История становления отечест П




Отеч П имеет иную историю раз-я, чем современная клинич П-я на Западе.Развитые отечест П с самых истоков отл-сь прочными естественнонаучными традициями. На форм-е ее пр-в и мет-в иссл-я оказала влияние раб И. М. Сеченова "Рефлексы ГМ" (1863).Преемником И. М. Сеченова на этом пути стал В. М. Бехтерев.Как пред-ль рефлекторной концепции он считал научным объективный метод иссл-я псих деят, треб-й по возм-ти охватывать всю сов-ть ф-в внеш проявления невропсихики и сопутствующих условий..." О диапазоне патопсих-гических иссл-й можно судить по докторским диссертациям, выполненным под руководством В. М. Бехтерева: Л. С. Павловская. Эксп-тальнопсих-е иссл-я над больными "с нарастающим паралитическим слабоумием (1907); М. И. Аствацатуров. Клинич и эксп-тально-псих-е иссл-я реч-й фун (1908); К. Н. Завадовский. Хар-р ассоциаций у бол-х с хроническим первичным помешательством (1909); А. В. Ильин. О пр-сах сосредоточения (вним) у слабоумных душевнобол-х (1909); Л. Г. Гутман. Эксп-тально-псих-е иссл-я в маниакально-меланхолическом психозе (1909); В. В. Абрамов. Объективно-псих-гическое исслед-е творчества и других интеллектуальных функций у душевнобол-х (1911) и др. Представителями школы В. М. Бехтерева было разрабно много методик эксп-тально-псих-гического иссл-я душевнобол-х. Вторым крупным центром отечест Пхр, в к-м развивалась эксп-тальная П-я, была пс-рическая клиника С. С. Корсакова, организованная в 1887 г. при мед фак Московского университета. Псих-й лабораторией клиники заведовал А. А. Токарский. Под его редакцией выходили "Записки псих-й лаборатории", значительное сод-е к-х составляли иссл-я студентов. На становление П как особой области знаний большое влияние оказали идеи Л. С. Выготского: 1) мозг чел-ка имеет иные пр-пы орг-ции, нежели мозг животного; 2) раз-е высш псих-х ф-й не предопределено морфологической стр-й ГМ, они возникают не в рез-те одного лишь созревания мозг-х структур, а форм-я прижизненно путем присвоения опыта чел-ва в пр-се общения, обучения, воспитания; 3) поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое зн на разных этапах псих-го раз-я. Теор. идеи Л. С. Выготского, получившие дальнейшее раз-е в рабх его учеников и сотрудников А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович, А. В. Запорожца, во многом определили путь патопсих-гических и нейропсих-гических иссл-й в нашей стране.Широко развернулись патопсих-е иссл-я нар-й познав-й деят и мотационной сферы в лаборатории Центрального института Пхр МЗ РСФСР на базе пс-рической больницы им. П. Б. Ганнушкина (Б. В. Зейгарник, С.нштейн, Т. И. Тепеницына, Ю. Ф. Поляков, В. В. Николаева). Проводится большая раб по П в Центре охраны псих-го здр АМН СССР (Ю. Ф. Поляков, Т. К. Мелешко, В. П. Критская, Н. В. Курек и др.). Соц аспект патопсих-гических иссл-й представлен в псих-й лаборатории Центр научно-исслед института экспер трудоспособности и орг-ции труда инвалидов, созданного впервые в мире в СССР (В. М. Коган, Э. А. Коробкова, И. Н. Дукельская и др.).

4 Экспертная раб патопсих-га. Роль П в Пхр дет в. Воп-с о хар-ре нар-й психики особенно остро встает при проведении пс-рической экспер (военной, трудовой, суд.), при к-й эксп-тально - псих-гическое исслед-е явл-ся необходимым. В больницах, где проводится военная, труд. или суд. эксперт, объем псих-гических иссл-й резко возрастает. Псих-е иссл-я, проводимые для целей военной экспер, в основном решают воп-с о степени и особ-ях умст-о недораз-я. Нередко возникает необ разграничить пед-ю запущ-сть и недоразвитость от лег степени дебильности, либо сочетания ее с нар-ями эмоц-волевой сферы или психопатизацию лич-и от псих неустойчивости после легких орг-х поражений ГМ. Иногда психол-я эксперт, проводимая призывникам в связи с особен-ми пов-я и неадекватными высказываниями, впервые выявляет признаки псих-го заб-я. Труд. пс-рическая эксперт – особ-сть ее проведения состоит в том, что бол-й, обычно заинтересованный в опр экспертном реш, иногда обнаруживает тенденцию к диссимуляции или аггравации. В обоих случаях псих-гический эксп-т м объективно выявить имеющуюся степень нар-я психики. По хар-ру ошибок можно установить не только факт аггравации, но и глубину псих-го дефекта. Псих-гическое исслед-е с целью судебно-пс-рической экспер должно проводиться особенно тщательно. Основным требованием к псих-му эксп-ту явл-ся реш воп-са соотнесенности псих-х нар-й с содеянным. В соответствии с конкретными задми суд. экспер строится и 'псих-гический эксп-т. Нередко он должен быть напр-н на выявление структуры и степени нар-й психики, маскируемых притворным пов-ем. Кроме того, он исп в диагно-х целях, в частности, при ограничении пр-суальных заб-й от тяжелых форм реактивных состояний.

Роль П в Пхр детского возраста Экспер-е данные, полученные при исследовании различных сторон психики аномального реб-а, соп-ся с теми же параметрами норм реб-а того же возраста. Такое сравнение позволяет оценить хар-р умст- раз-я обследуемого. Основываясь на теории Л. С. Выготского о «зоне ближ раз-я» и прогностической значимости потенц-х возм-й реб к овладению уч мат-лом, дет патопсих-ги исп в своей раб пр-п построения эксп-та по типу «обучающего». Построение последнего дает воз-ть оценить качественно и учесть количественно потенциальный ур-нь умст-х возможностей. Это оч важно при исследовании дет, так как их актуал-й ур знаний, представлений и умений отражает ур обученности и воспитанности, но он недостаточен для прогноза обучаемости. Проводя такое исслед-е, дет патопсих-г м сделать вывод о том, соответствуют ли возможности реб-а требованиям массовой, санаторной или вспомогательной школы. Кроме того, эксп-тально - псих-гическое исслед-е помогает разработке корр. реком-й по обучению и воспитанию. Корр-е мер-я проводятся в дет пс-рических отделениях пед. с учетом реком-й псих-гов, а после выписки дет их родителями и учителями. Патопсих-г на основании полученных эксп-тальных данных м, в известной мере, участвовать в реш воп-са о наиболее целесообразных формах трудоустройства подр.

5Роль П в реабилитационной и психотерапевтической раб Реаб-я охватывает широкую систему мер-й, выполняемых псих-ром совм с др спец-ми, в том числе псих-гом больницы. Реаб-е мер-я напр-ны на пред. инвалидизации, предотвр-я или сниж-я стойких последствий заб-й, на сохранение и восстан личного, труд-о и соц-о статуса бол-й.В зав-ти от практ-х задач пс-рической клиники по леч и соц-труд интеграции бол-х возможно участие псих-га как в плане психодиагн-й и экспертной раб, так и в области применения мет-в псих-й корр в сист-ме лечебно-восстановительной раб.В реабилитационной раб м осуществлять: - псих-гическое изуч лич-и бол-й, его установки и мот форм-я структуры и специфики, проявление его сист-мы отношений, в том числе к болезни и лечению; - опр-е соц позиций бол-й, его рол.пов-я в различных группах и получении данных для форм-я функц-о диагноза; - соц-психол-е исслед-е общения бол-х, их взаимоотношения в леч группах и в семьях, а также изуч их в пр-се психопед-гической и социотерапевтической раб;

- непоср-венное участие в леч-восстановительных мер-ях и проведение психокорр-й раб как в группах бол-х, так и в их семьях. Диапазон мет-в психокорр-й раб довольно широк: это трудот-я, групповая т-я, музыкот-я, библиот-я и т. д. - Кор-я раб м.б. успешной только в том случае, если она опирается на сохранившиеся псих фун. Для этого псих-г должен эксп-тальным путем выявить их, с тем чтобы использовать при разработке психокоррекционных мер-й.

6.Пр-пы построения пп-го эксп-та 1. пр-в пп-го эксп-та явл-ся сист-й качественный ан. исследуемых нар-й псих деят. - патопсих эксп-т напр-н не на исслед-е и измерение отдельных пр-сов; а на исслед-е чел-ка, совершающего реальную деят. Он напр-н на кач-й анализ различных форм распада психики, на раскрытие мех-в нарушенной деят и на возможности ее восстановления.2. Один и тот же патопсих симптом м.б. обусловлен различными механизмами, он м явиться индикатором различных состояний. Так, напр, нар-е опосредованной пам или нестойкость суждений могут возникнуть вследствие нар-й умственной работоспособности бол-й (как это имеет место при астениях разного органического генеза), оно м.б. обусловлено нар-ем целенапр-нности мот (напр, при поражениях лобных отделов ГМ) и при некоторых формах и течении шизофрении, оно м.б. проявлением дезавтоматизации дей-й (при сосудистых изменх ГМ, эпилепсии). 3. Патопсих эксп-т должен актуализировать не только умст-е операции бол-й, но и его личн-е отн-е. 4. Патопсих эксп-т явл-ся по существу взаимной деятю, взаимным общением эксп-татора и испытуемого. Поэтому его построение не м.б. жестким. Как бы жестка ни была инструкция, часто взгляд эксп-татора, его мимика могут изменить ситуацию эксп-та, отн-е бол-й, а это означает, что и его дей-я могут измениться неосознаваемо для самого испытуемого.5. Его строение должно дать возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохр-ми форм псих деят бол-й. Необ такого подхода важна при реш воп-сов восстановления нар-х функций. 6. Построение эксп-тальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски решений бол-й. Больше того, строение псих-гического эксп-та должно дать возможность эксп-татору, вмешаться в "стратегию" эксп-та, чтобы обнаружить, как бол-й воспринимает "помощь" эксп-татора, м ли он ею воспользоваться.7. Построение эксп-тально-псих-гического иссл-я в клинике отличается от обычного псих-гического эксп-та еще одной особ-ью: многообразием, большим количеством применяемых методик.

7.Беседа в патопсих-м эксп-теБ сост из двух частей. Первая часть — эксп-татор разговаривает с больным, не проводя еще никакого эксп-та. Б м осуществляться до или после эксп-тальной раб с больным. Вторая часть беседы — это Б во время эксп-та, потому что эксп-т — это всегда общение с больным. Общение м.б. вербальное, т.е. эксп-татор что-то говорит ему, указывает, подсказывает. Но эта "Б" м.б. и не в вербальном плане, но своей мимикой эксп-татор показывает бол-й, хорошо или плохо он делает; как и в реальной жизни, можно пожать плечами, поднять брови, можно удивленно посмотреть, улыбнуться, нахмуриться, т.е. в зав-ти от обстоятельств (это тоже вид общения)Не следует начинать свою Б с больным с воп-сов: есть ли у него бред, есть ли галлюцинации? Этого не надо делать. Если во время Б он сам заговорит об этом, то тогда следует об этом с ним поговорить. Необходимо оч тонко подойти к воп-су о его состоянии Всегда в своей Б следует учитывать отн-е бол-й к ситуации эксп-та, к вам как эксп-татору. Необходимо знать преморбидные особенности бол-й, т.е. те особенности, к-е были свойственны данному чел-ку до его заб-я.И Б и эксп-т должны содержать в себе элементы психокорр, напр, если бол-й плохо решает зад (эта Б должна проходить в конце эксп-та), то нужно с ним побеседовать и сказать, что он сделал такие-то ошибки, но, в общем, их было не оч много; или бол-й плохо решал задачу или совсем не решил, надо сделать вид, что будто он довел ее до конца, но только использовал вашу подсказку, и это естественно.

8.Наблюдение в пр-се пп-го обследования В ситуацию эксп-та и беседы всегда включается элемент наблюдения за пов-ем бол-й. Эксп-татор должен успеть "увидеть", как бол-й входит: уверенно, неуверенно, как садится, как смотрит на эксп-татора.Эксп-тальная ситуация пред-т собой сов-местную работу бол-й и эксп-татора, поэтому важно отметить, как бол-й принимает беседуСлучается, что бол-й выслушивает внимательно замечание или воп-с эксп-татора, но при этом его лицо краснеет, подергивается, он "ерзает" на стуле. Или, наоборот, при похвале эксп-татора выражение его лица становится мягче, он с трудом скрывает свою радость или возмущение. Все это должно быть отмечено в протоколе эксп-татора. Следует обратить вним на то, отвлекается ли бол-й на посторонний раздражитель, на шум в соседней комнате. Наблюдение при этом не должно носить навязчивого хар-ра. Оно должно быть незаметным для бол-й. Наблюдение проводится и во время эксп-та. Важно отметить, как бол-й приступает к выполнению зад-я, напр при соотнесении фраз к пословице. След отметить, рассмотрел ли он вариации поговорок и фраз или импульсивно относит первую попавшуюся ему фразу к пословице; или при выполнении зад-я на опосредование пам (по А. Н. Леонтьеву) окинет ли он взглядом все лежащие перед ним карточки или сразу же возьмет близлежащую и т.д. При объяснении карточки следует тоже отметить, внимательно ли он осмотрел, "оценил" изображенную ситуацию или сразу же начинает говорить. Все это должно быть внесено в протокол эксп-татора.

9Методы П Патопсих-гическое исслед-е явл-ся комплексным, так как его целью явл-ся выявление не отдельных компонентов, а целостной структуры псих деят психически бол-х людей. Основным методом П, по мнению отечественных патопсих-гов (Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, В. В. Лебединский и др.), явл-ся эксп-т, Сущность пп-го эксп-та, как и любого другого псих-гического эксп-та, зак-ся в искусственном создании условий, выявляющих те или иные особенности псих деят чел-ка.В качестве дополнительных используются наблюдение, беседа, ан. продуктов деят, ан. истории жизни заболевшего чел-ка (анализ анамнестических сведений), сопоставление эксп-тальных данных с историей жизни. В последнее время в П (вернее, клинической псих-гии) активно используются психодиагностические мет и методики (тесты, проективные, опросные).

10.Основные напр-ния функциональной диагностики Осн разделы раб патопсих-га определяются его участием в: — реш задач дифференциальной диагностики; — оценке структуры и степени нервно-псих-х расст-в; — диагностике псих-го раз-я и выборе путей общеобраз-о и труд обуч и переобучения; — исследовании лич-и, соц среды и соц позиций бол-й в целях получения данных для функционального диагноза; — оценке динамики нервно-псих-х нар-й и учете эффективности терапии; — экспертной раб; — психокоррекционной раб.Патопсих-гическое исслед-е в качестве источника дополнительных данных для уточнения нозологического диагноза м оказаться необходимым в диагностически сложных случаях. В связи с раз-ем экстрамуральной Пхр и заметным патоморфозом псих-х заб-й частота стертых, малосимптомных форм значительно возросла, и квалификационное суждение псих-га, основанное на анализе данных пп-го иссл-я, приобретает все бол знач в качестве источника доп-й инфо о наличии или отсутствии тех или иных хар-рных нар-й псих-х пр-сов и изменений свойств лич-и. Чаще всего диагн-е зад такого рода возникают при необходимости отграничения начальных проявлений и вялотекущих форм шизофрении (F21) от неврозов (F40-F48), психопатии (F60-F69) и органических заб-й ГМ (F00-F09), при распознавании стертых или «маскированных» депрессий (F38), диссимулируемых бредовых переживаний, некоторых форм патологии позднего возраста. В зав-ти от целей иссл-я подход к проведению эксп-та м меняться, и соответственно будет сужаться или расширяться круг воп-сов, подлежащих решению. Важно подчеркнуть, что исслед-е структуры и степени нар-й должно быть всеобъемлющим и охватывать как те стороны псих деят, к-е претерпели очевидные измен, так и сохранные стороны в структуре целостной лич-и, рассматриваемой в конкретной жизненной ситуации.

11.Механизм образования мотива. Форм-е мотации имеет два механизма. Первый из них зак-ся в том, что стихийно сложившиеся или спец орган-е восп-ем условия уч. и труд. деят и взаимоотношений избирательно актуализируют отд ситуативные побуждения, к-е при систем-й актуализации постепенно переходят в устойчивые мотационные образования. Это механизм форм-я <снизу вверх>. Второй пр-с (механизм <сверху вниз>) зак-ся в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержания напр-нности лич-и, к-е по замыслу воспитателя должны у него сформ-ся и к-е сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

Полноценное форм-е мотив-ой сис-мы лич-и должно включать в себя оба механизма.

12.Роль мотивов в поведении чел-ка Со временем вед мот-ы пов-я чел-ка становятся настолько хар-рными для чел-ка, что превращаются в черты его лич-и:

- мот достижения успехов, - мот избегания неудач, - мот власти, - альтруизм (мот оказания помощи), - агрессивные мот, - мот познания и другие. Доминирующие мот-ы начинают входить в ядро хар-ра чел-ка. Они оказывают воздействие на пов-е в целом и влияют на форм-е других псих-х свойств. Напр от хар-ра доминирующих мот зависит самооценка чел-ка и особенности его картины мира. Эксп-тально доказано, что люди, ориентированные на успех, в большей степени склонны к форм-ю у себя реалистичной, научной картины мира, а также обладают более объективной самооценкой. Люди, мотированные на избегание неудач, часто имеют нереалистическую, фантастическую картину мира, при этом имеют завышенную или заниженную сам-ку. В свою очередь от самооценки лич-и зависит ур притязаний чел-ка. Если самооценка завышена, то ур притязаний (ожиданий от жизнедеят) обычно тоже завышен. Это происходит потому, что индивид завышает, напр, свои способ-и, поэтому предполагает, что его дей-я повлекут высокое качество и количество рез-та. В случае с заниженной самооценкой происходит наоборот: чел-к недооценивает свой потенциал, надеется на меньшее. Т.О доминирующие моты как ядерная хар-ристика через сам-ку могут повлиять на ур притязаний чел-ка.

Общая структура деят

В соответствии с общепсих-й теорией деят А. Н. Леонтьева деят побуждается мот-ом, Достижение же цели, регулирующей деят, бывает более или менее отдаленным от начала деят. Поэтому в ее структуре м. выделить отн законченные элементы, сохраняющие в себе осн. св-ва деят. Важнейшая цель деят педагога — создание условий для раз-я и самораз-я лич-и уч-ся. Он разрабатывает тем.планы, готовит планы конк-х ур-в, при проведении ур-в проверяет выполнение д/з, объясняет новый мат-л, организует пр-с реш школьниками задач, реагирует на непредвиденные ситуации и т.д., после урока проверяет тетради. Кажд такой относительно законченный элемент деят называется действием. Если мы будем руководствоваться опр-ем цели как образа будущего рез-та, то, по-видимому, должны сказать, что, в отл от деят, регулируемой конечной целью, действие регулируется нек-й промежуточной целью. Однако, по А.Н.Леонтьеву, каждое действие не имеет собственного мот-а, отличного от мот-а всей деят. Ведь проверка учителем выполнения д/з на уроке имеет смысл только в контексте своей включенности в пед-ю деят.Способ выполнения дей-я — это операция. Операция отвечает условиям, в которых выполняется действие. Так, действие обработки поверхности детали в зав-ти от конк-х технических условий м.б. осуществлено за счет различных операций. Вместе с тем действие, будучи сначала, осознанным, поэтапно выполняемым, м по мере его многократного выполнения превратиться в операцию. Хор- примером м.б. сопоставление способа целенапр-нного написания буквы первоклассником и взрослым чел-ком — в составе беглого письма.Т.О, по А.Н.Леонтьеву, последовательности понятий «деят», «действие», «операция» соответ послед-ть понятий «мот», «цель», «усл-е». Значит, деят побуждается мот-ом (или мот-ами, к-е могут быть в той или иной мере осознаваемыми), реализуется в дей-ях, регулируемых осознанной целью, дей-я же, в зав-ти от тех или иных условий, осуществляются в операциях.

14.Иерархия пот-й А. Маслоу А. Маслоу выделяет семь основных уровней (приоритетов):

1.(низший) Физ-е пот-и: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2. Пот-ь в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

3. Пот-ь в принадлежности и любви.

4.Пот-ь в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

5. Познавательные пот-и: знать, уметь, исследовать.

6. Эстетические пот-и: гармония, порядок, красота.

7.(высший) Пот-ь в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, раз-е собственной лич-и.

По мере удовлетворения низлежащих пот-й, все более актуальными становятся пот-и более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей пот-и занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также пот-и не находятся в неразрывной послед-ти и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закон-ть имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение пот-й м варьироваться.

15.Нар-е иерархии мот Изменение мот мы часто наблюдаем у людей, страдающих разными формами псих-х заб-й. Псих-гический ан этих мотив-ционных изм-й и явл-ся, адекватным способом иссл-я лич-и бол-й чел-ка. Кроме того, и это особенно значимо, патопс-й мат-л дает в некоторых случаях возможность не только проанализировать измен мот и пот-й, но и проследить пр-с форм-я и корр этих изменений.Такое прослеживание требует уточнения тех основных хар-ристик мот, на к-е псих-гический анализ м опираться. К таким хар-ристикам относится их опосредованный хар-р и иерархичность их построения.А. Н. Леонтьев указывает на тесную св мот и пот-й. Подчеркнув, что анализ пот-й м.б. проведен через раскрытие их пр-тного содержания, он указывает, что "это преобразует псих-ю проблему пот-й в проблему мот деят". А это означает признание сложного отношения мот с разными пот-ми, признание их иерархического построения. Усложнение мот, их опосредование и иерархическое построение нач-ся у реб уже в д.в и происходят дальше в течение всей жизни: мот-ы теряют свой непоср-венный хар-р, они начинают опосредоваться сознательно поставленной целью, происходит подчинение одних мот-в другим.. Поэтому деят чел-ка отвечает всегда не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мот-ми. Однако в конкретной чел-й деят можно выделить вед мот. Именно он придает всему поведению определенный смысл.

16.Роль опосредования в поведении и деят чел-ка Пр-с опосредования совершается на разных уровнях псих-го отражения и зависит от многих детерминант: от сод-я выполняемой деят, от ситуации, в к-ю данная деят включена, от целей, к-е ставит перед собой чел-к, от степени иерархизации его мот, от самооценки, от восп-я людей, с к-ми чел-к вступает в общение, от напр-нности лич-и. Опосредование выявл-ся уже на уровне операций. Известно, что необ лучшего запоминания мат-ла проводит к оперированию знаками, символами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). В этом случае опосредование приобретает хар-р "вспомогательный": оно служит другой деят — деят запоминания. Однако уже на данном уровне опосредование не должно быть понято упрощенно. Поиск и применение "вспомогательных ср-в" таят в себе регулятивную функцию. Указывая на необ различения понятий орудия и знака, Л. С. Выготский подчеркивал, что "знак ничего не меняет в объективной псих-й операции, он есть ср-во для псих-гического воздей-я на пов-е свое или чужое, ср-во внутренней деят, напр-нное на овладение самим чел-ком. Знак помогает чел-ку овладеть своим пов-ем и направить его сообразно своим целям, что овладение пов-ем пред-т собой опосредованный пр-с.Четко выявл-ся роль регул-й фун опосредования при исследовании мыш-я. Нек-е формы нар-я мыш-я выходят за пределы познавательных пр-сов и должны расс-ся как проявление невозможности осознания своего пов-я, как нар-е подконтрольности своих дей-й. Так, нек-е бол-е с орг поражением ГМ, у к-х нет грубых изменений пр-сов анализа, синтеза и обобщения, не могут выполнить пр. зад-е на заполнение пропусков в тексте (вариант методики Эббингауза): они вставляют слова, неадекватные смыслу предложения или текста. Другие бол-е не могут выполнить зад-й, требующих обобщения (напр, при выполнении классификации пр-тов методом исключения), несмотря на то что у них нет грубых нар-й пр-сов анализа и синтезаНадо, однако, помнить, что опосредование не явл-ся жестким личностным механизмом. Пр-сы опосредования гибки, а зачастую и неустойчивы.

17.Опосредование как основа регуляции поведения. Одним из важ-х индикаторов ур-я раз-я лич-и явл-ся возможность опосредования, сам-о регулирования своего пов-я. Однако первым, кто пр-пиально увязал пр-с регуляции с опосредованием пов-я, был Л. С. Выготский. Опоср-вуя свое пов-е, чел-к получает возм-ть вырабатывать новые способы действования, активности, новые моты. Пов-е чел-ка становится более произвольным и осознанным. Об этом же свидетельствует мат-л патологии. Так, данные патопсих-гических иссл-й бол-х с органическими заб-ями ГМ (эпилептическая болезнь, травмы ГМ, нейроинфекции) показали, что невозможность оперировать знаком являлась у них выражением более широкой патологии пов-я — нар-я опосредования, нар-я регуляции своих дей-й. Неумение увязать подлежащее запоминанию слово с каким-нибудь знаком особенно отчетливо выступало при исследовании пам у тех бол-х, в псих. состоянии к-х отмечалась аспонтанность, инактивность или расторможенность. Недостаточность регуляции, замещение целевого дей-я случайным или стереотипным становились факторами, к-е мешали опосредованию. Иными словами, нар-е опосредования было у этих бол-х проявлением более глубокого нар-я — измененного отношения к окружающему и к себе, проявлением распада их мотационной сферы. Не случайно этот феномен особенно резко выступает у бол-х с поражением лобных долей ГМ у которых нар-е активности (аспонтанность) пов-я явл-ся ведущим радикалом в нарушении психики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: