замыканий
- по типу разорванности мышления (по типу словесной окрошки)
- нарушения по темпу (ускоренное или замедленное)

Патологии мышления в личностной сфере.

- зеркальная речь

 

 

Проба Пиаже!!!!!!!!

Лекция 4

Для исследования лучше всего использовать нейропсихологическую батарею Лурия. Однако, только время её проведения с испытуемым составляет 6-8 часов. Органические больные могут продуктивно работать максимум 30 минут. На одного больного следует подбирать 2-3 методики.

Лекция 5

Тест Бентона. Инструкция. Оценка выполнение: правильное выполнение всего(одного) задания оценивается в 1 балл, всего получается 10 баллов. Возможны следующие варианты ошибок

  1. ОП (опущение). Могут говорить о диффузном или тотальном нарушении зрительной памяти. При этом следует обратить внимание на левую височную или затылочную область.
    - ОБП (опущение большой правой фигуры)
    - ОБЛ (опущение большой левой фигуры)
    - ОМП
    - ОМЛ
  2. Деформация. Говорит о наличии диффузных неспецифических нарушений.
    - ДБП
    - ДБЛ
    - ДМП
    - ДМЛ
  3. Персеверация (повторение). Нарушение теменно-затылочного отдела ГМ.
    - ПБФ (персеверация больших фигур)
    - ПМФ
  4. Поворот.
  5. Изображение фигур в хаотичном порядке.

При подсчёте результатов ошибки и правильные ответы считаются отдельно. Ошибка в одной из больших фигур считается как 1 балл, а ошибка в малой фигуре считается как 0,5 балла. Зависимость результата от уровня интелекта.

Оценка по Бентону Уровень интеллекта Оценка интеллекта по Стенфорд Бине Оценка по Векслеру (шкала Вэйс)
9 - 10 Выше среднего Выше 109 баллов(из 110) Хорошая норма, высокая норма, очень высокая норма
8 баллов Средний уровень 95 – 109 (средняя норма) 110 – 115
7 баллов Низкий, малоодарённый    
6 баллов Пограничный уровень 70 баллов  
5 баллов слабоумие Ниже 70 Умственный деффект
От 45 до 54 лет к оценке прибавляется 1 бал От 55 до 64 прибавляется 2 балла От 65 до 74 прибавляется 3 балла     По этим баллам
       

ОШИБКИ

0 баллов Выше среднего Выше 109 Хорошая, высокая или очень высокая норма
2 балла Средний и хороший   105-109
  Средний   95-94
  Низко-средний   90-94
  малоодарённый   80-89
      70 -79
7 и более Слабоумие    
40 – 44 отнимается одна ошибка 45-54 отнимается 2 ошибки 55-64 отнимается 3 ошибки      

 

Больные органическими поражениями получают 4-5, неврозами 6-8, больные шизофренией в состоянии деффекта 6-7 баллов. Норма 8-9 баллов правильных ответов.

Исследования личности.

  • Тест влечений Леопольда Сонди. Проективная методика (1936). Эго и Ид являются врождёнными. Онивключают в себя инстинкты и влечения. Каждое влечение приходит в виде энергии для его удовлетворения. Невыполненыее влечения вытесняются из Эго в ИД. Он выделил основные влечения:
    1)сексуального круга (S)
    – садистические (доминирование и мазохизм)
    - гермофродитическое (влечение соотнесения себя с однним из полов).
    2)паранойяльность или сверхценность(Р)
    – эпилептоидные (каин – деструктор, разрушитель, «человек с молитвенником в руках и камнем за пазухой» и авель – послушный правилам)
    - истероидные черты.
    3)шизофренические (sch) – кататонические (склонность к замыканию в себе или патологическое расширение Я, то есть стремление к паробощению миром) и параноидность(склонность к ощущению потери целостности, когда человеку кажется, что он должен что-то сделать и навязчивые или хульные мысли).
    4)катомия (С) – депрессивный(аппатическая, для которой характерен поиск стимуляторов и с наличием энергии на непродуктивные действия) и маниакальный (стремление к удовольствию, зачастую в виде аддикций и отсутствие чувства достиижения цели).

 

S P Sch C
S h E Ny «латентные экзбиционисты» K Стремление к самозамыканию, аутизации. Выход в МДП P   D «класс латентных добытчиков ценностей» Им хочется чего-то достичь, но отсутствует ощущение обладания. Склонность к самообвинению M «класс маниаков(от слова мания)» Такие люди часто склонны к зависимости.
«латентные садисты» Сублимация у таких людей выражается в занятиях спортом и прежде всего борьбой. «класс по детски жестоких людей». Возраст 5-6, 18-19, 21-30, 41-60, 70-90 Кризис самоидентификации. Характерны приступы пароксизмального страха, пароксизмальной тревоги, синдром первого сентября, истерики. Иногда выходом является развитие шизофренического состояния в рамках параноиднно-депрессивного состояния Пароксизмальные состояния: эмоциональные взрывы, психические эквиваленты эпилепсии (сумраки, дисфория) «класс пассивных параноиков» «класс грезящих наяву». Характерны: инверсированная идентификация, катотоническая или параноидная шизофрения «освистанные гении и отсеубийцы» Преследует желание добиться успеха с агрессией в случае отсутствия признания.Характерны паранойальные формы заболеваний «акробат ОХ» Деятельность не доставляет удовольствия Судорожная привязанность к объекту обладания, страх потери.
«мазохисты» Работа на социально одобряемых общественных поприщах: педагоги, детские психологи. Характерен невроз навязчивых состояний, параноидная шизофрения «воинствующие гуманисты» Работают монахами, гуманистическими психологами «класс моралистов и пуристов» «класс заботящихся о душе» Пытаются казаться святыми или наоборот убогими, требующими к себе внимания «фарисеи» Педантичность, эмоциональная холодность, неспособность общаться с людьми (шизоиды). Профессии: бездумные психиатры и психологи, теормат   «класс самоотверженных» Являются привязчивыми натурами. Достаточно ярко выражается в изнуряющих любовных страданиях. Это зачастую заканчивается суицидными попытками «класс вечно покинутых, лишённых поддержки людей». Внешне кажутся успешными, но характерны деперсонализационные переживания, проблемы отсутствия смысла существования. Основное заболевание – гипомания.

Иноквальные классы особенностей – преобладание одного класса влечений. Такие влечения достаточно легко сублимируются, в отличие от нескольких преобладающих влечений.
Статистически значимо значение от 4 по одной и той же шкале.

Лекция 6

MMPI

 

Разработана в США. Ведущая методика для оценки больных с расстройствами личности. Варианты:

  1. Большой вариант. Различается мужской и женский вариант. Наиболее эффективна стандартизация ИМАТОН 2003 года.
  2. СМИЛ (556 вопросов). Разработан Собчаком. Два варианта: мужской и женский. Больше подходит для диагностики в рамках нормы. Плюс в большом количестве дополнительных шкал.
  3. МЛО. Существует только в мужском варианте. Выделяет уровень нервно-психической устойчивости для военнослужащих. В интернете часто встречается версия с ошибкой ключа по шкале 7 (психостения).
  4. Мини Мульт. 76 вопросов. Даёт ложные результаты. Книга Елисеевой и интернет с ошибочными ключами. Разрабатывалась для оценки психического напряжения у больных соматических клиник.

Особенности:

  • Три шкалы проверки.
    L – шкала лжи. Предотвращает заполнение в хаотичном порядке (противоположные вопросы)
    F – шкала валидности.
    K – шкала коррекции. Корректирует показания одних шкал по отношению к другим шкалам.
    Методика является недостоверной, если:
    - показания по одной из этих шкал больше или равно 70.
    - разница между шкалами F и K больше или равна 20.

Лекция 7

……….

1 Hs:

2 D:

3 Hy: истерия.

Истерики бывают стервозные и мимозные. Поведение хаотично и зависит от текущего настроения. Стремятся обратить на себя внимание окружающих, неважно положительное или отрицательное. Характеризуется контактностью, производит хорошее первое впечатление, но кажется весьма эгоцентричным. Зачастую могут регулировать даже безусловные рефлексы. Для них характерны конверсионные расстройства: истерическая слепота, конверсионный паралич, расстройства по типу истерического слабоумия и другие. Истерия может абсолютно симулировать симптоматику того или иного расстройства. Низкие показатели по этой шкале характерны для людей шизоидного типа.

4 Pd: психопатия.

Основной реакцией на стресс является агрессия. Игнорируют правила и нормы. Высокие показатели по шкале могут объясняться: высокой акцентуацией по возбудимому типу, реакцией на ситуацию как таковую либо на процедуру тестирования в частности, подростковым кризисом. Шкала психопатии входит в психопатическую тетраду. Низкие показатели по шкале говорят о конформности, сдержанности.

5 Mf: мускулинность – феминизм.

Высокие значения у мужчин и низкие у женщин говорят о преобладании сентиментальности, мягкости, податливости. В противном случае – наоборот: грубость, склонность к доминированию.

6 Pa: паранойя.

Игнорируют внешние проявления стресса. Не считаются с чувствами других людей для достижения своей цели. Для них все средства хороши. Они целеустремлённые и самолюбивые. Постоянно пишут жалобы, борются за правду. Для паранойяльных людей характерны сверхценные идей, которые могут перерасти в сверхценные образования, а затем в бред. Низкие значения говорят о неустойчивом типе личности (тип 1).

7 Pt: психастения.

Большинство людей склонны преувеличивать свои психастенические черты, так как они наиболее социально приемлемы. Для них характерна неуверенность в себе, тип избегания неудач, стремление к привычным ситуациям. Воспринимается как человек нерешительный, мнительный, аккуратный. Склонны к неврозам, навязчивым действиям. Они постоянно боятся сделать что-то не так, отказываясь от различных возможностей. Стремление к избеганию неудач. Бывают приступы социальной храбрости. Таким людям сложно адаптироваться в социуме. Низкие значения по шкале психастении говорят о низкой эмпатии, решительности.

8 Sc: шизофрения.

Затруднения в проявлении эмпатии, сложности в выражении и понимании чувств, аутистическое мышление, избегание социального взаимодействия, избегание социальных контактов, склонность к аутистическим фантазиям и интересам. Внешне воспринимаются как люди странные, неестественные, непонятные, ферш-робины (чудаки). Могут граничить с гениальностью в сфере аутистических интересов, способностью к нестандартному решению задач(креативности), но имеют сложности с освоением необходимых навыков, особенно в области общения.

9 Ma: гипомания.

Полная противоположность шкале депрессии. Весёлые, бодрые, склонны к получению удовольствия. Может быть обусловленно маниакальной фазой МДП или циклотимной акцентуацией, а также гипертимными чертами характера. Низкие значения по шкале гипомании говотят о депрессивном состоянии.

0 Si: социальная интроверсия.

Стремление к деятельности, не связанной с общением, замкнутость.

Терминология MMPI должна использоваться в заключении при описании ведущих личностных черт.

** Методика ПДО (автор Личко). На практике действует в до 24 лет. Важно не забыть шкалу коррекции.

******Барон (Артём) Суббота.*******

Лекция 8

  • Тест Айзенка
  • Личностный тест Кетелла
  • ЛИРИ
  • Гиссенский личностный опросник (имеет смысл использовать при работе с невротическими больными и больными с зависимостями).
  • Тест Элисона на рациональные установки работает с невротическими больными.
  • SCL-90. Хорошо применять для работы с невротиками или в сложных диагностических случаях.

При использовании самоопросников следует прочитать вопросы и посмотреть к чему ведут те или иные ответы.

Hand-test

Представляет собой 9 карточек, на каждой из которых рука что-то делает. Испытуемый должен дать как можно больше вариантов того, что делает рука.В конце даётся пустая карточка и просят описать «что делает рука, которая делает то, что она хочет сделать». Варианты, встречающихся описаний:
-PAS пассивное действие(лежит)
-ACT активное действие(показывает, двигается)
-DIS описательное понятие (рука врача)
-AGG физическая агрессия (рука боксёра, сжатый кулак)
-DIR вербальная агрессия (заставляет, приказывает)
-DEP зависимость (держится за край скалы, просит милостыню)- при аддикциях
-GRIP покалеченная рука (сломанные пальцы)
-TEN тревога (дрожащая рука)
- BAS псевдогаллюциноз (то, чего на самом деле на картинке нет)- не должен встречаться в норме
-EX эксбиционизм, истероидность (рука играет на пианино, в театре теней)
-AFF неформальная коммуникация (гладит по головке)
-COM формальная коммуникация
- FAB страх
- F
До 15 ответов – низкий уровень психической активности, 15-25 – средний, более 25 – высокий. Общее количество ответов принимается за 100%. Коэффициэнт возможности проявления активной физической агрессии. Такая возможность проявления агрессии существует при значениях более (-1).
i=(Agg+Dir)-ff

ТАТ

Масачуссетс, США

38 картинок. «Посмотрите на картинку. Попробуйте придумать, что происходило на ней до этого момента, что происходит сейчас, что произойдёт». Карточки разделяются на 4 основных категории: девочки, мальчики, мужчины, женщины. Есть карточки, которые можно показывать всем. В какой-то момент испытуемый начинает олицетворять себя с действующим лицом. Существуют также противодействующие лица и окружающая среда. Плюсом методики является оценка текущего эмоционального состояния. Интерпретация базируется исключительно на экспертной оценке.

Пятна Роршаха

Подходит для исследования всего: от интеллекта до эмоциональной сферы. Состоит из 10 карточек.
Образы могут быть:
- стандартные (например, летучая мышь на рисунке 1)
- оценка целостной формы
- цветовой шок (образ выделяется исключительно на основе цветового соответствия)
- контоминация (несуществующие образы: «печень интеллигентного человека»)
- повтор образов
- сексуальный шок (постоянно находят что-то связанное с сексом)
- отказ от выполнения.

Тест Роршаха может использоваться в ситуации экспертизы только при наличии лицензии.

Лекция 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: