Рекомендации к организации экскурсии




Наблюдения и экскурсии.

План

1. Роль наблюдений и экскурсий в развитии словаря.

2. Содержание словарной работы в процессе наблюдений за природой, общественными явлениями.

1. Наблюдение направлено на установление сущности нового, его признаков и свойств, его связей с окружающим миром.

В процессе наблюдения активизируются различные анализаторы, обозначаются словом отдельные ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, кинестетические.

Восприятие сопровождается работой мышления ребенка: создается суждение об объекте, вычленяются существенные признаки.

Дети учатся планомерному наблюдению, умению последовательно переходить от анализа одной стороны объекта к анализу другой.

Дети учатся применению различных способов познавательной деятельности, способов обследования предметов: практические действия, эксперименты.

Процесс наблюдения сопровождается речью. В процессе наблюдения обогащается словарь. Экскурсия позволяет соединять слово с образом предмета, с точным наименованием объекта.

 

2.

Требования к проведению наблюдений

Елизавета Ивановна.Тихеева сформулировала следующие требования:

1. Осмотры должны быть интересны детям.

2. Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями.

3. Обеспечивать активность восприятия: вопросы, возможность потрогать, подержать, поиграть.

4. Заранее продумать речевые формы.

5. Количество экскурсий должно быть педагогически обосновано и находиться в соответствии с числом других занятия.

 

Подготовка воспитателя к проведению наблюдений.

· Выбрать из программы ознакомления с окружающим объект для наблюдения.

· Определить слова, которыми должны будут дети овладеть в процессе наблюдения.

· Предварительное ознакомиться с объектом наблюдения: определить безопасный путь, место расположения детей.

· Обговорить с сотрудниками объекта о содержании экскурсии, кто и в каком объеме будет рассказывать детям об объектах наблюдения.

· Продумать, кто будет сопровождать детей, кроме основного воспитателя.

· Поставить в известность администрацию ГОУ о дате предполагаемой экскурсии.

· Практическое задание для студентов на закрепление полученных знаний- в программе воспитания и обучения в детском саду. – М., 2005. определить разделы для выбора экскурсии;

·

 

 

Содержание словарной работы в процессе наблюдений за природой, общественными явлениями.

- Вводная часть экскурсии. Подготовить детей к предстоящей экскурсии: создать мотивацию познавательной деятельности, оживить опыт детей по теме экскурсии, напомнить или уточнить правила поведения во время пути и на объекте. (вопросы, загадки, игровые ситуации и т.п.). Сообщение цели экскурсии.

- Обращаем внимание детей на ориентиры во время пути, упражняем в культуре поведения на улице, закрепляем правила передвижения.

- Основная часть экскурсии. При первоначальном восприятии объекта, дать детям небольшую паузу для самостоятельного созерцания. Затем приступаем к активному руководству наблюдением: осмотр объекта в целом; выделение значимых частей объекта; рассматривание каждой части объекта.

Восприятие детей воспитатель сопровождает словом. Слово оформляет восприятие, устанавливает связи между предметом и частями. Важно использовать действия детей для точного восприятия (потрогать, пройти и т.п. Необходимо связывать наблюдение с практической необходимостью. По ходу наблюдения задавать детям вопросы, повторять хором и индивидуально новые слова, пояснять увиденное.

Необходимой частью экскурсии является наблюдение за деятельность работников объекта- все действия, воспитатель комментирует и поясняет.

- Заключительная часть экскурсии. Закрепление и уточнение знаний, полученных в процессе экскурсии. (на объекте, если есть возможность или во второй половине дня в групповой комнате). – Беседа по теме экскурсии, организация сюжетно-ролевой игры, изготовление или обновление атрибутов.

Рекомендации к организации экскурсии

  1. Согласовать с администрацией дошкольного образовательного учреждения объект для проведения экскурсии (медицинский кабинет, прачечная, музыкальный кабинет, кабинет заведующего детским садом, пищеблок и т.п.).
  2. Совместно с администрацией дошкольного образовательного учреждения, работниками выбранного объекта определить дату и время проведения экскурсии.
  3. Определить сопровождающего детей во время пути к объекту и при осмотре помещения из числа педагогических работников ДОУ (может быть воспитатель данной группы).
  4. Продумать безопасное перемещение детей к месту проведения экскурсии и на объекте.
  5. Написать план экскурсии, руководствуясь программой дошкольного образования, по которой работает дошкольное учреждение и методическими рекомендациями.

 

Рекомендации к написанию плана экскурсии

 

Тема дня: «День труда»

Образовательная область: «Коммуникация» - формирование словаря, связная речь.

Тема НОД: «Экскурсия на ….(указать объект).

Цель: формирование положительного отношения к труду…(конкретизировать в соответствии темой экскурсии).

Обогащение речи детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями по теме экскурсии.

Интеграция образовательных областей: «Труд» (формирование первичных представлений о труде взрослых), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности), «Познание» (сенсорное развитие) и др.

Задачи:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Образовательные задачи должны отражать формирование, расширение, обогащение, закрепление или уточнение знаний о:

  • расположении объекта экскурсии в помещении детского сада;
  • назначении помещений объекта;
  • назначении и расположении оборудования осматриваемого объекта;
  • содержании, значении и результатах труда работника (ов) данного объекта.

Развивающие задачи должны отражать задачи формирования словаря.

Вводить в речь детей существительные: (перечислить название помещений, основного оборудования); прилагательные (указать слова, характеризующие качества и свойства помещений и основного оборудования); глаголы (перечислить слова, обозначающие действия предметов или действий с данными предметами); причастия (перечислить слова, обозначающие признак предмета по действию). Например, существительное- мясорубка; прилагательные - электрическая, металлическая; глаголы - прокручивать (мясо), делать (фарш); наречия (Как? Каким образом?)- быстро.

Задачи совершенствования диалогической речи.

Развитие психических процессов: восприятие, мыслительные операции - сравнение, анализ, умозаключение, память.

Воспитательные задачи направлены на воспитание отношения к труду людей данной профессии (указать), воспитание культуры поведения на объекте.

Методические приемы: приемы указываются в той последовательности, в которой проводится экскурсия.

Приемы вводной части, направленные на создание интереса, мотивации к предстоящей деятельности, на ознакомление детей с правилами поведения во время пути к объекту, на месте проведения экскурсии (перечистить приемы).

Приемы основной части, направленные на формирование познавательного интереса: вопросы, направленные на рассматривание помещений, оборудования: конкретные – кто? Что? Где? Когда? Поисковые - почему? Зачем? Для чего? Почему? (привести примеры вопросов), обобщающий рассказ воспитателя или работника объекта;

показ: предметов (указать), действий с предметами, показ процесса трудовых действий (указать);

указания: посмотрите на…, подойдите к…, задайте вопрос …,подержите…, скажи…и т. п;

объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия.

Приемы, направленные на формирование словаря:

  • образец произнесения слов (указать);
  • хоровое и индивидуальное произнесение слов;
  • пояснение значения слова (указать);
  • включение слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) в контекстную речь;
  • интонационное выделение новых слов в предложении и т.п.

Приемы решения воспитательных задач: рассказ воспитателя об отношении работника (указать) к своим обязанностям, оказание помощи и т.п.

Приемы заключительной части: игровые приемы, загадывание загадок и т.п.

Оборудование: перечислить оборудование, которое необходимо для проведения всех частей экскурси



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: