Акцентуация характера, психопатии. Дети.




Этиология (причины, факторы) Возникновение психопатии связывают с наследственной отягощённостью или с влиянием внешних вредностей на ЦНС в ранний постнатальный период.
клинника Клинические границы расстройств личности не совпадают со значительно более широким кругом личностных девиаций, включающих как крайние варианты нормы, так и различные виды патологии личности. Диагноз «расстройство личности» неправомерен, если констатируются лишь отдельные характерологические отклонения, хорошо компенсированные и приводящие к нарушениям поведения лишь в относительно непродолжительные периоды связанных с психическими травмами декомпинсаций. В подобных случаях речь идёт об акцентуациях характера.
Данные психологического обследования(методы, что выявляется) Шизоидная психопатия: привыполнение заданий на обобщение и исключениепредметов возможно наличие ориентации в отдельных случаяхна слабые признаки предметов. Методика «Пиктограммы» возможно возникновение субъективно-значимых ассоциаций. ТАТ затруднение в восприятие эмоционального состояния персонажей, сто приводит к логическим поискам объснения их поведения с опорой на какие-то детали. «Несуществующие животное» включение механических деталий в тело животного. Эпилиптоиднаяпсихопатия: объём внимания обычно в пределах нормы, затруднена переключаемость внимания. При выполнение графических проб-излишняя детализация изобраений. «Несуществующие животное»- элементы защиты, агрессии, повторяемость стериотипных деталей, часто рисуют вымергихживотных. Тест фрустрации Розенцвейга- преобладает экстра-пунитивный, препятственно-доминантный тип реакции. ТАТ - проявляется инертность, обстоятеоьность. Волевая активность не нарушена, отмечаются незначительные колебанияуровня притязаний в зависимости от успехов и неудач. Циклоидная группа: механическое запоминание обычно успешно, но может быть не равномерным в результате колебаний внимания. Уровень обобщения и отвличения не снижен, однако имеются поспешные решения, легко поддающиеся коррекции при привличение внимания. ТАТ - оптимистические завершения сюжетов, часто нескольнковариантв в одной картинки. Сюжеты с выраженной проекцией тоски, тревоги иногда суицидальне высказывания. В качестве основного свойства личности испытуемые отмечают энергичность. Астеники: трудно вступают в контакт, неоднократно интересуются целями исследования. Темп рече-мыслительнойдеятельности несколько замедлен, прочии сенсорно-моторные реакции в норме. Недостаточенобём и переключаемость внимания. Меаническоезапоминание чаще успешно, но возможны затруднения из-за высокой тревожности. Мышление не нарушено, уровень отвличения и обобщения не снижен. Возможны затруднения в обяснении решений и-за сомнений вихправельености. ТАТ -либо насыщены переживаниями тревоги, либо имеют защитно-формальныйарактер. «Несуществующие животное» резко уменьшенного размера в левом верхнем углу листа, иногда с вытиранием либо зачёркиванием частей. Тест фрустрации Розенцвейга- преобладаютимпутивно-самозащитные реакции. Волевая регуляция деятельности страдает на этапе принятия решения. Истероидная психопатия: тип мыслительныхпроцессов обычно быстрый, лёгкая переключаемость и хорошее распределение внимания иногда сочитеются с недостаточной концентрацией. Механическоезапоминание успешно, иногда используются мнемические приёмы. Машление с достаточным уровнем обобщения и отвличения, но могут встречатся и субъективно-начемые решения. ТАТ -равёрнутые сюжеты с проекцией собственныпереживаний-стремление к достижению-одобрению. «Несуществующие ивотное» много декоративных элиментов. Высокий, но неустойчивый уровень притяаний. Реакции всостоянии фрустрации, в основном, экстрапунитивно-самозащитные. Неустойчивая псиопатия: обём и переключаемость внимания обычно в приделах нормы, произвольная концентрация внимания несколько затруднена. Механическое и смысловое апоминание успешно. Мышление последовательное, исключения и обобщения производятся по существенным признакам. ТАТ -точное восприятие эмоциональных состояний, построение сюжето направлено на избегание опасности либо на получение удовольствия.
Психологические особенности личности Дети отличаются жестокостью по отношению к сверстникам, животным. Им присуща эмоциональная олодность, они равнодушны к чувствам семьи, им не свойственно стыд, сочувствие. Отка от ответственности а свои поступки, не реагирут на наказания. Могут причинить боль из-за любопытства, порой удовольствия. Они не умеют подчинятся школьным требованиям, вступают в конфликты с окружающими, могут убежать из дома.
Техника психокоррекционной работы. В зависимости от типа личностных изменений целесообразно использовать следующие виды психокоррекционного воздействия: индивидуальные и групповые, обращение к сознанию и подсознательным механизмам поведения, развивающие рефлексию, или, наоборот, способность к быстрому принятию решений... Воспитательная: восстановление положительных качеств личности. Компенсаторная: наождениеоблости оптимальной реализации возможностей. Стимулирующая: активизация значимости социально одобряемой деятельности, формирование заинтересованного отношения к оценкам. Корректирующая: работа по преодолению негативных, вызывающих дезодаптацию качеств личности. Регулирущая: стемуляция процессов саморкгуляции и самокоррекции. Рекомендации родителям: стараться поддерживать зрительный контакт с ребёнком. Чаще хвалить за хорошие поступки. Давать представления о возможных последствиях их поступков. Разговаривать придельно спокойным тоном. Быть последовательным, не бросать слова на ветер. Стать авторитетом для своего ребёнка. Запастись терпеньем.

 

Биполярное расстройство

 

Этиология Клиника Данные псих.обследования Особенности клиента Тактика психокоррекционной работы
часто повторяющиеся стрессовые ситуации, побочные эффекты от употребления некоторых лекарств во время лечения других заболеваний. Чаще всего болезнь проявляется в депрессивном состоянии, основные симптомы заболевания обычно замечены в утренние и дневные часы, затухая к вечеру. Больные теряют аппетит, пропадает ощущение вкуса пищи, возможна значительная потеря веса. У людей пожилого возраста присутствует постоянная тревога, предчувствие какого-то волнующего события. Регулярное повторение эпизодов мании и депрессии называют биполярным расстройством І типа, при котором эти симптомы проявляют себя в легкой форме. Биполярное расстройство отмечается несколькими фазами и у каждого заболевшего их количество разное. Иногда симптомы заболевания могут проявиться в острой форме всего один раз в жизни, но длиться продолжительное время. 1.Когнитивно–поведенческая терапия 2.Психологическое просвещение 3.Семейная терапия 4.интерперсональная и социально—ритмическая терапия Поведение больных с биполярным расстройством часто создает проблемы им самим и окружающим. В приподнятом настроении они могут залезть в долги, совершить насилие дома или в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, причинить беспокойство соседям, заразиться заболеваниями, передаваемыми половым путем, попасть в аварию. Злоупотребление алкоголем часто ведет к НАСИЛИЮ над детьми и ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ, поэтому привлекает особое внимание социальных работников. К сопутствующим проблемам относятся судебные разбирательства, распад семьи, враждебность и отказ обслуживать маниакального больного, заваливающего жалобами вышестоящие инстанции. Депрессия повышает риск самоубийства, а в крайних случаях может наступить смерть от недоедания или несчастного случая, вызванного расстройствами памяти и концентрации внимания. Уход в себя может привести к небрежному обращению с детьми и собой. Что касается внутреннего мира клиента, то он испытывает чувство вины после маниакальных проявлений приводящий к ослаблению депрессии и повышающий готовность принять помощь. Когнитивно–поведенческая терапия помогает пациентам с биполярным расстройством понять и изменить негативные или искаженные модели мышления и поведения, связанного с заболеванием.Психологическое просвещение знакомит больных со сведениями о болезни и методах ее лечении, а также помогает научиться распознавать признаки рецидива, что позволяет заблаговременно обратиться за помощью и предотвратить наступление полномасштабного эпизода. Психическое просвещение полезно и для членов семьи больного.Семейная терапия использует стратегию понижения уровня напряженности в семье, способного усугубить симптомы заболевания или же спровоцированного ими.Интерперсональная и социально—ритмическая терапия помогает пациентам с биполярным расстройством улучшить межличностные отношения и организовать свой распорядок дня. Регулярное расписание и упорядоченный режим сна помогают предотвращать маниакальные эпизоды.  

 

Депрессии можно разделить на две категории: депрессия, которая развивается как реакция на психотравмирующую ситуацию (реактивная депрессия) и депрессия как внутренняя болезнь (эндогенная депрессия), которая может развиться на фоне полного благополучия и без каких-либо видимых причин. Именно эндогенную депрессию многие воспринимают как лень и испортившийся характер.   тяжелые переживания, отчаяние, тревога, скука. Ничего не хочется делать, выполнение планов откладывается на завтра. Не радует то, что раньше доставляло удовольствие, - работа, хобби, общение. Отсутствие любых желаний, вялость, быстрая утомляемость, ощущение постоянной усталости. Желание бросить все дела и отдохнуть, но отдых не улучшает самочувствия. Нарушение внимания, памяти, сна, потеря аппетита, снижение веса. Вегетативные симптомы – сухость во рту, потливость. Биохимическая диагностика депрессии – метод, созданный для точного определения наличия болезни, а также позволяющий точнее назначить лекарства для восстановления нормальной работы нервной системы.     Депрессивные клиенты проявляют некоторые когнитивные симптомы, включая: а) трудности с концентрацией внимания;   б) возвращающиеся мысли о смерти или самоубийстве; в) трудности в принятии решений или решении проблем; г) сужение сознания, т.е. неспособность видеть альтернативные решения.  

 

 

Черепно мозговые травмы

 

Черепно-мозговые травмы
Этимология Клиника Данные психологического обследования Психологические особенности у клиента Тактика психокоррекционнойработы
*Дорожно-транспортные происшествия   *Удары по голове с криминальными целями(драки, избиения)   *Падения с высоты   *Огнестрельные повреждения черепа   *Неогнестрельные проникающие повреждения (холодным оружием)   -Потеря сознания:развивается после травмы.В зависимости от тяжести травмы может длиться от нескольких минут до нескольких часов(и даже дней). При этом пострадавший не отвечает на вопросы (либо отвечает медленно и с задержкой), может не реагировать на оклик, болевые очущения.   -Головная боль:возникает после того,как человек приходит в сознание.   -Тошнота и рвота,не приносящая облегчения (обычно однкратная,после восстановления сознания).   -Головокружение.   -Покраснение лица.   -Потливость.   -Судорожный припадок.   -При травматическом повреждении поверхностнх сосудов головного мозга возможно развитиетравматическогосубарханоидального кровоизлияния (потеря сознания, тошнота,светобоязнь) *Анализ жалоб и амнезия заболевания -каков характер повреждения головы: автокатастрофа, удары по голове, падения, огнестрельное ранение) -на какой срок происходила потеря сознания   *Неврологический осмотр -уровень сознания –оценка реакции пациента на оклик, болевое раздражение; -оценка размеров и симметричности значков; -наличие симптомов раздражения мозговых оболочек; -наличие неврологических очаговых симптомов: слабость в конечностях, асимметрия мира, нечленораздельность речи, судорожные припадки   *Эхо-энцефалоскопия: метод позволяет оценить наличие смещения головного мозга относительно костей черепа под воздействием давления внутричерепного кровоизлияня     - Когнитивные нарушения. Нарушается способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Нарушается ясное и логическое мышление, ухудшается память, утрачивается способность к обучению, принятию решений и перспективному планированию. - Нарушения поведения. Может появиться агрессия, замедленная реакция, пугливость, эмоциональная нестабильность, дезорганизация. - Психологические нарушения. Резкие колебания настроения, депрессия, раздражительность, беспричинный смех или плач. Депрессия очень частая проблема у людей перенесших инсульт и часто сопровождается потерей аппетита, беспричинным смехом или плачем, бессонницей, низкой самооценкой и повышенным чувством тревоги…   ЛФК – это использование физкультуры для лечения или профилактики большинства болезней и последствий различных травм. Эта методика способствует восстановлению здоровья и качества жизни человека   Комплекс ЛФК при черепно-мозговой травме подбирается в зависимости от вида и серьезности произошедшей травмы.   Основным средством ЛФК, который применяется при черепно-мозговой травме, являются специальные, подобранные в нужных объемах физические упражнения. Используются групповой и индивидуальный методы проведения ЛФК. При индивидуальном методе проведения ЛФК больному дают задания для занятий самостоятельно. Эти занятия предусматривают многоразовые повторения специальных упражнений в течение дня. Основные формы ЛФК, назначаемые при черепно-мозговой травме: • гигиеническая гимнастика утром; • лечебная гимнастика; • упражнения на медицинских реабилитационных тренажерах; • партерная гимнастика; • подходящие спортивные игры.

 

Депрессия и дети

ЗАБОЛЕВАНИЕ КЛИНИКА ДАННЫЕ   ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЦИЕНТА КОНТАКТ С ПСИХОЛОГОМ ТАКТИКА ПСИХОКОР- РЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  
ЭТИОЛОГИЯ ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕД-ИЕ   ПОЗНАВАТ-ЫЕ ПРОЦЕССЫ, УРОВЕНЬ ИНТЕЛ.ДЕЯТЕ-ЛЬНОСТИ, СО СВЕРСТКАМИ  
ПРИЧИНЫВОЗН-Я ЗАБОЛЕВАНИЯ   МЕТОДИКА ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  
          ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ  
        СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  
ДЕПРЕССИЯ У ДЕТЕЙ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА        
           
1.ПАТОЛОГИЯ В/УТРОБНОГО РАЗ- Я -ГИПОКСИЯ ПЛОДА --В/УТРОБНЫЕ ИНФ-И 2.ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНЫЕ РОДЫИЛИ ВРОЖДЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ (РОДОВАЯ АСФИКСИЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ НОВОРОЖДЁННЫХ 3.ПЕРЕНЕСЁННЫЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ТЯЖЁЛЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ 4.НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ(ЧЛЕНЫСЕМЬИ СТРАДАЛИ ОТ ПСИХИЧЕСКИХ ИЛИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИИ     5.РАЗРЫВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СВЯЗИ С МАТЕРЬЮ (ДЕТСКИЙ ДОМ,ДЕПРИВАЦИЯ-ХОЛОДНАЯ МАМОЧКА)РЕБЕНОК УТРАЧИВАЕТ ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ 6.ТЯЖЁЛАЯ СЕМЕЙНАЯ ОБСТАНОВКА (АЛКОГОЛИЗМ РОДИТЕЛЕЙ, СКАНДАЛЫВ ДОМЕ АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 7.РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ.   ДЕПРЕССИЯ У ВЗРОСЛЫХ.   - СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ (УТРАТА СПОСОБ-ТИ ПЕРЕЖИВАТЬ РАДОСТЬ) НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ (НЕГАТИВНЫЕ СУЖДЕНИЯ ПЕССИМИСТИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЗАТОРМОЖ-ТЬ СНИЖЕНА САМООЦЕНКА НАБЛЮД-СЯ ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА К ЖИЗНИ     СНИЖЕНИЕ АППЕТИТА, ЧАСТЫЕ РВОТЫИ СРЫГИВАНИЯ, ЗАДЕРЖКА В ПРИБАВКЕ ВЕСА, МОТОРНАЯ ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ ЗАМЕДЛЕННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, СИМПТОМЫЗАДЕРЖКИ ОБЩЕГО И ПСИХОЭМО- ЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЛАКСИВОСТЬ, КАПРИЗНОСТЬ   У РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ -НАРУШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СНИЖЕНЫЙ ТОНУС, -НЕДОСТАТОК ЭНЕРГИИ ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА К ЛЮБИМЫМ ИГРАМ И ЗАНЯТИЯМ, СТРЕМЛЕНИЕ К УЕДИНЕНИЮ ИЗБЕГАНИЕ КОНТАКТОВ,   -ПЕЧАЛЬ(РЕБЕНОК ПОКА ПОНИМАЕТ ЭТО КАК СКУЧНО И ХОЧЕТСЯ ПЛАКАТЬ) -СТРАХИ ТЕМНОТЫ, ОДИНОЧЕСТВА, СМЕРТИ -СКУПАЯ МИМИКА, -ТИХИЙ ГОЛОС, -СТАРЧЕСКАЯ ПОХОДКА СОМАТИЧЕСКИЕ НЕДОМАГАНИЯ (БОЛИ В ЖИВОТЕ, РАСТРОЙСТВО ЖЕЛУДКА, ГОЛОВНЫЕ БОЛИ) КЛИНИКА У ВЗРОСЛЫХ.   РЕЗУЛЬТАТ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ (ПОТЕРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА-СМЕРТЬ РАЗВОД)   ПОТЕРЯ РАБОТЫ) УМСТВЕННОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ -ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ СТРЕСС     ЗОЛОТЫМ СТАНДАРТОМ ДИАГНОСТИКИ ОСТАЁТСЯ КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ С РЕБЕНКОМ, ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ     У ВЗРОСЛЫХ     БЕСЕДА С КЛИЕНТОМ     ПОЗНАВ-ЫЕ ПРОЦЕССЫЗАМЕДЛЯЮТСЯ,   УТРАЧИВАЕТСЯ ИНТЕРЕС КО ВСЕМУ ПРОИСХОДЯЩЕМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНИЖАЕТСЯ,   СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ,   ОТКАЗ ХОДИТЬ В ШКОЛУ,   ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕБЕ   У ВЗРОСЛЫХ     -НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ, - ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ   -БЕССОННИЦА   РЕБЕНОК ЗАМЫКАЕТСЯ В СЕБЕ     У ВЗРОСЛЫХ     ПРИ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗА-ЦИИ ПРОЦЕДУР КОНСУЛЬТА-ЦИИИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГА ПРОБЛЕМ НЕ ВОЗНИКАЮТ   ЧЕЛОВЕК В ДЕПРЕССИИ ТЕРЯЕТ КОНТАКТ С СОБОЙ И ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ     ПСИХОАНАЛИ- ТИЧЕСКАЯ,   КОГНИТИВНО- ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ   СЕМЕЙНАЯ И ГРУППОВАЯ ПСИХОКОР- РЕКЦИЯ   У ВЗРОСЛЫХ     ТЕЛЕСНОЕ ОСОЗНАВАНИЕ   ВНИМАНИЕ К ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС   РАБОТА С УБЕЖДЕННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ (МАЛЬЧИКИ НЕ ПЛАЧУТ,ДЕВОЧКИ НЕ ЗЛЯТСЯ) ФОРМИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ, УЧИТСЯ ДОВЕРЯТЬ СЕБЕ ЭКЗИСТЕНЦИ- АЛЬНЫЙ ПОДХОД (ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ,СВОЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ МЕСТА В ЭТОМ МИРЕ  
               

 

Перепечина Светлана Геннадьевна

Детская депрессия

Этиология (причины и факторы заболевания) Клиника (как проявляется заболевания) Данные психологического обследования Особенности клиента (позноват.процессы, интеллект, личность, поведение, контакты с психологом, со сверстниками, семейные отношения) Тактика психокоррекционной работы
-Депрессия как осложнение после перенесённого заболевания, в том числе, заболевание вызванное какой либо инфекцией, будь то простой грипп или другие более серьёзное заболевание.   -Детская депрессия как реакция на острый или хронический стресс. 1)Кажется печальным или несчастным большую часть времени. 2)Агрессивен, истеричен, не делает то, о чем вы его просите большую часть времени. 3)Говорит о себе в негативном ключе, например: «У меня ничего не получается…», «Я не справляюсь с…» или «Меня никто не любит в школе». 4)Испытывает чувство вины, например, говорит что-то вроде: «Это я во всем виноват». 5)Тревожен или боязлив. 6)Продолжает говорить о том, что у него болит живот или голова, в то время как данные проблемы не имеют объективных физиологических или медицинских причин.   Гештальт-терапия проводится в основном в групповом формате с фокусом не на групповых отношениях и динамике, а на каждом участнике. Группа создает безопасную среду, служит своего рода "зеркалом" и моделью социальных отношений. Показания включают в себя широкий круг невротических и личностных нарушений. Широко используется в работе с педагогами и представителями помогающих профессий, в работе с детьми и подростками. Игровая психотерапия. Опирается на основные функции детской игры и применяется, в первую очередь, при психотерапии широкого спектра психических расстройств, нарушений поведения и социальной адаптации у детей. Наиболее известно определение игры, принадлежащее Э. Эриксону (1950): "Игра - это функция Эго, попытка синхронизировать телесные и социальные процессы со своим Я". Игровая психотерапия в рамках теории развития предполагает использование терапевтом игры как основного инструмента развития. Терапевт при этом фактически имитирует роль основных заботящихся о ребенке фигур, структурируя активность ребенка, вынуждая его действовать в "зоне ближайшего развития", вмешиваясь и организуя взаимодействие, в котором ребенок получает ощущение тепла и доверия. 1)Не имеет столько же энергии, сколько обычно (то есть у него снижен энергетический потенциал). 2)Не хочет быть рядом с друзьями и семьей. 3)Не заинтересован в играх или в других занятиях, которые его радовали раньше. 4)Имеет проблемы со сном, включая ночные кошмары. 5)Имеет проблемы с концентрацией внимания или памятью. Если ваш ребенок ходит в школу, при этом он: 6)Не так хорошо успевает, как прежде. 7)Не принимает участия в школьных мероприятиях. 8)Имеет проблемы в школе или в общении с другими детьми.   Когнитивно-поведенческая терапия в рамках лечения детской и подростковой депрессии направлена на то, чтобы помочь ребенку (подростку) преодолевать возникающие психологические трудности, негативные эмоции, и таким образом способствовать его социальной адаптации. Задача индивидуальной психотерапии — научить школьника выражать свои эмоции, проживать их, рассказывать про свои травмирующие переживания, а также преодолевать их. Если же в семье наблюдаются трудности в построении внутрисемейных отношений, родители не могут найти общий язык с ребенком, тогда на помощь может прийти семейная психотерапия. При депрессии у ребенка существенно снижается его самооценка, могут возникать трудности в построении отношений с ровесниками, педагогами, снижаться успеваемость. И именно родители, которые обладают богатым жизненным опытом, хорошо знают своего ребенка (подростка), должны помочь ему преодолеть возникшие трудности. Они должны стать своеобразным «буфером» в отношениях между врачом и ребенком, школой и ребенком, ровесниками и ребенком. Во время обострения депрессии родители должны предельно следить за своими высказываниями, своим поведением, уделять школьнику повышенное внимание. Именно они должны поддерживать свое дите, сколько бы лет ему не было, вселять в него уверенность, что он нужен, любим, что он самый-самый лучший для своих родителей. Такое отношение обладает целительным эффектом, окрыляет ребенка, помогает ему преодолеть душевных недуг.

 

Детская шизофрения

 

 

Детская шизофрения
этиология Клиническая картина Данные психологического обследования Психологические особенности Тактика психо-коррекционной работы
    Генетические мутации; внутриутробные инфекции; неблагоприятная семейная атмосфера – развод родителей, ссоры, насилие, алкоголизм матери или отца, неадекватные методы воспитания. Особенности характера – тревожность, чрезмерная скрупулезность, завышенные требования к самому себе, хронический стресс, тяжелая умственная работа, приводящая к постоянному переутомлению.       Параноидная форма шизофренииПреобладает параноидный бред: бред преследования, бред воздействия, бред величия, бредовые идеи сопровождающиеся слуховыми галлюцинациями. Другие расстройства (эмоциональные, речевые). Гебефреническая форма шизофрении Эта форма шизофрении отличается преобладанием аффективных расстройств. Нелепое и непредсказуемое поведение, часто даже манерное. Бред с галлюцинациями. Быстро нарастают негативные симптомы (социальная изоляция и дезадаптация).   Кататоническая форма шизофрении Чередующиеся нарушения двигательной сферы. Нарушения имеют полярный характер, то есть от возбуждения переходят к ступору. Ступорозные состояния могут сохраняться в течение многих дней, а потом резко сменяться возбуждением. Явления кататонии могут проявляться сноподобными состояниями с яркими галлюцинациями. Недифференцированная форма шизофрении Включает признаки параноидной, гебефренической и кататонической шизофрении. Остаточная (резидуальная) шизофрения Характеризуется преобладанием негативных симптомов в эмоциональной сфере (эмоциональная сглаженность, пассивность, снижение навыков коммуникации, заторможенность, апатия, безынициативность). Расценивается как хроническая стадия шизофрении. Простая шизофрения Эта форма отличается снижением всех видов деятельности, без предшествующих позитивных симптомов. Изначально развивается странное поведение, уплощения аффекта, снижение воли, то есть болезнь начинается с негативных симптомов.       Клиническое интервью, объективное наблюдение за поведением больного. ОБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ. Первичный осмотр врача-психиатра проводится с целью уточнения диагноза шизофрении, определения ее формы, типа течения, необходимости стационарного лечения и надзора. Назначается фармакотерапия и психосоциальное лечение СУБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ С помощью расспроса собирается субъективный анамнез (если позволяет уровень психического развития пациента) и выявляются клинические факты, определяющие психическое состояние пациента. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ Инструментальные методы исследования, наряду с клиническими и патопсихологическими данными, вносят весомый вклад в решение вопросов диагностики, подбора индивидуальной терапии, мониторинга состояния пациентов.   Тест Люшера Исследует эмоциональное состояние больного.   Тест MMPI Многопрофильное исследование личности пациента по 9 основным шкалам.   Методика незаконченных предложений Исследуется отношение пациента к себе и к окружающим.   Тест Лири Исследование своего «Я» и идеального «Я»   Тест ТАТ Исследует внутренний мир пациента, его мысли и переживания.   Шкала Карпентера Оценивает психический статус пациента. Содержит 12 признаков коррелирующих (взаимосвязанных) с шизофренией.   Шкала PANSS Оценивает позитивные и негативные симптомы шизофрении. Симптомы разделены на шкалы – позитивную, негативную и общую.       Вялость и апатия. Возникают неврозоподобные состояния - появляются страхи, тревога, колебания настроения. Поведение характеризуется дурашливостью, маньеризмом, явлениями эхолалии (повторением слов) и эхопраксии (повторением действий). Также преобладает резкий негативизм – ребенок делает все наоборот. В то же время наблюдается амбивалентность - радость резко сменяется плачем, возбуждение переходит в апатию. Игры детей приобретают примитивный и однообразный характер. Наблюдается снижение интеллекта, замедление психического развития.     Психотерапия. Когнетивно-поведенческая терапия. Особую работу необходимо проводить с родственниками и людьми, ухаживающими за больным, привлекая их к сотрудничеству в целенаправленном устранении болезненных проявлений. Следует стимулировать больных путем развития различных форм проведения досуга. В периоды стабилизации процесса или достижении ремиссии на первый план должны выступать социореабилитационные мероприятия семейной терапии, главным методом которой является психопедагогическая работа с родственниками больных, в результате которой возникает групповое взаимодействие направленное на изменение межличностных отношений в семье. Необходим правильный выбор формы и вида обучения, рода занятий, создание благоприятного климата в семье и коллективе. Помощь социального работника.  

 

Перепечина Светлана Геннадьевна

Истерические неврозы у детей

Этиология (причины и факторы заболевания) Клиника (как проявляется заболевания) Данные психологического обследования Особенности клиента (позноват.процессы, интеллект, личность, поведение, контакты с психологом, со сверстниками, семейные отношения) Тактика психокоррекционной работы
1)бессонница; 2)истеричное поведение; 3)демонстративность; 4)жалобы на сильные и частые головные боли; 5)депрессивное состояние.   1)плача и крика; 2)капризности; 3)учащенного сердцебиения; 4)головных болей; 5)потери аппетита и тошноты; 6)спазмов в животе; 7)плохого сна; 8)приступов остановки дыхания; 9)демонстративного падения и битья об пол. Психологические тесты, проводимые среди пациентов с неврозом, позволяют выявить такие признаки заболевания, как нерешительность, неуверенность в своих силах, хроническую тревогу и усталость. При этом пациент, как правило, не ставит перед собой дальнейших жизненных целей, он не нацелен на успех, не верит в него. Также нередко возникают комплексы неполноценности, касающиеся преимущественно собственной внешности и способности к общению.   жалобы на бессонницу, учащение сердцебиения, появление головных болей. Некоторые дети жалуются на тошноту, отсутствие аппетита, возникновение в животе спазмов. В редких случаях у подростков могут возникать страхи, напоминающие состояние фобического невроза, депрессия. Ребенок с истерическим неврозом может ощущать себя так, словно потерял собственное «Я», возникает чувство нереального переживания настоящего, отчужденности. Приступая к лечению невроза, психотерапевт определяет, к какой группе относится данное заболевание. Если у ребенка развилась фобия, то всегда имеются навязчивые страхи, а если диагностирован обессивный невроз, то появляются навязчивые движения, наблюдаются тики. Проявление нервных тиков не одинаково, и здесь также имеются различия, которые помогут врачу выбрать наиболее оптимальный вариант психотерапевтического воздействия. Если ребенок страдает истерическим неврозом, то можно наблюдать рыдания, истерические падения на пол, крики, и прочее. Лечение детских неврозов проводится всегда комплексно. Психотерапия заключается в том, что при невротическом состоянии ребенку предлагают нарисовать, как выглядит его страх, или просят рассказать о нем. Маленьким невротикам полезны специальные техники релаксации, или что-нибудь из физических упражнений, к примеру, плавание. Иногда психотерапевтические приемы сочетаются с гомеопатией, антидепрессантами, или даже гипнозом. В то же время известно, что нельзя рассчитывать на наличие определенных стандартных решений, их не существует. Определенная лечебная схема выбирается врачом или детским психологом, и дорабатывается с учетом особенностей состояния пациента.  

 

 

Заболевания Этиология, причины факторы заболевания Клиника (психиатрия, что происходит с пациентом) Данные психологического обследования Психологические особенности клиента Тактика психокоррекционной работы
Синдром нарушения внимания с гиперактив-ю В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития, синдром Рейе, фетальный алкогольный синдром, свинцовое отравление, однако эти предположения пока не подтверждены. Наиболее распространенные из них: - генетическая предрасположенность (наследственность); - биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности); - социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания). Ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении; неспособен надолго сосредоточиться на предмете; часто забывает то, что нужно было сделать; повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость, суетлив, неусидчив; еще больше снижено внимание в непривычных ситуациях. Гиперактивность — необязательный признак синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. У части детей двигательная активность, наоборот, снижена. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, признаки-нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. Дефицит внимания: избирательное внимание, несобран, часто теряет вещи, повышенная забывчивость, трудность с организацией своей деятельности. Гиперактивность: нусидчивость, многословие, повышенные реакции на раздражители, вспыльчивость, действует,какбудто"заведенный" ,неспособностью ждать своей очереди в играх, вмешивается в разговор или деятельность других. Методика ГуткинойН.И. Методика «Да и нет» используется для диагностики степени произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Опросник Вандербильта. Оценочный опросник, состоящий из 55 вопросов, в котором симптомы СДВГ рассматриваются как отклонения в поведении, вызывающее оппозиционное расстройство, беспокойность или депрессию, и др. Опросник Ахенбаха, применяется для оценки проблем поведения и особенностей личности. DisruptiveBehaviorRatingScale– шкала оценки отклоняющегося поведения. Этот опросник был разработан специально для оценки симптомов СДВГ. В форме для родителей содержится 41 вопрос. BRIEF – поведенческие шкалы для оценки управляющих функций. Этот опросник был разработан для фиксации проявлений в повседневном поведении дисфункции управляющих функций Методика «Да и нет» используется для диагностики степени произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Методика «Вежливость» используется для диагностики уровня произвольности детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению.   Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек. Ребенок: - неусидчив, - невнимателен, - не слушается воспитателей - невозможно уложить спать - занижена самооценка - неуравновешенность - вспыльчив - нервные тики - импульсивность - агрессивность - энурез.   Интеллект в порядке, успеваемость плохая. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. С трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Тактика психолога здесь такая же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком.Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъяснить смысл предстоящего лечения. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут.Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их должны родители. Рекомендации психолога родителям - Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся (сидя за компьютером, телевизором или планшетом), установите режим дня для него; - Не запрещайте активных действий (для ребенка естественно бегать, прыгать, шуметь и т.д.), - Если Вам тяжело справиться с гиперактивным ребенком, попросите помощи у психологов; - Попытайтесь научить ребенка не сдерживать свои эмоции, а упра<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: