Наблюдения и экскурсии.
План
1. Роль наблюдений и экскурсий в развитии словаря.
2. Содержание словарной работы в процессе наблюдений за природой, общественными явлениями.
1. Наблюдение направлено на установление сущности нового, его признаков и свойств, его связей с окружающим миром.
В процессе наблюдения активизируются различные анализаторы, обозначаются словом отдельные ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, кинестетические.
Восприятие сопровождается работой мышления ребенка: создается суждение об объекте, вычленяются существенные признаки.
Дети учатся планомерному наблюдению, умению последовательно переходить от анализа одной стороны объекта к анализу другой.
Дети учатся применению различных способов познавательной деятельности, способов обследования предметов: практические действия, эксперименты.
Процесс наблюдения сопровождается речью. В процессе наблюдения обогащается словарь. Экскурсия позволяет соединять слово с образом предмета, с точным наименованием объекта.
2.
Требования к проведению наблюдений
Елизавета Ивановна.Тихеева сформулировала следующие требования:
1. Осмотры должны быть интересны детям.
2. Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями.
3. Обеспечивать активность восприятия: вопросы, возможность потрогать, подержать, поиграть.
4. Заранее продумать речевые формы.
5. Количество экскурсий должно быть педагогически обосновано и находиться в соответствии с числом других занятия.
Подготовка воспитателя к проведению наблюдений.
· Выбрать из программы ознакомления с окружающим объект для наблюдения.
· Определить слова, которыми должны будут дети овладеть в процессе наблюдения.
· Предварительное ознакомиться с объектом наблюдения: определить безопасный путь, место расположения детей.
· Обговорить с сотрудниками объекта о содержании экскурсии, кто и в каком объеме будет рассказывать детям об объектах наблюдения.
· Продумать, кто будет сопровождать детей, кроме основного воспитателя.
· Поставить в известность администрацию ГОУ о дате предполагаемой экскурсии.
· Практическое задание для студентов на закрепление полученных знаний- в программе воспитания и обучения в детском саду. – М., 2005. определить разделы для выбора экскурсии;
·
Содержание словарной работы в процессе наблюдений за природой, общественными явлениями.
- Вводная часть экскурсии. Подготовить детей к предстоящей экскурсии: создать мотивацию познавательной деятельности, оживить опыт детей по теме экскурсии, напомнить или уточнить правила поведения во время пути и на объекте. (вопросы, загадки, игровые ситуации и т.п.). Сообщение цели экскурсии.
- Обращаем внимание детей на ориентиры во время пути, упражняем в культуре поведения на улице, закрепляем правила передвижения.
- Основная часть экскурсии. При первоначальном восприятии объекта, дать детям небольшую паузу для самостоятельного созерцания. Затем приступаем к активному руководству наблюдением: осмотр объекта в целом; выделение значимых частей объекта; рассматривание каждой части объекта.
Восприятие детей воспитатель сопровождает словом. Слово оформляет восприятие, устанавливает связи между предметом и частями. Важно использовать действия детей для точного восприятия (потрогать, пройти и т.п. Необходимо связывать наблюдение с практической необходимостью. По ходу наблюдения задавать детям вопросы, повторять хором и индивидуально новые слова, пояснять увиденное.
Необходимой частью экскурсии является наблюдение за деятельность работников объекта- все действия, воспитатель комментирует и поясняет.
- Заключительная часть экскурсии. Закрепление и уточнение знаний, полученных в процессе экскурсии. (на объекте, если есть возможность или во второй половине дня в групповой комнате). – Беседа по теме экскурсии, организация сюжетно-ролевой игры, изготовление или обновление атрибутов.
Рекомендации к организации экскурсии
- Согласовать с администрацией дошкольного образовательного учреждения объект для проведения экскурсии (медицинский кабинет, прачечная, музыкальный кабинет, кабинет заведующего детским садом, пищеблок и т.п.).
- Совместно с администрацией дошкольного образовательного учреждения, работниками выбранного объекта определить дату и время проведения экскурсии.
- Определить сопровождающего детей во время пути к объекту и при осмотре помещения из числа педагогических работников ДОУ (может быть воспитатель данной группы).
- Продумать безопасное перемещение детей к месту проведения экскурсии и на объекте.
- Написать план экскурсии, руководствуясь программой дошкольного образования, по которой работает дошкольное учреждение и методическими рекомендациями.
Рекомендации к написанию плана экскурсии
Тема дня: «День труда»
Образовательная область: «Коммуникация» - формирование словаря, связная речь.
Тема НОД: «Экскурсия на ….(указать объект).
Цель: формирование положительного отношения к труду…(конкретизировать в соответствии темой экскурсии).
Обогащение речи детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями по теме экскурсии.
Интеграция образовательных областей: «Труд» (формирование первичных представлений о труде взрослых), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности), «Познание» (сенсорное развитие) и др.
Задачи:
- образовательные;
- развивающие;
- воспитательные.
Образовательные задачи должны отражать формирование, расширение, обогащение, закрепление или уточнение знаний о:
- расположении объекта экскурсии в помещении детского сада;
- назначении помещений объекта;
- назначении и расположении оборудования осматриваемого объекта;
- содержании, значении и результатах труда работника (ов) данного объекта.
Развивающие задачи должны отражать задачи формирования словаря.
Вводить в речь детей существительные: (перечислить название помещений, основного оборудования); прилагательные (указать слова, характеризующие качества и свойства помещений и основного оборудования); глаголы (перечислить слова, обозначающие действия предметов или действий с данными предметами); причастия (перечислить слова, обозначающие признак предмета по действию). Например, существительное- мясорубка; прилагательные - электрическая, металлическая; глаголы - прокручивать (мясо), делать (фарш); наречия (Как? Каким образом?)- быстро.
Задачи совершенствования диалогической речи.
Развитие психических процессов: восприятие, мыслительные операции - сравнение, анализ, умозаключение, память.
Воспитательные задачи направлены на воспитание отношения к труду людей данной профессии (указать), воспитание культуры поведения на объекте.
Методические приемы: приемы указываются в той последовательности, в которой проводится экскурсия.
Приемы вводной части, направленные на создание интереса, мотивации к предстоящей деятельности, на ознакомление детей с правилами поведения во время пути к объекту, на месте проведения экскурсии (перечистить приемы).
Приемы основной части, направленные на формирование познавательного интереса: вопросы, направленные на рассматривание помещений, оборудования: конкретные – кто? Что? Где? Когда? Поисковые - почему? Зачем? Для чего? Почему? (привести примеры вопросов), обобщающий рассказ воспитателя или работника объекта;
показ: предметов (указать), действий с предметами, показ процесса трудовых действий (указать);
указания: посмотрите на…, подойдите к…, задайте вопрос …,подержите…, скажи…и т. п;
объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия.
Приемы, направленные на формирование словаря:
- образец произнесения слов (указать);
- хоровое и индивидуальное произнесение слов;
- пояснение значения слова (указать);
- включение слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) в контекстную речь;
- интонационное выделение новых слов в предложении и т.п.
Приемы решения воспитательных задач: рассказ воспитателя об отношении работника (указать) к своим обязанностям, оказание помощи и т.п.
Приемы заключительной части: игровые приемы, загадывание загадок и т.п.
Оборудование: перечислить оборудование, которое необходимо для проведения всех частей экскурси