Таможенные органы предоставляют информацию руководству на всех функциональных участках, где она может быть использована для достижения максимальной эффективности. Служба контроллинга помогает проанализировать сложившуюся ситуацию и принять правильное решение в складывающихся условиях, что, несомненно, повышает эффективность работы таможенных органов.
Концепция контроллинга не содержат новых знаний о таможенном деле и лишь используют инструментарий, известный из других дисциплин. Поэтому есть смысл говорить о ней не как о системе определенных знаний, а скорее, как о философии или об идеологии управления. В отличие от менеджмента, как науки об управлении, контроллинг, например, базируется на количественном анализе и в большей степени ориентирован на систему стоимостных показателей и планово- контрольных расчетов. Следовательно, основными задачами контроллера являются анализ и сбор информации, разработка предложений, обеспечение эффективного обмена информацией внутри ФТС для принятия управленческих решений.
Сегодня таможенная служба развивается очень динамично и для того, чтобы этот процесс шел планомерно, разработана Концепция развития таможенной службы России до 2020 г., в рамках которой ведутся работы по четырем направлениям: развитию инфраструктуры таможенных органов, внедрению современных информационных технологий, подготовке кадров и созданию соответствующей нормативной базы. По аналогичным направлениям идет работа в таможенных службах всего мира. Международный опыт доказывает, что без информационных технологий сделать таможенный контроль и таможенное оформление прозрачными и быстрыми невозможно.
|
Основной тезис концепции - осуществление таможенного контроля как сервиса для участников международной торговли. Сделать бесконтактными таможенное оформление и таможенный контроль, т.е. свести к минимуму прямое общение между участниками ВЭД и таможенниками, возможно в том случае, когда будут разнесены в пространстве и времени две компоненты - груз или товар и сопроводительные документы. Обычно практика такова: документы перевозятся в машинах вместе с грузами. Сейчас задача таможенных органов - получить документы в электронном виде, максимально быстро и отдельно от самих товаров, чтобы информация поступала в систему раньше, чем грузы начинают перемещаться. Это так называемый принцип предварительного информирования таможенных органов, основанный на том, что данные из товаросопроводительных документов, инвойсов и контрактов заносятся в таможенную информационную систему при формировании товарной партии.
После обработки этих сведений и проверки их с использованием системы анализа и управления рисками вся необходимая для реализации таможенных процедур информация поступает на пограничные пункты пропуска и в таможню назначения. Транспорт с грузом, подъезжая к границе, предъявляет уже не сами документы, а некий идентификационный код, который выдается из таможенной информационной системы для данной товарной поставки. Инспектор, введя этот код, тут же получает из системы всю информацию о грузе и контролирует представленные документы и грузы.
При выполнении процедур таможенного оформления на первый план выходит электронное декларирование товаров и транспортных средств. На этом этапе также используется только электронная информация, которая находится в системе. До 2004 г. проводились экспериментальные работы в области электронного декларирования, и только с 1 января 2004 г. таможенные органы получили утвержденное законом право вести реальные внедрения. На сегодняшний день Таможенный кодекс полностью определяет возможность представления всех документов, которые используются для таможенного контроля, в электронной форме.
|
Помимо функций оформления информационные системы реализуют принцип анализа и управления рисками в таможенном деле. Из всевозможных баз данных, причем не только таможенных органов, но и налоговых, пограничных, миграционных служб, баз данных по сертификатам качества продукции и т. п., информация аккумулируется в единой базе и проходит через систему профилей рисков. Последние формируются в Центральном аппарате специальными аналитическими группами и, изданные в виде приказа, вводятся в информационные системы таможенных пунктов пропуска. Каждый профиль риска представляет собой описание обобщенных ситуаций, способных привести к нарушению таможенного законодательства. Таким образом, каждая поставка рассматривается через систему условий и критериев и относится либо к нормальной, либо к рисковой. Если она попадает в так называемую зону риска, то информационная система выдает инспектору исчерпывающую инструкцию по действиям. На сегодняшний день создана и функционирует ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть таможенных органов, объединяющая в единую систему все существующие таможенные объекты.
|
Главный научно-информационный вычислительный центр, расположенный в Москве, связан цифровыми каналами скоростью не ниже 3 Мбит/с с региональными вычислительными центрами в Москве, Санкт- Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке. Следующий территориальный уровень - таможни, расположенные по федеральным округам, из которых 92% имеют выделенные цифровые каналы, соединяющие их с региональными ВЦ. Остальные пока работают по аналоговым каналам, но в ближайшее время тоже будут переведены на цифровую связь. К таможням подключаются таможенные посты, их сегодня около 690, примерно половина уже имеют цифровую связь.
Все, что делает ФТС в области модернизации информационной системы, развития баз данных, предоставления информационных сервисов, необходимо как таможенным службам, так и участникам внешнеэкономической деятельности.
Информационная система таможенных органов непрерывно работает в реальном времени, интегрирована с технологическими процессами таможенного оформления и контроля, взаимодействует с системами таможенных служб зарубежных стран, таможенных брокеров, экспедиторов, перевозчиков, других контролирующих органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. ФТС придерживается принципа эволюционного развития системы. Все решения должны быть максимально обоснованы с учетом современного уровня развития информационных технологий, масштабов их внедрения, возможности упрощения существующих таможенных процедур. Таможенные органы стремятся к тому, чтобы внедрение новых информационных технологий приводило к оптимизации деятельности таможенных органов, переносу части выполняемых инспектором функций на компьютер, упрощению взаимодействия между различными подразделениями таможни. Подготовка специалистов, способных успешно интегрироваться в действующую и динамично развивающуюся информационную систему таможенных органов, становится одной из приоритетных задач подготовки таможенных кадров.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что современная организация деятельности таможенных органов - это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды. В настоящее время таможенная служба России находится на этапе общего подъема и совершенствования. Закончился период интенсивного роста численности работников таможенной службы, ведь эффективность работы таможенной службы определяется не только численным составом, но в значительной мере качеством работы всех его подразделений.
Проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых в комплексе взаимосвязанных проблем развития таможенной службы. Первостепенной задачей является освоение новых подходов к управлению, разработка систем получения информации о результатах деятельности таможенных органов для принятия на этой основе обоснованных и своевременных управленческих решений.
Совершенствование управления на основе контроллинга происходит в русле всех основных тенденций трансформации менеджмента государственной службы на современном этапе - ориентация на достижение целей, мониторинг результатов, усиление самоконтроля, автоматизация процессов управления.
Поэтому, чтобы управление в таможенных органах осуществлялось эффективно необходимо укреплять информационно-аналитическую и методическую поддержку руководителей таможенных подразделений всех уровней управления при принятии управленческих решений, кроме этого ориентировать процесс управления на обеспечение качественного и своевременного выполнения возложенных на таможенные органы задач.